Процесс группового давления.

Участники группы долж­ны в той или иной степени разделять существующие групповые нормы.

Особенно остра эта проблема для нового члена группы, который должен принять или отвергнуть эти нормы.

Возможны:

- сознательное, свободное принятие норм

- вынужденное под угрозой санкций;

- демонстрация антагонизма по отноше­нию к группе (Я не такой, как вы все);

- осознанное, свободное от­вержение норм с учетом всех возможных последствий.

Феномен вынужденного принятия человеком норм группы и соответствующего поведения получил название конформизма.

Раз­личают

- внешний конформизм, когда мнение группы принимается лишь внешне, без изменений собственных убеждений,

- и внутрен­ний конформизм, когда человек действительно усваивает мнение большинства.

Психологи считают, что конформизм и уступчивость тесно свя­заны с самооценкой:

- люди с высокой самооценкой менее склонны уступать групповым требованиям

- и наоборот.

Также конформизм связан с размером группы:

- вероятность конформистского поведе­ния возрастает при увеличении числа членов группы.

Наличие еще одного несогласного повышает субъективную приемлемость и

веро­ятность нонконформизма.

Обнаружено, что если человек обязан публично заявить о своем мнении, вероятность конформизма воз­растает, при возможности отвечать письменно человек освобож­дается от опасений показаться странным или смешным перед чле­нами группы.

Уровень конформизма также зависит от пола и возраста.

Жен­щины в целом более конформны, чем мужчины, а дети - более, чем взрослые.

Подростки склонны демонстрировать конформизм в обшении со сверстниками и негативизм в обшении со взрослыми. Конформизм зависит такжe от значимости для человека того или иного мнения и людей, его высказывающих.

Процесс развития группы

Процесс развития группы всегда проходит несколько стадий.

В группе среднего учебного заведения:

1. на l-й стадии идет процесс знакомства.

Формируются представ­ления студентов друг о друге. Общение проходит в основном в диадах (парах). Основной авторитет - преподаватель;

2. 2-я стадия - период формирования групповых норм.

В процессе обшения люди приноравливаются друг к другу. Группа ориенти­рована на решение проблем эмоциональных взаимоотношений;

3. 3-я стадия - стадия конфликта.

Возникают столкновения меж­ду отдельными индивидами в силу переоценки ими своих возможностей, в первую очередь лидерских, и стремления решать все проблемы группы самостоятельно, не консультируясь с пре­подавателями;

4. 4-я стадия сбалансиро­ванности завершает переход от конфликтности к сбалансиро­ванности. Общение внутри группы становится более открытым и конструктивным, могут появляться первые проявления груп­повой солидарности и сплоченности;

5. 5-я стадия - сложившейся группывозникновение сложившейся группы с ярко выра­женным чувством «Мы»; появляются общегрупповые цели, ори­ентированные на учебу;

6. 6-я стадия эмоциональных отношений доминирующую роль начинает играть эмоцио­нальная сфера; огромную ценность приобретают эмоциональные взаимоотношения, происходит переоценка групповых норм (груп­па напоминает счастливую семью);

7. 7-я стадия - высшая стадия групповой зрелости:

группа сплочена и одинаково активна и в учебной деятельности, и в эмоциональ­ной сфере, открыта для проявления и разрешения конфликтов. Расхождения в мнениях допускаются, пока не будет выработана общая точка зрения на проблему.

Конечно, далеко не каждой группе удается достичь такого уров­ня развития.

Процесс сплочения группы.

На процесс сплочения могут влиять:

- эмоциональная привлекательность членов группы;

- возрастное, социальное, этническое, ценностное и другое сход­ство членов группы между собой;

- предпочитаемые группой мотивы взаимодействия: кооперация, конкуренция, индивидуализм, альтруизм, агрессия, равенство;

- особенности групповых целей. Цели должны быть конкретны, ясны и всем понятны, не слишком отодвинуты во времени;

- удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой дея­тельностью и своим положением в группе;

- стиль руководства.

Психологическая совместимость в группе

В процессе совместной деятельности членам малой группы необходимо вступать в контакты друг с другом для передачи информации и координации своих действий. От уровня такой координации всецело зависит продуктивность группы, каким бы видом деятельности в ней ни занимались. В свою очередь, этот уровень зависит от той или иной степени психологической совместимости членов группы.

Психологическая совместимостьспособность членов группы к совместному бесконфликтному и согласованному взаимодействию в условиях совместной деятельности.

Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность.

Психологическая совместимость в группе важна во всех без исключения сферах совместной деятельности людей. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге – большей эффективности труда.

Критерии оценки совместимости:

1. результаты совместной деятельности;

2. эмоционально-энергетические затраты ее участников;

3. удовлетворенность участников этой деятельностью.

Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую.

- Психофизиологическая – определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизация темпа совместной деятельности.

- Социально-психологическая – эффект оптимального сочетания типов поведения людей в группе, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций.

