Методология ведической астрологии 1 страница

СОДЕРЖАНИЕ

Об этой книге 6

Предисловие к новому изданию 10

ЧАСТЬ I

ВЕДИЧЕСКОЕ МИРОСОЗЕРЦАНИЕ

1. Новый взгляд на астрологию 18

2. Астрология Востока и астрология Запада 44

3. Юги — мировые эпохи 58

ЧАСТЬ il

МЕТОДОЛОГИЯ ВЕДИЧЕСКОЙ АСТРОЛОГИИ

4. Планеты 73

5. Характеристики планет 85

6. Знаки зодиака 125

7. Дома 157

8. Управители домов 186

9. Аспекты планет и йоги 204

10. Карты гармоник 225

11. Планетные периоды: развертка планетных энергий во времени ... 240

Часть III

АСТРОЛОГИЯ, ЦЕЛИТЕЛЬСТВО И ТРАНСФОРМАЦИЯ

12. Аюрведа и медицинская астрология 253

13. Астрология и психология 261

14. Целительные средства 273

15. Поклонение планетам 309

Часть IV

ОБРАЗЦЫ АСТРОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ

16. Ведическая астрология на практике 319

ПРИЛОЖЕНИЯ

Словарь санскритских терминов 358

Словарь терминов западной астрологии 363

Библиография 365

Алфавитный указатель 366

Справочник ресурсов ведической астрологии 382

Методология ведической астрологии 1 страница - student2.ru

Новое издание этой книги я хотел бы посвятить доктору Раману, который недавно скончался в возрасте 86 лет у себя дома в Бангалоре (Индия). Его уход — это конец эпохи.

Да достанет нам проницательности и настойчивости, чтобы продолжить дело возрождения ведической астрологии в современном мире — дело, во главе которого большую часть века стоял д-р Раман!

Пусть воистину расцветет ведическая астрология мудростью и милостью учителей столь великих, и да придут все люди мира вкусить от ее щедрот!

Давид Фроули (Вамадева Шастри)

Санта-Фе, Нью-Мексико

16 января 1999 года

С чувством глубокой ответственности пишу я эти строки — предисловие к последнему изданию «Астрологии провидцев» д-ра Давида Фроули, долгожданному и чрезвычайно содержательному труду, расширившему круг западной литературы по джьотишу[1]. Д-р Фроули — один из тех редких ученых, которые, будучи выходцами с Запада, смогли, тем не менее, проникнуться духом Востока вообще и в первую очередь духом Индии. Это преимущество позволило ему избежать неуместного заигрывания с духом науки и представить джьотиш таким, каков он и должен быть.

Джьотиш (индийская астрология), которому посвящена эта книга, — один из величайших даров, которые Индия преподнесла всему человечеству. Но на Западе джьотиш оставался малоизвестным вплоть до 50-х годов XX века, несмотря на то что возраст его составляет по меньшей мере 7000 лет и он давно уже стал неотъемлемой частью индийской культуры и жизни в целом.

Впервые англоязычная публика познакомилась с джьотишем в 90-х годах XIX столетия — через журнал «Астролождикал Мэгэ- зин», который начал в то время издавать мой прапрадед, профессор Сурьянараин Рао, а также благодаря нескольким его книгам на эту тему. К сожалению, вскоре «Астролоджикал Мэгэзин» перестал выходить, и только в 1936 году мой отец, д-р Б.В. Раман, возобновил его публикацию и сделал его доступным для читателей всего мира.

Благодаря д-ру Раману «Астролоджикал Мэгэзин» стал уникальным в своем роде изданием, самым достоверным и содержательным в мире журналом по джьотишу. Оставаясь единственным и бессменным его редактором на протяжении 62 лет, д-р Раман поставил рекорд, который до сих пор не удалось побить ни одному редактору периодического издания. На страницах «Астролоджикал Мэгэзин» он успешно состыковал астрологию с целым рядом других дисциплин, продемонстрировал ее значимость для современного мира и тем самым привлек к джьотишу внимание западной публики.

