Расслабление. Рассредоточение

Сосредоточение. Концентрация умственной энергии.

4. Сверхработа. Самореализация. Активная творческая де­ятельность.

Наиболее важный, бесспорно, четвертый этап. В гости при­ходят для общения, для того, чтобы решить какие-то пробле­мы. Нужны ли три предыдущих этапа? Безусловно. Это

подготовительные этапы, необходимые для вхождения в состо- яние «Сатори». Каждый этап выполняет свою самостоятель­ную роль. Каждый из этапов самостоятелен, но представляет часть целого: один из этапов в четырехэтапной системе меди­тации.

Работа с медитативными текстами помогает вам входить в состояние «Сатори».

В медитативных текстах всегда содержатся обучающие элементы. Отвечая на вопросы к медитативному тексту, вы тренируете свое состояние, свое сознание, как бы направляя их по тому пути,.по которому следует идти. Не случайно мно­гие элементы восточной психокультуры, которые мы исполь­зуем, способствуют вхождению в определенное состояние.

Ритуал чайной церемонии — не что иное, как алгоритм вхождения в состояние медитации. Это не просто чаепитие и прием пищи. Это именно ритуал, располагающий, обучаю­щий.

Мы намеренно начинаем с простого медитативного текста, с тем чтобы, когда мы перейдем к более сложным текстам (а тексты с каждым разом будут все более сложными и потребуют от вас известной подготовки), вы правильно использовали их для обучения.

УРОК 3

ВИДЕОТРЕНИНГ В СИСТЕМЕ ПАМЯТИ

Содержание урока

3.1. Теория. Эйдетизм. Синестезия.

3.2. Методические материалы к уроку 3: Методические материалы урока 1 (см.п. 1.2 урока 1). Окно мнемониста. Сло­ва МАМА, ПАПА. Рабочая матрица № 2 для тренировки па­мяти. Медитативный текст № 2 «Роза мира». Книга научно-популярного характера (Q - 200 000 зн.).

3.3. Упражнения.

3.3.1. Работа с окном мнемониста.

3.3.2. Чтение и работа с медитативным текстом №2 «Роза мира».

3.4. Выполнение ежедневного комплекса упражнений про­граммы «Сатори» (см.п. 1.4 урока 1).

3.5. Выполнение контрольного задания по уроку 3.

3.5.1. Чтение книги в режиме «Сатори».

3.5.2. Тест на запоминание фигур рабочей матрицы № 2 для тренировки памяти.

3.6. Отчет по уроку 3.

Теория

Проблема развития и тренировки памяти предполагает комплексный подход. Самое большое значение в решении этой задачи имеет визуализация мышления. Хотим напомнить, что л программе «Доминанта 2000-го года» мы с вами обсуждали эти проблемы.

В предыдущем уроке мы рассмотрели особенности работы левого и правого полушарий. Невербальное образное мышле­ние — тот вид мышления, который более продуктивен, более совершенен. Все творческие процессы совершаются именно иа этом уровне. К сожалению, есть основания предполагать, что у большинства людей активность названного вида мышления чрезвычайно мала. Наша задача — использовать средства ак­тивизации именно этой части нашего интеллекта. Мы решаем поставленную задачу, постепенно наращивая темпы, увели­чивая нагрузку на те сферы мышления, которые отвечают за невербальное образное мышление. Мы хотим познакомить вас с двумя направлениями в области визуализации мышления, которые, возможно, вам известны и роль которых в развитии и видеотренинге памяти исключительно велика, — это эйде­тизм и синестезия.

Эйдетизм — это фотографическая память. Люди, облада­ющие такой памятью, «видят» свой воспоминания так, словно мозг проецирует их на экран. Человек, обладающий эйдетиче­ским восприятием, обеспечивает мгновенную фиксацию вос­принятой картины, которая отражается у него как бы на внутреннем экране и хранится некоторое время, в течение которого происходит считывание. Образно говоря, эйдетик, воспринимая картину, например, мандалу, удерживает ее иа уровне иконической памяти. А затем можно представить себе (механизм этого процесса пока неясен), что появляется как бы внутренний луч, который сканирует эту картину и отправляет ее сразу в долговременную память. Так кратко можно изло­жить механизм эйдетической памяти.

Можно ли развивать эйдетическую память или нужно ро­диться эйдетиком? Однозначного ответа на этот вопрос сегод­ня нет. Существует мнение ученых, что эйдетизм в зрелом возрасте есть состояние, близкое к патологии, хотя 90 % детей в возрасте 10—12 лет обладают эйдетическим восприятием. Это было замечено чрезвычайно давно. Многолетние наблю­дения доказывают справедливость данного факта. Представь­те себе такую ситуацию: средняя школа, 4 класс. Ученик Петя Васечкин сидит за партой, пытаясь скрыть волнение: как бы не вызвали. И вдруг, о ужас, учитель называет его фамилию. Бросив последний взгляд на страницу раскрытого учебника,Петя Васечкии идет к доске. И здесь происходит чудо. Слово в слово он воспроизводит страницу учебника. При этом он как бы видит внутренним взором всю страницу целиком, включая знаки препинания. Учитель в восторге и ставит ученику 5. Ученик также чрезвычайно доволен. Подобные факты очень часто имеют место в этом возрасте, хотя здесь еще должно присутствовать определенное состояние — своего рода стресс, который как бы стимулирует способности к эйдетическому восприятию.

