Стиль руководства как основа взаимодействия и влияние на трудовой коллектив

Стиль руководства - это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными субъективно-психологическими характеристиками.

Таким образом, стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью.

При этом следует иметь в виду, что не существует некоего идеального стиля руководства, пригодного для всех случаев жизни. Применяемые менеджером стиль или сочетание стилей могут зависеть не только от личности менеджера, но и от соответствующей ситуации. "Правильный" стиль руководства не может быть определен заранее, поскольку жизненные управленческие ситуации не стандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойство изменяться в соответствии с изменениями управляемой среды.

Выбор стиля руководства во многом зависит от того, какую задачу ставит перед собой менеджер:

управлять - руководитель дает точные указания подчиненным и добросовестно следит за выполнением его заданий;

направлять - менеджер управляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу;

поддерживать - менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений;

делегировать полномочия - менеджер передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия.

Для авторитарного (автократического) стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы обо всех делах докладывали только ему. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным. Он категоричен, часто резок с людьми, всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд.

Менеджер, использующий преимущественно демократический стиль, стремится как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В общении с подчиненными он предельно вежлив и доброжелателен, находится с ними в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям. Он требователен, но справедлив. При таком стиле руководства в подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива.

Руководитель с либеральным стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность и возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности.

Из всего имеющегося арсенала средств воздействия на коллектив основное место у либерала занимают уговоры и просьбы. При выполнении управленческих функций он пассивен: можно сказать, "плывет по течению". Менеджер-либерал боится конфликтов, в основном соглашается с мнением подчиненных. Мягкость в обращении с людьми мешает ему приобрести реальный авторитет, поскольку отдельные сотрудники требуют от него поблажек, которые он и делает, боясь испортить с ними взаимоотношения.

Руководитель либерального стиля не проявляет выраженных организаторских способностей, слабо контролирует и регулирует действия подчиненных и, как следствие, его управленческая деятельность не результативна.

Стиль управления отражается на технологии принятия управленческих решений. В частности, менеджер:

· единолично принимает решение и извещает о нем ("чистый" автократ);

· "внушает" решение;

· высказывает свои мысли, идеи и предлагает задавать вопросы;

· предлагает пробное решение в качестве опытного образца (модели) для решения;

· раскрывает суть проблемы, дает указания, оценивает предложения, принимает решения ("чистый" демократ);

· устанавливает ограничения и просит сотрудников принять решение;

· позволяет подчиненным действовать без ограничений, установленных руководством "свыше" ("чистый" либерал).

Таким образом, следует иметь в виду, что каждый из указанных стилей в чистом виде встречается очень редко. Гибкость руководителя и заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации.

Практическая часть

Вариант 3

Организация_Мебельная фабрика № 2 Фамилия, имя рабочего Дикаева Г.Н. ________________Возраст__40____ Производственный стаж_16 лет____ Стаж по данной работе___10 лет___ Вид работы____________________ Условия работы_____нормальные__ Разряд_____II____ Смена ___I_____ Цех ____раскроя деталей_________ Запись «по началу» Станок _____фрезерный Состояние станка____удовлетворительное_ Режущие части_________________ Состояние режущих частей ____________________________ Начало наблюдения_8 ч 00 мин_ Конец наблюдения__17 ч 00 мин Обед 12-00 – 13-00____________ Дата____20.11.11 Наблюдатель__Волков И.С.  
  № Элементы рабочего времени Текущее время   № Элементы рабочего времени Текущее время  
Опоздание на рабочее место 8-00 Поднос деталей 13-05  
Подготовка к работе 8-10 Наладка станка 13-07  
Работа 8-28 Разговор с мастером 13-10  
Поднос деталей 8-30 Наладка станка 13-17  
Посторонний разговор 8-33 Проверка размеров 13-20  
Работа 8-44 Работа 13-40  
Проверка размеров 8-48 Наладка станка 13-55  
Работа 8-59 Работа 14-05  
Поднос деталей 9-03 Посторонний разговор 14-07  
Работа 9-12 Работа 14-19  
Разговор с мастером 9-15 Проверка размеров 14-29  
Работа 9-38 Перерыв регламентированный 14-39  
Поднос деталей 9-40 Работа 14-55  
Работа 9-55 Наладка станка 15-04  
Перерыв регламентированный 10-00 Работа 15-21  
Работа 10-20 Поднос деталей 15-23  
Поднос деталей 10-30 Работа 15-45  
Работа 10-45 Относ деталей 15-50  
Наладка станка 10-50 Работа 16-07  
Работа 10-55 Посторонний разговор 16-17  
Проверка размеров 10-57 Поднос деталей 16-20  
Работа 11-28 Работа 16-35  
Посторонний разговор 11-36 Относ деталей 16-40  
Работа 11-48 Уборка рабочего места 16-55  
Относ деталей 11-52 Конец работы 17-00  
Уборка станка 11-56        
Обеденный перерыв 12-00        
               