С той поры интерес к индийской астрологии стал развиваться и идти вперед семимильными шагами, благодаря чему, в частности, появилась целая плеяда высокообразованных специалистов в этой области, и д-р Давид Фроули — несомненно один из самых выдающихся среди них. В Индии он более известен как автор исторической монографии, посвященной опровержению теории арийского вторжения, которую выдвинули востоковеды и историки в колониальный период. Но в западном мире д-ра Фроули лучше знают как опытного мастера джьотиша и аюрведы. Ему выпала возможность несколько раз встретиться с д-ром Раманом и побеседовать на темы индийской астрологии и культуры. Ему он- и посвятил новое издание своей книги. .

Будучи знатоком Ригведы и ведической астрономии, д-р Фроули также основательно изучил родственную ей астрологическую науку. Ведическая астрология, или джьотиш, — это не просто самодостаточная дисциплина: это неотъемлемая составная часть индийской культуры и жизни в целом, пронизывающая самые основы повседневной деятельности человека — мирской и духовной, финансовой, интеллектуальной и семейной. Она затрагивает все слагаемые жизни индивидуума в обществе, к которому он принадлежит. В этой книге д-ру Фроули удается преподнести читателям не только букву, но и подлинный дух индийской астрологии. «Астрология провидцев» — это, собственно, и есть путешествие в глубины духа астрологии, раскрывающее перед читателями (особенно теми, кто родился и вырос в традициях, безмерно далеких от индийской культуры и образа мысли) огромный новый мир, в картину которого вписаны не только движения небесных тел, но и жизненный опыт человека, пребывающего на земле в состоянии бодрствования.

Фроули рассматривает астрологию как «способ преобразовать всю вселенную в некий символ, в особый язык, служащий развитию души». Исходя из этой позиции, он с удивительной ясностью демонстрирует, как с помощью джьотиша человек может развивать все более почтительное отношение к своему «Я» и шаг за шагом продвигаться в сторону Самореализации на путях земного странствия.

Что такое индийская астрология: учение о причинно-следственных связях либо о корреляциях между человеком и планетами — или же язык звезд как некое священное писание, воплотившее в себе всепроникающее, всеразрушающее Время: прошлое, настоящее и будущее? Этот вопрос останется пока без ответа и по-прежнему будет смущать и озадачивать умы мыслителей. Однако не подлежит сомнению, что джьотиш творит благое дело, помогая нам достигать тех четырех жизненных целей, на которые указали великие риши Индии. Эти цели — дхарма (обязательства, связывающие человека с другими людьми и с обществом в целом), артха (зарабатывание денег), кама (удовлетворение физических потребностей дозволенными способами) и мокша освобождение). Любая деятельность человека направлена на достижение одной или нескольких из этих целей; астрология же позволяет нам приближаться к ним сознательно и систематически.

Величайшая из потерь современной цивилизации, где во главу угла поставлены артха и кама в ущерб дхарме и мокше, состоит в утрате душевного покоя и человечности. Понимание джьотиша способствует восстановлению гармонии и пробуждает в нас сострадание к ближнему, учит нас прощать людям их ошибки и недостатки. Ведь с точки зрения ведической астрологии, чужие недостатки, от которых мы страдаем, — это не более чем следствия наших собственных прошлых деяний (карма), а следовательно, винить за них мы можем только самих себя. Сознание кармической «подотчетности» способно удерживать нас от неправильных поступков и побуждать к поступкам правильным. А опытному ведическому астрологу не составит труда распознать по карте рождения, в чем именно состоит эта «подотчетность».

Опираясь на философию, дошедшую до нас через века от древнеиндийских риши (провидцев), Фроули последовательно излагает методы джьотиша, продвигаясь от самых первых шагов — правил расчета астрологической карты — ко все более увлекательным подробностям интерпретации различных элементов гороскопа: планет с их свойствами и характеристиками, зодиакальных знаков, накшатр, домов и йог (последние представляют собой уникальную особенность индийской астрологии), — после чего переходит к рассмотрению карт гармоник, даш и бхукти. Затем, как и подобает специалисту по восточной медицине и, в частности, по аюрведе, Фроули приступает к медицинской астрологии, рассуждая о темпераментах и заболеваниях, о конституции и психологии человека.

