Категориальный анализ понятий

Социальные нормы коммуникации, социальная виртуальная реальность, виртуальная личность, информационное бытие.

Литература

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1996. - №4. – С. 14-20.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность //Гуманитарные исследования в Интернете. – М., 2000. – С. 11-39.

3. Войскунский А.Е. Гуманитарный Интернет //Гуманитарные исследования в Интернете. – М., 2000. – С. 8.

4. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты //Образование и информационная культура. – М., 2000. – С. 395-431.

5. Иванов Д.В. Критическая теория и виртуализация общества // Социологические исследования. – 2000. - №1. – С. 16-23.

6. Собкин В.С., Хлебникова М.В. Старшеклассник и компьютер: проблемы социального неравенства //Образование и информационная культура. – М., 2000. – С. 284-329.

7. Фриндте В., Келлер Т. Публичное конструирование «Я» в опосредованном компьютерном общении //Гуманитарные исследования в Интернете. – М., 2000. – С. 40-55.

8. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований //Психологический журнал. – 1999. – Т.20. - №1. – С. 86-102.

9. Keller M., Edelstein W. The development of socionormal meaning making: domains., categories and perspectives /Handbook of Moral Behavior and Development. V.2. N.Y., 1991.

Занятие №18

Изменения содержания социализации в условиях социального кризиса

План

1. Возможные уровни анализа социализации в условиях социального кризиса.

2. Исследования идентичности подростка в ситуации социального кризиса.

3. Проспективная идентичность современного подростка.

Авторитеты науки

Г.М. Андреева, Баклушинский С.А.. Белинская Е.П., Куликова И.В., Дубовская Е.М., Хелкама К., Слуцкий В.Н.

Категориальный анализ понятий

Социальная вариативность, социальный невроз, «социальное завтра», социальный стереотип, социальная сеть личности.

Литература

1. Абельс Х. Интеракция. Идентификация. Презентация. – СПб., 1999. – С. 201-244.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000. – С. 256-277.

3. Кон И.С. Социологическая психология. – М.; Воронеж, 1999. – С. 399-416.

4. Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету. – М., 2000. – С. 5-17, 105-120.

5. Социальная идентификация личности /Под ред. В.А. Ядова. – М., 1993.

6. Waterman A. (ed.) Identity in Adolescence: Processes and Contents. San-Francisco, 1985.

Вопросы к зачету по дисциплине «Социальная психология личности»

1. Социальная психология личности как самостоятельная предметная область.

2. Понятие социализации.

3. Социализация как инкультурация.

4. Социализация как интернализация.

5. Социализация как адаптация.

6. Социализация как конструирование социальности.

7. Основные теоретические подходы к анализу социализации.

8. Личность в историко-культурной перспективе.

9. Культура и социализация.

10. Институциональный уровень социального влияния (семья, образовательные институты, средства массовой информации).

11. Групповой уровень социального влияния и влияние в межличностном взаимодействии.

12. Понятие социального поведения и его регуляторов.

13. Нормативная регуляция поведения. Девиантное поведение.

14. Ценности и ценностные ориентации личности.

15. Понятие аттитюда. История его изучения.

16. Структура и функции аттитюда.

17. Личностные факторы, влияющие на взаимосвязь аттитюдов и поведения.

18. Влияние ситуационных переменных на взаимосвязь аттитюдов и поведения.

19. Роль намерений во взаимосвязи аттитюдов и поведения человека.

20. Иерархическая структура диспозиций личности.

21. Самопрезентация и ролевое поведение. Психология самоубеждения.

22. Когнитивный диссонанс. Психология самооправдания.

23. Самовосприятие и самоатрибуция.

24. Факторы и механизмы формирования Я-концепции.

25. Структурные компоненты Я-концепции.

26. Социально-психологические исследования формирования и развития социальной идентичности.

27. Социокультурный подход к исследованиям Интернет – коммуникации.

28. Проблема социальной идентичности и Интернет.

29. Исследования идентичности подростка в ситуации социального кризиса.

30. Проспективная идентичность современного подростка.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Социальная психология личности»

1. Проблема личности в классической социологии и в первых социально-психологических концепциях.

2. Развитие проблематики социальной психологии личности.

3. Социальная психология личности как самостоятельная предметная область.

4. Понятие социализации.

5. Социализация как интернализация.

6. Социализация как адаптация.

7. Социализация как конструирование социальности.

8. Основные теоретические подходы к анализу социализации.

9. Личность и культура.

10. Культура и когнитивные процессы.

11. Культура и социализация.

12. Культура и социальное поведение.

13. Культура и ценности.

14. Семья как институт социализации.

15. Образовательные институты и личность.

16. Влияние средств массовой информации на личность.

17. Основные феномены группового влияния.

18. Влияние «своей» и «чужой» групп.

19. Влияние в межличностном взаимодействии.

20. Понятие социального поведения и его регуляторов.

21. Нормативная регуляция поведения. Девиантное поведение.

22. Ценности и ценностные ориентации личности.

23. Понятие аттитюда. История его изучения.

24. Структура и функции аттитюда.

25. Формирование социальных установок.

26. Исследования убеждающей коммуникации.

27. Когнитивные модели убеждающей коммуникации.

28. Теории когнитивного соответствия.

29. Соотношение понятий «аттитюд» и «поведение».

30. Установки, предсказывающие поведение.

31. Личностные факторы, влияющие на взаимосвязь аттитюдов и поведения.

32. Влияние ситуационных переменных на взаимосвязь аттитюда и поведения.

33. Роль намерений во взаимосвязи аттитюдов и поведения человека.

34. Иерархическая структура диспозиций личности.

35. Самопрезентация и ролевое поведение. Психология самоубеждения.

36. Когнитивный диссонанс. Психология самоправдания.

37. Самовосприятие и самоатрибуция.

38. Формирование Я – концепции: факторы и механизмы.

39. Структурные компоненты Я – концепции.

40. Изменчивость и стабильность Я - концепции.

41. Временные аспекты Я – концепции.

42. Социально-исторические и гносеологические предпосылки становления проблематики идентичности.

43. Развитие представлений о понятиях персональной и социальной идентичности в социально-психологических концепциях.

44. Социально-психологические исследования формирования и развития социальной идентичности.

45. Социализационное влияние новых информационных технологий.

46. Социокультурный подход к исследованиям Интернет - коммуникации.

47. Проблема социальной идентичности и Интернет.

48. Возможные уровни анализа социализации в условиях социального кризиса.

49. Исследования идентичности подростка в ситуации социального кризиса.

50. Проспективная идентичность современного подростка.

Наши рекомендации