Основные ''процессные'' концепции мотивации, их применимость в практике управления

''Процессные'' концепции мотивации рассматривают ее в ином ключе, чем содержательные. Они акцентируют внимание на том, какчеловек выбирает тот или иной тип поведения с учетом своего индивидуального восприятия, личного опыта и обстоятельств. Концепции процесса мотивации (или, как их называет Джек У. Дункан, мотивационные теории намеренного выбора),составляют порядка 80 % современных западных исследований в области стимулирования и мотивации.

Мы рассмотрим такие основные ''процессные'' концепции: ожиданий (В. Врума), оперантного обусловливания (Б.Ф. Скиннера), справедливости (Дж. С. Адемса), комплексную (Портера-Лоулера), а такжете аспекты концепции 'X'' и ''Y'' Д. МакГрегора, и ''теории Z'' У. Оучи,которые относятся к мотивации.

Основные ''процессные'' концепции мотивации, их применимость в практике управления - student2.ru ''Теорию ожиданий'' предложил в качестве концептуального объяснения процесса мотивации Виктор Врум.В ее основе лежит признание того факта, что помимо потребностей человеком движет ожидание результатов и их соответствующей оценки.Человек тем самым взвешивает вероятность последствийсвоей деятельности и действует в соответствии с этими ожиданиями.

Основные ''процессные'' концепции мотивации, их применимость в практике управления - student2.ru В ожиданиях же человека прослеживаются как бы три ступени. Выполняя работу, человек ожидает, что его усилияпринесут определенный результат.В то же время в ответ на достигнутый им уровень результатов человек ожидает соответствующей оценки руководителя и определенного вознаграждения.Кроме того, он ожидает с определенной степенью вероятности, что ценность этого вознаграждения его удовлетворит. Степень удовлетворения вознаграждением Врум назвал валентностью.

Если хотя бы в одной из трех ступеней не достигается соответствия между ожиданиями и реальностью, то, согласно ''теории ожиданий'', мотивы трудовой деятельности будут ослабевать.

Это видно из соответствующего уравнения, схематично отображающего суть этой концепции:

  Ожидания   Ожидания   Ожидания
МОТИВАЦИЯ = Усилия® Результаты х Результаты® Вознаграждение х Валентность
           

Поскольку мотивация здесь выступает как произведение трех факторов, то в случае, если значение любого из факторов стремится к нулю, то снижается и общий уровень мотивации.

Если оценивать практическую значимость ''теории ожиданий'', то необходимо подчеркнуть, что она предоставляет менеджерам основу для целенаправленной организации стимулирования работников с учетом психологического процесса осознания интересов. Они получают как бы готовый алгоритм действий: важно правильно оценить качества работников, соотнести их с ожидаемыми результатами, установить прямую связь между результатами и вознаграждением и попытаться определить степень ценности вознаграждения для каждой личности индивидуально, на основе наблюдений и исследований.

Основа всех концепций процесса мотивации, заключающаяся в той или иной интерпретации процесса реакции человека на стимулы, особенно ярко проявляется в ''теории оперантного обусловливания''.

Взаимосвязь стимула и реакции, как выяснено еще опытами И. Павлова, можно осуществлять посредством классического обусловливания,когда стимул предшествует реакции, и оперантного обусловливания,когда реакция происходит до и в ожидании стимула. Автор концепции Б.Скиннерсчитает, что при оперантном обусловливании изменяется модель поведения, и это облегчается благодаря положительному подкреплению.Положительное подкрепление в виде денежного вознаграждения обеспечивала уже система Тейлора. Однако это была система непрерывного подкрепления,поскольку вознаграждение выплачивалось по окончании стандартного периода времени, менялся только размер вознаграждения.

Если буквой ''О'' обозначить оперантное поведение, а буковой ''С'' – последствия, выражающиеся в вознаграждении, то схематично этот вариант будет выглядеть следующим образом: О-С; О-С; О-С.

Но, согласно концепции Скиннера, можно использовать варианты частичного подкрепления,с фиксированнымили переменным интервалом.

Фиксированный интервал при частичном подкреплении даст иную модель, например: О-О-О-С; О-О-О-С; О-О-О-С;

Переменный интервал при частичном подкреплении даст модель другого типа, например: О-С; О-ОО-О-С; О-О-С.

Эта модель, как полагают, выражает принцип азартных игр и может быть одной самых эффективных моделей стимулирования.

