Развитие идей Л. С. Выготского его учениками и последователями (общий

Очерк).

Научная школа, у истоков которой стоял Л. С. Выготский, - одна из ведущих в

отечественной психологии. Помимо А. Н. Леонтьева, к ней

принадлежат замечательные ученые, работавшие в различных областях психологии

: Александр Романович Лурия, исследовавший проблемы мозговой локализации

высших психических функций и основавший науку нейропсихология; Даниил

Борисович Эльконин – крупнейший отечественный специалист в области

детской психологии; Александр Владимирович Запорожец,

исследовавший роль практических действий в генезисе познавательных процессов и

роль эмоций в смысловой регуляции деятельности; Лидия Ильинична Божович

, основные работы которой посвящены проблемам развития личности ребенка;

Петр Иванович Зинченко, исследовавший память с позиций деятельностного

подхода; Петр Яковлевич Гальперин – создатель теории поэтапного

формирования умственных действий.

Запорожец А. В. в своих трудах доказывал, что психические процессы

являются разновидностями ориентировочных. Так, восприятие

– это ориентировка в свойствах и качествах предметов, мышление – ориентировка в

их связях и отношениях, а эмоции – ориентировка в личностных смыслах.

Он пришел к выводу о роли ориентировки как ведущей части действия при

исследовании произвольных движений и их формирования у детей. Его исследования

показали, что ориентировка проходит несколько этапов – от внешней, развернутой,

к внутренней, свернутой.

Также он изучал развитие восприятия и мышления, а также

процесс формирования эмоций и чувств у дошкольников. Считал, что в

дошкольном возрасте восприятие является ведущим психическим процессом, объясняя

этим и роль образной памяти и образного мышления в этом возрастном периоде.

Доказал, что существуют определенные виды деятельности, к которым

сензитивно (чувствительно) восприятие и выделил этапы его

развития. Исследование структуры восприятия показало, что оно состоит из:

1.перцептивных действий – ориентировки в свойствах предметов;

2.сенсорных эталонов – образов, которые определяют и направляют

процесс восприятия;

3.действий соотнесения, благодаря которым предмет относится к

определенному эталону и узнается детьми.

Исследования Л. И. Божович были связаны с процессом

Формирования личности детей, который она понимала как развитие

Независимости от окружающей среды, когда поведение человека определяется не

Наши рекомендации