Объект управления - это

ВАРИАНТ 1

Выберите вариант/варианты правильного ответа:

1. Процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на некоторую часть среды, называемую объектом управления, в результате которого удовлетворяются потребности субъекта, взаимодействующего с данным объектом, носит название:

а) менеджмент; б) управление; в) функция менеджмента.

2. К основным стилям руководства относятся:

а) демократический;

б) авторитарный;

в) либерально-попустительский;

г) все ответы правильные.

3. Какие три группы методов традиционно выделяют в теории управления?

а) экономические методы;

б) бюрократические методы;

в) административные методы;

г) социально-психологические методы;

д) демократические методы;

е) эвристические методы.

4. «Отцом» научного менеджмента считают:

а) А. Файоля;

б) Платона;

в) Ф. У. Тейлора;

г) Г. Форда.

5. Стимулы,связанные с дополнительными денежными выгодами, которые люди получают в результате выполнения предъявляемых им требований, носят название:

а) экономические; б) организационные; в) морально-психологические.

6. Коммуникативные помехи, возникающие вследствие различий при­писываемых разными людьми одним и тем же символам, носят название:

а) личностные барьеры; б) физические барьеры; в) семантические барьеры.

7. Управленческая деятельность, позволяющая выявлять, исправлять и предупреждать отклонения достигнутых результатов от намеченных параметров, целей, называется:

а) планирование; б) организация; в) мотивация; г) контроль; д) координация.

9. Работник, принимающий решения по важнейшим вопросам деятельности аппарата управления с целью обеспечения эффективного труда производственного коллектива, относится к категории:

а) подчиненный; б) руководитель; в) лидер.

10. Минимальная целая часть сис­темы, которая функционально способна отразить некоторые общие закономерности системы в целом, носит название:

а) элемент систе­мы;

б) связи;

в) подсистема;

г) структу­ра системы.

11. Представители какой научной школы впервые описали принцип управления - единоначалие?

а) административной школы управления;

б) школы научного управления;

в) количественной школы управления;

г) школы поведенческих наук.

12. Специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности, носит название:

а) делегирование полномочий; б) стимулирование труда; в) разделение труда.

13. Из перечисленных ниже желаний человека, выберите те два, в которых будет проявляться потребность в принадлежности и причастности:

а) иметь диплом престижного университета;

б) работать с людьми, которые настроены по дружески и готовы к сотрудничеству;

в) иметь возможность контролировать информацию или ресурсы;

г) избегать конфликты.

14. К числу организационных коммуникаций не относят:

а) горизонтальные коммуникации; б) внешние коммуникации; в) неформальные коммуникации.

15. В зависимости от субъекта, принимающего решение, выделяют следующие типы управленческих решений:

а) текущие; тактические; стратегические;

б) графические; математические; эвристические;

в) единоличные; коллегиальные; коллективные.

16. В каком виде могут быть представлены цели организации?

а) словесной формулировкой;

б) формулами;

в) количественными показателями;

г) качественными показателями;

д) «деревом целей».

17. Вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами, носит название:

а) функция управления; б) принцип управления; в) методология управления.

18. Процесс управления организацией, хозяйствующей в условиях рынка, носит название:

а) менеджмент; б) управление; в) функция менеджмента.

19. Обязательство выполнить поставлен­ные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение, носит название:

а) ответственность; б) делегирование; в) полномочия.

20. Управленческая деятельность, обеспечива­ющая четкое упорядочение процесса управления в целом, расп­ределение как функций исполнения управленческих решений, так и собственно функций управления, носит название:

а) планирование; б) организация; в) мотивация; г) контроль; д) координация.

21. К донаучному периоду развития теории и практики управления относятся идеи таких ученых как:

а) Ф. У. Тейлор;

б) А. Маслоу;

в) Н. Макиавелли;

г) А. Смит;

д) Сократ;

е) А. Македонский.

Объект управления - это...

а) физическое или юридическое лицо, направляющее властное воздействие на объект управления;

б) физические и юридические лица, социальные и социально-экономические системы и процессы;

в) информация, исходя из которой, объект управления может принимать конкретные действия.

23. Вид коммуникаций, с помощью которого руко­водители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организа­ции и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами, носит название:

а) организационные коммуникации; б) межличностные коммуникации; в) электронные коммуникации.

24. Презумпция того, что работники по природе своей ленивы, предпочитают исполнять команды руководителя и избегать ответственности, характерна для:

а) теории X;

б) теории Z;

в) теории Y.

