Классификация межгрупповых конфликтов

Вариант конфликта Возможные причины
Руководство организации — персонал Неудовлетворительные коммуникации; нарушение правовых норм; невыносимые условия труда; низкая заработная плата и т.п.
Администрация — профсоюзы Нарушение трудового законодательства со стороны администрации; неудовлетворительные условия труда; низкая заработная плата и т. п.
Конфликт между подразделениями внутри организации Взаимная зависимость по выполняемым задачам; распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; структурная перестройка
Конфликт между организациями Нарушение договорных обязательств; борьба за ресурсы, сферы влияния, рынки сбыта и т.п.
Конфликт между микрогруппами внутри коллектива Противоположность интересов, ценностей, целей; амбиции лидеров
Конфликты между неформальными группами в обществе Противоположность духовных интересов, ценностей; групповой экстремизм

Управление межгрупповыми конфликтами

При принятии управленческих решений по межгрупповым кон­фликтам важно учитывать не только особенности, но и функции этих конфликтов. В этом плане следует иметь в виду такие функ­ции, как:

- сплочение группы, отстаивающей справедливые интересы;

- раскол группы, отстаивающей незаконные интересы;

- утверждение статуса личности в группе.

Содержание управления межгрупповыми конфликтами отражено в табл. 10.4.

Таблица 10.4

Управление межгрупповыми конфликтами

№ п/п Этап управления Основное содержание управленческих действий
Прогнозирование конфликта Постоянное взаимодействие по всем коммуникационным каналам с внешними организациями;
Прогнозирование конфликта (продолж.) работа с лидерами в микрогруппах внутри коллектива и внутри подразделений, входящих в структуры организации; анализ общественного мнения; знание ранних симптомов межгрупповых конфликтов в их латентной фазе (критические высказывания в адрес других групп, усиление идентификации «Мы» с акцентом на противопоставление «Они» и тл.)
Предупреждение конфликта На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации; активная работа с лидерами с целью обмена информацией о потенциальных соперниках; использование педагогических и административных мер по предупреждению мотивов зреющего конфликта
Регулирование конфликта Добиться признания реальности конфликта лидерами конфликтующих групп; легитимизация конфликта, установление норм и правил взаимодействия по решению конфликтных споров; институциация конфликта, создание соответствующих рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия; широкое применение технологий регулирования конфликта (см. табл. 4.2)
Разрешение конфликта Организация переговорного процесса по разрешению конфликта; заключение договора о согласовании интересов и позиций конфликтующих сторон

Козырев Г.И.

Группа и конфликты[10]

Рассмотрим конфликты, возникающие в малых социальных груп­пах и межгрупповых взаимоотношениях.

Малая социальная группа — это группа людей, объединенных со­вместной деятельностью, общими целями и интересами, находящи­мися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом. Коли­чественный состав малой группы может варьироваться от двух-трех до нескольких десятков членов, например, экипаж самолета, рабо­чая бригада и т. д.

Для малой социальной группы характерными являются следую­щие отличительные признаки:

• непосредственность общения между ее членами;

• общие интересы, цели и совместная деятельность;

• разделение труда, координация и дополнительность деятельности;

• внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;

• общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;

• определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;

• определенный способ взаимодействия между членами;

• членство, чувство принадлежности к данной группе;

• групповая идентичность с точки зрения посторонних.

В зависимости от целей и способов объединения малые социальные группы делятся на временные и постоянные, свободные (членство в которых основано на добровольном выборе) и обязательные (основан­ные на принудительном членстве, например, группа заключенных), открытые и закрытые (например, религиозная секта), формальные и неформальные.

Формальные группы образуются по заданным параметрам: опреде­ленная структура организации, строгая иерархия, наличие должнос­тей, прав и обязанностей, регламентация деятельности, определенная процедура власти и подчинения. Формальные отношения между людьми в основном обусловлены неличными качествами, а безлич­ными статусно-ролевыми позициями.

Неформальные группы возникают стихийно. Основанием для их образования являются взаимные потребности, интересы, ценности. В неформальных группах отсутствуют фиксированные цели и дол­жности, нет ясно регулируемых правил членства. Распределение функциональных обязанностей и ролей происходит стихийно в ре­зультате внутригруппового взаимодействия и зависит от личност­ных качеств каждого члена группы. Лидер группы определяется непроизвольно.

Роли в неформальной группе постепенно закрепляются за каж­дым членом, их исполнение становится обязательным. Неисполне­ние ролей или их «несанкционированное» перераспределение чре­вато конфликтами.

