Объем работы не должен превышать 60 страниц основного текста, т.е. без приложений. Минимальный объем - 25-30 страниц.

Костромской областной институт повышения квалификации работников образования

Факультет профессиональной переподготовки

Методические рекомендации по оформлению

Итоговой аттестационной работы.

Структура работы и требования к оформлению.

Итоговая аттестационная (дипломная) работа представляет собой письменный многостраничный текст-отчет, включающий постановку научной проблемы (теоретической или прикладной), обоснование основной идеи, гипотезу исследования и результаты учебной работы.

Как и любой отчет, работа имеет стандартную структуру, т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных частей текста.

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Теоретический раздел (обзор и анализ литературных источников по изучаемой проблеме: 1-2 главы).

5. Эмпирический раздел.

6. Заключение.

7. Список литературы.

8. Приложения (если они имеются).

Из числа общих требований к оформлению академических текстов необходимо знать следующие.

Текст печатается через два машинописных интервала, 1800 знаков на странице, включая пробелы и знаки препинания, т.е. примерно 29 - 30 строк. При использовании компьютерного редактора Word применяется полуторный междустрочный интервал для размера шрифта 14. Размер левого поля - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего и нижнего - по 20 мм.

Заголовки печатаются в середине строки без точки в конце.

Все страницы текста должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами обычно в верхней части страницы (по центру или справа). Текст должен соответствовать оглавлению.

Объем работы не должен превышать 60 страниц основного текста, т.е. без приложений. Минимальный объем - 25-30 страниц.

До передачи работы (ее частей) научному руководителю на промежуточных этапах или в окончательном варианте текст должен быть отредактирован, т.е. свободен от опечаток, грамматических, орфографических и стилистических ошибок.

Титульный лист должен содержать следующие сведения:

* название министерства, учебного заведения, факультета (отделения)

* полное название работы;

* фамилию, имя, отчество автора с указанием формы обучения (с отрывом, с частичным отрывом от работы);

* фамилию и инициалы научного руководителя, его ученую степень (звание);

* место и год написания работы.

Название работы должно отвечать ряду требований. Во-первых, оно должно совпадать с утвержденной еще в начале учебного года темой. Во-вторых, сама тема тоже должна быть сформулирована профессионально грамотно. Это означает, что в названии должны быть представлены как объект исследования, так и его предмет. Сама же формулировка, по возможности, должна отражать его проблему и состоять не более чем из 7-9 слов.

Введение отражает основные характеристики работы: проблему исследования; его актуальность, научную новизну и практическую значимость; объект и предмет исследования; его цель, задачи и гипотезу; используемые методы. Обычно введение включает и обобщение результатов, или выводы. Но общий текст его не должен превышать 2-3 страниц.

Актуальность

Отвечая на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо данное исследование, вы тем самым освещаете его актуальность. Актуальность может быть теоретической, т.е. обнаруженная проблема находится на переднем крае науки, разрабатывается современными учеными и т.п., или практической, т.е. вытекающей из злободневных запросов практики в той области общественной жизни, где вы проводите свое прикладное исследование.

Объект исследования

Объект исследования - это фрагмент, часть реальности, на которую направлен научный поиск. Стоит иметь в виду, что объект и предмет исследования определяются еще и его типом: фундаментальным или прикладным. Напомним их отличия. В системе современного научного знания различают несколько основных типов исследования. Одна из классификаций строится на основании такого критерия, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. Именно по этому критерию все исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные [Андреева, 1999, с. 318-336].

В самом общем виде различие между ними сводится к тому, что фундаментальное исследование отчетливо ориентировано на раскрытие законов развития изучаемого предмета, в то время как прикладное - на способы применения знания об этих законах на практике.

Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт.

Цель всякого прикладного исследования - непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-то сторон материальной или духовной деятельности общества

Предмет исследования

Предмет исследования - сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, «высвечивается» в объекте.

Напомним, что предмет познания невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки или комплекса наук, безотносительно к субъекту познания. Для каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном, междисциплинарном, специальном) есть свой, частный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании.

Цель и задачи исследования

Цель исследования - ожидаемый результат вашей работы, который позволит разрешить обозначенную проблему.

Целевая организация любой деятельности, в том числе научно-исследовательской, предполагает выработку определенной последовательности действий - шагов для достижения поставленной цели, каждый из которых имеет свою собственную цель, или «подцель», по отношению к общей цели исследования.

Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат нахождение новых фактов, так и те, которые помогут включить их в систему уже имеющихся знаний.

