Составление «Поведенческого портрета» по данным наблюдения

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7.

Цель: составить «поведенческий пор­трет» взрослого человека с целью последующей идентификации его с наблюдаемым, опираясь на данные продолжительного скрытого включенного полевого наблюдения,

Оборудование: план наблюдения, схема наблюдения, ручка, часы, дневник наблюдения.

Пунктирное описание хода работы.

1. Оформить на листах формата А 4 исходные данные предстоящего исследования (тип работы и название). Четко сформулировать цель и составить план-схему наблюдения, а также обосновать методику полевого наблюдения.

2. Выяснить у преподавателя имя и фамилию студента вашей группы, который был выбран для вашего наблюдения случайно.

3. Составить первый «поведен­ческий портрет» своего наблюдаемого, основой которого является весь Составление «Поведенческого портрета» по данным наблюдения - student2.ru Составление «Поведенческого портрета» по данным наблюдения - student2.ru предыдущий опыт общения с наблюдаемым и данные, накопленные в результате обыденных, житейских наблюдений за его поведением.

Указания к этому описанию:

а) составляется в произвольной форме, возможны употребления сравнений, литературных оборотов и т.п.;

б) должно касаться как можно большего числа сторон и черт по­ведения;

в) может касаться любых особенностей поведения испытуемого, начиная с характерных жестов и мимики и кончая наиболее общими характеристиками поведения (такими, как, например, способы ре­шения сложных задач и т.п.);

г) не должно содержать в себе указаний на специфические черты внешности наблюдаемого, по которым он легко узнается и безоши­бочно идентифицируется; а также суждений и оценок наблюдателя относительно личности наблюдаемого человека.

4. Подготовить необходимую документацию для ведения дневниковых записей.

Предметом наблюдения в этом задании явля­ется поведение взрослого человека в естественных жизненных усло­виях. Однако данных наблюдения только за поведением оказывается недостаточно для психологического анализа поведения и понимания смысла последнего [Басов, 1975]. Ведь поведение человека невозмож­но отделить от контекста той ситуации, в которой оно разворачивает­ся. А это означает, что в рамках полевого наблюдения само наблюде­ние осуществляется одновременно по двум линиям: как за поведени­ем человека, так и за ситуацией, в которой последнее имеет место. Чем опытнее наблюдатель, тем полнее он может охватить те обстоя­тельства, при которых происходило наблюдавшееся им поведение, тем более достоверны и надежны полученные им результаты.

Сложность предмета наблюдения, задачи охвата с помощью по­левого наблюдения различных аспектов поведения взрослого челове­ка в его многообразных формах заставляют отказаться от заранее ус­тановленной четкой системы категорий и единиц наблюдения, свой­ственной систематизированному наблюдению. Она может оказаться недостаточно гибкой для адекватного описания наблюдаемого инди­видуального поведения человека. Нестандартизованное наблюдение, при котором исследователь руководствуется лишь самым общим пла­ном наблюдения и не ограничен в выборе единиц наблюдения и язы­ка описания, представляется более пригодным в данном случае.

В качестве такого плана нестандартизованного наблюдения пред­лагаются основные параметры «поведенческого портрета»:

· Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека (стиль одежды и прически испытуемого, насколько он стремится в своем внешнем облике «быть таким, как все» или выделяться, привлекать к себе внимание; равнодушен к своему виду или придает ему особое значение). Какие эле­менты поведения это подтверждают, в каких ситуациях?

· Пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные индивидуальные позы).

· Мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразитель­ность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживлен­ной, в каких - скованной).

· Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многосло­вие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи).

· Поведение по отношению к другим людям - положение в кол­лективе и отношение к этому, способ установления контакта, харак­тер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собе­седника, с ориентацией на себя), позиция в общении (активная, пас­сивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности); наличие противоречий в поведении - демонстрация различных, про­тивоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуаци­ях (в каких?).

· Поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам).

· Поведение в основной деятельности (учеба).

· Примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизнен­ный опыт.

Таким образом, решение задачи, поставленной в данном зада­нии, предполагает использование нестандартизованного по форме скрытого включенного полевого наблюдения.

Приведем в качестве иллю­страции пример «поведенческого портрета», включающего парамет­ры, аналогичные изложенным.

«Витя К. Отличается от других учеников класса крайней ленью и несамостоятельностью во всех своих суждениях, мнениях и отноше­ниях. В любом разговоре, в споре, особенно в спорах и конфликтах, он по многу раз меняет свое мнение, принимает то одну, то другую сторону, и убедить его в чем угодно очень нетрудно (...). За всеми шатаниями и внешней изменчивостью у Вити четко проходит одна линия, одно желание: быть среди сильных, принадлежать к той груп­пе, с которой считаются, завоевать уважение и внимание сильных. Поэтому в любом споре Витю никогда не интересует существо дела. Он всегда принимает сторону сильнейшего, а если в ходе спора или конфликта начинает побеждать другой, Витя переходит на его сторо­ну, если соотношение сил опять изменится, он может еще раз пере­метнуться. То же самое происходит и в драках: он всегда на стороне сильного. По этой же причине Витя старается быть возле учителей, взрослых, старается обратить на себя внимание, не остановится и перед тем, чтобы соврать о себе что-либо возвышаю­щее его.

