Универсальные и специфические функции конфликта

Функции конфликта – воздействие конфликта или его результатов на оппонентов, их отношения и на социальную и материальную среду. По направленности воздействия выделяют деструктивные и конструктивные функции конфликта. В зависимости от сферы влияния можно выделить следующие основные функции конфликта: воздействие на психические состояния и, как следствие, на здоровье участников; воздействие на взаи­моотношения оппонентов; на качество их индивидуальной деятельности; на социально-психологический климат группы, в которой развивался кон­фликт; на качество совместной деятельности членов группы.

Какие же основные функции можно выделить в конфликте как неиз­бежном спутнике нашей жизни?

Универсальные функции конфликта:

• Генерирующая функция конфликта проявляется в том, что аккумули­рует энергию, поэтому он обладает большой мощностью, которая выра­жается как в динамике процесса, так и в достигаемых результатах.

• Конфликт часто выполняет сигнальную функцию, свидетельствует о том или ином неблагополучии в коллективе, в организации его деятель­ности, а также показывает адаптированность или неадаптированность лич­ности.

• Конфликт имеет стимулирующую функцию. Онопределяет процесс выбора и принятия решения и, в конечном счете, весь процесс самореализации личнос­ти. Конфликт- это стимул, требующий творческой реакции.

• Конфликт приводит к формированию новых черт личности. Конф­ликты предотвращают окостенение системы, открывают дорогу иннова­циям. Именно в этом заключается его развивающая функция.

• Интегратшная функция конфликта характеризуется тем, что возни­кает более тесная взаимосвязь внутри группы, между субъектами комму­никации, вследствие чего происходит сплочение. Он помогает оперативно подумать, что надо сделать, чтобы неприятного столкновения впредь не было, или посмотреть: какую пользу можно еще извлечь из данной ситуа­ции.

Специфические функции конфликта:

• Конструктивный конфликт дает толчок к развитию, предотвращает застой, заставляет что-то пересмотреть.

• Конфликт-это стимул, требующий творческой реакции. Продуктив­ность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изме­нению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию.

• Конфликт служит формой мощной разрядки энергии. Социально кон­тролируемый конфликт «разряжает атмосферу» между его участниками и делает возможным возобновление их отношений. Обеспечивая свободный выход чувствам вражды, конфликты служат под­держанию взаимоотношений. Конфликт помогает снять внутреннюю на­пряженность личности, которая может быть направлена на разрушение организма, снимается острота проблемной ситуации.

Границы конфликта.

Любой конфликт имеет определенные границы. Например, границы в пространстве, во времени, внутренние или внешние. Пространственная граница конфликта— это та территория, на ко­торой происходит конфликт (море, суша, воздух и т.д.). Территория может быть физической (или географической) и социальной. Социальное пространство подразделяется на три вида:

1)экономическое (например, финансовая борьба);

2)социальное (например, непосредственное окружение или группа лиц);

3)символическое (различные атрибуты вла­сти и престижа; флаги, портреты, памятники, гимны, улицы и др.).

Наибольшее значение определение физи­ческих границ имеет в вопросах международных отношений и противоречий. Временная грани­ца конфликта— это продолжительность конф­ликта. Различают кратковременные, периоди­ческие или продолжительные конфликты. Начинается конфликтпри внешнем проявле­нии своих действий одного участника, при усло­вии, что тот участник, на которого эти действия направлены, осознает их как враждебные для себя и начинает им противодействовать. Совпа­дение перечисленных трех условий определяет начало конфликта. Если индивид только осо­знает негативность направленного на него акта поведения, но не противостоит ему своими дей­ствиями, то конфликт нельзя считать начавшим­ся. Действия противоборствующих сторон при начавшемся конфликте должны быть объектив­ными и выраженными физически, а не мыслен­но. Противоположность позиций — это еще не конфликт. Мысленное планирование будущей конфликтной ситуации некоторыми теоретиками конфликтологии определяется как латентная стадия конфликта.

Считать конфликт оконченным можно в различных ситуациях: конфликт исчерпан; выход из конфликта одной из сторон (например, в военное время); вмешательство в конфликт третьей стороны (медиаторы, судьи); прекра­щение действия всех противоборствующих сторон.

Классификации конфликтов.

Конфликты, как уже отмечалось при характеристике их основ­ных черт, — явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Они отличаются большим разнообразием. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или бо­лее сторон, исходу и последствиям. Конфликты имеют место во всех областях общественной жизни, а потому правомерно выде­лять социально-экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, военные, юридичес­кие, семейные, социально-бытовые и иные типы конфликтов. Они являются предметом рассмотрения в первую очередь соответству­ющих отраслей науки.