Гипотеза исследования

Гипотеза - это не только догадка, но и логически обоснованное предположение исследователя о наличии, отсутствии или виде связи между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономерностях динамики явления (как протекает процесс?) и т.д.

Краткое обоснование гипотезы представляется во введении, а развернутое - в описании проблемы и программы исследования, которая должна логически вытекать из проведенного теоретического анализа проблемы.

Чтобы построить «хорошую» научную гипотезу, которую можно проверить эмпирически, следует помнить, что гипотеза:

* не должна содержать понятий, которые эмпирически не могут быть конкретизированы;

* не должна содержать ценностных суждений;

* не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений;

* должна быть проверяемой.

Методы исследования

Все исследовательские методы можно разделить на: методы сбора эмпирической информации (наблюдение, опрос, анализ продуктов человеческой деятельности, в том числе документов, эксперимент и т.д.) и методы теоретические. От этих двух групп научных методов следует отличать методы обработки полученных данных (качественные и количественные, среди последних - специальные методы математической статистики).

Обоснованный выбор методов опирается прежде всего на понимание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже конкретные приемы и техники (их часто называют «методиками») определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования. Обоснование выбора методов исследования приводится в программе исследования.

Теоретическая глава

Существующие нормы научной деятельности предполагают, что, прежде чем заявлять о своем желании сделать вклад в науку, автор должен продемонстрировать знание того, что было известно еще до него. Наиболее прямой способ демонстрации этого - полный литературный обзор в избранной предметной области «своей» науки, а также в смежных областях других наук. Выполнение этой сложной и серьезной задачи невозможно без умения ориентироваться в огромном море современной научной информации, без умения работать с научной литературой. Хорошим пособием для этих целей может послужить книга Ю. Эхо «Письменные работы в ВУЗах» [1997, с. 23-50]. Собранные литературные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому принципу, описывая этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами. Однако логическое построение предпочтительнее.

Правила цитирования:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.
Обязательно указание номеров страниц в источнике.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск второстепенных слов обозначается многоточием. Если вы, приводя цитату, выделяете в ней какие-то слова, важные для вашего текста, то после выделения вы сообщаете в скобках об этом вмешательстве: (курсив мой. - И. И.), (подчеркнуто мною. - К. Л.), (разрядка наша. - М. Э., Е. Г.). Инициалы при этом означают первую букву вашего имени и первую букву вашей фамилии.

3. Оптимальное количество цитат в тексте - не более двух на странице.
Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого приводится в соответствии с требованиями библиографических стандартов. В современной научной литературе используются три варианта:

* Библиографический указатель в конце работы (список литературы) оформляется как нумерованный список источников по алфавиту фамилий авторов.

* После приведенной в тексте цитаты в квадратных скобках указывается номер цитируемого источника в данном списке и через точку с запятой - номер страницы. Например: [14; 236].

* Список литературы составляется по тому же алфавитному принципу, но не нумеруется. Он включает также названия сборников, желательно с указанием, под чьей редакцией вышло издание. После цитаты в тексте в круглых скобках указывается фамилия автора, год издания цитируемой работы и номер страницы. Например:(Карвасарский, 1978, с. 175). В случае, когда в вашем списке приводятся работы разных авторов с одинаковыми фамилиями, приводится фамилия с инициалами: (Фрейд 3., 1921, с. 18). Если в одном году вышло несколько работ одного автора, то они помечаются строчными буквами: 2001а, 20016, в порядке их алфавитного следования в списке.

* Наличие сноски внизу страницы с указанием полных библиографических данных литературного источника и страницы.

Последний вариант в основном применяется в научно-популярных изданиях. Для дипломной работы предпочтителен один из первых двух вариантов, но один и тот же на протяжении всего текста.

Эмпирическая глава

Эмпирическая глава вашего текста представляет собой отчет о проделанной работе по сбору и анализу эмпирических данных. Структура этой главы может содержать два-четыре параграфа (но не менее):

1. Организация и методы исследования (программа эмпирического исследования).

2. Результаты исследования.

3. Интерпретация результатов исследования.

4. Выводы.

Программа эмпирического исследования

В программе эмпирического исследования уточняются его цель и задачи, Характеризуется выбор базы исследования (место и условия проведения исследования, контингент и число испытуемых, их социальные и психологические характеристики, наличие экспериментальной и контрольной групп и т.д.). Обосновывается связь методов и методик (как «техник» сбора эмпирических данных).

Подробно описываются этапы и процедуры исследования. Упоминаются все обстоятельства, могущие предположительно повлиять на полученные данные. Это необходимо для того, чтобы, опираясь на Ваше описание, любой желающий смог бы в точности повторить его и, следовательно, прийти к тем же результатам.

