Психология малой группы

Счастье личности вне общества невоз­можно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.

А.Н. Толстой

Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из множества больших и малых групп, внутри которых форми­руется и развивается психика людей, их составляющих.

Социальная психология не может не уделять внимания психологии людей, которые живут и работают прежде всего в малых группах. Она тщательно изучает и анализирует также закономерности возникновения, функционирова­ния и развития общественно-психологических явлений и процессов, протекаю­щих в этих общностях людей.

Возникновение малой группы обусловлено общественно-экономическими при­чинами. С одной стороны, общество и его экономика создают для себя те «ячейки», в которых формируются начальные ценности — экономические и социальные — и на которых потом строятся они сами в целом. С другой стороны, каждый человек, находясь и живя в обществе, стремится примкнуть к каким-то группам (в силу их социальной значимости, престижности профессиональной деятельности, которой они занимаются) для самоутверждения.

Даже чтобы бороться за права личнос­ти, необходимо создать коллектив.

Т. Котарбиньский

В конечном итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращает­ся в коллектив, которому присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами. В коллективе человек развивает­ся всесторонне и творчески.

психология малой группы - student2.ru

Малые группы— это небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непос­редственном личном контакте (об­щении) , что является основой для возникновения группы как целого

Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу ит д

Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности Они бывают естественными и лабо­раторными. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их на­учного изучения

Формальные группы — это груп­пы, которые имеют официально задан­ную извне структуру.

Неформальные группы —это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.

Формальная группа функциониру­ет в соответствии с заранее установ­ленными, обычно общественно фикси­руемыми целями, положениями, инст­рукциями, уставами Неформальная группа складывается на основе лич­ных симпатий и антипатий ее членов

Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном эта­пе своего существования

Высокоразвитые группы — это группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, сплоченности и т. д.

Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объедине­ны лишь общими эмоциям и пережива­ниями

Коллектив -— это высшая форма объединения людей, создающая наи­более благоприятные условия для со­вместной деятельности

Коллектив обладает характерными признаками, отличающими его от дру­гих форм объединения людей

Во-первых, его деятельность на­правлена на общий для всех членов коллектива объект и в процессе ее они связаны по месту работы, времени и имеют общие орудия производства, производственные помещения и т д

Во-вторых, коллектив — это орга­низованное объединение людей, имеющее четкую, закрепленную структуру, общую волю, выразителем которой вы­ступают доверенные лица (руководители)

В-третьих, всем членам коллекти­ва присущи общие идеи и мысли, еди­ные нравственные и этические норма тивы, близкие взаимоотношения

Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, лич­ностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.

Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся.

психология малой группы - student2.ru

Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, которая включает:

— композиционную подструк­туру, т е совокупность социально-пси­хологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точ­ки зрения состава группы как целого

Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и каче­ственный состав группы Кроме того, очень важно иметь четкие представле­ния о национальности и социальном происхождении ее членов, чьи психо логические особенности влияют на ха­рактер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и пози­ции многих людей в них,

— подструктуру межличност­ных предпочтений, i e проявление совокупности реальных межличност­ных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода соци­ометрии*

Социометрия дает возможность вы явить наличие устойчивых взаимных предпочтении членов группы, на осно­ве которого можно строить устойчи­вые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в группе сосуществуют люди с различным авторитетом и индивидуально личностными особенностями, какие взаимоотношения складывают­ся между ними и т. д .

— коммуникативную подструк­туру — совокупность позиций членов малой группы в системах информацион ных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведении и знаний

Владение последними — важный по­казатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии,

— подструктуру функциональ­ных отношений — совокупность про­явления различных взаимозависимостей в малой группе, являющихся следствием способности ее членов играть определенную роль и выполнять определенные обязанности

Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально и социально психологических качеств разное положение, выполняют разные обязанности, испытывая в связи с кон­кретной ролью определенное отношение друг к другу.

Социометрия (от лат societas — общество и metreo — измеряю) — метод социальной психологии (предложен Дж Морено) по зволяющий выразить количественно графи чески структуру межличностных отношений в группе исходя из числа и характера взаим ных выборов ее членов по определенному со циометрическому критерию

психология малой группы - student2.ru

Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения содержания ее психологии.

Она, как и всякая другая общность людей, объединена единством духов­ной жизни и психологии, имеющим свои собственные особенности, кото­рые не сводимы к простой сумме про­явлений индивидуально-психологичес­ких черт людей, ее составляющих, и которые функционируют в виде:

— взаимоотношений (синоним — межличностные отношения) — субъек­тивных связей, возникающих в резуль­тате взаимодействия людей и сопро­вождаемых различными эмоциональ­ными переживаниями индивидов, в них участвующих.