Астрология — это одна из Ведант[2], а потому постичь джьотиш вне его духовной составляющей невозможно. И в том, что касается рассмотрения духовных факторов гороскопа, Фроули, будучи сад- хакой( искателем духовной истины) с многолетним опытом, поднимается до истинных высот. Кроме того, он уделяет внимание целительным средствам, таким, как драгоценные камни, цвета и мантры, а также указывает способы смягчить планетные энергии и заручиться благосклонностью планетных божеств. И, в завершение, он анализирует 18 гороскопов, демонстрируя на примерах, как работают основные принципы ведической астрологии.

Мастерство и легкость, с которыми д-р Давид Фроули представляет основы джьотиша, и его способность живо преподнести даже сухой специальный материал позволяют ему без труда увлечь душу и разум западного читателя в путешествие к небесным тайнам

отношений между человеком и окружающей его вселенной. «Астрология провидцев» — не только прекрасное введение в индийскую ведическую астрологию, но и богатейший кладезь сведений по этому предмету.

Гаятри Деви Васудев «Раман Пабликейшиз» «Астролоджикал Мэгэзин» «Шри Раджесвари», 28 (Нагаппа-Стрит), Неру-Сёркл, Сешадрипурам, Бангалор 560 020 ИНДИЯ

Переработка старого издания — занятие плодотворное. Прежде всего, можно исправить ошибки, вкравшиеся в предыдущую редакцию (подчас задаешься вопросом: «Неужели я и вправду мог такое сказать?»). Во-вторых, появляется возможность улучшить стиль. В-третьих — и, пожалуй, в-главных — получаешь шанс дополнить книгу новым материалом, что в быстро развивающейся области может быть немаловажно.

За десять лет, истекшие с момента написания этой книги, ведическая астрология проделала долгий путь. В то время на Западе не публиковалось никаких работ на эту тему, кроме одной-един- ственной книги — «Древняя индийская астрология для современного западного астролога» Джеймса Брахи , а из астрологических компьютерных программ, ориентированных на ведическую систему, почерпнуть информации можно было не так уж много. По существу, на Западе еще не существовало аудитории, способной профессионально заинтерсоваться ведической астрологией. Я адресовал свою книгу двум группам потенциальных читателей: во- первых, тем западным астрологам, которые готовы были проявить интерес к альтернативной астрологической системе, а во-вторых, последователям индийских гуру и приверженцам их учения, которых могла бы увлечь астрологическая сторона этой традиции. Книга нашла своих читателей среди обеих групп, но, пожалуй, больше привлекла вторую. .

Сейчас, как и тогда, эта книга призвана послужить общим, но в своем роде исчерпывающим введением в предмет ведической астрологии. Она не только рассчитана на то, чтобы пробудить в читателе энтузиазм, но и содержит ряд специальных сведений. С другой стороны, эту работу нельзя назвать чисто техническим руководством для продвинутых астрологов: я постарался сделать ее вполне доступной и для читателя, чей опыт в данной области небогат.

* Braha J. Ancient Hindu Astrology for the Modern Western Astrologer. Рус. пер.: Браха, Джеймс. Древняя индийская астрология для современных астрологов. М.: Когелет, 2001. (Прим, перев.)

Надеюсь, что, переработав и дополнив эту книгу для второго издания, я сумел внести в нее большую ясность и охватить несколько новых тем. В результате получился учебник по ведической астрологии, ориентированный на достаточно широкий круг читателей от новичков до астрологов среднего уровня — и подготавливающий заинтересованную публику к более глубокому исследованию этой обширной астрологической системы.

Изучать ведическую астрологию я начал в 1973 году. Несколькими годами раньше, открыв для себя книгу Шри Ауробиндо о Ведах, я стал, если можно так выразиться, «человеком Вед», то есть увидел в Ведах высшую мудрость. Западную астрологию я тоже изучал, однако установка на ведическое знание и детское увлечение телескопами заставили меня отдать предпочтение зодиаку, основанному на неподвижных звездах, и избрать своей специализацией именно ведическую систему. Время от времени применять эту систему на практике я начал с 1975 года; переход от западной астрологии к ведической я совершал постепенно.

