Теория социальных влияний

Эффективность социального влияния на человека зависит от типа психологического механизма, на основе которого строится поведение и мышление субъекта. Существует три основных типа таких механизмов:

Механизм подчинения – поведение субъекта основывается на избегании определенных наказаний или стремлении к определенным вознаграждениям.

· Как только определенность наказаний или вознаграждений исчезает, субъект легко изменяет свое поведение.

· Чтобы быть эффективными, формы социального наказания или вознаграждения должны постоянно присутствовать в любой ситуации.

Механизм идентификации – поведение субъекта основывается на желании походить на человека или определенный тип людей (подражании реальным образцам или идеальным образцам), которые оказывают социальное влияние.

· Человек склонен воспринимать ценности и установки тех людей, которые ему симпатичны. Данный тип поведения обеспечивает удовлетворяющие субъекта формы поведения и отношений с такими людьми, с которыми субъект себя идентифицирует.

· Поведение не зависит от поощрений и порицаний.

Механизм интернализации – поведение субъекта основывается на собственном обоснованном мнении и стремлении занять самостоятельно выбранную позицию.

Теория развития нравственности (моральных суждений; осознания нравственных поступков)

Лоренс Кольберг (1927-1987)

1. Интернализация моральных и социальных норм, а также их нарушение, по мере развития личности регулируется и сопровождается формированием переживаний страха, стыда, вины.

· Страх – это эмоция, которая лежит в основе избавления от внешних угроз. Поведение регулируется путем избегания и боязни возможных наказаний и стремление к переживанию защищенности и безопасности.

· Стыд – человеческое чувство, связанное с ориентацией на внешнюю оценку. Поведение регулируется через переживание «что обо мне могут подумать» и стремление к похвале и переживанию гордости.

· Вина – человеческое чувство, связанное с ориентацией на самооценку. Поведение регулируется через переживание «что я о себе теперь буду думать?» и стремление к переживанию своей правоты и достоинства.

2. В развитии моральных суждений можно выделить несколько закономерно сменяющих друг друга уровней и стадий, которые отражают закономерности морального развития личности.

«Доконвенциональный» уровень, когда моральные суждения преимущественно основываются на страхе возможного наказания; при этом игнорируются социальные ожидания и требования.

· Ориентация ребенка на поощрения и наказания.

· Концентрация на возможных негативных последствиях своих решений и поступков, а также на их смысле.

«Конвенциональный» уровень – моральные суждения преимущественно основываются на избегании чувства стыда и выносятся в соответствии с договоренностями людей между собой о том, как следует себя вести (правила и нормы поведения) .

· Ориентация на предполагаемые ожидания близких людей, связанные с собственным поведением и поступками.

· Ориентация на известные законы, социальные нормы и правила, на свои обязательства перед другими людьми.

«Постконвенциональный» уровень (стадии 5 и 6), моральные суждения преимущественно основываются на избегании чувства вины и ориентированы на высокие нравственные принципы, которые могут и не поддерживаться обществом в целом.

· Ориентация на относительность ценностей и моральных норм.

· Ориентация на универсальные моральные «общечеловеческие» принципы.

Примеры развития моральных суждений по Л.Колбергу:

Доконвенциональный уровень 1 стадия Ориентация на возможное наказание. «Воровать плохо, так как можно попасть в тюрьму».
2 стадия Наивный потребительский гедонизм, ориентация на удовлетворение собственных потребностей: «Не каждый способен хорошо организовать кражу, лучше уж не рисковать и уповать на судьбу».
Конвенциональный уровень 3 стадия Ориентация на поддержание хороших отношений, одобрение окружающих: «Нельзя красть, так как стыдно будет показаться перед соседями».
4 стадия Ориентация на авторитет: «Если бы мой дед узнал, что я способен совершить кражу, он бы мне не простил».
Постконвенциональный уровень 5 стадия Ориентация на признание прав человека и общепризнанных законов: «Красть нельзя, так как это наносит ущерб людям, которые честно зарабатывают свой хлеб».
6 стадия Индивидуальные принципы, выработанные самостоятельно: «Кража ‑ это, конечно, дурной поступок. Но если выбирать, например, между имуществом и человеческой жизнью, то можно и украсть».

