Психологическая характеристика консультативной деятельности юриста

Психологические особенности труда юрисконсульта.

Юридическое консультирование – это строго определенная, поэтапная процедура, которая часто используется в юридической практике специалистами разных направлений для ориентации физических и юридических лиц путем правовых советов, обеспечения необходимой правовой информацией и выбора наиболее приемлемого варианта решения проблемы.

Право на юридическую помощь – важнейший конституционный принцип, закрепленный в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ: «… каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи». В ст. 2 проекта закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в РФ» консультирование определяется как разъяснение основанных на действующем законодательстве прав и обязанностей юридических и физических лиц, как в устной, так и в письменной форме.

Профессиональные принципы консультирования:

1) целесообразности и целеустремленности (консультация должна иметь четкую цель, решать строго определенную задачу, проблему);

2) добровольности и ненавязчивости (консультируемый вправе в любой момент отказаться от помощи консультанта; качество самой консультации определяется ценностью идей, а не статусом консультанта);

3) методической грамотности и компетентности (установление доверительных отношений, хорошая эрудиция, компетентность в области обсуждаемой проблемы, умение грамотно и убедительно консультировать);

4) доброжелательности и безоценочности отношения к клиенту (клиент должен чувствовать себя спокойно и комфортно; консультант должен уметь внимательно слушать, понимать, не осуждать, оказывать психологическую поддержку и помощь);

5) ориентация на нормы и ценности клиента (уважать ценности клиента, это также поможет в будущем повлиять на эти ценности, если они станут рассматриваться как препятствие для нормальной жизнедеятельности);

6) анонимности – никакая информация, сообщенная клиентом, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам (в том числе родственникам или друзьям). Но есть исключения (о которых юрист должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность юриста;

7) разграничение личных и профессиональных отношений – личные отношения могут препятствовать эффективному осуществлению профессиональной помощи. Если такие отношения появляются, то в интересах клиента следует как можно скорее прервать процесс оказания профессионально помощи.

Виды юридического консультирования

1. В зависимости от целей:

- общее консультирование граждан специалистами в области права;

- специальное консультирование клиентов по направлению деятельности юридических учреждений, органов обеспечения охраны и безопасности, предварительного расследования, прокуратуры, адвокатуры;

- обучающее консультирование работников юридического труда специалистами вышестоящих организаций и учреждений (работу с персоналом, разъяснение содержания законов, правовой политики и т.д.);

- договорное консультирование специалистами юр. организаций по организационным, экономическим, профессиональным и др. вопросам.

2. По форме: групповое и индивидуальное, устное и письменное.

3. По содержанию:

- конкретное, осуществляемое по узкоспециальной проблеме индивида, группы, семьи и т.д. (происходит передача дополнительной информации и морально-психологическая поддержка);

- программное. Это двусторонний процесс решения правовых проблем, консультант помогает учреждению или организации объективно проанализировать их деятельность, устранить субъективизм в оценках и на этой основе повысить качество оказываемых ими услуг. Главное внимание сосредотачивается на способах обеспечения реальности мероприятий и планов, оказания необходимых услуг, а не на личностной проблеме отдельно взятого клиента.

4. Исходя из частоты встреч с клиентом для дачи консультации и возможной перспективы ведения дела:

- разовое консультирование, когда проблема клиента в ходе одной двух встреч с юристом бывает решена;

- повторное или дополнительное. Когда в ходе первоначальной консультации клиент не выяснил для себя всех интересующих его вопросов либо возникли дополнительные обстоятельства;

- многократное. Когда клиент самостоятельно ведет свое дело в суде и по мере возникновения юр. трудностей обращается к юристу;

- консультирование с перспективой сопровождения клиента вплоть до судебного процесса.

5. В зависимости от степени сложности проблемы клиента для юриста:

- консультирование, проводимое сразу же за интервьюированием, являясь его логическим продолжением. В отношении простых юр. вопросов, не требующих дополнительного изучения лит-ры, закон-ва, практики;

- консультирование, проводимое через определенное время после интервьюирования, когда требуется тщательное изучение вопроса, работа с правовыми базами данных, подготовка ответа, согласование консультации со специалистами иных направлений.

Отдельный вид: консультирование в стиле сотрудничества (амер. социол. К. Мэйхерн): в ходе преставления интересов клиента юрист должен продолжать постоянно взаимодействовать с ним, выявлять спорные вопросы и вовлекать в выработку и принятие решений. Клиенты, которых держат в курсе дела и которые участвуют в принятии решений на протяжении всего периода ведения дел, бывают наиболее удовлетворенными оказанными им юридическими услугами.

Наши рекомендации