Взаимоотношения обусловливают стимулы совместной деятельности и по­ведения людей, механизмы формирова­ния и саморазвития малой группы;

— групповых устремлений, к ко­торым относятся цели, задачи, потреб­ности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совмес­тных усилий членов малой группы.

Формирование и развитие системы ее устремлений происходит под воз­действием условий общественной жиз­ни и деятельности людей;

— групповых мнений, т.е. сово­купности оценочных суждений всех членов группы о событиях, происходя­щих внутри и вне ее;

— групповых настроений, пред­ставляющих собой сложные эмоцио­нальные состояния, общий эмоцио-

нальный настрой членов группы, совокупность овладевших ими в определенный период переживаний, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и харак­тер всех проявлений психологии груп­пы и отдельных ее членов.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность, развитие всей группы в целом;

— традиций, представляющих со­бой сложившиеся на основе длитель­ного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереоти­пы поведения и действий, повседнев­ного общения между людьми, соблю­дение которых стало потребностью каждого члена малой группы.

Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характери­зуется определенным состоянием, на­строем, своеобразной атмосферой. Последние по сути дела и определяют эффективность и направленность уст­ремлений ее членов, а также влияние группы на личность и в целом — на действия и поведение людей.

Поскольку каждая группа является живой ячейкой общественного орга­низма, ее психологии также присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, классовых, конфессиональных, профессиональ­ных, возрастных и др.). Вместе с тем психология малой группы более специ­фична, что обусловлено особенностя­ми жизнедеятельности именно ее чле­нов и своеобразием их собственного взаимодействия и общения.

психология малой группы - student2.ru

Взаимоотношения(синоним — межличностные отношения) в ма­лой группе — это субъективные свя­зи, возникающие в результате взаи­модействия ее членов и сопровожда­емые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них уча­ствующих

Система межличностных отноше­ний в малой группе в силу ее внутрен­ней психологической обусловленнос­ти и сложности складывается порою стихийно Она в большинстве случаев трудноразличима, часто организацион­но не оформлена, особенно в началь­ный период

Между тем она чрезвычайно значи­ма и должна очень пристально изу­чаться и осмысливаться, поскольку на основе межличностных отношений формируются не только все остальные компоненты психологии малой груп­пы, но и многие элементы, их составля­ющие взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности, по­стоянные межличностные оценки, со­переживания и сочувствие, психологи­ческое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение

Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов

Общественно-политические вза­имоотношения — это такие взаимо­отношения, которые возникают и функ­ционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе

Служебные взаимоотношения —это взаимоотношения, складывающие­ся в процессе совместной профессио­нальной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.

Внеслужебные взаимоотноше­ния — отношения, складывающиеся между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) дея­тельности в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т. д.

Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требованиям опреде­ленных принципов

Принцип уважения и субордина­ции предполагает создание таких взаимоотношений в малой группе, которые соответствуют нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей, предусматри­вают учет индивидуально- и социаль­но-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запро­сам Этот же принцип требует субор­динации в соблюдении всеми членами группы личного достоинства, профес­сионального и социального статуса каждого человека

Принцип сплоченности членов группы предполагает формирование в ней взаимопомощи, поддержки, взаи­модействия и взаимопонимания Чле­ны малой группы обязаны высоко це­нить и дорожить принадлежностью к ней, помогать и поддерживать друг дру­га, удерживать своих товарищей от не­достойных поступков

Принцип гуманизма предполага­ет чуткость, отзывчивость, справед­ливость и человечность во взаимоот­ношениях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью.

психология малой группы - student2.ru

Групповые устремления— это цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы

В устремлениях членов малой группы комплексно и обобщенно выражаются прежде всего объективно встаю­щие перед ними общие для всех и индивидуальные для каждого задачи и цели, а также реализуются их конк ретные потребности и интересы, отвечающие чаяниям и запросам каждого в отдельности и группы в целом Уст­ремления подобно компасу ориентируют и ведут людей в определенном, постоянно выдерживаемом направле­нии. Через них периодически опосре­дованно контролируются промежуточные результаты их жизни и деятельности. Они в интегрированном виде непрерывно регулируют совместные усилия и непосредственную актив­ность членов малой группы в различных обстоятельствах и условиях объективной реальности.

Цели — это наиболее значимые для группы предметы, явления и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее деятельности.

Цели могут быть близкими и дальни ми, общественно значимыми и важны ми только для конкретной группы, в зависимости от того, какую значимость она им придает и какую роль в социальной жизни они играют.

Задачи — наиболее значимые и приоритетно выделенные проблемы, которые определяет себе группа в ин- тересах общей деятельности.