В конце 70-х — начале 80-х годов я провел серию исследований в области Вед, а также Упанишад(духовного наследия ведических дисциплин), тексты которых вышли в свет в Индии при поддержке М.П. Пандита, бывшего в то время секретарем ашрама Шри Ауробиндо. В 1984 году, в период совместного с Васантом Ладом преподавания аюрведы по разработанной им программе, я набрал свой первый семинар по ведической астрологии — преимущественно из студентов, изучавших аюрведу. Хотя все ученики (а возможно, и учитель тоже) находились тогда на довольно низком уровне подготовки, все же начало было положено. Воодушевившись этим, я решил составить цикл лекций для заочного обучения — и в 1986 году открыл заочные курсы. Этот цикл лекций и лег в основу настоящей книги, которая впервые увидела свет в конце 1990 года и, в свою очередь, послужила толчком к дополнению и более подробной разработке лекционного курса.

Круг специалистов в области ведической астрологии начал складываться на Западе только к 1992 году, чему в немалой степени способствовал первый в США симпозиум по ведической астрологии, в подготовке которого я участвовал наряду с Деннисом Харнессом и Стивеном Куонгом. Это мероприятие удостоил своим присутствием и благословением сам д-р Б.В. Раман — по всеобщему признанию, величайший индийский астролог XX века, который и в дальнейшем вместе со всей своей семьей оказывал нам надежную и верную поддержку.

Благодаря этому в 1993 году, на втором симпозиуме, состоялось открытие АСВА — Американского совета по ведической астрологии, который к настоящему времени уже превратился в солидную организацию, насчитывающую около четырехсот членов и охватившую, пожалуй, большинство американских специалистов по ведической астрологии. Это можно считать большим достижением — учитывая, что представители таких смежных областей, как, например, аюрведа, до сих пор не создали в США своей организации. АСВА поддерживает тесные связи с ИСАН (Индийским советом по астрологическим наукам) — крупнейшей в Индии организацией ведических астрологов, во главе которой стоял д-р Раман.

За десятилетний период, истекший со времени первой публикации этой книги, я часто бывал в Индии и общался там со множеством астрологов. Ведическая астрология не просто живет в Индии по сей день, а процветает и переживает настоящую эпоху ренессанса. Встречается много шарлатанов, но вместе с тем есть немало серьезных астрологов, выпускающих хорошие книги и проводящих важные исследования.

Между тем многие ведические астрологи благодаря форуму, проведенному по инициативе участников симпозиумов АСВА, приехали из Индии в США и стали здесь преподавать. Несколько индийских специалистов написали книги по ведической астрологии, рассчитанные именно на западную или англоязычную публику. Перечень англоязычных индийских изданий на эту тему существенно пополнился, возрос и качественный уровень литературы.

В настоящее время сообщество ведических астрологов на Западе стремительно расширяется. По уровню опыта и мастерства эти специалисты уже приближаются к ведическим астрологам Индии. Все эти факты свидетельствуют о том, что ренессанс ведической астрологии продолжается и обретает общемировые масштабы. Я несказанно счастлив, что это происходит в наши дни и что в грядущие годы эта тенденция, без сомнения, будет только набирать силу.

Я хотел бы поблагодарить д-ра Б.В. Рамана и Чакрапани Улла- ла, вдохновлявших и поддерживавших меня в занятиях астрологией. Кроме того, особую благодарность я хотел бы выразить Деннису Харнессу, чьими усилиями был создан АСВА и без которого это сообщество ведических астрологов на Западе, возможно, не сложилось бы никогда.

Также я хотел бы высказать признательность Кену Джонсону, отредактировавшему не только рукопись этой книги, но и несколько других серьезных текстов по ведической астрологии; английскую художницу Джейн Адамс, предоставившую прекрасные оригинальные иллюстрации к образам планетных божеств; и Роббена Хиксона из «Пэссидж-Пресс», который десять лет назад выпустил в свет первое издание этой книги.

МИРОСОЗЕРЦАНИЕ

Методология ведической астрологии 1 страница - student2.ru

Солнце

Стоящий на лотосе, осиянный блеском красного лотоса, о двух руках и с лотосом в руке, создатель дня, учитель мира, восседающий на коне о семи головах, с драгоценным рубином в венце головы, дарующий блага жестом руки своей, — да ниспосылает нам Божественный Владыка Солнце мир во веки веков.

