Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину
Адаптация теста MMPI выполнена Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниченко.
Тест насчитывает 384 утверждения (в виде набора карточек, которые необходимо разложить жить на две группы "верно" и "неверно" — индивидуальное проведение) или 377 утверждений (в виде брошюры — для группового тестирования; исключены утверждения, которые затрагивают сексуальную сферу).
Время выполнения от 55 минут до 1 часа 30 минут.
Оценочные шкалы:
шкала L — отражает стремление испытуемого представить с возможно более выгодном свете (социально желательном);
шкала F — случайное или намеренное искажение результатов;
шкала К — позволяет дифференцировать лиц, стремящихся скрыть или смягчить психопатологические явления, и лиц чрезмерно открытых.
Клинические шкалы (Шкалы невротической триады — 1, 2,3):
Шкала 1 — ипохондрическая тенденция (соматизация тревоги: тревога относится субъектом за счет состояния своего физического здоровья).
Шкала 2 — тревога и депрессивные тенденции (тревога, возникая как отражение нарушения психовегетативного - нейровегетативного, нейрогуморального - равновесия, служит наиболее интимным механизмом психологического стресса и лежит в основе большинства психопатологических тенденций).
Шкала 3 — шкала истерии (отражает вытеснение из сознания факторов, вызывающих тревогу).
Шкала 4 — шкала психопатии (реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении в виде асоциального психопатического поведения).
Шкала 5 -выраженность мужских и женских черт характера (отражает, в конечном счете, степень идентификации с традиционной культурной и социальной ролью мужчины или женщины; идентификация выражается в характере жизненного опыта, эстетических и культурных интересах, профессиональных устремлениях; утверждения, прямо касающиеся сексуальной сферы, не играют в шкале существенной роли).
Шкала 6 — шкала паранойи (ригидность — чаще всего отрицательного — аффекта сочетается с созданием удовлетворяющего субъекта объяснения за счет селективного отбора информации, подтверждающей их адекватность, тогда как информация, противоречащая сформулированной точке зрения, не воспринимается и не учитывается в достаточной мере, благодаря этому аффект представляется субъекту обоснованным и хорошо контролируемым, а поведенческая стратегия четко определенной).
Шкала 7 — шкала психастении (фиксация тревоги и ограничительное поведение).
Шкала 8 — шкала шизофрении (даже незначительные фрустрации ведут к возникновению тревоги, выраженных отрицательных эмоций, а компенсация достигается за счет аутизации и дистанцирования, т.е. тенденции к уходу из окружающей среды во внутренний мир и к соблюдению "психической дистанции" между собой и окружением).
Шкала 9 — шкала гипомании (основным способом устранения фрустрирующих стимулов служит отрицание каких-либо затруднений, тревоги, своей и чужой вины - импунитивные реакции).
Шкала 0 — социальные контакты (степень включенности в социальную среду или, иначе, экстравертированности - интровертированности).
Предназначена для диагностики психического состояния и свойств личности, прогнозирования профессиональной эффективности, поведения в стрессовой ситуации, способствует индивидуализации психокоррекционного подхода.
Вопросы по теме занятия.
Не предусмотрено.
9. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
Не предусмотрено.
10. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
Не предусмотрено.
Примерная тематика НИРС по теме.
Не предусмотрено.
Занятие № 20
Тема: «Человек как индивидуальность».
2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие.
3. Значение темы: формирование представлений о психологических проявлениях индивидуальности человека, знакомство с базовыми предметными категориями, формирование профессиональной позиции на проблему индивидуальности.
Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2).
- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
- учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие; уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека; владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров.
4. Место проведения определяется особенностью изучаемой дисциплины и формой занятия: учебная комната.
5. Оснащение занятия: методические рекомендации для аудиторной работы студентов.
6. Структура содержания темы (хронокарта).