25. Информацияо существую­щей проблеме и способах ее преодоления является:

а) предметом управленческого труда;

б) продуктом управленческого труда;

в) объектом управленческого труда;

г) средством управленческого труда.


26. Теория управления - это…

а) дисциплина, исследующая поведенческие взаимоотношения для применения этого знания к улучшению организационной эффективности;

б) наука, изучающая управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений;

в) наука, изучающая наиболее общие структуры упорядочения деятельности социальных общностей, осуществляемого за счет реализации различных социальных целей, норм и оценок.

27. Кто из перечисленных ниже ученых внес наибольший вклад в развитие административной школы управления?

а) А. Файоль;

б) М. Фоллетт;

в) Ф. Тейлор;

г) Э. Мейо.

28. К факторам, не влияющим на процесс принятия решений, относятся:

а) личностная оценка;

б) среда принятия решений;

в) информационные ограничения;

г) нет правильного ответа.

29. Универсальным средством межличностных коммуникаций является:

а) текст; б) язык; в) действие; г) жест.

30. ______ управленческая революция является наиболее значимой в истории управления, поскольку именно в этот период менеджмент сформировался как самостоятельный вид деятельности:

а) первая - рели­гиозно-коммерческая; в) третья - производственно-строительная; д) пятая;

б) вторая - светско-административная; г) четвертая – капиталистическая; е) шестая.

31. Какие связи существуют между звеньями в организационной структуре управления?

а) вертикальные; б) горизонтальные; в) функциональные; г) линейные; д) смешанные.

32. Этап процесса коммуникации, который предполагает поступление послания через передатчик в передающий канал, носит название:

а) этап передачи; б) кодирования; в) этап обратной связи; г) этап получения.

33. Какие элементы составляют внешнюю среду прямого воздействия организации?

а) поставщики;

б) конкуренты;

в) потребители;

г) политические факторы;

д) государственные органы;

е) работники.

34. Представители какой научной школы ратовали за повышение заботы руководителей о подчиненных?

а) административной школы управления;

б) школы научного управления;

в) количественной школы управления;

г) школы человеческих отношений.

35. Контроль, целью которого является обеспечение необходимых условий для бесперебойной и качественной работы организации, осуществляется до фактического начала работы, носит название:

а) предварительный контроль; б) текущий контроль; в) заключительный контроль.

36. Управленческий труд,направленный на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией, носит название:

а) эвристический труд;

б) операторный труд;

в) административный труд;

г) интеллектуальный труд.

37. Выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правильный, называют:

а) решение, основанное на суждениях;

б) незапрограммированное решение;

в) рациональное решение;

г) интуитивное решение.

38. Происходят ли изменения в элементах внутренней среды организации в процессе ее функционирования?

а) происходят; б) не происходят; в) происходят только в отдельных элементах.

39. Подход к исследованию проблем управления, в рамках которого управление рассматривается как процесс, серия непрерывных взаимосвязанных действий, сумма функций управления, носит название:

а) процессный; б) системный; в) ситуационный; г) институциональный; д) функциональный.

40. Исследования ученых какой школы управления базировались на использовании данных точных наук (математика, статистика, кибернетика)?

а) административной школы управления;

б) школы научного управления;

в) количественной школы управления;

г) школы человеческих отношений.

41. В каких видах может быть реализована в процессе управления обратная связь?

а) приказ, распоряжение, указание;

б) план, задание;

в) отчет;

г) данные контроля.

42. Что характеризует организационную структуру управления?

а) уровни управления;

б) звенья управления;

в) тип руководства;

г) связи между звеньями.

43. Вклад немецкого социолога М. Вебера в развитие управленческой мысли состоит в том, что он:

а) первым дал систематизированный анализ бюрократии;

б) разработал модель «административной эффективности»;

в) является автором теории «социальной гигиены».

44. Приемы и способы воздействия субъекта управления на объект управления на основе силы и авторитета власти получили название:


а) экономические методы управления;

б) эвристические методы управления;

в) административные методы управления;

д) социально-психологические методы.

45. Перечислите этапы Хоторнских экспериментов в порядке их проведения:

а) эксперименты с освещением;

б) наблюдения за электриками в банке;

в) программа по интервьюированию;

г) испытания на сборке реле.