4. Существует ряд общих законов развития моральных суждений:

· Закономерности морального развития личности одинаковы для каждой культуры.

· В процессе развития существует строгая последовательность прохождения выделенных ступеней.

· В процессе развития наблюдается поступательность и необратимость развития: достигнутая стадия может меняться только на более высокую.

(сформулированные законы частично опровергнуты в более поздних исследованиях)

Уровни и стадии развития моральных суждений по Л.Колбергу:

Стадия и возраст. Основания морального выбора. Особенности рассуждений. Субъективное отношение к самоценности человеческого существования.
Преконвенциональный уровень развития моральных суждений– основу поведения составляет желание получить награду за хорошее поведение и ли страх перед наказанием за плохое поведение.
Рождение – 2 года. Делаю то, что мне приятно.  
1 стадия: 2 – 3 года. Оринтированность на наказание / поощрение. Соблюдение норм, чтобы избежать наказаний. Нужно быть послушным и подчиняться правилам, чтобы избежать наказания. Ценность человеческой жизни смешивается с ценностью предметов, которыми человек владеет.
2 стадия: 4 – 7 лет. Ориентированность на выгодный обмен. Делаю то, за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу «ты – мне, я – тебе». Нужно подчиняться правилам ради получения вознаграждения или личных выгод. Ценность человека измеряется удовольствием, которое ребенку доставляет этот человек.
Конвенциональный уровень морали развития моральных суждений– основан на социальной конформности и переживании чувства стыда.
3 стадия: 7 – 10 лет. Ориентированность на представления о «хорошем поведении», которого ожидают близкие. Ориентация на поддержание хороших отношений и одобрение со стороны других людей. Нужно подчиняться правилам, помогать, проявлять заботу, чтобы избежать неодобрения и неприязни со стороны других людей. Ценность человека измеряется тем, насколько он симпатичен ребенку и как относится к ребенку.
4 стадия: 10 – 12 лет. Ориентированность на поддержание порядка и исполнение законов. Ориентация на выполнение долга по правилам, установленным авторитетами: выполнение своих обязанностей и обязательств. Нужно подчиняться правилам, чтобы избежать осуждения со стороны законных властей и последующего чувства вины. Ценность человека и его жизни оценивается с позиций внешних и внутренних категорий и представлений о моральных или религиозных нормах и обязанностях.
Постконвенциональный уровень морали развития моральных суждений– основу составляет самостоятельный выбор этических принципов, нарушение которых ведет к переживанию чувства вины.
5 стадия: после 13 лет. Мораль общественного договора. Ориентация на провозглашенные в обществе права и обязанности: поступаю в соответствии с моральными принципами не нарушая права других людей. Нужно подчиняться законам данного сообщества людей ради всеобщего благосостояния. Жизнь человека ценится и с точки зрения ее пользы для общества, и с точки зрения права каждого человека на жизнь.
6 стадия: после 18 лет. Мораль свободной совести; ориентированность на универсальные этические принципы. Ориентация на универсальные общечеловеческие принципы нравственности. Равноправие и уважение достоинства человека как самостоятельной личности. Жизнь рассматривается как священная; с позиций уважения к уникальности каждого человека.

Л. Кольберг установил, что большинство людей находится на конвенциональном уровне морального развития, дети и правонарушители ‑ на доконвенциональном уровне, немногочисленные этически развитые люди могут достигать постконвенционального уровня.

Критика:

· «Этический абсолютизм» – не учитываются культурные различия в сообществах людей.

· Существует разница между декларируемыми моральными суждениями и реальными действиями в ситуации морального выбора.

· Существует два разных типа моральных рассуждений (Кэрол Гиллиган): а) базирующиеся на понятиях абстрактной справедливости (преобладают у мужчин); б) базирующиеся на человеческих отношениях заботы о ближнем (преобладают у женщин).

· Моральные суждения одного и того же человека по отношению к разным ситуациям и в разных ситуациях могут относиться к разным уровням.

Наши рекомендации