ГИМН ПЛАНЕТАМ, сложенный Вьясой

L Я склоняюсь пред Солнцем, блеском своим подобным красному цветку гибискуса, пред владеющим даром восприятия и лучезарно сияющим, пред гонителем тьмы, истребляющим все пороки, пред создателем дня. :

2. Я склоняюсь пред Луной, цветом своим подобным творогу, жемчужной раковине или снегу, пред восставшим из океана молока, пред тем, кого Шива носит в венце головы своей как главную драгоценность.

3. Я склоняюсь пред Марсом, рожденным из чрева Земли и сиянием своим подобным прекрасному блеску молнии, пред Божественным юношей, несущим в руке копье.

4. Я склоняюсь пред Меркурием, темным, словно цветок принту, пред тем, чьи формы несравненны, пред многоумным сыном Луны, одаренным кротостью нрава.

5. Я склоняюсь пред Юпитером, учителем Богов и провидцев, блистанием своим подобным блеску золота, пред одаренным мудростью, пред повелителем трех миров.

6. Я склоняюсь пред Венерой, сверканием своим подобным снежной шапке горы, пред верховным наставником демонов, толкователем всех писаний.

7. Я склоняюсь пред Сатурном, цвет коего — темно-синий, пред рожденным на свет прежде Бога смерти, пред сыном Солнца и

Тени.

8. Я склоняюсь пред Раху, пред полутелым, доблесть коего велика, пред беспощадным преследователем Солнца и Луны, рожденным из львиного чрева.

9. Я склоняюсь пред Кету, голова коего — звезды и планеты, пред тем, чей темный блеск подобен цветку палаша, а нрав свиреп и ужасен.

Новый ВЗГЛЯД НА АСТРОЛОГИЮ

Астрология — это исконная наука, самобытная система знаний, созданная людьми на заре времен. Астрология легла в основу древнейших космологических учений, с помощью которых наши предки постигали структуру и законы движения вселенной. Астрология была наукой о судьбе, служившей для истолкования земных событий, истоки которых помещались на небесах. И в то же время астрология являлась не только древнейшей и главнейшей из наук о внешнем мире, но и важнейшей из наук духовных, обращенных к миру внутреннему.

Астрология изучает космические истоки сил и влияний, проявляющихся во всех без исключения областях человеческой деятельности. В этом отношении астрологическое миросозерцание опередило достижения всех других наук. Обучая нас языку космических энергий, астрология помогает постигать все сферы жизни. К примеру, древние медицинские системы — такие, как индийская аюр- веда или древнегреческая медицина, — уделяли астрологическим факторам огромное внимание. В основе йогической практики лежит балансировка солнечной и лунной сил в человеческом теле.

Астрология была краеугольным камнем всех духовных культур древности — Египта и Вавилона, Индии, Китая и Мезоамерики. На ней зиждилось социальное устройство этих государств, о чем свидетельствуют, в числе прочего, царские династии, возводящие свою родословную к Солнцу и Луне. Астрология была исконной физической, психологической и медицинской дисциплиной. Поэтому на основе того, какая астрологическая система принята в данной культуре, можно судить о степени развития этой культуры и об отношениях ее со внешним миром.

Без астрологии, то есть без понимания того, какую роль играет в нашей жизни движение небесных тел, немыслимо целостное, интегральное знание о мире. Без нее мы не сможем ни постичь, что объединяет нас с мирозданием, ни отвратить от себя негативные

воздействия космических сил, ни привлечь в свою жизнь благотворные энергии космоса. Наши отношения со звездами — это зеркало наших отношений с космосом в целом, и в них заключена разгадка тайн нашей души и наше внутреннего «Я». Всякая культура, в которой астрология не получила развития, лишается доступа к высшему знанию и теряет контакт со вселенной.

В этом смысле современную культуру, безусловно, следует назвать ущербной. Несмотря на то что познаниями в области астрономии мы далеко превзошли все предшествующие цивилизации, без астрологии эти знания — все равно что тело без души. Священные силы космоса мы низвел и до примитивного уровня чисел и химических реакций. Такая установка — свидетельство утраты истинной восприимчивости кжизни. Она сродни попыткам свести человеческую личность к физическим параметрам вроде роста и веса или оценить великое живописное полотно по химическому составу красок. Эта ограниченная форма знания никогда не позволит нам понять, кто мы такие на самом деле и что в действительности представляет собой вселенная.