46. Выбор, основанный на знаниях или осуществляемый в соответствии с накопленным опытом, называют:

а) интуитивное решение;

б) рациональное решение;

в) незапрограммированное решение;

г) решение, основанное на суждениях.

47. К какому из представленных ниже подходов к изучению лидерства относится теория «великих людей»?

а) личностный подход;

б) поведенческий подход;

в) ситуационный подход;

г) нет правильного ответа.

48. Деятельность человека, проявляющаяся в руководстве, планировании, организации, мотивации и контроле в процессе распоряжения человеческими, финансовыми, физическими, информационными ресурсами в целях достижения функционирования предприятия наиболее эффективным способом, носит название:

а) менеджмент; б) управление; в) функция менеджмента.

49. Модель принятия решений, согласно которой лицо, принимающее решение, действует рационально, логически подходит к оценке вариантов, расстановке приоритетов, а его выбор наилучшим образом соответствует экономическим интересам организации, носит название:

а) административная модель; б) эвристическая модель; в) экономическая модель.

50. В истории менеджмента автором дифференцированной оплаты труда является:

а) А. Смит;

б) М. Вебер;

в) Э. Мэйо;

г) Ф. Тейлор.


51. Установите соответствие:

Тип коммуникации Характеристика коммуникации
1. Нисходящая а) Устанавливается между равноуровневыми, равноправными сотрудниками и подразделениями организации.
2. Внешняя б) Основана на личных и нерегламентируемых взаимоотношениях.
3. Межличностная в) Информационное взаимодействие организации с внешней средой.
4. Неформальная г) Ориентирована на сообщение подчиненным целей и задач их деятельности, передачу им распоряжений, доведение до них критериев эффективности работы.
5. Восходящая д) Коммуникация между двумя индивидами.
6. Групповая е) Посредством данного типа коммуникации сообщается о результатах выполнения принятых решений, возникающих препятствиях по их реализации, предложениях по их разрешению.
7. Горизонтальная ж) Коммуникация между различными социальными группами.

52. Установите соответствие:

Автор теории Краткая характеристика теории
1.В. Врум – теория ожидания а 3 уровня потребностей: существования, связи и роста; Не предполагается строгого перехода от уровня к уровню. Процесс движения вверх по уровням потребностей – удовлетворение потребностей, процесс движения вниз - фрустрация.
2.К. Альдерфер – теория ERG б Потребности достижения, потребности соучастия, потребности власти – приобретены под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения; оказывают воздействие на поведение человека.
3.Ф. Герцберг – двухфакторная теория в Сотрудники сравнивают свои усилия и вознаграждения с усилиями и вознаграждениями других лиц, находящихся в схожих рабочих ситуациях. Личность, эталон для сравнения, вклады, результаты.
4.Д. МакКлеланд – теория приобретенных потребностей г Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие факторов-мотиваторов, поскольку гигиенические факторы, если они достаточны, лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности.
5.Э. Локк–теория постановки целей д 5 основных типов потребностей (физиологические, в безопасности, социальные, признания и самоутверждения, самовыражения) образуют иерархическую структуру, во многом определяющую поведение.
6.Дж. С. Адамс – теория справедливости е Индивидуальные сознательные цели и намерения – первые детерминанты поведения, т.е. постановка целей является эффективным мотивационным приемом.
7.А. Маслоу – иерархия потребностей ж Сила мотивации к выполнению определенного действия зависит от алгебраической суммы валентностей результатов (включая инструментальность), помноженных на ожидание

53. Установите соответствие:

Теоретик Основные идеи
Ф.У. Тейлор А Идея о необходимости взаимопонимания и хорошей психологической обстановки в коллективе; 4 способа разрешения конфликтов; «промышленная психология».
Супруги Гилберт Б Принцип гармонии интересов работодателей и работников; обоснование идеи о социальной ответственности предпринимателя; внедрение метода конвейерного производства.
Г. Форд В Важность оптимальной структуры организации; 12 принципов эффективности, направленные на устранение потерь.
М. Фоллет Г Теория «Х» и теория «У» - две модели поведения руководителя в зависимости от того, какими он видит людей.
А. Файоль Д Предприятие - социальная система, состоящая из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение; понятие «социальный человек»; Хоторнские эксперименты.
М. Вебер Е Характеристика идеальных типов господства; бюрократия - порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации
Г. Эмерсон Ж 4 основополагающих принципа менеджмента; детальное изучение отдельных действий рабочих и затрат времени на них с помощью хронометража; стандартизация приемов и орудий труда; научный отбор и подготовка персонала; главный мотивирующий фактор – зарплата; концепция управленческого контроля.
Э. Мэйо З Изучение физических движений в производственном процессе с помощью кинокамеры и микрохронометра; исследование возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.
А. Маслоу И Разработана система сдельной заработной платы с повременными элементами; вклад в решение проблем оперативного управления и календарного планирования; изучение не отдельных операций работников, а трудового процесса в целом.
Д. МакГрегор К Управление - универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций; 14 принципов административного управления; функционирование любой организации сводится к технической, коммерческой, финансовой, бухгалтерской, административной, защитной видам деятельности.
Г. Гантт Л Концепция иерархии человеческих потребностей.