Указываются способы обработки первичных данных.

Количественная обработка данных предполагает обоснование в выборе математической статистики.

Большие, сложные таблицы и таблицы, содержащие промежуточные данные вычислений, лучше поместить в «Приложения».

Результаты и их интерпретация

Интерпретация полученных данных начинается с их описания. Описание должно быть предельно строгим, т.е. содержать в себе только факты с их качественными (есть - нет) или количественными характеристиками (сколько, как часто и пр.). Наиболее удобный вид их представления - таблицы, каждая из которых должна иметь свой номер и название. Частные данные, а также промежуточные расчеты приводятся в «Приложениях». Кроме того, в них помещаются образцы методического инструментария (опросные листы, исследовательские протоколы), иллюстративные материалы и т.п.

Кроме табличной формы представления количественных данных вы можете использовать также: а) диаграммы; б) графики для представления характера функциональной зависимости между величинами (переменными); в) корреляционные плеяды для отображения корреляционных связей между выделенными параметрами и т.д.

Подписи ко всем нетекстовым вставкам (рисунки, графики, схемы и т.п.) помещаются внизу, т.е. под ними и содержат не только название, но и необходимые пояснения, например, расшифровку условных обозначений.

В разделе «Результаты» помещаются все варианты анализа до теоретической их интерпретации, приводится собственно анализ полученных данных. В «Обсуждении результатов» следует раскрытие значения полученных фактов с точки зрения теории. Ваши размышления о том, что могли бы означать полученные данные для решения поставленной проблемы, включают теперь научные понятия и категории, а также сопоставление выявленных закономерностей с представленными в литературе данными подходами.

Выводы

Выводы являются наиболее важной частью работы. Они подводят итог вашего эмпирического исследования, показывая, насколько вы способны обобщить полученные результаты, обосновать свои обобщения с позиций избранной теоретической концепции, связать их с уже имеющимися аналогичными результатами других исследователей. Общее число выводов не должно превышать 5-7. Они должны, во-первых, соответствовать поставленным задачам, а во-вторых, отражать результаты проверки первоначально высказанных гипотез.

В случае прикладного характера исследования выводы дополняются практическими рекомендациями, они должны быть адресными (т.е. предназначаться конкретным специалистам в той или иной области общественной практики).

Заключение

Заключение должно содержать общую оценку результатов проделанной работы, ее теоретической и эмпирической частей. По своему содержанию заключение обычно «симметрично» введению, т.е. в нем автор еще раз как бы напоминает смысл и содержание выполненной работы, определяет ее место среди других направлений исследований и практики. В нем намечаются пути и цели дальнейших исследований и подчеркиваются практические рекомендации.

Список использованной литературы

При составлении списка использованной литературы следует придерживаться библиографических норм описания (образцы см. ниже).

В любом случае (нумерованный список или нет) источники располагаются по алфавиту фамилий авторов, а при их отсутствии - по названию книги. Фамилии и инициалы редакторов научных сборников отделяются от названия одной косой чертой. Если приводится статья из журнала или сборника, то название журнала (сборника) обязательно приводится после двух косых черт.

Сначала приводятся работы, опубликованные на русском языке, затем - на иностранных языках. Список литературы в дипломной работе обычно включает не менее 25 наименований.

Кроме печатных публикаций в список литературы могут быть включены и рукописи, в том числе дипломные и диссертационные работы. На все помещенные в список литературы источники должны быть ссылки в тексте.

Образцы библиографического описания литературы:

1. Книга под фамилией автора.

2. Книга под заглавием.

3. Статья из журнала.

4. Статья из сборника.

5. Произведение из собрания сочинений.

6. Автореферат диссертации.

Примеры

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304с.

2. Психологические механизмы целеобразования/ Под ред. О. К. Тихомирова. М.: Наука, 1997.231 с.

3. Корнилова Т. В. О проблеме переструктурирования базовых курсов по психологии (на примере «Введения в психологический
эксперимент»)//Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1. С. 6-12.

4. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса/Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984. С. 97-110.

5. Выготский Л. С. Проблема возраста//Собр. соч.: В 6 т. М, 1984. Т. 4: Детская психология. С. 248-265.

6. Гозман Л. Я. Теоретические предпосылки и методы эмпирического исследования межличностной аттракции: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1983.21 с.

Работа сдается на рецензирование не позднее, чем за 2 недели до дня защиты. Окончательный вариант текста сдается в день защиты на электронном и бумажном носителях руководителю (заведующей) отделения факультета профессиональной переподготовки. Работа хранится в архиве пять лет.

Наши рекомендации