Клиентоцентрированная психотерапия.

Метод был разработан К.Роджерсом. В подходах к теории личности К. Роджерс разработал опреде­ленную систему понятий о самопредставлении индивида в про­цессе жизненного развития, формируя на этих подходах концеп­цию полноценно функционирующего человека.

Человек, с его точки зрения, представляет собой субъект, кото­рый находится в постоянной тревоге из-за несоответствия, выра­жающегося в стремлении быть самим собой и в то же время «смер­тельно боящегося быть им», в стремлении познания своего реально­го жизненного опыта и «в то же время очень боящегося это сделать».

К. Роджерс говорит о том, что стремлению человека «быть са­мим собой» мешают определенные тенденции, осложняющие его жизненное функционирование. К ним он относит подчинение об­разу «кем он должен быть» и страх «двигаться прочь от "Я", кото­рым на самом деле он не является».

Человек, находящийся под таким контролем, не может само­актуализироваться, развиваться на основе самодостаточности, жиз­ненного опыта, он не может полноценно функционировать. Пол­ноценно функционирующий человек при осознании им своего опыта, индивидуального, не конформного, социализированно­го, имеет конструктивное поведение, которое соответствует ре­альности и ведет к «обогащению не только своей личности, но и личности окружающих людей».

Характеризуя полноценно функционирующего человека, К. Ро­джерс отмечал в нем:

открытость переживанию;

тенденцию вести экзистенциальный образ жизни;

организмическое доверие;

эмпирическую свободу, жизнь без запретов и ограничений;

креативность.

Большое внимание в своей теории К. Роджерс уделял личност­ному опыту человека, который приобретается в процессе жизни, он называл его «феноменальным полем». В связи с этим он пред­ложил понятия конгруэнтность — неконгруэнтность.

Конгруэнтность — степень соответствия между сообщением (то, что вы выражаете), опытом (то, что происходит в вашем поле) и сознаванием (то, что вы замечаете). Неконгруэнтность — степень несоответствия между сообщением и опытом.

Так же как А. Маслоу, К. Роджерс рассматривал самоактуали­зацию как важнейший феномен человеческой жизни. Стремление к самоактуализации он считал наивысшим психическим уровнем развития человека, которое характеризуется так:

открытость по отношению к опыту любого типа;

намерение жить полной жизнью в любой момент жизни;

способность прислушиваться больше к собственным инстинк­там и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих;

чувство свободы в мыслях и поступках;

высокий уровень творчества

Большое влияние на развитие психологии и практики соци­альной работы оказала клиенто-центрированная терапия К. Ро­джерса. А его концепт социального функционирования стал базо­вым в теории и практике социальной работы.

Рождерс выдвинул следующие положения:

1) клиент (пациент) сам стремится к выздоровлению, он сам способен осознать свои проблемы и решить их. Роль терапевта заключается в том, чтобы использовать это стремление и направить клиента по нужному пути;

2) психотерапия должна акцентироваться не на интеллектуальных, а на эмоциональных аспектах;

3) терапия должна опираться на непосредственную конкретную ситуацию, а не на прошлый опыт пациента;

4) роль психотерапевта и его ответственность за результат терапии минимальны, клиент сам определяет и осуществляет те изменения в своем поведении и состоянии, которые ему представляются необходимыми, и настолько, насколько ему самому это кажется необходимым.

В процессе психотерапевтического взаимодействия психотера­певт создает условия для выработки пациентом самоуважения, приведения глубинного Я в соответствие с жизненным опытом. Для этого используется техника эмпатического слушания, кото­рая включает в себя: безусловное позитивное отношение терапев­та к выраженным чувствам клиента; эмпатию, т.е. стремление ви­деть события, мир глазами пациента, переживать его чувства; аутен­тичность, т. е. естественность, соответствие самому себе, отказ от роли психотерапевта; формулировку по-новому мыслей и чувств клиента, которые терапевт отражает, как зеркало.

Длительность психотерапевтического контакта определяется самим клиентом. Эффективность более всего выражена у открытых людей, способных выражать свои эмоции, сосредоточиться на со­бытиях «здесь и теперь».

К.Роджерс одним из первых раскрыл механизм воздействия группы на личность и личности на группу. Он ввел понятие «про­цесс встреч» и создал метод энкаунтер-групп, который дал нача­ло групповой недирективной психотерапии.