Решение:

Таблица 2 – Обработка результатов наблюдения

Затраты рабочего времени Индекс затрат Текущее время Продолжительность
ч мин
Опоздание на рабочее место Тпнд -
Подготовка к работе Тпз
Работа То
Поднос деталей Торг
Посторонний разговор Тпнд
Работа То
Проверка размеров Тв
Работа То
Поднос деталей Торг
Работа То
Разговор с мастером Торг
Работа То
Поднос деталей Торг
Работа То
Перерыв регламентированный Тотл
Работа То
Поднос деталей Торг
Работа То
Наладка станка Ттех
Работа То
Проверка размеров Тв
Работа То
Посторонний разговор Тпнд
Работа То
Относ деталей Торг
Уборка станка Ттех
Обеденный перерыв  
Поднос деталей Торг
Наладка станка Ттех
Разговор с мастером Торг
Наладка станка Ттех
Проверка размеров Тв
Работа То
Наладка станка Ттех
Работа То
Посторонний разговор Тпнд
Работа То
Проверка размеров Тв
Перерыв регламентированный Тотл
Работа То
Наладка станка Ттех
Работа То
Поднос деталей Торг
Работа То
Относ деталей Торг
Работа То
Посторонний разговор Тпнд
Поднос деталей Торг
Работа То
Относ деталей Торг
Уборка рабочего места Торг
Конец работы Тпз

Продолжительность смены составляет 480 мин. Или 480/60 = 8 часов

Составим сводку одноименных затрат (табл. 3).

Таблица 3 – Сводка одноименных затрат

Топ Тобс Тпз Тотл Тпнд Тпнт
То Тв Торг Ттех
 
 
     
     
         
         
           
           
           
           
           
           
           
             
             
             
             
             
             

Топ = То+Тв = 299+19=318 мин.

Т обс = Торг+Ттех = 63+42=105 мин.

Составим фактический баланс – абсолютные и относительные соотношения затрат рабочего времени в составе сменного времени (табл. 4).

Таблица 4 – Фактический баланс рабочего времени

Затраты рабочего времени Индекс Число раз в смену Продолжительность, мин. % к итогу
1. Оперативная работа, в т.ч.: Топ      
а) основное оперативное То 62,29
б) вспомогательное оперативное Тв 6,04
         
2. Время обслуживания, в т.ч.: Тобс      
а) организационное Торг 13,13
б) техническое Ттех 8,75
         
3. Подготовительно – заключительное время        
Тпз 3,13
       
4. Время на отдых и личные надобности работника        
Тотл 3,13
       
6. Перерывы из-за нарушения трудовой дисциплины Тпнд 4,79
6. Перерывы, связанные с нарушением нормального хода технического прогресса Тпнт      
ИТОГО:  

Расчеты:

Показатели использования рабочего времени:

1). Коэффициент использования рабочего времени:

К вр = Топ / Тсм = 318 / 480 =0,66

Значит, рабочее время используется эффективно, так, нарушения трудовой дисциплины из 480 минут составляют всего4,79% или 23 минуты, при этом отсутствуют перерывы, связанные с нарушением нормального хода технического прогресса.

2). Коэффициент загрузки:

Кзагр=Тр/ Тсм = (Топ + Торг + Ттех) / Тсм=(318+63+42)/480 = 0,9

Кзагр = (Тсм-Тп)/Тсм = (Тсм-Тотл-Тпнд-Тпнт)/Тсм = (480-15-23)/480=0,9

Работник очень хорошо занят в течение смены (т.к. этот коэф. ближе к единице).

Сравним оба коэффициента:

Квр - Квр= (0,9-0,66)* 100% =24%

Вывод: в данном примере рабочий загружен нерационально

Рабочее время используется недостаточно эффективно, т.к. имеются прямые его потери (нарушение трудовой дисциплины; 23 мин. или 4,79%), следовательно необходимо разработать мероприятия по укреплению трудовой дисциплины рабочего.

