VII. Методика исследования волевых качеств личности.

Методика разработана Н.Е. Стамбуловой. Испытуемым предлагается оценить уровень развития собственных волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и реши­тельности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.

Каждый опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью — универсальность качества, т. е. широта его проявления в различных жиз­ненных ситуациях и видах деятельности.

Инструкция: «Прочтите внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько оно характерно для вас. Исходя из этого, выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его номер поставьте в протоколе напротив номера соответствующего суждения.

Варианты для ответов: «Так не бывает», «Пожалуй, неверно», «Может быть», «Наверное, да», «Уверен, что да».

Ответив на вопросы первого опросника («Целеустремленность»), переходите к следующему, и так до конца, пока не заполните весь сводный протокол.

Текст опросников

Целеустремленность

21. Приступая к любому делу, всегда четко осознаю, чего я хочу достичь.

22. Неудача в соревновании побуждает меня тренироваться с удвоенной энергией.

23. •Мои интересы неустойчивы, не могу пока определить, к чему мне стремиться в жизни.

24. Я отчетливо представляю себе, чему хочу научиться в институте.

25. Во время тренировки мне быстро надоедает работать строго в соответствии с планом.

26. Если уж ставлю перед собой определенную цель, то неуклонно стремлюсь к ее достижению, как бы ни было трудно.

27. В каждом тренировочном занятии ставлю перед собой конкретные задачи.

28. При неудачах меня всегда одолевают сомнения, стоит ли продолжать начатое дело.

29. Четкое планирование работы не характерно для меня.

30. Редко задумываюсь над тем, как можно применить знания, получаемые в институте, в будущей практической работе.

31. Никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых целей, предпочитаю следовать указаниям других людей.

32. Обычно под влиянием разного рода препятствий мое стремление к цели значительно ослабевает.

33. У меня есть главная цель жизни.

34. После неудачи в соревновании долго не могу заставить себя тренироваться в полную силу.

35. К общественной работе отношусь с меньшей ответственностью, чем к учению и занятиям спортом.

36. Как правило, заранее намечаю конкретные задачи, планирую свою работу.

37. Постоянно испытываю потребность ставить перед собой новые цели и достигать их.

38. Начиная новое дело, не всегда четко представляю себе, к чему следует стремиться; обычно надеюсь, что это прояснится по ходу работы.

39. Всегда стараюсь до конца выполнить любое общественное поручение.

40. Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что достигну поставленной цели.

Смелость и решительность

21. Принимая какое-нибудь решение, всегда реально оцениваю свои возможности.

22. Не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно предотвратить несчастный случай.

23. Мне трудно выполнять свои обещания.

24. Высказываю свое мнение, несмотря на возможность конфликта.

25. Сознание, что соперник сильнее, является для меня серьезным препятствием.

26. Легко освобождаюсь от тревоги, опасений, страха.

27. Установив для себя распорядок дня, четко его придерживаюсь.

28. Меня часто мучают сомнения.

29. Мне больше по душе, если ответственность за совместное дело несут другие, а не я.

30. Вряд ли смогу рискнуть предотвратить несчастный случай.

31. Когда анализирую свои поступки, часто прихожу к выводу, что недостаточно хорошо продумал и спланировал свои действия.

32. Как правило, избегаю рискованных ситуаций.

33. Не испытываю страха перед сильным соперником.

34. Много раз решал с завтрашнего дня начать «новую жизнь», но с утра все шло по-старому.

35. Возможность конфликта заставляет меня держать свое мнение при себе.

36. Обычно мне легко удается справиться со своими сомнениями.

37. Постоянно чувствую ответственность за свои дела и поступки.

38. С трудом преодолеваю страх.

39. Для меня исключительный случай, если я не смог сдержать слово.

40. Возможность рискнуть доставляет мне радость.

Настойчивость и упорство

21. Начиная любое дело, уверен, что сделаю все возможное для его выполнения.

22. Всегда до конца отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав.

23. Я не в состоянии принудить себя тренироваться на фоне усталости.