Логотерапия. Метод был предложен В.Франклом, который ис­ходил из следующих теоретических положений: каждый человек стремится обрести смысл жизни, и это стремление является врожденной мотивационной тенденцией, представляющей собой основной двигатель поведения и развития личности. Если это стремление остается нереализованным, человек ощущает фруст­рацию, или экзистенциальный вакуум, который порождает не­вроз. Определенный уровень напряжения, возникающего между человеком и локализованным во внешнем мире объективным смыс­лом, составляет необходимое условие психического здоровья. В. Франкл утверждал уникальность и неповторимость смысла жизни каждого человека. Однако он считал, что можно обобщить типич­ные пути, посредством которых человек делает свою жизнь ос­мысленной, и соответственно выделял три группы ценностей: цен­ности творчества, переживания, отношения.

Логотерапия ставит целью расширение возможностей клиентов видеть весь спектр потенциальных смыслов, которые может содер­жать в себе любая ситуация, и затем выбрать один из них. При этом используется методика сократического диалога, позволяющая под толкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла. Большую роль играет личность психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо. В процессе логотерапии психотера­певт может использовать такие техники, как парадоксальная ин­тенция (инверсия той интенции, которая характеризует патоген­ные паттерны реагирования, например, пациенту предлагают осу­ществить то, чего он опасается) и дерефлексия (борьба с гипер­рефлексией, порождающей невротические паттерны поведения).

Специфической сферой применения логотерапии являются ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. Однако данный метод применяется и при лечении фобий, навязчивых со­стояний, сексуальных неврозов и т.д.

Современное состояние психотерапии отмечено тенденцией к взаимопроникновению и интеграции базовых принципов и мето­дов психоанализа, когнитивно-бихевиоральной и гуманистической ориентации. Результатом этого процесса является образование но­вых психотерапевтических техник. Так, за рубежом насчитывается более 300 психотерапевтических школ. В нашей стране наибольшее распространение получили нейролингвистическое про­граммирование (НЛП), так называемый эриксоновский гипноз, по­зитивная психотерапия, психодрама, различные формы арттерапии и др.; многие психотерапевты до сих пор используют в своей практи­ке только суггестивные методы (гипноз, внушение, самовнушение).

Нейролингвистическое программирование (создатели — Дж. Грин-дер, Р. Бендлер) включает методические приемы, позволяющие человеку посредством слова программировать себя и затем изменять эти программы. В качестве источников нейролингвистического про­граммирования можно назвать эриксоновский гипноз, гештальтте-рапию и когнитивно-бихевиоральную терапию. Одним из базовых положений НЛП является утверждение, что каждый человек несет в себе скрытые, неиспользованные психические ресурсы. Основные задачи терапевта-коммуникатора — обеспечить доступ пациента к этим скрытым ресурсам, извлечь их из подсознания, довести до уровня сознания, а затем научить ими пользоваться.

Психотерапевтический процесс состоит из следующих этапов:

установление рапорта и сбор информации. Для этого оценивается, какая модальность восприятия окружающего мира (визуальная, аудиальная, обонятельно-вкусовая или кинестетическая) является ведущей у данного пациента. Для создания рапорта терапевт работает с доминирующей у пациента модальностью, копирует мимику, позу, дыхание пациента с целью подстройки к нему, т. е. принимает субъективную модель мира пациента;

выбор метода для изменения субъективного мира пациента, внутренних стратегий его поведения;

выработка программы будущего.

В процессе НЛП используются такие приемы, как метод «яко­ря» (создание ассоциативной связи между чувствами, пережива­ниями и каким-либо внешним стимулом), работа с субмодально­стями, наложение (обучение пациентов использовать различные модальности восприятия), «взмах» (мгновенная мысленная заме­на пациентом воображаемой картины нежелательного поведения или симптома картиной здоровья), рефреминг (реорганизация внутренних психических процессов человека и изменение его от­ношения к самой проблеме), применение терапевтической мета­форы (истории, соприкасающейся с проблемой пациента и пред­лагающей замещающий опыт, выход из проблемы) и др.

