Семинар 3. Консультирование отдельных категорий детей и подростков

План семинарских занятий по курсу

«Психологическое консультирование детей и подростков группы риска»

Для студентов заочного отделения, обучающихся по направлению

Психолого-педагогическое образование

(Профиль подготовки - Психология и социальная педагогика)

Курс 5, 6 сессии

Сессия

Семинар 1. Виды психологического консультирования

1. Специфика семейного консультирования (консультирование семьи).

2. Психологическое профессиональное консультирование подростков и старшеклассников.

3. Групповое консультирование детей и подростков.

4. Консультативная переписка (скрибо-терапия). Интернет-консультирование.

5. Особенности телефонного консультирования детей и подростков.

Литература.

1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое кон­сультирование. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999, с. 33-84.

2. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи. Гриф УМО по классическому университетскому образованию. Автор - Издатель - Ось-89, 2008. - 400с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособ. для студ.вузов/Э.Ф. Зеер .-М.; Екатеринбург: Академический Проект: Деловая книга, 2003, с. 285-318.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие для ВУЗов: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений Рек-но УМО / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; По ред. Е.Г. Силяевой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192с.

5. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. - М., 1998, с. 64-70.

6. Усатова О.Н. Экстренное психологическое консультирование по телефону. (электронный ресурс) - www.koob.ru

Семинар 2. Психологическое консультирование по возрастам

1. Психологическое консультирование родителей по вопросам развития младенцев и детей раненого возраста.

2. Психологическое консультирование родителей по проблемам дошкольного возраста.

3. Психологическое консультирование по проблемам готовности к обучению в школе.

4. Психологическое консультирование по проблемам младшего школьника.

5. Психологическое консультирование подростков и их родителей.

6. Психологическое консультирование старшеклассников и их родителей.

Основная литература.

1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб пособие для студ. высших учеб. заведений. Рек-но УМО / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: издательский центр «Академия», 2012.

2. Лысенко Е.М. Индивидуальное психологическое консультирование: крат. курс. лекций / Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006.

3. Лысенко Е.М. Групповое психологическое консультирование: крат. курс. лекций / Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006.

4. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студентов вузов, обуч. по спец."Психология" Рек-но МО / Р.С.Немов.-М.: ВЛАДОС, 2001.

5. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: учебное пособие. Рек-ноУМО. – СПб.: Питер, 2008.

6. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Рек-но УМО. – М.: Издательский центр «Академия»., 2012.

7. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ольга Владимировна Хухлаева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

1.

Семинар 3. Консультирование отдельных категорий детей и подростков

1. Консультирование детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

2. Консультирование агрессивных детей и подростков.

3. Консультирование по проблеме детских страхов.

4. Консультирование тревожных детей и подростков.

5. Консультирование детей и подростков с неадекватной самооценкой и неуверенностью в себе.

6. Консультирование застенчивых и замкнутых детей и подростков.

Основная литература.

1.Монина Г. Б.Психологическое консультирование детей и подростков: учебник. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011.-210с.

2. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб пособие для студ. психол. фак. университетов (Рек-но УМО). – М.: Издательский центр «Академия», 2009, с. 207-258.

3. Практическая психология образования: Учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец.031000 "Педагогика и психология"/ И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Н.И.Гуткина и др.; Под ред.И.В.Дубровиной.-4-е изд., перераб.и доп .- СПб.: Питер, 2008, с. 353-357, 223-228, 311-318, 336-352.

Дополнительная литература

Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ольга Владимировна Хухлаева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011, с. 69-85.

Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Психологические проблемы нормального детства. Издание второе . Тематическое приложение к «Журналу практического психолога» за первое полугодие 1998 года. – Москва, 1998, с. 106-110.

Зимбардо Ф., Рэдл Ш. Застенчивый ребенок/Ф.Зимбардо,Ш.Рэдл;Пер.с англ.Е. Долинской.-М.:Астрель:АСТ,2005.-296с.

Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. Сред. пед. учеб. заведений / Под. Ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 208-253.

Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. Сред. спец. Учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 191-235, 281-309.

Прихожан А.М. Психология тревожности: Дошкольный и школьный возраст/А.М. Прихожан.-2-е изд.-СПб.:Питер,2009.-192с. К кн. прилаг. CD

Шишова Т.Л. Страхи-это серьезно:Как помочь ребенку избавиться от страхов/Т.Л. 9. Шишова.-М.:Изд. дом"Искатель",1997 .-94с.-(Эмоционально развивающие игры и задания).

Шилова Т.Л. Застенчивый невидимка: Как преодолеть детскую застенчивость. -М.: Изд. дом"Искатель",1997 .-94с .-(Эмоционально развивающие игры и задания).

Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности:Учеб.пособие для спец.и дилетантов/Г. Э. Бреслав.-СПб.:Речь,2006.-138с.-(Психологическая помощь).

Лаут Г.В. и др. Коррекция поведения детей и подростков: Практич.руководство:Пер.с нем./Г.В.Лаут,У.Б.Брак,Ф.Линдеркамп.-М.:Академия.Т.1:Стратегия и методы.-2005.-224с.

Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. – М., 1997.

Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 160 с.

Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М. -Воронеж, 1996.

Славина Л.С. Трудные дети: Избран.психолог.труды / Л.С.Славина; Под ред.В.Э.Чудновского;РАО;МПСИ.-М.;Воронеж:МПСИ:МПО"МОДЕК",2006.-492с.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология,патогенез,клиника,течение, прогноз, терапия, организация помощи:Эксперт.доклад/Науч.ред.Н.Н. Заваденко,Е.Л.Григоренко.-М.:CAF Россия,2007.-64с.:ил.

Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью:Диагностика,коррекция и практич.рекоменд. родителям и педагогам/А.Л.Сиротюк.-М.:Сфера,2002.-125с. :ил .-(Практическая психология).

Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Мн.: Ильин В.П., 1996. – 192с.

6 сессия (летом)

Наши рекомендации