55. Установите соответствие:

Название школы Представители
1. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ А супруги Гилберт
Б Д. МакГрегор
В Г. Форд
2. ШКОЛА АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ Г К.Л. фон Берталанфи
Д А. Маслоу
Е М. Вебер
Ж Г. Гантт
3. ШКОЛА «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК З Г. Эмерсон
И Ф.У. Тейлор
К Р.Л. Акофф
4. ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ Л М. Фоллет
М Э. Мэйо
Н Э.С. Бир
О А. Файоль

56. Установите соответствие:

  1 МЕНЕДЖЕР     а Личная заинтересованность в эффективном функционировании компании.
б Воспринимают самих себя как консерваторов, которые регулируют механизм организации, с которой они себя идентифицируют и от которой получают привилегии.
в Не принадлежат организации, их личность не зависит от места работы и ролей.
г Низкий уровень эмоциональной вовлеченности в отношениях с другими людьми.
  2 ЛИДЕР   д Создает у людей стимул к работе и постоянно поддерживает интерес к ней.
е Для того, чтобы подчиненные принимали и выполняли решения, вынужден постоянно действовать согласованно и находить компромисс между противоположными ценностными установками.
ж Не соотносит цели компании со своими личными целями.
з Обладает умением поставить себя на место другого.

КОНТРОЛЬНО-ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

ВАРИАНТ 2

Выберите вариант/варианты правильного ответа:

1. Какой из представленных ниже показателей может быть выражен как отношение полученного результата к затратам:

а) производительность; б) экономическая эффективность; в) социальная эффективность.

2. Этап процесса коммуникации, на котором происходит обмен ролями участников процесса коммуникации и весь цикл коммуникации повторяется вновь, но в обратном направлении, носит название:

а) этап передачи; б) этап отправления; в) этап обратной связи; г) этап получения.

3. Какие из перечисленных ниже теорий мотивации относятся к процессуальным?

а) теории постановки целей, партисипативного управления;

б) теории В.Врума, Дж.С.Адамса, Портера-Лоурера;

в) теории А.Маслоу, Ф.Герцберга, Д.МакКлелланда, К.Альдерфера.

4. Документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание со­ставляющих его операций, получила название:

а) управленческая процедура;

б) управленческая операция;

в) управленческий труд;

г) управленческое действие.

5. Требование, предъявляемое к процессу принятия управленческого решения, согласно которому необходимо строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем правления, носит название:

а) своевременность; б) всесторонняя обоснованность решения; в) правомочность.

6. Теория управления - это…

а) дисциплина, исследующая поведенческие взаимоотношения для применения этого знания к улучшению организационной эффективности;

б) наука, изучающая управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений;

в) наука, изучающая наиболее общие структуры упорядочения деятельности социальных общностей, осуществляемого за счет реализации различных социальных целей, норм и оценок.

7. Какие из перечисленных ниже организационных структур управления следует отнести к структурам механического типа?

а) линейные; в) проектные; д) матричные,

б) линейно-штабные; г) дивизиональные; е) линейно-функциональные.

8. Подход к исследованию проблем управления, в рамках которого организация рассматривается как целостная совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней средой, носит название:

а) процессный; б) системный; в) ситуационный; г) институциональный; д) функциональный.

9. Управленческая дея­тельность, в ходе которой осуществляется целенаправленное воздействие на структуру мотивов (потребностей, интересов) участников процесса исполнительской и управленческой деятель­ности и с помощью адекватных мотивам стимулов побуждающая творчески решать поставленные задачи, достигать лучших конечных результатов, носит название:

а) планирование; б) организация; в) мотивация; г) контроль; д) координация.