Потребности группы — это то, в чем она и ее члены нуждаются

Мотивами для малой группы выс­тупают побудительные силы, застав­ляющие их совместно заниматься той или иной деятельностью, ради которой они, как правило, и объединились

В системе совместной деятельности членов малой группы устремления выполняют определенные функции

— ценностно-нормативную, свидетельствующую о возможности групповых устремлений отражать запросы всех членов группы,

— организационно-функциональ­ную, в ходе реализации которой групповые устремления в контексте средств и условий их реализации выступают в качестве способа организации внутри-и межгруппового взаимодействия,

— индивидуально-мотивационную, фиксирующую личностный смысл, значимость совместной деятельности для членов малой группы

Во всех отраслях человеческой деятельности только те направления достигают блестящего развития которые находятся в живой связи с потребностями общества.

Н. Г. Чернышевский

психология малой группы - student2.ru

Групповое мнение— это сово­купность оценочных суждений, в которых выражается общее или пре обладающее отношение членов ма­лой группы к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри нее, так и за ее пределами

Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее спло­ченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии

Групповое мнение выполняет опре­деленные функции

— информационную, показывающую, на каком этапе своего развития находится малая группа, какова ее сплоченность, каков характер взаимоотношений между ее членами и т. д ,

— функцию воздействия, посредством которой оказывается влияние на всех членов группы в интересах совме­стной деятельности, выработки общих мнений и суждений и т. д ,

— оценочную, с помощью которой члены группы выражают свое отноше­ние к тем или иным событиям и явлениям, происходящим внутри малой группы и вне ее

Эффективность воздействия группового мнения объясняется

а) сочетанием убеждения и психологического принуждения, в которых в концентрированном виде выражаются разум, чувство и воля всех членов группы (суждения и оценки здо­рового группового мнения вызывают у человека потребность сознательной самооценки, глубоко затрагивая область чувств и порождая активное его стремление к самосовершенствова­нию),

б) оперативностью реакции на события, систематичностью, гласностью и неотвратимостью оценок поступков личности со стороны членов группы,

в) способностью ряда групповых суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики

В процессе своего формирования и развития групповое мнение проходит три этапа:

— на первом из них члены группы непосредственно переживают конкрет­ное событие, высказывают свои лич­ные суждения и отношение к нему,

— на втором — члены малой груп­пы обмениваются своими представле­ниями, взглядами, оценками и чув­ствами, и эти отношения становятся объектом группового обсуждения, пре­вращаясь постепенно в общую точку зрения,

— на третьем этапе осуществля­ется выработка четкой и ясной группо­вой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы.

психология малой группы - student2.ru

Групповые настроения— это сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой чле нов группы, совокупность пережи­ваний, овладевших в определенный период ими, которые в значитель­ной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и от­дельных ее членов

К групповым настроениям относят­ся совместные переживания конкрет­ных событий, фактов, сходные эмоцио­нальные состояния, овладевшие на ка­кое-то время группой или ее частью, устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов группы.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность.

В этом процессе проявляется общая закономерность общественной психоло­гии, состоящая в том, что слияние от­дельных настроений в одно общее со­здает новое целое, которое значительно отличается от суммы его составляю­щих И это совместное настроение (об­щие переживания и чувства) часто выс­тупает очень сильной движущей силой

Вместе с тем следует помнить, что одни настроения — энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема — способствуют совмест­ным усилиям и успеху группы, дру­гие — состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство — напротив, рез­ко снижают ее возможности.

Периодическая активизация (спонтайная или целенаправленная) у чле­нов малой группы соответствующих настроений, других эмоциональных со­стояний по поводу конкретных полити­ческих, нравственных, эстетических, профессиональных и иных фактов и событий может привести к закрепле­нию подобных состояний, к проявле­нию их устойчивости и, таким образом, к возникновению, формированию соот­ветствующих социальных чувств

Однако в отличие от чувств группо­вые настроения характеризуются боль­шей динамичностью Они возникают более стихийно и способны значитель­но быстрее чувств распространяться в группе или передаваться вне ее На­строения по сравнению с чувствами значительно быстрее могут изменять и свою полярность

Запальчивый гнев есть краткое сумас­шествие

К Гораций

психология малой группы - student2.ru

Традиции— это сложившиеся на основе длительного опыта совме­стной деятельности и прочно уко ренившиеся в жизни членов малой группы нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседнев­ного общения между людьми, соблю­дение которых стало потребностью каждого члена данной группы.

Традицию нельзя унаследовать ее надо завоевать

Т Эллиот

Традиции многообразны. В традициях различных групп людей много об­щего. Общенародные, классовые, на циональные традиции пронизывают каждую конкретную общность (груп­пу, коллектив)

Наряду с общими внутри каждой малой группы зарождается, крепнет и бытует немало специфических тради­ций, имеющих большое значение для их сплочения.

