Психологическая структура деятельности и ее смысл

Деятельность как психосоциальное образование имеет стройную психологическую структуру, понять которую можно сопоставляя содержательные элементы этой структуры (потребности – мотивы – средства деятельности – способы действий – цели – результаты) с отношениями иерархических составляющих деятельности. Что же это такое – иерархические составляющие деятельности? Это – психологические значимые единицы той формы человеческой активности, которая именуется „деятельность“:

Наиболее крупной такой единицей является целенаправленная и целесообразная последовательность действий, соотносящаяся с определенным мотивом и завершается в определенном результате. Именно она и называется деятельностью. Деятельность, следовательно, есть максимально значимая единица активного человеческого бытия. А ее результаты служат мерилом для оценивания итогов человеческой жизни: будь-то по отношению к завершению какой-либо деятельности (постройка дома, издание книги, покупка или ремонт автомобиля и т.п.), или же по отношению к жизни в целом как итога многообразных деятельностей человека. Именно деятельность как наиболее крупная единица целенаправленной активности человека становится объектом оценивания со стороны других людей (этического, эстетического, праксического, аксиологического), отнимая или придавая достоинство человеческой жизни.

Деятельность реализуется через действия, состоит из действий. Если деятельность предполагает конечную цель самой себя, действие направлено на промежуточную, этапную цель. Действие – это единичный акт деятельности, предполагающий конкретную цель в данной ситуации, которая и определяет его назначение, его смысл.

Действие, таким образом, является целостной, но более дробной единицей анализа, чем деятельность. Если деятельность соотносится с жизнью человека, ее событиями, этапами и итогами, то действие соотносится с конкретными эпизодами, ситуациями и промежуточными целями.

В свою очередь, действие состоит из совокупности еще более дробных актов, которые носят название операций. Операция есть такой компонент действия, который соотносим со способом действий, диктуемым логикой действия. К примеру, исполнение одного и того же музыкального произведения на фортепиано, аккордеоне, баяне или гитаре требует совершенно разных движений пальцев при одних и тех же нотах. Иначе говоря, выполнение одного действия (исполнение пьесы) требует различных операций. Операция, следовательно, есть компонент действия, определяющийся средством (орудием, инструментом) с помощью которого выполняется действие.

Деятельность, действия и операция, представляя собой различные иерархические единицы взаимодействия человека с миром, образуют гибкую динамическую систему. Более того, они могут изменять свой статус, т.е. действие может разворачиваться в отдельную деятельность, операция может трансформироваться в действие. И, наоборот, прежнее действие и даже прежняя деятельность могут стать простыми операциями в структуре более сложных новых деятельностей.

Рассмотрим простой пример. Студент научился программированию. Создание различных программ стало для него своеобразным хобби, от которого он получает удовольствие, т.е. заняло статус деятельности, направленной на саморазвитие. Но вот с определенного момента студент стал получать заказы на разработку программ и его прежняя деятельность превратилась в совокупность операций по обслуживанию новой деятельности – зарабатывания денег.

Овладение человеком системой осуществления требуемых действий называется умением. А овладение требуемыми операциями называется навыком.

Понимание психологического содержания и подлинной психологической структуры деятельности позволяет открыть главное в психологическом анализе деятельности – ее смысл.

Смысл деятельности определяется для деятеля подлинным мотивом, поддерживающим деятельность, а для окружающих – истинным значением результатов. Осмысление человеком значимости своих операций и действий в общей структуре деятельности, понимание подлинных мотивов и целей, равно как и психических состояний, порождаемых деятельностью и порождающих деятельность, придает осмысленность самой жизни человека. Позволяет ему самоопределиться в выборе собственного предназначения в жизни. Об этом красноречиво говорится в известной притче. К двум рабочим, месившим раствор на строительстве храма, подошел прохожий. „Что вы делаете?“ – спросил он у них. „Как что – раствор месим“ – ответил один. „Что делаем? – переспросил другой. – Строим храм!“

Виды деятельности

Основными видами деятельности человека являются: игра, учениеи труд.

Каждый из этих видов деятельности является ведущим на разных этапах человеческой жизни. Однако переход от игры к учению, а от учения к труду вовсе не означает, что предшествующая деятельность целиком и полностью исключается. Взрослые могут самозабвенно предаваться игре, а дети могут серьезно трудится. Психологически важнее другое, а именно: что вносит тот или иной вид деятельности в жизнь людей.