10. Что характеризует стиль руководства?

а) схему подчиненности и ответственности;

б) форму взаимоотношений руководителей и подчиненных;

в) связь кооперации и координации.

11. Процессы, проходящие в организации, или элементы организации выступают:

а) объектами контроля; б) предметами контроля; в) субъектами контроля.

13. В каких видах может быть реализовано в процессе управления управляющее воздействие?

а) приказ, распоряжение, указание;

б) план, задание;

в) отчет;

г) данные контроля.

14. Организационно закрепленное ограничен­ное право использовать ресурсы организации и направлять уси­лия ее работников на выполнение определенных задач, носит название:

а) ответственность; б) делегирование; в) полномочия.

15. Информационный шум – это:

а) информация, не относящаяся к конкретному вопросу;

б) информация, формирующая в сознании людей ложные представления о действительности;

в) информационные помехи, мешающие передаче информации;

г) помехи, препятствующие осуществлению обратной связи в коммуникационном процессе.

16. Кто является автором парадоксального вывода о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором?

а) А. Маслоу; б) К. Альдерфер; в) Ф. Герцберг; г) К. Левин.

17. Субъект управления - это…

а) информация, исходя из которой, объект управления может принимать конкретные действия;

б) физические и юридические лица, социальные и социально-экономические системы и процессы;

в) физическое или юридическое лицо, направляющее властное воздействие (используя властные полномочия, организационно-распорядительные, экономические, морально-этические рычаги воздействия) на объект управления.

18. В рамках какой из представленных ниже теорий утверждается, что человек, стремящийся к целям, которые он разделяет, демонстрирует эффективные самоуправление и самоконтроль, а большинство работников способно проявлять относительно высокий уровень воображения, изобретательности и мастерства?

а) теория X; б) теория Z; в) теория Y; г) теория исключительности.

19. Управленческий труд,сводящийся к совокупности действий по изучению проблем и разработке вариантов их решений - организационных, экономических, техни­ческих, носит название:

а) эвристический труд;

б) операторный труд;

в) административный труд;

г) интеллектуальный труд.

20. Процесс, в течение которого члены организации выбирают конкретный порядок действий для реагирования как на проблемы, так и на возможности, с которыми они встречаются, носит название:

а) коммуникация; б) принятие решений; в) делегирование полномочий.

21. В рамках какой из перечисленных ниже школ управления были впервые использованы приемы и способы управления межличностными отношениями:

а) административная школа управления;

б) школа научного управления;

в) количественная школа управления;

г) школа человеческих отношений.

22. Для чего предназначена организационная структура управления?

а) для установления целей организации;

б) для обеспечения единства действия всех элементов организации;

в) для стимулирования действий работников организации.

23. Что из ниже перечисленного принято относить к элементам внутренней среды организации?


а) цели;

б) персонал;

в) функции персонала;

г) структура;

д) технология;

е) управленческие решения.

24. Часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспе­чивает их выполнение, носит название:

а) управляющая подсистема; б) управляемая подсистема.

25. Методы управления – это…

а) система способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения запланированного результата;

б) специфические виды управленческой деятельности, обособившиеся в процессе разделения управленческого труда, выражающее его содержание в действии и направленные на достижение поставленной цели;

в) механизм управления различными социально-экономическими системами и их регулирование.

26. Что является предметом труда работников управления?

а) сырье, материалы;

б) готовая продукция;

в) информация;

г) финансы.

27. Принятие решений зависит от:

а) природы процесса принятия решений;

б) рационального решения проблемы;

в) факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений;

г) все ответы правильные.

28. Целенаправленная деятельность по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально-квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контролю за его использованием, носит название:

а) кадровое планирование; б) кадровая политика; в)кадровая служба.

29. В рамках какой из перечисленных ниже школ управления были впервые выделены управленческие функции?

а) административная школа управления;

б) школа научного управления;

в) количественная школа управления;

г) школа человеческих отношений.

30. Какая из потребностей высшего уровня удовлетворяется посредством доведения работы до успешного завершения?


а) потребность во власти;

б) потребность в успехе;

в) потребности в причастности;

г) нет правильного ответа.

31. Модель, описывающая реальный процесс принятия решений в трудных ситуациях неуверенности и неопределенности, когда менеджеры довольствуются приемлемыми решениями, носит название:

а) экономическая модель; б) административная модель; в) эвристическая модель.