Правда, применить ее на практике не так уж просто. В качестве примера можно привести описанный Дж. Дунканом случай в американской газете ''Денвер Пост'', когда сотрудникам рекламного отдела предоставляли возможность поиграть на автомате с максимальным выигрышем в 50 долл. каждый раз, когда удавалось продать рекламную полосу или ее часть. Через несколько месяцев объемы продаж рекламных полос резко возросли.

Основные ''процессные'' концепции мотивации, их применимость в практике управления - student2.ru Важные практические выводы менеджеры могут сделать, когда познакомятся с другой концепцией – "теорией справедливости"(или "теорией равенства") Адамса. В этой концепции привлекается внимание к такому аспекту в социальном поведении людей: люди обязательно субъективно определяют отношение полученного вознаграждения и своих затраченных усилий, а затем сравнивают это с вознаграждением других людей за аналогичную работу.

То есть, согласно концепции, человек всегда составляет в голове уравнение из отношений:

Основные ''процессные'' концепции мотивации, их применимость в практике управления - student2.ru Вознаграждение индивида   Вознаграждение других
Основные ''процессные'' концепции мотивации, их применимость в практике управления - student2.ru Затраты (усилия) индивида   Затраты (усилия) других

Если в этом уравнении выявляется дисбаланс (несправедливость), то у человека возникает психологическое напряжение и демотивация. ''Восстановить справедливость'' человек пытается, либо начиная работать менее интенсивно, либо добиваясь повышения вознаграждения, либо требуя, чтобы его снизили другим и т.д. Однако, если люди считают, что им переплачивают, они не склонны менять свое поведение.

Практический вывод таков: люди будут уменьшать затраты своего труда, если они считают, что их оценивают несправедливо. Поскольку же все восприятия человека, на которых базируется его представление о справедливости оценки его усилий, субъективны, то менеджерам следует стремиться убедить работников в справедливости вознаграждения.

Основные ''процессные'' концепции мотивации, их применимость в практике управления - student2.ru Думается, что дело заключается не только в ''атмосфере убедительности'' и т.п., а в полной ясности для работников, за чтовознаграждают в данной ситуации и на основе каких критериев.

Американские ученые Лайман Портер и Эдвард Лоулерпредложили концепцию процесса мотивации, в которой объединили элементы ''теории ожиданий'' и ''теории справедливости'' в комплексную модель.

Согласно их концепции, достигаемые человеком результаты обусловлены приложенными им усилиями, его способностями и характером, а также осознанием им своей роли как субъекта деятельности. Усилия же человека предопределяются ожиданием вознаграждения и его ценности, соотнесением предполагаемого вознаграждения с предполагаемыми усилиями и результатами. Удовлетворенность же человека является результатом не только внешнего вознаграждения, но и ''внутреннего'' (то есть его собственной удовлетворенности от процесса и результатов работы), а также результатом воспринятой справедливости вознаграждения. Степень же удовлетворенности – это мера истинной ценности вознаграждения для данного индивида, и именно она влияет на его поведение в будущем в аналогичных ситуациях.

Пожалуй, главным выводом этой концепции, воспринятым практикой менеджмента, стал именно вывод о том, что, вопреки распространенным ранее (да и сейчас не изжитым) представлениям менеджеров, высокая удовлетворенность работника обусловлена высокой результативностью его труда, а не наоборот. Достигнутая высокая степень удовлетворенности затем снова ведет к повышению уровня результативности.

На наш взгляд, эта концепция служит еще одним подтверждением концепций ''содержания'' мотивации, выделяющих потребности в самоутверждении и самореализации. Добиваясь намеченных результатов деятельности, человек самоутверждается как личность, как творец, и это имеет для него самоценнуюзначимость.

Основные ''процессные'' концепции мотивации, их применимость в практике управления - student2.ru Одной из наиболее последовательных современных концепций мотивации, ориентирующей руководителей на подлинную активизацию человеческого фактора, является известная концепция профессора Мичиганского университета Дугласа МакГрегора.

МакГрегор анализирует два подхода к активизации деятельности людей, условно названных им ''теорией X'' и ''теорией Y''.

Согласно ''теории X''(это, собственно, выражение идей эпохи тейлоризма) предполагается, что человек как социальное существо ленив, что он старается избегать работы и нагрузок, что людей нужно принуждать к труду, что люди не любят брать на себя ответственность, не терпят перемен, что людям нельзя доверять.

По мнению МакГрегора, люди вовсе не таковы и им присущи как раз-таки противоположные качества.

Этот подход выражен в ''теории Y''.В отличие от ''теории X'', которая в соответствии с изложенным в ней подходом делает естественный акцент на процедурах контроля, на правилах и инструкциях для работников, ''теория Y'' предполагает акцент на необходимости установления доверительных отношений, создания среды, благоприятствующей инициативе, самостоятельности, преданности целям организации.