Однажды в классе была очень трудная контрольная по арифмети­ке, почти никто не решил ее, а Витя, который специально сел сзади Володи П., списал у Володи все от первой до последней строчки. На перемене все очень огорченно обсуждали задачи, Витя же ходил име­нинником и, совершенно не стесняясь, ликуя, хвалился, что он все решил, что задачи были ерунда, что все дело в том, что "надо сообра­жать". Он подошел со своей радостью и к учительнице арифметики. На вопрос, сам ли он решил, без всякого смущения ответил, что сам. Когда ему сказали, что видели, как он списывал у Володи, Витя не обиделся, но очень горячо стал доказывать, что он решил все сам, знал, как решать, а заглядывал к Володе, чтобы только посмотреть, правильно ли Володя (!) решает, ну и заодно, чтобы проверить себя.

...И в школе и дома Витя рассказывает, как его все боятся, какой он непобедимый. В действительности же Витя ведет себя иногда даже заискивающе, особенно в группе Валерия Б., где он больше всего стремится показать себя, всегда подхихикивает и старается что-то вста­вить о своих победах. Но когда Юра К. организовал ребят против Вале­рия и его компании и, когда мальчики прорабатывали Валерия, Витя тоже выступил против него очень запальчиво и резко, а на следую­щий день опять заискивал перед ним.

...Ребята на него не надеются и ничего ему не поручают, но сам он постоянно проявляет какую-то активность, всегда при ком-то дей­ствует и, хотя, больше говорит, чем делает, но все-таки что-то делает. Пристраивается, как правило, к тому, кто делает наиболее видную работу, заметную, и при этом сам обязательно старается быть на виду. Нередко Витя приписывает себе чужую работу. Например, Юра К. ходил в совет дружины и к вожатой, а потом к директору улаживать вопрос о переписке с кубинскими пионерами и о посылке им книг. Витя ходил с ним, ждал его возле кабинета директора, а когда все было улажено, прибежал в класс раньше Юры и сказал: "Все в порядке, мы все сделали". - "Кто?" - "Ну, я... и Юрка, он тоже ходил со мной"» [Божович, Благонадежина, 1972, с.233].

При длительном по времени и нестандартизованном по форме полевом наблюдении традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдений.

В ситуации скрытого включенного наблюдения регистрацию данных наблюдения обычно приходится вести постфактум, поскольку наблю­датель не должен раскрывать себя. Поэтому нередко наблюдатель вы­нужден осуществлять переработку материала наблюдений, суммируя и обобщая однородные данные либо в самый момент наблюдения, либо спустя некоторое время, и, следовательно, может использовать в дневнике главным образом обобщающе-описательные и истолковательные записи. Таким образом, в условиях скрытого включенного наблюдения дневник пишется чаще всего по памяти. Однако при этом некоторые факты, оставившие в силу своей яркости или каких-то других причин очень ясные следы, воспроизводятся наблюдателем относительно фотографично, без обработки, «как таковые и един­ственные» [Басов, 1975, с. 129].

В отдельных случаях представляется возможным фиксировать дан­ные наблюдения в дневнике непосредственно во время наблюдения, используя при этом фотографическую форму записи. Подобные запи­си являются весьма ценными, поскольку выступают в качестве попе­речных срезов непрерывного процесса поведения. Таким образом, сле­дует стремиться к тому, чтобы использовать в дневнике комбиниро­ванный тип записей (как по памяти, так и непосредственно во время наблюдения процесса поведения). Записи по памяти рекомендуется производить в той же обстановке, в которой ранее осуществлялось описываемое поведение; ее детали и особенности помогут зафикси­ровать факты более углубленно и обстоятельно.

В дневнике наблюдений должна находить отражение та ситуация («фон», контекст), в которой происходило наблюдаемое поведение. Каждая запись в нем содержит как бы некоторое введение, которое стало предметом ее фиксации. Например, запись посвящена поведе­нию испытуемого во время учебного занятия. Введение к ней может содержать указание на то, где, в каком ряду сидит испытуемый, явля­ется ли для него это место постоянным или случайным, сидит ли он в отдалении от соседей или в общем ряду с ними, являются ли эти соседи постоянными или случайными людьми и т.д. Таким образом, в подобном введении описывается по возможности широко вся обста­новка, состояние окружающих, характер занятий, даются обобщен­ные указания на социальные роли участников и т.д.