Мы гордимся достижениями современной науки в области технологии, однако к познанию Божественного присутствия во всем сущем эта наука не приблизилась ни на шаг. Люди древности, опираясь на астрологию и другие подобные ей науки, далеко опередили нас в постижении души, и если мы хотим по-настоящему продвинуться вперед в своем развитии, нам придется вернуться назад и принять их подход. Современный человек отказывается даже причислить астрологию к наукам — на том основании, что она видит в объектах изучения не только форму, но и дух. Однако если вселенная и впрямь обладает сознанием (а многие физики уже не исключают такую возможность), то наука обязана признать духовную сторону вещей. И тогда астрология должна получить законное место в ряду наук о сознании, — да и как вообще можно говорить о науке или об истине, не принимая в расчет сознание?

Чтобы взошла наконец заря новой духовной эры, необходимо вернуть астрологию на подобающее ей место — на передовые рубежи познания. Без установления контакта с великой космической сущностью человечества переход к высшей эпохе невозможен, а посредниками.в таком контакте служат звезды. Но для того, чтобы достичь этой цели, астрологию необходимо применять на гораздо более глубоком уровне, чем тот, до которого обыкновенно доходит ее понимание. Отвергнув астрологию, мы сделали ее поверхностной. Она не получает и малой толики того внимания, которого заслуживает, и почти перестала служить плодотворным полем исследований. Попытка возродить астрологию может стать одним из важнейших достижений нашего времени, •— если, конечно, нам достанет дальновидности предпринять ее. От души надеюсь, что за эту задачу возьмутся люди, наделенные в равной мере интеллектом и интуицией, ибо для ее выполнения потребуется и то, и другое.

Наука о времени (Кала-Видья)

Время — это изначальная сила, правящая вселенной. Все сущее рождается во времени. Само мироздание есть время; сотворение и разрушение вселенной присутствуют в настоящем в каждый данный момент времени. Законы времени организуют все сущее. Следовательно, благоговейный трепет перед временем — это вовсе не предрассудок. Все мы замираем в удивлении перед чудом рождения, и все мы страшимся смерти. А ведь и то, и другое — формы преклонения перед временем. Все мы ценим и считаем мгновения своей жизни. Все мы хотим жить вечно. Время — это среда, в которой мы живем. Ритм времени — дни и времена года, месяцы и годы — основа всех наших действий.

Время — великий Бог, правящий космосом. Великое Время, Махакала, есть Великий Бог Махадева, Шива как трансцендентный Владыка сущего. Сила времени, Махакали, — его супруга, Великая Богиня Махашакти, верховная Власть. Время — это Божественное дыхание, творящее, поддерживающее и разрушающее жизнь и форму вселенной. Время — это танец великого Бога, исполненный красоты и ужаса Великой Богини.

Все боги суть, прежде всего, олицетворения времени. Главные боги времени — Солнце, Луна и планеты: это они управляют движением времени в Солнечной системе. В планетах отражены силы космического разума, правящего всем сущим при посредстве силы времени.

С точки зрения современной науки, время — это не какой-то пустой континуум, служащий внешним обрамлением событий. Оно представлет собой силовое поле, зависящее от силы тяготения находящихся в нем объектов, главными из которых — для нас, людей.

живущих на Земле, — являются Солнце и планеты. Планеты обладают мощными магнитными полями. Планеты — это светящиеся узлы обширной энергосети, сотканной из тонких силовых линий и связующей всю Солнечную систему в единый организм. И несмотря на то что планеты кажутся очень далекими от нас. их энергетические поля достигают Земли и влияют на структуры земной жизни, в том числе и на наши с вами тела и души.

Согласно древним провидцам, время имеет свой ритм и не может быть представлено в виде однородной прямой. Время — это река жизни, течение которой подчиняется музыке сфер. Оно порождает план материальных проявлений, объективирующийся в виде пространства. Время порождает, поддерживает и разрушает все вещи, которые суть лишь волны в его потоке, захлестывающем вечность.

Каждая планета, движущаяся по своей орбите, вбирает и испускает энергию. Каждая планета — это передатчик энергии с определенной длиной волны, необходимой для поддержания порядка в Солнечной системе. Излучения планет образуют непрерывно меняющиеся энергетические структуры, из которых сплетается ткань жизни и всего творения.