Позитивная психотерапия, предложенная Н. Пезешкианом, ос­новывается на позитивном подходе к пациенту и его заболева­нию, на содержательной оценке конфликта, стоящего за симпто­мом, и на пятиступенчатой терапии, в основе которой лежит самопомощь. Для позитивной психотерапии характерен межкульту-ральный подход, который позволяет понять поведение пациента и структуру конфликта, исходя из особенностей среды, в которой воспитывается и живет человек. С позиций данного подхода в каж­дом симптоме можно найти позитивное начало, можно позитив­но интерпретировать любое поведение, любое соматическое или психическое заболевание. Основной целью психотерапевтическо­го процесса является изменение точки зрения пациента на бо­лезнь, что позволяет терапевту и пациенту более дифференци­рованно подходить к лежащему в основе симптома конфликту и затем находить новые резервы в борьбе с недугом. Для достиже­ния этой цели используются притчи, поучительные истории, «пси­хотерапевтические сказки», сюжет которых сходен с проблемой пациента. Условно выделяют пять этапов (уровней) психотера­пии: дистанцирование от конфликта (помощь пациенту в отстра­нении от создавшейся конфликтной ситуации); проработка кон­фликта; ситуативное одобрение (помощь пациенту в переставле-нии акцента с отрицательных качеств партнера по конфликту на положительные); вербализация (обсуждение конфликта в конфи­денциальной и доверительной беседе); расширение жизненных целей.

Психодрама — это созданная Я. Л. Морено одна из форм груп­пового психотерапевтического процесса, в котором метод драма­тической импровизации используется как способ изучения и из­менения внутреннего мира участников группы. Основными состав­ляющими психодрамы являются: ролевая игра (импровизирован­ное разыгрывание ролей и ситуаций, актуальных для каждого чле­на группы), спонтанность (поведение и чувства не регулируются воздействием извне и реализуются по принципу «здесь и теперь»), «теле» (двусторонний процесс передачи эмоций между пациентом и терапевтом), катарсис (Морено считал, что человек, который

разыгрывает драму, освобождает себя от нее), инсайт (прозрение или озарение, которое возникает в результате проигрывания слож­ных жизненных ситуаций).

В технике психодрамы основные роли играют режиссер (как правило, руководитель группы), протагонист (исполнитель глав­ной роли) и «вспомогательное» Я (участники второстепенных ро­лей). Остальные участники группы носят название «аудитория». Психодрама состоит из трех фаз: 1) постепенное раскрепощение двигательной активности участников, стимуляция спонтанных поведенческих реакций, фокусировка на конкретной теме; 2) пси­ходраматическое действие: выбирается протагонист, который из­лагает свой замысел (проблему) и в процессе драматического дей­ствия назначает «вспомогательных» Я; 3) последующее обсужде­ние, в котором задействована вся группа.

В ходе психодрамы используются следующие приемы: монолог (выражение протагонистом своих мыслей и чувств), «двойник» (выбор участника, способного в любой момент заменить прота­гониста и помочь ему развить действие дальше, подтолкнуть на развитие более глубоких чувств), обмен ролями (это дает воз­можность протагонисту более точно выразить свой замысел, а «второму» Я показать свое понимание ситуации), отображение (протагонист уходит на второй план и наблюдает за игрой своего двойника).

Техника и приемы психодрамы используются в различных пси-хокоррекционных группах. В терапевтических целях психодрама при­меняется при алкоголизме, наркомании, девиантном поведении, при пограничных нервно-психических расстройствах и в некото­рых других случаях.

Отдельно можно выделить семейную и супружескую психоте­рапию. Супружеская терапия направлена прежде всего на установ­ление гармоничных и уравновешенных отношений между супруга­ми; семейная терапия занимается в первую очередь правильным воспитанием детей. Существующие концепции супружеской тера­пии различаются по трактовке основных причин и патогенеза су­пружеской дисгармонии и предпочтениям в использовании опре­деленных методов психотерапевтического воздействия. В настоя­щее время наибольшей популярностью в семейной и супружеской психотерапии пользуются динамический, бихевиорально-когни-тивный и гуманистический подходы.

Наряду с рассмотренными видами помощи, в практике социальной реабилитации широкое применение находят специальные виды помощи и, прежде всего, игротерапия и арттерапия (терапия искусством).

Игротерапия – метод коррекционного воздействия на детей с использованием игры. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается, благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами. Применение игротерапии полезно при социальном инфантилизме, замкнутости, необщительности, сверхконформности и сверхпослушании, при нарушении поведения и наличии вредных привычек и др.

Арттерапия – терапия искусством. Основная её цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителей психоанализа важнейшей техникой арттерапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. С точки зрения представителей гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с представлением ребёнку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, в утверждении и познании своего «Я».