32. Какие типовые организационные структуры управления следует отнести к структурам органического типа?


а) линейные;

б) проектные;

в) функциональные;

г) дивизиональные;

д) матричные;

е) штабные.

33. Укажите потребности, которые удовлетворяются путем поощрения создания в организации неформальных групп:

а) физиологические потребности;

б) потребности в безопасности;

в) принадлежности и причастности;

г) признания и самоутверждения.

34. Определенное строение системы, взаим­ное расположение элементов и существующих между ними связей, способ организа­ции целого, носит название:

а) элемент систе­мы;

б) связи;

в) подсистема;

г) структу­ра системы.

35. Управленческая деятельность, заключаю­щаяся в обеспечении взаимосвязи и согласованности субъек­тов, объектов и процессов труда во времени и в пространстве, носит название:

а) планирование; б) организация; в) мотивация; г) контроль; д) координация.

36. Укажите правильную последовательность этапов рационального решения проблемы: а) диагноз проблемы, б) оценка альтернатив, в) формулировка ограничений для принятия решений, г) выявление альтернатив, д) окончательный выбор:

а) а, г, в, д, б;

б) в, а, г, б, д;

в) а, в, г, б, д;

г) а, в, б, г, д.

37. Перечислите три основных подхода к изучению проблем управления:

а) процессный; б) системный; в) ситуационный; г) институциональный; д) функциональный.

38. Какие из перечисленных функций управления позволяют установить цели организации и обеспечить их выполнение?

а) планирование; б) организация; в) мотивация; г) контроль.

39. Успешно реализованное новшество, являющееся конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации, использование которого серьезно повышает эффективность действующей системы, носит название:

а) инновация; б) инвестиция; в) менеджмент; г) рационализация.

40. Что из перечисленного ниже можно отнести к инструментам организационно-распорядительных методов управления?


а) регламенты;

б) нормы и нормативы;

в) приказы и распоряжения;

г) ГОСТы;

д) системы материального стимулирования;

е) должностные инструкции.

11. Контроль, целью которого является совершенствование дея­тельности, координация для движения к цели, осуществляется непосредственно на стадии хозяйственного процесса, носит название:

а) предварительный контроль; б) текущий контроль; в) заключительный контроль.

42. С помощью какого из представленных ниже показателей можно оценить степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары, услуги организации?

а) производительность; б) экономическая эффективность; в) социальная эффективность.

43. В рамках какой из перечисленных ниже школ управления были впервые сформулированы принципы управления?

а) административная школа управления;

б) школа научного управления;

в) количественная школа управления;

г) школа человеческих отношений.

44. Инструментом какой группы методов управления является используемый управленцем стиль руководства?


а) экономические методы;

б) эвристические методы;

в) административные методы;

г) социально-психологические методы.

45. Условия, в которых результаты решения не являются определенными, но вероятность каждого результата известна, носят название:

а) условия неопределенности;

б) условия риска;

в) условия определенности;

г) нет правильного ответа.

46. Укажите потребности, которые удовлетворяются посредством присвоения сотрудникам организации рангов или званий:

а) физиологические потребности;

б) безопасности;

в) принадлежности и причастности;

г) признания и самоутверждения.

47. Деятельность человека, проявляющаяся в руководстве, планировании, организации, мотивации и контроле в процессе распоряжения человеческими, финансовыми, физическими, информационными ресурсами в целях достижения функционирования предприятия наиболее эффективным способом, носит название:

а) менеджмент; б) управление; в) функция менеджмента.

48. Вид коммуникаций, в процессе которых информация перемещается внутри организации с уровня на уровень, носит название:

а) вертикальные коммуникации; б) горизонтальные коммуникации; в) внешние коммуникации.

49. Какие из перечисленных типов вознаграждений, предоставляемых организацией, могут удовлетворить потребность работников в безопасности?

а) продвижение по службе;

б) мед. страхование;

в) пенсионное обеспечение;

г) высокая зар.плата.

50. ______ управленческая революция является наиболее значимой в истории управления, поскольку именно в этот период управление сформировалось как самостоятельный вид деятельности:

а) первая - рели­гиозно-коммерческая; в) третья - производственно-строительная; д) пятая;

б) вторая - светско-административная; г) четвертая – капиталистическая; е) шестая.