Традиционалисты — пессимисты по отношению к будущему и оптимисты по отношению к прошлому

Л. Мамфорд

Действенность и живучесть традиций определяется степенью эмоциональной притягательности и внутрен- него принятия их группой в целом и каждым ее членом в отдельности

А это зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъектив ных потребностей людей, насколько они связывают свои интересы с действием той или иной традиции, на сколько представления о ней ассоциируются с привычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями, ценностями.

Пусть опрокинет статуи война

Мятеж развеет каменщиков труд

Но врезанные в память имена

Бегущие столетья не сотрут

В Шекспир

Традиции фиксируют нормы и правила жизни членов группы, формируют определенные нормы и правила взаимоотношений в них, предъявляют требования к личности, развивают ее.

психология малой группы - student2.ru

Образование и развитие малой группы.Образование и развитие ма­лой группы обычно включает несколь ко стадий. На первой стадии осуще­ствляются различные процедуры зна­комства ее членов, осмысливаются перспективы их сближения

Вторая стадия обычно является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, началом формирования группового самосозна­ния, зарождения актива малой группы

На третьей стадии отношения между членами малой группы прини­мают устойчивый характер, идет ин­тенсивный процесс формирования груп­повых норм и традиций, начинает ак­тивно функционировать общее мнение, групповые настроения и атмосфера в группе способствуют решению совмес­тных задач, проявляются сплоченность и слаженность в действиях ее членов

На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чув­ством «Мы», всеми поддерживаемыми групповыми целями и интересами, на­правленными на конкретный резуль­тат, проявляется ценностно-ориентационное единство, позволяющее пре­дотвращать конфликты

Сплочение малой группы— это процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать их ценностно-ориентационного единства, наи­лучших результатов в совместной дея­тельности, избегать конфликтов и кон­фронтации.

В свою очередь сплоченность как черта психологии группы, выражающая степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщен­ным показателем их духовной общнос­ти и единства. Сама по себе сплочен­ность выступает для членов малой группы как привлекательная цель и ценность, как то групповое состояние, к которому надо стремиться.

Руководство и лидерство. Руко­водство — процесс управления груп­пой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномо­чий и норм, данных ему.

Лидерство же — это процесс меж­личностного влияния Лидера порож­дает структура и характер взаимоот- ношений в каждой конкретной группе.

Принятие решенийВ своей жиз­недеятельности, развитии и руковод­стве группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими группового обсуждения с целью прояснения пози­ций ее членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зрения. Совокупность всех только что пе­речисленных действий и составляет процесс принятия группового решения.

Групповое давление в малой группе.В ходе развития в малой груп­пе естественно и закономерно форми­руются и закрепляются нормы, которые представляют собой общие для всех требования, разработанные ее членами и принятые ими в интересах ре­гулирования взаимоотношений Нор­мы группы связаны с ценностями, так как любые требования могут прини­маться лишь на основе каких-либо со­циальных предпочтений, складываю­щихся на базе выработки определенного отношения к социальной действительности.

Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. И если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется или кто их игнорирует, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление.

Можно выделить следующие функ­ции такого давления:

1) стремление обеспечить достижение групповых це­лей; 2) сохранение группы как целого;

3)разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться; 4) определение членами группы своего отношения к социальному окружению.

У каждой проблемы всегда есть реше­ние — простое, удобное и, конечно, ошибочное.

Г. Менкен

Конфликт— это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии меж­личностных отношений между членами группы или нарушения равновесия меж­ду существующими в ней структурами.

Конфликты возникают не в силу про­явления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъек­тивного восприятия и оценки людьми.

Обычно к ним приводят следующие причины:

1) противоречия между интереса­ми, ценностями, целями, мотивами, ро­лями членов группы;

2) противоборство между различ­ными людьми (между руководителем и неформальными лидерами, между не­формальными микрогруппами, между разностатусными членами группы);

3) разрыв отношений внутри опре­деленных микрогрупп;

4) появление и устойчивое домини­рование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодей­ствия и общения между членами ма­лой группы.

Конфликт играет в малой группе как конструктивную роль (дает воз­можность более глубоко оценить ин­дивидуально-психологические особен­ности членов группы, оказывает пози­тивное влияние на эффективность совместной деятельности, устраняет противоречия между людьми, позво­ляет ослабить состояние психологи­ческой напряженности), так и дест­руктивную (оказывает негативное воздействие на психическое состоя­ние членов группы, ухудшает взаимо­отношения между ними, негативно от­ражается на эффективности совмест­ной деятельности).

Наши рекомендации