Демократический стиль

Подробное доведение до группы ближайших и отда­ленных целей, показ разви­тия группы в перспективе

Открытый взаимный обмен информацией между руково­дителем и группой

Групповое обсуждение и принятие решения руково­дителем на основе обсужде­ния и консультаций с пред­ставителями группы

Контроль за принятием ре­шения и полученным резуль­татом, а в промежутке — са­моконтроль группы

Непрерывный поток в про­цессе всей деятельности. Активное поощрение успе­хов по ходу деятельности и в итоге

Разрешаются обсуждения и замечания снизу-вверх. Яс­ность задачи наступает в хо­де обсуждения, принятия об­щего решения и уточнений в ходе выполнения решения

Широко используется

Вопросы:

а) Можно ли отдельные черты одного стиля совместить с чер­
тами другого и создать комбинированный, возможно, более эф­
фективный третий стиль?

б) Если можно, то что бы вы предложили и почему? (Обоснуй­
те.)

в) Какой из представленных стилей (если их придерживатьс*
последовательно и строго) более эффективен и почему?

21. Межличностные конфликты в коллективе:

а) всегда вредны;

б) вполне естественны, и потому нельзя их оценивать по кри­
терию «вредны» или «невредны»;

в) конфликты иногда полезны, если происходят на принципи­
альной почве.

Какие из этих ответов вам представляются более правиль­
ными? Исходя из вашего ответа: надо ли избегать конфликта?
или всячески исключать возможность конфликтов? или, счи­
тая их естественными, ничего заранее не предпринимать, но
при их возникновении немедленно найти выход из конфликт­
ной ситуации приемлемым для конфликтующих сторон спосо­
бом? Какой из вариантов вам кажется психологически оправ­
данным? «

22. Как проводить дискуссии и в малой группе для достиже­
ния общего согласованного мнения, решения, вывода:

— обозначить проблему и поставить вопрос: «Что делать?»;

— выслушать мнения — разные (как взаимодополняющие,
так и взаимоисключающие);

— сталкивать разные, близкие к истине мнения, обостряя
дискуссию и стимулируя тем самым коллективную мысль;

— достигнув единодушного (или поддержанного большинст­
вом) мнения (логически безупречного вывода), предложить фор­
мулировку заключения (вывода, решения, общего мнения)?

Составьте план-сценарий организации дискуссии по приня­тию группового решения по одной из известных вам задач, встречающихся в практической повседневной деятельности, ко­торую вам придется выполнять после окончания вуза.

23. Что такое «смысловой барьер»? (См.: Психологический
словарь. — М., 1983. — С. 346; Краткий психол. словарь. — М.,
1998. — С. 29.) Совпадает ли он с понятием «коммуникативный
барьер»? (См.: Битянова М. Р. Социальная психология. — М.,
1994. — С. 19-22.)

24. На основе изучения рекомендованной литературы в сопос­
тавлении с записями лекций, а также ответов, самостоятельно

выработанных вами при решении изложенных выше психологи­ческих задач, ответьте на вопросы:

а) Каково теоретическое значение социальной психологии и ее
место в психологической науке?

б) Каково практическое (прикладное) значение социальной
психологии для профессиональной деятельности руководителя,
педагога, практического психолога?

Наши рекомендации