51. Установите соответствие:

Название школы Представители
1. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ А А. Файоль
Б Э. Мэйо
В Р.Л. Акофф
2. ШКОЛА АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ Г Г. Эмерсон
Д М. Вебер
Е К.Л. фон Берталанфи
Ж Д. МакГрегор
3. ШКОЛА «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК З супруги Гилберт
И Г. Форд
К А. Маслоу
4. ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ Л Г. Гантт
М Э.С. Бир
Н М. Фоллет
О Ф.У. Тейлор

52. Установите соответствие:

Автор теории Краткая характеристика теории
1.В. Врум – теория ожидания а Сотрудники сравнивают свои усилия и вознаграждения с усилиями и вознаграждениями других лиц, находящихся в схожих рабочих ситуациях. Личность, эталон для сравнения, вклады, результаты.
2.К. Альдерфер – теория ERG б Сила мотивации к выполнению определенного действия зависит от алгебраической суммы валентностей результатов (включая инструментальность), помноженных на ожидание
3.Ф. Герцберг – двухфакторная теория в 3 уровня потребностей: существования, связи и роста. Не предполагается строгого перехода от уровня к уровню. Процесс движения вверх по уровням потребностей – удовлетворение потребностей, процесс движения вниз - фрустрация.
4.Д. МакКлеланд – теория приобретенных потребностей г Потребности достижения, потребности соучастия, потребности власти – приобретены под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения; оказывают воздействие на поведение человека
5.Э. Локк–теория постановки целей д Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие факторов-мотиваторов, поскольку гигиенические факторы, если они достаточны, лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности.
6.Дж. С. Адамс – теория справедливости е Индивидуальные сознательные цели и намерения – первые детерминанты поведения, т.е. постановка целей является эффективным мотивационным приемом.
7.А. Маслоу – иерархия потребностей ж 5 основных типов потребностей (физиологические, в безопасности, социальные, признания и самоутверждения, самовыражения) образуют иерархическую структуру, во многом определяющую поведение.

53. Установите соответствие:

Тип коммуникации Характеристика коммуникации
1. Нисходящая а) Устанавливается между равноуровневыми, равноправными сотрудниками и подразделениями организации.
2. Внешняя б) Основана на личных и нерегламентируемых взаимоотношениях.
3. Межличностная в) Информационное взаимодействие организации с внешней средой.
4. Неформальная г) Ориентирована на сообщение подчиненным целей и задач их деятельности, передачу им распоряжений, доведение до них критериев эффективности работы.
5. Восходящая д) Коммуникация между двумя индивидами.
6. Групповая е) Посредством данного типа коммуникации сообщается о результатах выполнения принятых решений, возникающих препятствиях по их реализации, предложениях по их разрешению.
7. Горизонтальная ж) Коммуникация между различными социальными группами.

54. Установите соответствие:

Теоретик Основные идеи
Ф.У. Тейлор А Принцип гармонии интересов работодателей и работников; обоснование идеи о социальной ответственности предпринимателя; внедрение метода конвейерного производства.
Супруги Гилберт Б Управление - универсальный процесс, состоящий из функций; 14 принципов административного управления; работа любой организации сводится к технической, коммерческой, финансовой, бухгалтерской, административной, защитной деятельности.
Г. Форд В Характеристика идеальных типов господства; бюрократия - порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации
М. Фоллет Г Создала промышленную психологию; идея о необходимости взаимопонимания и хорошей психологической обстановки в коллективе; 4 способа разрешения конфликтов.
А. Файоль Д Концепция иерархии человеческих потребностей.
М. Вебер Е Важность оптимальной структуры организации; 12 принципов эффективности, направленные на устранение потерь.
Г. Эмерсон Ж Теория «Х» и теория «У» - две модели поведения руководителя в зависимости от того, какими он видит людей.
Э. Мэйо З Изучение физических движений в производственном процессе с помощью кинокамеры и микрохронометра; исследование возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.
А. Маслоу И Предприятие - социальная система, состоящая из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение; понятие «социальный человек»; Хоторнские эксперименты.
Д. МакГрегор К 4 основополагающих принципа менеджмента; детальное изучение отдельных действий рабочих и затрат времени на них с помощью хронометража; научный отбор и подготовка персонала; главный мотивирующий фактор – зарплата.
Г. Гантт Л Разработана система сдельной заработной платы с повременными элементами; вклад в решение проблем оперативного управления и календарного планирования; изучение не отдельных операций работников, а трудового процесса в целом.

56. Установите соответствие:

Наши рекомендации