В любой формальной и неформальной группах возможно образо­вание небольших по размерам первичных групп или подгрупп. Вза­имоотношения в первичных группах основываются на индивиду­альных особенностях членов, например, взаимных симпатиях или антипатиях. Эти отношения более тесные и доверительные нежели в основной группе.

Классификация межгрупповых конфликтов - student2.ru

В любой (формальной или неформальной) группе нет «чистых» общественных отношений. «Поэтому, по мнению Г. М. Андреевой, практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие «межличностная роль» как фиксацию положения че­ловека ... в системе лишь групповых связей». Таким образом, наряду с формальной структурой отношений в группе стихийно возни­кает неформальная система связей и предпочтений, в основе которой находятся индивидуальные социально-психологические особенности людей.

В зависимости от числа входящих в неформальную систему отно­шении членов группы и ее структурной композиции, различают еж, дующие виды структур.

Приведенные структурные композиции далеко не исчерпывают вариантов внутригрупповых связей и коммуникативных сетей. В ре­альной жизни таких вариантов существует бесконечное множество.

Групповые нормы

Функционирование и развитие группы невозможно без норм и правил внутреннего общения. Групповые нормы складываются спон­танно в процессе взаимодействия и представляют систему социаль­ной регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой происходит ее об­разование. Сам процесс формирования ценностно-нормативной системы является достаточно сложным и противоречивым. В ходе него происходит естественный отбор людей, разделяющих групповые нормы и «отсев» тех, кто эти нормы не признает. Сформиро­вавшаяся группа, как правило, имеет достаточно четкую систему своих групповых норм, соблюдение которых является обязательным для всех членов.

Чем сплоченнее группа, тем строже она контролирует исполнение норм и требований, и тем острее может быть конфликт в случае их нарушения. Но не бывает правил без исключений. Как и в обществе в целом, так и в группе люди занимают разные статусно-ролевые, структурно-функциональные и иные позиции. Поэтому одни члены группы имеют больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм, другие же могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужые «грехи». Чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее нормами и требованиями.

Групповые нормы жизненно важные для группы функции:

• обеспечивают единообразие поведения и способствуют коорди­нации деятельности;

• направляют, регулируют, контролируют и оценивают поведение

членов группы;

• выполняют функции интеграции, упорядочения и сохранения

стабильности в группе;

• обеспечивают предсказуемость поведения членов группы;

• избавляют человека от тревоги и неопределенности;

• создают индивидуальное лицо каждой группы.

Групповые нормы являются не единственным регулятором внутригруппового общения. В ходе функционирования группа вырабаты­вает свои традиции, свою систему и иерархию ценностей, особый язык внутригруппового общения. Все это представляет определенную субкультуру, характерную только для той или иной конкретной группы.

Виды групповых конфликтов

Любая социальная группа — сложное социальное, социально-пси­хологическое образование. В ней одновременно могут функционировать формальная и неформальная системы отношений. В свою очередь, неформальные отношения в группе включают ценностно-нормативную систему, статусно-ролевую структуру и систему меж­личностных связей и предпочтений. Такая группа находится в слож­ной системе взаимоотношений с другими группами. Образно говоря, в социальной группе, как в капле воды, отражается все многообра­зие общества. Поэтому в ней, в той или иной степени, могут возни­кать самые разнообразные конфликты. Наиболее характерными из них являются:

1. Внутриличностный конфликт:

а) вызванный внутригрупповыми проблемами;

б) привнесенный из вне и вызывающий внутригрупповую на­пряженность.

2. Межличностный конфликта)

а) ценностно-нормативный;

б) статусно-ролевой;

в) психологической несовместимости.

3. Конфликт между группой (подгруппой) и членом группы.

4. Конфликт между подгруппами в отдельной группе.

5. Конфликт между формальной и неформальной системами отношений.

6. Межгрупповые конфликты.

Классификацию групповых конфликтов можно рассматривать так­же в зависимости от разновидностей социальных мотивов внутригруппового взаимодействия. Ч. Макклинток выделил шесть разновид­ностей таких мотивов:

1. Мотив максимилизации общего выигрыша (кооперация).

2. Мотив максимилизации собственного выигрыша (индивидуализм).

3. Мотив максимилизации относительного выигрыша (соперни­чество).

4. Мотив максимилизации выигрыша другого (альтруизм).

5. Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

6. Минимизация различий между собственными и чужим выиг­рышем (равенство).

Каждый из перечисленных мотивов предполагает свои причины возникновения противоречий, свою конфликтную установку и свои способы конфликтного взаимодействия.

Наши рекомендации