Уровни совместимости:

- социально-психологический – общность целевых установок у членов группы, мотивов деятельности, общность их ценностных ориентации, единство в понимании задач, отношения к деятельности и товарищам и т. д.;

- психологический – общительность, трудолюбие, добросовестность, ответственность и т. д. Психологическая совместимость позитивно влияет на производительность и качество труда;

- психофизиологический– совместимость по уровню физического и психомоторного развития, одинаковое проявление основных психических процессов и сенсомоторных функций, единую степень тренированности группы в тех или иных профессиональных навыках и умениях, согласованность в динамике временных и силовых показателей высшей нервной деятельности и других функциональных систем организма, совместимость по темпераменту и т. д

Совпадение по всем уровням говорит о полной психологической совместимости.

Полное несовпадение приводит к возникновению психологического барьера, когда люди не воспринимают друг друга, не желают и не могут общаться.

Психологическая несовместимость для любой малой группы – это различие ценностных установок, отсутствие дружеских связей, неуважение или неприязнь людей друг к другу, неспособность в критических ситуациях понять друг друга.

Все это отрицательно влияет на сработанность группы и препятствуют совместной деятельности.

На совместимость людей в группе большое влияние оказывают типы коммуникативного поведения:

1. индивиды, стремящиеся к лидерству, способные решать задачи, только подчиняя себе других членов группы;

2. индивидуалисты, пытающиеся решать задачу в одиночку;

3. приспосабливающиеся к группе (конформисты), легко подчиняющиеся приказам других ее членов;

4. коллективисты, стремящиеся решать задачи совместными усилиями, поэтому они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

Например,

Ø Если человек, стремящийся к лидерству, не может заставить остальных следовать его приказам, он может отказаться от участия в работе, или остаться и вести себя пассивно.

Ø Если же группа состоит в основном из индивидуалистов, то каждый из них стремится действовать обособленно от других, сам по себе.

Ø Оптимально, когда члены групп активны и обмениваются информацией между собой, действуя коллегиально.

Характеристики сплочённой группы:

- четкость, слаженность, организованность при выполнении совместных заданий;

- стремле­ние к оказанию взаимопомощи, взаимовыручка в процессе выпол­нения деловых задач;

- творческое отношение членов к выполняемой деятельности, активность и инициативность, проявленные при этом, сотрудничество.

Итак,

1. Психологическая совместимость в группах формируется за счет действия разнообразных факторов.

2. Степень такой совместимости членов одной и той же группы может быть различной на разных этапах ее жизнедеятельности в силу динамики межличностных отношений.

3. Учет и оптимальное сочетание разнообразных личностных характеристик являются важным фактором групповой совместимости и эффективности.

4. Психологическая совместимость в группе способствует повышению уровня её продуктивности и оптимизации социально-психологического климата.

ВЫВОДЫ

1. Группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда, потому сама группа выступает субъектом определенного вида деятельности и через него включена в систему общественных отношений.

2. Основные характеристики группы:

- состав,

- структура,

- группо­вые процессы,

- статусы и роли членов,

- система групповых ожида­ний,

- групповые нормы,

- система санкций.

3. Выделяют

- условные и реальные группы,

- лабораторные и есте­ственные,

- большие и малые,

- большие стихийные и большие устой­чивые,

- малые развитые и малые становящиеся.

4. Малая группа - группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном лич­ном общении. Социометрические статусы в малой группе:

- «звез­ды»,

- высокостатусные, среднестатусные, низкостатусные члены,

- изолированные,

- пренебрегаемые, отверженные.

5. Люди по-разному воспринимают и оценивают свой статус.

6. Власть в группе реализуется через руководство и лидерство.

Выделяют сти­ли руководства

- авторитарный,

- демократический

- и попустительский.

7. Можно выделить следующие групповые процессы:

- процесс груп­пового давления,

- процесс развития группы,

- процесс сплочения груп­пы,

- процесс принятия группового решения.

8. Каждый человек хотя бы раз в жизни должен принять или отвергнуть групповые нормы. Феномен вынужденного принятия человеком норм группы и соответствующего поведения называется конформизмом. Он бывает внешним и внутренним. Конформизм за­висит от

- пола, возраста,

- самооценки,

- от размера группы,

- от необ­ходимости публично заявлять свое мнение, наличия хотя бы ешё одного несогласного, значимости для человека высказываемого мнения и людей, его высказывающих.

9. Процесс развития группы может включать в себя стадии

1. зна­комствa;

2. формирования групловых норм;

3. конфликта;

4. сбалансиро­ванности;

5. сложившейся группы;

6. эмоциональных отношений;

7. груп­повой зрелости.

10. Сплоченность группы зависит от

- эмоциональной привлека­тельности членов группы;

- степени их сходства;

- мотивов взаимо­действия;

- групповых целей;

- удовлетворенности членов группы груп­повой деятельностью и своим статусом в группе;

- стиля руководства.

Наши рекомендации