К основным видам арттерапии относятся: рисуночная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия.

Рисование – творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средств коррекции (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование). Музыкотерпия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на ребёнка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу.

Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Цель танцевальной терапии – развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения. Танцевальная терапия используется в основном в групповой работе. Она побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность, укрепляет силы, как на физическом, так и на психическом уровне.

Сочинение историй, рассказов используется для оживления чувств ребёнка или подростка, для того чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ, найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребёнка.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают у детей интенсивный эмоциональный резонанс, что помогает создать в сложной эмоциональной обстановке эффективную ситуацию общения.

Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Куклотерапия широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму.

При всем многообразии психотерапевтических направлений и методов можно выделить некоторые их общи е черты:

1) в процессе психотерапии устанавливается особый контакт между психотерапевтом и пациентом;

2) применение любого психотерапевтического метода основывается на тщательном изучении личности пациента;

3) в результате психотерапии происходит расширение или изменение представлений пациента о себе и окружающем мире за счет информации, получаемой в психотерапевтическом процессе;

4) практически любой метод в разной степени использует такие приемы психологического воздействия, как внушение и убеждение;

5) независимо от используемого метода большую роль играет личность психотерапевта;

6) при проведении групповой психотерапии сохраняет свое значение принцип индивидуализации лечения.

Одна из не до конца решенных проблем психотерапии — оцен­ка эффективности воздействия. Можно выделить две составляю­щие данной проблемы.

Первая — вопрос о критериях эффективности психотерапевти­ческого воздействия. В медицинской психотерапии выделяют сле­дующие критерии: степень симптоматического улучшения состоя­ния пациента; степень осознания им психологических механизмов своего заболевания; степень изменения нарушенных отношений его личности; степень его социального функционирования в раз­личных сферах жизни. Психологическая психотерапия в качестве критериев эффективности рассматривает достижение результатов: 1) процессуальных (приобретение в ходе психотерапии какого-либо нового знания и умения); 2) результирующих (решение про­блемы клиента, изменение его поведения, улучшение социальной адаптации); 3) ядерных (устранение причин возникшей пробле­мы); 4) экзистенциальных (глубинное переживание собственного бытия).

Выделенные критерии разделяются не всеми психотерапевтами. Оценка эффективности процесса зависит от того, какого направ­ления придерживается психотерапевт и что он считает главным результатом своей работы с клиентом.

Вторая — факторы, влияющие на эффективность психотерапии. Представители различных психотерапевтических школ пришли к выводу, что эффективность психотерапии зависит не столько от используемого метода, сколько от опыта и личности психотера­певта, т. е. прямой связи между психотерапевтическими методами, техниками и полученными эффектами не наблюдается.

Кроме того, психотерапевтический процесс включает в себя огромное количество переменных, не все из которых поддаются описанию и измерению. Поэтому сложно определить, что кон­кретно оказывает влияние на результат психотерапии.

В одной главе невозможно охватить все многообразие существу­ющих психотерапевтических методов. За пределами нашего рас­смотрения остались, в частности, те современные течения и тех­ники психологии и психотерапии, корни которых уходят в раз­личные восточно-философские учения.

Современная психотерапия — достаточно сильное средство воздействия на психику и поведение человека. Ее методами необходи­мо пользоваться осознанно, осторожно, с учетом всех имеющихся показаний и противопоказаний. Такой подход невозможен без спе­циального обучения, углубленного изучения истоков психотера­пии и знания ее теоретических основ.

2. Социально-психологическая реабилитация родителей как решающее условие их подготовки к воспитанию ребенка.

Пережитый шок, вызванный известием о появ­лении в семье ребенка с дефектом, серьезно травмирует психику родителей и существенно влияет на установившиеся между ними отношения.

В гармоничных семьях супруги, как правило, находят пути взаимно поддержать, успокоить друг друга, пережить свое горе вместе. Но таких семей, к сожалению, немного. В большинстве своем отношения между супругами после появления ребенка с дефек­том охлаждаются. Нередко возникает недоверие, обида, супруги начинают искать причины несчастья ребенка, что ведет к внутрисемейным конфликтам.

Еще более сложные переживания выпадают на долю одиноких матерей. К негативной реакции общественного мнения на рождение внебрачного ребенка добавляются страдания, связанные с его болезнью, с труд­ностями содержания и воспитания.