24. В соревновании борюсь изо всех сил до последнего мгновения.

25. Мне трудно доводить до конца общественные дела.

26. Для меня характерны планомерность, систематичность в работе.

27. На тренировочном занятии заставляю себя полностью выполнить задание, даже если очень устал.

28. •Часто бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес к ним.

29. Мне больше по душе легкие, пусть даже менее результативные, пути к цели.

30. Не могу заставить себя планомерно заниматься в течение всего семестра, особенно по тем учебным предметам, которые даются с трудом.

31. Обычно не знаю, хватит ли у меня желания и сил завершить начатое дело.

32. У меня никогда не появляется желание поставить перед собой труднодостижимую цель.

33. Систематически готовлюсь к учебным занятиям в институте.

34. Неудача в ходе соревнований резко снижает мою активность и желание продолжать борьбу.

35. В споре чаще всего уступаю другим.

36. До конца выполняю даже скучную и однообразную работу, если это необ­ходимо.

37. Испытываю особое удовлетворение, если успех достался с большим трудом.

38. Не могу заставить себя работать систематически.

39. Выполняя общественные поручения, всегда добиваюсь того, что необходимо.

40. Довольно часто испытываю потребность проверить себя в трудных делах.

Инициативность и самостоятельность

21. Как правило, все важные решения принимаю без посторонней помощи.

22. Мне легко удается побороть смущение и первым завязать разговор с незнакомым человеком.

23. Никогда по собственной инициативе не берусь за выполнение общественных поручений.

24. При подготовке к учебным занятиям довольно часто читаю дополнительную литературу, не ограничиваясь лекцией или учебником.

25. Отсутствие тренера на соревновании (его советов, поддержки и т. п.) значительно снижает мои результаты.

26. Больше всего мне нравится пробовать свои силы в творческой деятельности.

27. •На тренировочных занятиях стараюсь придумывать новые упражнения.

28. Чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мною.

29. Прежде чем что-то сделать, всегда советуюсь с кем-нибудь из знакомых.

30. В разговоре или при знакомстве стремлюсь предоставить инициативу другому.

31. Для меня удобнее всего выполнять работу по точно известному образцу.

32. Обычно отказываюсь от своих планов, намерений, если другие находят их неудачными.

33. К общественной работе отношусь не формально, стараюсь сделать ее не только полезной, но и интересной.

34. При изучении любого учебного предмета не стремлюсь знать больше, чем требуется для сдачи зачета или экзамена.

35. Обычно не задумываюсь над содержанием тренировки, точно выполняю то, что предлагает тренер.

36. Стремлюсь быть организатором новых дел в коллективе.

37. Если уверен, что прав, всегда поступаю по-своему.

38. Процесс творчества не привлекает меня.

39. Результаты моих выступлений в соревнованиях практически не зависят от того, присутствует ли на них мой тренер.

40. В любую работу стремлюсь внести что-то новое, иначе мне неинтересно.

Самообладание и выдержка

21. Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необходимо.

22. В споре мне обычно удается сохранять спокойствие и объективность.

23. Не могу нормально тренироваться, если меня что-то тревожит.

24. В течение всего соревнования четко контролирую свои мысли, чувства, действия, поведение.

25. Совершенно не переношу боли.

26. Мне удается сохранять ясность мысли даже в самых сложных жизненных ситуациях.

27. Неприятности в институте и дома не снижают качества моей тренировки.

28. Долгое ожидание очень мучительно для меня.

29. Бывает, когда я встревожен, волнуюсь, совершенно теряю контроль над собой.

30. Во время экзамена иногда не могу ответить даже то, что знаю.

31. Считаю, что умение владеть собой не так уж важно для человека.

32. Если у меня плохое настроение, никогда не могу этого скрыть.

33. На экзамене всегда мобилизуюсь и получаю оценку не ниже той, на которую рассчитываю.

34. Не могу сдержать себя, чтобы на грубость не ответить тем же.

35. В процессе соревнований с трудом владею собой.