Наряду с таким введением к записи может оказаться полезным и специальное заключение к ней. В нем можно остановиться на описа­нии изменений, которые произошли в ситуации за период наблюде­ния, или тех особенностей «фона», которые кажутся наблюдателю наиболее важными в связи с наблюдавшимся поведением. (Напри­мер, во время наблюдения появляется человек, мнения и оценки ко­торого очень значимы для испытуемого, и, следовательно, его при­сутствие в данной ситуации может определенным образом повлиять на поведение испытуемого. Подобному факту необходимо уделить вни­мание в заключении к соответствующей записи в дневнике.) В про­цессе наблюдения следует стремиться к расширению наблюдения за «фоном», на котором разворачивается поведение, но так, чтобы на­блюдение за последним не терпело никакого ущерба.

Анализируя структуру процесса наблюдения, А. П. Болтунов выде­лял следующие компоненты, составляющие акт наблюдения:

- внимание, обращенное на тот или иной аспект;

- анализ и синтез при наблюдении;

- опора на знания или предположения;

- суждение.

Выделение всех этих элементов делает особенно отчетливым неиз­бежное наличие личного момента в наблюдении, который играет в последнем большую роль. Понимание этого очень важно для дальней­шей обработки наблюдений, психологического анализа поведения, поскольку никто «...не может так же близко подойти к наблюдаемой личности, как сам наблюдатель» [Басов, 1975, с. 141]. Сохраняя пол­ную объективность при фиксации данных, наблюдатель может и дол­жен высказывать свое отношение к описываемым явлениям и свое понимание их смысла. При этом догадки подобного рода должны вы­текать из фактов наблюдения, а не предшествовать им; более того, такие догадки вполне целесообразны, так как иногда одно меткое слово заменяет поток длинных описаний (А. П. Болтунов). Предполо­жения и суждения наблюдателя могут касаться разнообразных пред­метов: объяснять данные поведения, сопоставлять их с другими ана­логичными фактами, затрагивать методические вопросы и т.д. При этом важно, чтобы подобные записи оценок, мнений, замечаний наблюдателя в дневнике всегда были четко отделены от записей данных наблюдения.

С формальной стороны дневник наблюдений представляет собой отдельную тетрадь, в которой фиксируются данные наблюдения. На первой странице записываются имя наблюдаемого человека, его пол, возраст, имя и фамилия наблюдателя. Каждая запись в дневнике пред­варяется указанием даты, времени и продолжительности наблюде­ния, упоминается также день недели. Страницы, на которых ведутся данные записи наблюдения, имеют широкие поля для последующих замечаний наблюдателя и предварительного анализа наблюдавшихся фактов. Кроме фактов наблюдения и суждений наблюдателя по их поводу в дневнике не должно содержаться никаких других записей. Наблюдатель обязан правильно применять терминологию, язык дол­жен быть строгим, деловым, точным и метким.

5. В течение двух недель проводить наблюдение за испытуемым в соответствии с намеченным планом-схемой, аккуратно и правильно заполнять дневник. Полученное в результате описание «поведенческий портрет» должно быть настолько точным и подробным, чтобы можно было однозначно идентифицировать «портрет» с тем, кто являлся объектом наблюдения. Вместе с тем в «портрете» должны быть полностью ис­ключены какие-либо упоминания характерных, отличительных черт внешности наблюдаемого человека, типа «слегка косит левым гла­зом» или «чаще всего одета в розовую кофточку».

В данной практической работе используется схема перекрестного наблю­дения, при которой за одним испытуемым наблюдают сразу несколь­ко человек, а сам испытуемый в свою очередь выступает в роли на­блюдателя по отношению к кому-то другому. Необходимым требованием является сохранение тайны относительно того, кто за кем наблюдает. Таким образом, каждому наблюдателю становится известен только собствен­ный объект наблюдения, к тому же он не знает, за кем наблюдают другие и является ли он сам объектом наблюдения.

Наблюдение должно по воз­можности охватить поведение испытуемого в разнообразных ситуаци­ях, осветить его с разных сторон. Наблюдать следует открыто, тактич­но, стараясь, чтобы испытуемый не замечал факта наблюдения, что­бы наблюдение не искажало его естественного поведения, а его влияние на ситуацию наблюдения было минимальным. Результаты наблюде­ния фиксируются в дневнике наблюдений.

6. Написать на основе систематических, относительно длительных наблюдений второй «портрет» испытуемого.

В «портрете» должны быть выделены черты поведения человека - черты главные, наиболее характерные, ин­дивидуальные и второстепенные, малохарактерные, общие; их со­отношение должно быть правильно отражено в целостном поведе­нии человека, без мозаичности и схематизации.

7. Сделать общий вывод по всей работе (в соответствии с поставленной целью).

Письменно обсудить особенности методики полевого нестандартизованного наблю­дения, допущенные ошибки, возможные способы улучшения каче­ства данных наблюдения. В частности, следует указать, узнал ли испытуемый, что за ним наблюдают, и если узнал, то в чем состояла ошибка наблюдателя, которая привела к этому.

8. Перед сдачей работы и отчетом по ней, оценить самостоятельно качество, правильность и аккуратность оформления, а также наличие вывода, дневника наблюдений.

Наши рекомендации