Родители, имеющие таких детей, часто страдают от того, что чувствуют себя виновными в случившейся беде с ребенком. Они не могут самостоятельно преодолеть навалившиеся на них тяжелые лич­ностные и социальные проблемы.

Можно ли помочь таким родителям избавиться от мучительных переживаний безысходности и обрести должные уверенность и покой?

Психологическая практика даёт в этой связи положительный ответ. Эмоциональные переживания, мышление и поведение человека чрезвычайно сложны, но они вполне познаваемы и управляемы. Приложив достаточно усилий, можно, например, изменить привычный образ мыслей и чувств. Человек сам создает себе настроение. Под влиянием внешних и внутренних факторов он продуцирует вещества, влияющие на его психические переживания - от ярко выраженных проявлений эйфории, восторга, радости до глубо­чайшей депрессии и самобичевания.

Самый разумный и эффек­тивный путь при решении любой жизненной проблемы начать действовать. Психологические исследования, проводимые в условиях реальной опасности, показали, что наилучшим образом преодолевали свой страх и тревожные переживания те, кто был занят выполнением конкретной задачи. У кого же отсутствовало «поле деятельности», начинали паниковать или испытывали полнейшую скованность в поведении.

Разгадка этого феномена состоит в том, что объем внимания, которое человек уделяет реальности, ограничен. И если внимание заполнено конструктивной деятельностью, то не остается свободного места для устрашающих фантазий и тревож­ных переживаний. Следовательно, одним из важнейших условий преодоления негативных переживаний у родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями, - включение их в активную деятель­ность, и, прежде всего, связанную с воспитанием ребенка. Как показывает практика, начать следует с изу­чения специальной литературы и опыта воспитания таких детей в других семьях, а также постараться создать благоприятные условия для жизни и развития ребенка, а главное - общение с ним. Если роди­тели принимают вызов судьбы и активно начинают заниматься с ребенком, у них значительно больше появляется шансов на то, чтобы преодолеть свои страхи.

Известно, что негативные переживания имеют тенденцию очень быстро становиться привычкой и в дальнейшем воздействовать на психику человека автоматически. Чтобы этого избежать существует немало приемов, снимающих отрицательное воздействие негативного мышления путем перевода его в позитивное русло.

Так, в психотерапевтической практике широко известен прием, когда пациенту рекомендуют следить за проявлением негативных мыслей и регулярно, не реже чем через два часа, фиксировать их в тетради или с помощью диктофона на аудиокассете, а затем, при анализе сделанных записей, подбирать к ним позитивные варианты ответов.

Чтобы негативные мысли лучше осознать, а затем их изменить или смягчить, можно применительно к специфике рассматриваемой проблемы использовать следующие вспомогательные вопросы:

- Какие чувства вызывает мысль о том, что у меня имеется ребенок с дефектом развития?

- Способствуют ли они тому, что я остаюсь угнетенным, напуганным, недовольным, огорченным?

- Ощущаю ли я чувство вины? И другие.

Ориентация на позитивные мысли приводит в итоге к изме­нению привычного стиля мышления, что значительно снижает психи­ческую напряженность, смягчает эмоциональные переживания, выз­ванные неприятными для человека эмоциями.

Например, человека посто­янно преследует мысль о том, что он повинен в рождении ребен­ка с дефектом, и, что его по этой причине осуждают окружающие люди. Но если те же проблемы попытаться представить в другом, более позитивном ключе, то та же ситуация будет выглядеть несколько иной. В этой связи можно сказать себе, что ты в своей беде не один, есть и другие семьи, где воспитываются дети с дефектами развития. Для их обучения существуют в государстве специальные школы, которые призваны помочь. Мой долг - заняться по-настоящему воспитанием ребенка, чтобы подготовить его ко всем трудностям, которые встретятся на его жизненном пути.

Вместе с тем в решении личностных проблем только одноразо­вых упражнений недостаточно. Добиться изменения негативного мышления и негативных установок можно только практикой. Как научиться контролировать свои мысли и чувства? Всякий раз, когда нега­тивные мысли и чувства возникают, стараться останавливать их и придавать им позитивный характер.

Немалую роль в снятии психического напряжения и вывода из состояния депрессии родителей, испытавших шок от рождения ребенка с дефектом, играет общение. Существует два крайних варианта в поведении тех, у кого появился такой ребенок: одни - замыка­ются в себя, боясь, что об этом узнают окружающие люди и их осудят, другие - испытывают желание поделиться с кем-нибудь своим горем, найти поддержку и сочувствие.