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ

Признак классификации Виды конфликтов
По сферам проявления Производственно-экономические Идеологические Социально-психологические Семейно-бытовые
По масштабам, длительности и напряженности Общие и локальные Бурные быстротекущие, кратковременные Острые длительные, затяжные Слабовыраженные и вялотекущие Слабовыраженные и быстротекущие
По субъектам конфликтного взаимо­действия Внутриличностные Межличностные Межличностно-групповые Межгрупповые
По предмету конфликта Реальные (предметные) Нереальные (беспредметные)
По источникам и причинам возник­новения Объективные и субъективные Организационные Эмоциональные и социально-трудовые Деловые и личностные
По коммуникативной направленно­сти Горизонтальные Вертикальные Смешанные
По социальным последствиям Позитивные и негативные Конструктивные и деструктивные Созидательные и разрушительные
По формам и степени столкновения Открытые и скрытые Спонтанные,инициативные и спровоцированные Неизбежные, вынужденные, нецелесообразные
По способам и масштабам урегули­рования Антагонистические и компромиссные Полностью или частично разрешаемые Приводящие к согласию и сотрудничеству

По сферам проявления конфликты делят на производственно-экономические, основой которых являются производственно-эко­номические противоречия; идеологические, в основе которых ле­жат противоречия во взглядах; социально-психологические, воз­никающие в связи с противоречиями в социальной сфере, а также особенностями психики человека, и семейно-бытовые, отражаю­щие противоречия семейных и бытовых отношений. Если работ­ников связывают родственные отношения, то семейно-бытовые конфликты могут переплетаться с перечисленными выше видами конфликтов.

По масштабам, длительности и напряженности выделяют конф­ликты: общие и локальные; бурные быстротекущие, кратковремен­ные, возникающие на основе индивидуальных психологических осо­бенностей личности, они отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих сторон; острые длительные, затяж­ные, возникающие при наличии глубоких противоречий; слабовыраженные и вялотекущие, возникающие на основе не очень острых противоречий, либо связанные с пассивностью одной из сторон; слабовыраженные и быстротекущие, возникающие в связи с поверхно­стными причинами, они носят эпизодический характер.

По субъектам конфликтного взаимодействия конфликты подраз­деляются на: внутриличностные, которые связаны со столкно­вением противоположно направленных имманентных мотивов личности; межличностные при столкновении интересов двух личностей; межличностно-групповые, при которых противобор­ствующими сторонами являются, с одной стороны, личность, а с другой — группа; межгрупповые, возникающие при столкно­вении интересов двух социальных групп.

По предметуконфликта различают конфликты реальные (пред­метные), имеющие четкий предмет, и нереальные (беспредмет­ные), не имеющие четкого предмета или имеющие предмет жиз­ненно важный только для одной стороны.

По источникам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. В первом случае конфликт спосо­бен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся в организации или его подразделении обстоя­тельств. Объектом столкновения выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие стороны. Это может быть иму­щество, должностная вакансия или размер оплаты труда — все то, что представляет собой предмет личных, групповых или обществен­ных интересов. Субъекты конфликта — работники организации со своими потребностями, интересами, мотивами и представления­ми о ценностях.

По непосредственным причинам возникновения конфликты выступают как организационные, т.е. происходящие в пределах определенной социальной системы, того или иного структурного образования в связи с изменением внешних обстоятельств или на­рушением регламентированного порядка; эмоциональные, свя­занные, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия других лю­дей, расхождением во взглядах и т.п.; социально-трудовые, вызы­ваемые несовпадением, конфронтацией частных и общих интере­сов, несовместимостью целей отдельных лиц и социальных групп; деловые и личностные.

Конфликты коммуникативной направленности разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у друга; вертикальные, участники ко­торых связаны теми или иными видами подчинения

По социальным последствиям конфликты бывают: позитивные, когда разрешение конфликта способствует развитию организации, и негативные, ведущие к ухудшению деятельности организации; конструктивные, в основе которых лежат объективные противоречия, способствующие совершенствованию деятельности органи­зации, и деструктивные, в основе которых лежат субъективные причины, способствующие росту социальной напряженности и ухуд­шению деятельности организации; созидательные, способствующие процветанию организации, ее бурному развитию, и разрушительные, ведущие к разрушению социально-экономической системы.

По формам и степени столкновения противоборство может быть открытым (спор, ссора и т.п.) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т.д.); стихийным, т.е. спонтан­но возникшим, и инициативным, заранее спланированным или просто спровоцированным.

По способам и масштабам урегулирования (разрешения) конф­ликты разделяются на антагонистические, сопровождаемые неус­тупчивостью и непримиримостью сторон, а также компромиссные, допускающие разновариантность преодоления расхождений, вза­имосближения взглядов, интересов, целей.

Лекция 2. Внутриличностные и межличностные конфликты.

1. Понятие внутриличностного конфликта.

2. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.

3. Понятие межличностного конфликта и его особенности.

4. Сферы проявления межличностных конфликтов.

Наши рекомендации