Игра. Игра – это вид деятельности, в которой ценность имеет не столько результат, сколько процесс и эмоциональные состояния, им порождаемые. Игра является первым видом деятельности, с которым сталкивается человек в процессе становления. Психологический анализ игр позволил установить, что первыми в жизни ребенка входят так называемые имитационные игры, т.е. игры, в которых ребенок подражает взрослым. Затем наступает период функциональных игр, когда ребенка увлекает сам процесс игры, действование. Далее следует период конструкторских игр, когда ребенок строит „домик“ из кубиков, конструирует с помощью детских конструкторов различные объекты. На смену этому приходит период манипулятивных игр, в которых ребенок развивает фантазию, используя одни и те же предметы как орудия разных деятельностей. Например, палка может служить и „ружьем“, и „саблей“, и „лошадью“; затем наступает период игр ролевых: дети играют в продавцов и покупателей, в пап и мам, в бизнесменов и летчиков. Иначе говоря, „осваивают“ в воображаемых действиях по образцу формы взрослого поведения. Наиболее сложными играми являются игры по правилам. Именно такие игры составляют в дальнейшем спектр игровых видов спорта. Игры являются могучим источником и средством психологического развития ребенка, а также важнейшим условием сохранения психического здоровья для взрослых. Понятно, что спортивные игры, если они относятся к миру профессионального спорта, сохраняют лишь форму игры. По содержанию – это тяжелый труд, назначение которого – достижение высоких спортивных результатов, а внутренний смысл зависит от личных устремлений спортсмена.

Учение. Это деятельность по систематическому усвоению знаний, умений и навыков, необходимых, в конечном итоге, для выполнения в будущем трудовой деятельности. В учении непременно присутствуют два лица: учитель и ученик. Учитель воспроизводит в ученике те структуры деятельности (действия, операции, цели и мотивы), которыми он владеет. Подлинное учение носит развивающий характер, т.е. влияет на смысл жизнедеятельности ученика, формируя у него не только знания и способы действий, но и высшие чувства, и систему ценностей, и систему научных представлений о мире. Полноценное учение также воспитывает ученика, способствуя выработке у него высших нравственных регуляторов поведения, таких как совесть и долг. Правильно построенное обучение ведет к гармоничному и всестороннему развитию ребенка – как в умственном, так и в нравственном, как в эмоциональном, так и в поведенческом отношении. Главная задача гуманистически ориентированного обучения – обеспечить каждому ребенку полноценное и всестороннее развитие за счет систематического и развивающего обучения.

Труд. Это деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, удовлетворяющего материальные и другие потребности людей. Труд – основной вид деятельности человека. В огромном количестве исследований показано, что труд в силу своей многосторонности и многогранности разнообразно влияет на психические процессы и свойства человека. Трудовая деятельность сама по себе вызывает различные психические, в частности, эмоциональные состояния у человека: от утомления до вдохновения. В труде раскрываются и формируются способности человека. Ведь труд требует соответствующей подготовки, а сложные виды труда – многих лет учения. Труд – чрезвычайно энергоемкая деятельность. Будь-то физический или умственный, он требует напряжения всех психических процессов: воли, памяти, внимания, мышления, восприятия, ощущений, а зачастую – и воображения, и речи. Сложность современных видов труда предъявляет к человеку настолько высокие требования, что вводится специальный профессиональный отбор, отбор на пригодность для профессии. В то же время современное производство все более и более вытесняет человека, заменяя его роботами и экспертными компьютерными системами. В этих условиях возрастает значение профессий системы „человек – человек“, поскольку люди не могут, в конечном итоге, обходиться друг без друга.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение понятию «деятельность».

2. Перечислите отличительные черты человеческой деятельности.

3. Назовите основные виды деятельности и кратко охарактеризуйте их специфику.

4. Раскройте отличие психологических понятий «орудие» и «инструмент».

5. Раскройте содержание и структуру человеческих потребностей.

6. Объясните психологическое содержание понятия «мотив».

7. Отметьте, в чем заключается отличие мотивационных стилей при целевом и парацелевом состоянии в осуществлении деятельности.

8. Обоснуйте психологическое отличие между понятиями «субъект деятельности» и «агент деятельности».

9. Объясните роль деятельности и ее продуктов в культурном развитии человечества.

10. Охарактеризуйте психологическую структуру деятельности и ее смысл.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность: Учебное пособие. – Пятигорск, 1990.

2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1967.

3. Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989.

5. Леонтьев Р. Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1981.

6. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Наука, 1966.

7. Выготский Л. С. Проблемы развития высоких психических функций. Собр. соч. в 6 томах. Т. З. – М.: Педагогика, 1983.

8. Беспалов Б. И. действие. Психология механизма визуального мышления. – М.: Педагогика, 1984.

9. Юдин Э. Г. Системный подход и принципы деятельности. – М.: Наука, 1978.

Глава 17. Личность

Наши рекомендации