Однако не все люди могут осознать несчастье таких родителей. Лучше всех их поймут те, кто испытал аналогичный удар судьбы. Встретив «родственную душу», можно и поплакать, «излив свое горе», и перенять опыт воспитания ребенка. После таких встреч и бесед, как правило, наступает облегчение, человек расслабляется, появляются проблески надежды в том, что ребенка с дефектом можно воспитать и сделать его полноценным членом общества.

Очень полезно для снятия психического и физического напря­жения здоровое чувство юмора. С помощью юмора можно без особого драматизма признавать свои ошибки, слабости, конфликты, находить смешное в своем поведении, в отношениях между людьми, в воспитании ребенка, превращать негативные эмоции в положительные. Если человек, несмотря на возникшие трудности, находит силы посмеяться над собой, у него появляется больше шансов преодолеть внутренний дискомфорт и внешние испытания, обрушившиеся на него.

Юмор – качество не врожденное. Его можно у себя развить. Источником юмора может стать все, что мы делаем и с чем сталкиваемся. Жизнь полна абсурда, бесполезной активности, суеты, пустого шума и все это богатейший материал для тренировки чувства юмора. Чтобы овладеть чувством юмора, надо находить время для размыш­ления над событиями каждого прошедшего дня и пытаться найти в них смешные стороны, преувеличивать или приуменьшать значимость прошедшего факта или ситуации, придумывать необычные ситуации и т.д.

Таким образом, несмотря на многие трудности, возникающие в семье в связи с появлением ребенка с дефектом, их можно преодолеть или смягчить, если родители своевременно избавятся от последствий пережитого стресса, овладеют навыками управления своими чувствами и мышлением, научатся использовать свои воспитательные возможности и опыт воспитания таких детей, накопленный в других семьях.

Однако надо иметь в виду, что не все семьи могут справиться с навалявшимися на них проблемами самостоятельно. Им нужна своевременная психологическая поддержка и психотерапевтическая помощь и в этом могут оказать помощь специалисты по социальной реабилитации.

Учитывая исключительную актуальность названной проблемы, многие реабилитационные центры, созданные в последние годы, работу с родителями определили как одно из приоритетных направлений. Эта работа включает обследование психологического состояния матерей и оказание им консультативной и, при необходимости, психотерапевтической помощи, обучение приёмам воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях, оказание помощи в деятельности общественных объединений родителей детей-инвалидов и многое другое.

Показателен в этом отношении опыт областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОРЦ) Новосибирской области.

Коллектив центра главной своей задачей считает проведение адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе социализации, обеспечение комфортного состояния их родителей, формирование у населения адекватного отношения к детям-инвалидам и интеграции этих детей в современное общество.

Основными направлениями деятельности ОРЦ являются:

· реабилитационная работа с семьёй;

· внедрение новых реабилитационных технологий;

· методическая работа, в том числе территориальными центрами;

· организация повышения квалификации социальных работников Сибирского региона.

В центре сложилась модель работы с семьёй, направленная на привлечение её членов к проведению коррекционно-оздоровительных мероприятий и на стабилизацию семейных

отношений. Эта работа проводится в тесном содружестве с комплексными территориальными центрами социального обслуживания населения. В их функции входят выявление семей, имеющих детей-инвалидов, проведение постоянного социального патронажа, организация реабилитационных услуг. Данная модель работы с семьёй призвана решать следующие задачи:

· повышение уровня психического здоровья родителей;

· оптимизация внутрисемейных отношений;

· расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребёнка, о его перспективах в различных аспектах реабилитации;

· обучение родителей приёмам организации игровой и учебной деятельности детей;

ознакомление родителей с психокоррекционными и психотерапевтическими приёмами (см. рис. 7.1.)

Коллектив ОРЦ ведёт поиск новых форм работы, способствующих оказанию помощи как можно большему количеству детей и дающих максимально приблизиться к каждой семье, в которой растёт ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. К таким формам можно отнести, например, открытие в каникулярное время санаторной и пансионатной групп для детей. Их работа планируется таким образом, чтобы получить медицинскую, психологическую, педагогическую помощь в них могли и мамы.

Рис. 7.1.

Наши рекомендации