Вопрос 1. общая квалиметрия

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СОЦИАЛЬНАЯ КВАЛИМЕТРИЯ, ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ»

Тема 1. ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ КВАЛИМЕТРИЯ

Вопрос 1. ОБЩАЯ КВАЛИМЕТРИЯ

"Квалиме­трия" (от латинского qualis — качество и ...метрия) — научная область, объединяющая методы количественной оценки качества различных объектов. Это понятие по своему содержанию близко к социологическому понятию "квантификация", используемому для обозначения количественной оценки чего-либо, процедуры измерения и количественного выражения свойств и отношений социальных объектов.

Однако понятие квалиметрия гораздо шире и охватывает любые объекты, к которым применимо понятие "качество", прежде всего производство продукции, технологические процедуры, услуги систем техни­ческого сервиса, торговли и др.

Еще в 20-е и 30-е гг. XX столетия в СССР и в других странах стали развиваться ме­тоды оценки качества товаров. Достаточно вспомнить имена та­ких известных исследователей, как М. Аранов и П. Флоренский. Большой вклад в становление самостоятельной науки под назва­нием "Квалиметрия" внесли инженеры, экономисты и архитекто­ры — Г. Г. Агальдов, 3. Н. Крапивенский, А. В. Гличев, В. И. Па­нов, М. В. Федоров и др. Для более глубокого изуче­ния проблем квалиметрии студент может обратиться к трудам В. К. Федюкина, В. Н. Фомина, А. И. Субетто и др. авторов, зани­мающихся разработкой вопросов управления, оценки качества и научных основ организации мониторинга.

Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества объектов и технологических процес­сов сформировалась в СССР в конце 1960-х гг. Ее по­явление было обусловлено насущной потребностью эффектив­ного и научно обоснованного управления качеством производи­мой продукции. Квалиметрическая наука развивалась преимущественно применительно к производственному и тех­нологическому процессам, измерению качества продукции и услуг в области производства. (материальные, нематериальные/ социально-культурные). В январском номере (1968 г.) журнала "Стандарты и качество" была изложена пози­ция группы отечественных исследователей по данному вопросу. «…качество объ­екта можно выразить количественными показателями, несмотря на множественность его различных свойств».

Первые попытки стандартизации и определения показателей эффективности секторов социальной сферы были предприняты в 1930-е гг. Значительное внимание этим вопро­сам стало уделяться во второй половине с 1960-х гг. особенно в здравоохранении и выс­шем специальном образовании. В период разработки и приме­нения комплексных планов социального развития предприятий и научно-производственных объединений постоянно возникали вопросы об измерении результативности запланированных со­циальных мероприятий.В сфере образования особое внимание уделялось формированию системы показателей, при помощи которых можно было измерить динамику развития и качество работы вузов. На практике эти показатели были апробированы в системе высших учебных заведений Минвуза России в конце 1960-х — начале 1970-х гг.

В 1971 г. в нашей стране была издана "Методика оценки уровня качества промышленной продукции". Затем в 1979 г. Госстандартом СССР принимается руководящий доку­мент РД 50-149 под названием "Методические указания по оцен­ке технического уровня качества промышленной продукции". С этого года термин "квалиметрия" является стандартизиро­ванным определением (см.: ГОСТ 15467-79). Одновременно была подготовлена "Методика измерения качества работы высших учебных заведений РСФСР" и практически в 1971-1975 гг. ди­намика развития высших учебных заведений за прошедший год измерялась на основании системы количественных показателей.

В "Советском энциклопедическом словаре" (1990 г.) отмеча­лось, что "квалиметрия... — это отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества продукции".С того времени прошло много лет, но мало что из­менилось в трактовке общей квалиметрии, хотя, безусловно, произошло определенное приращение знаний в этой области.

Квалиметрия, являясь комплексной наукой, состоит из об­щей теории качества и оценивания качества (квалинтологии), учения об управлении качеством (квалиметрия), в котором рас­сматриваются организационно-экономические и иные методы, факторы, средства, модели воздействия на качество объектов и процессов, повышение их способности удовлетворять существу­ющие и потенциальные потребности населения.

Объектом квалиметрии как науки может быть все, что пред­ставляет собой систему, нечто цельное, что может быть выде­лено для познания, исследования и достижения практическо­го результата.

Предметом квалиметрии является оценка качества в коли­чественном и качественном выражении.

Литература

Общие и специальные проблемы квалиметрии особенно предметно стали изучаться в 1990-е гг. - работы А. И. Субетто, А. В. Титова, Н. А. Селез­невой и др. В послед­ние годы Исследовательским центром проблем качества подго­товки специалистов МГИСиС выпущено около 20 сборников тру­дов по квалиметрии в образовании. В печати появились работы С. И. Григорьева, В. И. Комарова, А. М. Панова, JI. В. Топчия, Е. И. Холостовой и других исследователей и практиков соци­альной сферы. Постепенно происходит накопление знаний и их применение в высшей школе и других сферах. Появились пер­вые труды по проблемам измерения качества социального обра­зования (С. И. Григорьев, В. И. Жуков, А. И. Субетто и др.). Выш­ли труды математиков, предметом исследования которых стали квалиметрические методы в образовании, здравоохранении и со­циальном обслуживании.

Итак, в России к началу XXI в. была сформирована от­носительно новая наука и учебная дисциплина, которая стала востребованной специалистами различных отраслей и сфер жизни общества.

Наши рекомендации