Работник загружен нерационально, т.к. разрыв между коэффициентами больше 15%. Для повышения производительности труда работника необходимо освободить его от функции обслуживания рабочего места, передав их вспомогательному работнику.

Вариант 3

Наблюдательный лист хронометража

Предприятие – Бумажная фабрика

Цех – бумажный

Наименование операции – обшивка тетрадей для рисования

Ф. И. О. рабочего – Федорова Е. Г.

Производственный стаж 10 лет

Разряд работы III

рабочего III

Наименование станка – швейный аппарат

Состояние станка и режущих частей удовлетворительное

Дата хронометража – 17.11.05 г.

Ф.И.О. наблюдателя – Демина О. И.


Наименование приемов Текущее время Продолжительность приемов, с.
продолжительность
1. Взять 2 тетради и подать в станок Т
П
2. Сшить тетради Т
П
3. Положить на стеллаж Т
П

Наименование приемов Текущее время Продолжительность приемов, с.  
продолжительность  
 
1. Взять 2 тетради и подать в станок Т
П
2. Сшить тетради Т
П
3. Положить на стеллаж Т
  П

Расчет:

Находим среднеарифметическое - Xср:

Хср (1) = 13

Хср (2) = 13

Хср (3) = 13

Рассчитаем коэффициент устойчивости фактический:

Куст. ф= t max / t min

1 ряд: Кустф=11

2 ряд: Куст.ф= 5

3 ряд: Куст.ф= 5

Коэффициент устойчивости нормативный берется в приложении.

Если Куст.ф > Куст.н, то его необходимо очистить от случайных замеров.

Сравниваем коэффициенты:

1 ряд: 11 > 3 - необходимо очистить

2 ряд: 5 > 2,5 - необходимо очистить

3 ряд: 5>3 необходимо очистить

Ряд можно очистить путем вычеркивания из него min или max замера.

К1 = 1,75

K2 = 2,1

K3 = 2,1

Находим среднеарифметическое очищенных рядов:

Хср (1) = 10

Хср (2) = 10

Хср (3) = 10

Находим t опт = ti, где ti - число min замеров, встречающихся более 2 раз.

Ряд 1: topt =8

Ряд 2: topt =7

Ряд 3: topt = 7

Находим Стиль руководства как основа взаимодействия и влияние на трудовой коллектив - student2.ru Хср(i), где Xcр i; - среднеарифметическое.

toп = Сумма Хср I = 13+13+13=39

Стиль руководства как основа взаимодействия и влияние на трудовой коллектив - student2.ru t ряд 1: = 67,8 %

Стиль руководства как основа взаимодействия и влияние на трудовой коллектив - student2.ru t ряд 2: = 66,5%

Стиль руководства как основа взаимодействия и влияние на трудовой коллектив - student2.ru t ряд 3: = 65,7%

Вывод:

После очистки рядов наблюдается прирост производительности труда по всем рядам. Это помогает сделать производственный процесс более быстрым, экономическим и эффективным.

Таблица 5 - Обработка хронометражных рядов

Элементы операции Продолжительность по замерам, сек. Среднеарифметическая, сек Ку Кун Ку очищенного ряда Среднеарифметическая, очищены ого ряда, сек ton, сек
1. Взять 2 тетради и подать в станок 1,75
2. Сшить тетради 2,5 2,1
3. Положить на стеллаж 2,1

Заключение

Трудовой коллектив является основной ячейкой, которая объединяет всех работников организации для достижения определенной цели. Формирование высококвалифицированных трудовых коллективов является решающим фактором результативности производства и высококачественной конкурентоспособной продукции.

Качество работы трудового коллектива во многом зависит от отлаженной системы мотивации как индивидуальной, так и коллективной. Для более эффективной работы трудового коллектива, прежде всего, необходимо создать благоприятный морально - психологический климат среди его членов.

Одна из основных задач руководителя - сплочение трудового коллектива, что и является определенным процессом развития внутригрупповых связей.

Важным элементом деятельности организации является правильное управление трудовым коллективом, так как без людей цели организации не будут достигнуты.

Следовательно, формирование высокопрофессионального трудового коллектива, создание в нем особого морально - психологического климата довольно не простая задача для руководителя.


Наши рекомендации