Можно ли развивать в себе такое восприятие? Конечно, можно. Мы ставим перся собой эту задачу и решаем ее, работая с окном мнемониста.Видеотренинг памяти представляет собой визуализацию предметов, изображений, текстов. Не случайно вы постоянно слышите в сеансе медитадии:«Я вижу текст», «я вхожу в него», «Я сливаюсь с ним». Что значит «видеть текст»? Каждый из вас сам решает эту задачу. Способности человека к восприятию текста обнаруживаются не в пассивном запоми­нании, а в творческом, активном восприятии и затем в воспро­изведении исходного текста в любое время. Надо развивать культуру визуального мышления. Основным вместилищем зрительных образов является правое полушарие. Именно оно «отвечает» за образное восприятие информации. Зрительное образное восприятие текстов активизирует работу правого полушария, а значит, способствует повышению творческой деятельности. Следовательно, нужно активно включать в ра­боту правое полушарие.

Те упражнения, которые мы предлагаем вам для трениров­ки памяти, как раз решают эту задачу. Эйдетическое воспри­ятие, конечно, замечательная вещь, можно развить у себя способность к нему, но до определенных пределов. Здесь мы опять считаем своим долгом повторить предупреждение — не превращайте свои тренировки в идефикс (навязчивую идею). Мера необходима во всем, не случайно мы во всех упражнени­ях даем рекомендации по периодичности (цикличности) уп­ражнений, т.е. дозируем их.

Хотим отметить, что в программе «Сатори» мы не исчерпа­ли всех средств обучения и всего инструментария, это задача следующей ступени нашей Комплексной программы. В про­грамме «Ультра-Рапид» есть специальные упражнения, кото­рые решают задачу развития эйдетического восприятия. Программа «Сатори» является как бы подготовительной для поднятия культуры визуального мышления. К сожалению, для нашего века научно-технического прогресса характерно отсутствие культуры визуального мышления. Почему созда­вались изумительные художественные произведения, скульп­туры в эпоху Возрождения? Не потому, что люди были более способными, а потому, что существовал культ визуального мышления, когда человек с раннего возраста обучался видеть и создавать красоту. Сегодня обучают чему угодно, но только не этому. Нужно вернуться к древним истокам, и сделать это можно, закладывая основы визуальной культуры в самом ран­нем возрасте.

Синестезия — это совместное чувство, одновременное ощущение — явление, состоящее в том, что какой-либо раз­дражитель, действуя на соответствующий орган чувств, вызы­вает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.

Наиболее распространенным проявлением синестезии яв­ляется так называемый цветной слух, при котором звук наря­ду со звуковым ощущением вызывает и цветовое. Цветовой слух наблюдался у композитора А.Н.Скрябина, который обла­дал очень развитой синестезией. У Скрябина каждый звук имел определенную окраску, ему принадлежит идея цветому­зыки.

Можно вспомнить выдающегося мнемониста Шерешевского,который, проходя мимо забора, мог сказать про него: «Он такой шершавый, такой горький на вкус». Можно себе пред­ставить, как развита была синестезия у этого человека — и осязательные, и вкусовые ощущения.

По своей природе синестезия, по-видимому, представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов: визуализация слышимого — цвет — звук; осязание — вкус и др. У многих людей, например, желто-оранжевый цвет вызывает ощуще­ние тепла, а сине-зеленый — ощущение холода, и т д.

Что из всего этого следует? Когда мы говорим об активиза­ции процессов нашего мышления и памяти, нужно как можно больше средств привлекать для активизации процесса воспри­ятия. Вот почему, воспринимая текст, вы должны видеть, слы­шать, осязать, ощущать, чувствовать запахи, иметь вкусовые ощущения, т.е. задействовать все пять органов наших чувств. Чем больше различных компонентов будет вовлечено в про­цесс запоминания, в процесс восприятия текста, тем глубже , полнее и эффективнее будет процесс восприятия и воспроиз­водства, т.е. степень развития нашей памяти. Мы, к сожале­нию, очень пассивны в созерцании. Не случайно многие специалисты говорят:«Мы смотрим, но не видим». Так давайте же учиться видеть, давайте, воспринимая, учиться сознатель­но воздействовать на пять органов наших чувств. И делать это тогда, когда нам действительно нужно. Результатом будет бо­лее глубокое и продуктивное восприятие, последующее запо­минание и понимание того, что мы воспринимаем. Развитию синестезии способствует чтение и работа с медитативными текстами, такими, как, например, медитативный текст № 2 «Роза мира».

Наши рекомендации