На наш взгляд, МакГрегор в ''теории Y'' выразил новый подход к стимулированию, родившийся как результат серьезных перемен, происходивших в XX в. в социальных отношениях, в производстве и потреблении, в человеке (как производителе и потребителе, как личности).

Дальнейшая эволюция социальных отношений нашла отражение в последующем развитии ''теории Y'' МакГрегора профессором Калифорнийского университета Уильямом Оучи.На основе изучения опыта японского менеджмента Оучи обосновал ещё более передовую ''теорию Z''.

Мотивационный пафос ''теории Z'' и ее логика заключаются в том, что нужно отнестись к работнику с максимальным доверием и предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Такое доверие усиливает убежденность работников в совпадении их индивидуальных целей и целей организации. Именно применением такого подхода, по мнению У. Оучи, объясняется высокой уровень коллективизма, лояльности, преданности, а главное, производительности труда и эффективности производства в японских компаниях.

Практическое значение концепций МакГрегора и Оучи, по нашему мнению, состоит в том, что они, во-первых, ориентируют не на принудительность в стимулировании, а на создание необходимых условий, порождающих мощные внутренние побудительные силы, и во-вторых, акцентируют внимание на человеке как на личности, а не как на "экономическом" существе.

Кроме того, концепция МакГрегора посредством ''теории X'' и ''теории Y'' демонстрирует эффект, который можно назвать назвать "эффектом Пигмалиона" (или ''что посеешь, то и пожнешь''). Суть его в следующем: как руководитель воспринимает подчиненных, их потенциал, так он и относится к ним; как он к ним относится, такие он и создаёт отношения; какие созданы отношения, таковы и люди. Эта сторона концепции МакГрегора раскрывает стимулирование и мотивацию в их единстве и вообще ярко демонстрирует отношения менеджмента именно как взаимодействие,помогая уяснить их диалектику: каков руководитель, таковы и подчиненные, каковы подчиненные, таков и руководитель. Поэтому мы обратимся к концепции МакГрегора и в последующих темах.

Основные ''процессные'' концепции мотивации, их применимость в практике управления - student2.ru Концепции процесса мотивации, как мы убедились, действительно во многом дополнили ''содержательные'' концепции и помогли преодолеть их ограничения. Из этих концепций очевидно, что механизм осознания интересов индивидами сложен, ситуационен, индивидуален и что поэтому руководителям следует изучать работников не в статике, а в динамике.

Кроме того, раскрывается важная истина, что ценность вознаграждения имеет широкий субъективный диапазон, что люди чутко реагируют на несправедливость оценки, что сами результаты работы порождают новые побуждения к труду. Концепции же МакГрегора и Оучи отражают самый современный подход к стимулированию как созданию условий работнику для его максимальной самореализации, а также подчёркивают ответственность руководителя за воспитание самостоятельности в подчиненных.

Таким образом,подводя итоги рассмотрению проблем, изучаемых в теме, можно заключить следующее. Теоретический анализ функции мотивации показал, что стимулирование и мотивация –это две взаимопротиворечивые и взаимообусловленные стороны единого процессаосознания, согласования и реализации интересов субъектов экономических отношений.

В практике управления соотношение стимулирования и мотивация, их взаимопроникновения изменяется в результате перестройки экономических отношений, отношений собственности, и динамизм этих изменений в XX веке очевиден. Наиболее общая тенденция изменений заключается во всё большей гибкости и органичности, стратегичности стимулирования, его все более глубоком взаимопроникновении, интеграции с мотивацией.

Мотивация,в свою очередь, всё больше перестает быть лишь подчинённой стимулированию сторонойдиалектического процесса согласования и реализации интересов. Работники, их коллективы в современном обществе в возрастающей степени способны действовать сознательно, инициативно, творчески - на основе мотивов, формирующихся под воздействием расширения их возможностей реально влиять на условия и результаты труда и производства.

Все эти действительные изменения отразились в эволюции концепций стимулирования и мотивации, они наглядно прослеживаются в той совокупности теоретических и практических подходов к стимулированию и мотивации труда, которые сложились в мировом менеджменте накануне XXI века. Следует особо подчеркнуть, что перемены на микроуровне отношений менеджмента полностью взаимообусловлены целевым стимулирующим воздействием современных государств на макроуровне.

1 См.: Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. – М.: Дело, 1996. – С.129.

Наши рекомендации