От движения планет зависит качество различных фаз, в которые мы вступаем на протяжении жизни. Движение планет поддерживает те силы, которые правят игрой нашего земного существования. Земля в своем вращении вокруг оси создает сутки. Луна в своем обращении по орбите вокруг Земли формирует месяц. Солнце как центр орбиты, по которой движется Земля, творит год. Обращение Сатурна вокруг Солнца определяет космический месяц продолжительностью в тридцать лет.

Великие циклы времени — юги, каждая из которых охватывает много тысячелетий, — подчиняются законам планетных соединений. В них отражается движение Солнца относительно других звезд или вокруг центра Галактики. Каждый временной цикл — элемент другого, большего цикла: великая спираль творения уходит в бесконечность. И жизнь всей вселенной — это всего лишь один день в жизни Владыки Творения, Того, Кто опочиет ночью на груди Несо- творенного.

Каждый момент времени обладает своим особым качеством. С силами, действующими в каждый данный момент, связана определенная карма, или судьба, или синхронность. Все, что происходит в тот или иной конкретный момент, неизбежно несет на себе окраску этого момента. А значит, по моменту нашего рождения можно прочесть структуру всей нашей жизни — точно так же, как по крошечному семечку можно узнать природу дерева, которое из него вырастет.

Сходным образом от момента, в который мы начинаем какое- либо дело (к примеру, вступаем в брак), зависит то, как это предприятие будет развиваться. В каждый данный момент времени вся вселенная говорит с нами через согласованность событий нашей жизни с событиями жизни космической, указывая нам структуру того, чем мы должны быть. В этом смысле жизнь — открытая книга. Но чтобы эта книга принесла нам пользу, нужно научиться читать ее. Книга жизни есть книга времени, а значит, и книга звезд.

Будучи владыками времени, планеты — это также владыки кармы (судьбы). Они указывают нам на космические энергии, которые мы развиваем в ходе своей жизни, и уровень, на котором совершается это развитие. Они указывают нам силы, воздействию которых мы подвержены и которые могут нанести нам вред. Все мы живем в океане космических влияний, передатчиками которых являются планеты. Но, не обладая истинным знанием, мы способны лишь слепо блуждать среди них, даже не осознавая их существования, а потому в любой момент рискуем попасть под чересчур сильный удар, которого при иных обстоятельствах можно было бы избежать. Такие негативные столкновения с космическими энергиями проявляются для нас как житейские травмы и катастрофы: болезни, конфликты, смерть. На коллективном уровне они принимают форму войн, эпидемий и природных катаклизмов. Однако тот, чье духовное око открыто, может избежать большинства таких неприятностей. И астрология помогает нам развить это внутреннее зрение, с которым мы сможем безопасно вести свой корабль через бурное море жизни.

Астрология показывает не только события нынешней жизни человека. Планеты раскрывают перед астрологом тайны прошлых и будущих воплощений. Все время подчинено единообразному ритму рождений и смертей. Все живое, не исключая и саму вселенную, неминуемо проходит множество циклов рождения и смерти. То, что родилось, должно умереть. То, что умерло, должно возродиться.

Созерцая вещи такими, каковы они есть сегодня, мы видим также их вчерашний и завтрашний день, видим творения и миры, которые существовали в прошлом и явятся в будущем, видим то, чем мы были, и то, чем нам предстоит стать.

Планеты как энергии времени устремлены в своем движении в вечность. Они не только указывают на цепи, приковывающие нас ко времени, но еще и открывают перед нами путь к освобождению от этих цепей, к переходу от временного в вечное. Как только мы осознаем космические силы, действующие через посредство планет, мы выходим из-под власти их внешнего закона. Эти силы становятся неотъемлемой частью нас самих. Мы возвращаем творение вспять и воссоздаем его в наших собственных сердцах. Мы собираем воедино космического человека — наше сокровеннейшее «Я». Мы обретаем власть над всем сотворенным миром. Вселенная перестает быть опутывающей нас сетью желаний — она превращается для нас в узорный ковер мысли, на котором мы можем играть, словно дети. Планетные лучи, прежде властвовавшие над нами в нашем невежестве, становятся многообразными гранями нашей вечности и бессмертия.

Наши рекомендации