36. •Мне легко заставить себя сдержать смех, если чувствую, что он неуместен.

37. Сильное волнение, как правило, не сказывается на целесообразности моих действий и поведения.

38. В сложной ситуации обычно теряюсь, не могу быстро принять нужное решение.

39. Могу заставить себя действовать, превозмогая боль, если это крайне необходимо.

40. Специально учусь владеть собой.

Сводный протокол исследования

Целеустремленность Смелость, решительность Настойчивость, упорство Самостоятельность, инициативность Самообладание, выдержка  
21.          
22.          
23.          
24.          
25.          
26.          
27.          
28.          
29.          
30.          
31.          
32.          
33.          
34.          
35.          
36.          
37.          
38.          
39.          
40.          
в = в = в = в = в =
В = в + 20 = В = в + 20 = В = в + 20 = В = в + 20 = В = в + 20 =
г = г = г = г = г =
Г = г + 20 = Г = г + 20 = Г = г + 20 = Г = г + 20 = Г = г + 20 =

Обработка и интерпретация результатов

Обработайте ответы с помощью ключа, который одинаков для всех пяти опросников:

Выраженность волевого качества Генерализованность волевого качества
Номер ответа Номер ответа
-2 -1 +1 +2 -2 -1 +1 +2
-2 -1 +1 +2 +2 +1 -1 -2
+2 +1 -1 -2 -2 -1 +1 +2
+2 +1 -1 -2 +2 +1 -1 -2
+2 +1 -1 -2 -2 -1 +1 +2
+2 +1 -1 -2 +2 +1 -1 -2
-2 -1 +1 +2 -2 -1 +1 +2
-2 -1 +1 +2 +2 +1 -1 -2
+2 +1 -1 -2 +2 +1 -1 -2
-2 -1 +1 +2 -2 -1 +1 +2

Положения 1, 6, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 18, 20 служат для диагностики выраженности волевых качеств, положения 2, 3, 4, 5, 7, 10, 13, 14, 15, 19 — для диагностики генерализованности волевых качеств.

Напротив номера суждения указано количество баллов (-2, - 1 , 0, + 1 , +2), которое присуждается за каждый вариант ответа. Эти оценки заносятся в сводный протокол исследования рядом с номером ответа. Затем подсчитывается алгебраическая сумма баллов отдельно по суждениям параметра выраженности и параметра генерализованности для каждого волевого качества. Для перевода на положительную шкалу оценок к суммарной оценке прибавляется 20 баллов и окончательные результаты заносятся в протокол.

Заключение об уровне развития каждого волевого качества делается по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0–19 баллов — низкий уровень; 20–30 баллов — средний уровень; 31–40 баллов — высокий уровень.

VII. Методика исследования волевых качеств личности. - student2.ru Полученные оценки всех волевых качеств необходимо представить графически в двух вариантах.

VII. Методика исследования волевых качеств личности. - student2.ru VII. Методика исследования волевых качеств личности. - student2.ru Вариант 1. Чертится окружность (d = 8 см). Из ее центра (нулевая точка) проводятся 5 радиусов и на них наносятся деления так, как показано на рис. 3.1. Каждый радиус – шкала оценки для одного из волевых качеств. Затем данные из протокола переносятся на соответствующие шкалы: на каждую шкалу наносятся по две точки (число баллов по параметру выраженности и по параметру генерализованности). Точки, обозначающие оценки выраженности всех волевых качеств, соединяются сплошными линиями, а точки, обозначающие оценки генерализованности всех волевых качеств, – пунктирными. Получается два пятиугольника, расположенных внутри круга (пример на рис. 3.2). На основании рисунка делается заключение об уровне развития каждого волевого качества по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0–19 баллов – низкий уровень; 20–30 баллов – средний уровень; 31–40 баллов – высокий уровень.

Вариант 2. Строятся две координатные оси: выраженность свойства, изменяющаяся в континууме низкая – высокая (от 0 до 40 баллов), изображается вертикальной осью, а генерализованность, изменяющаяся в континууме узкая – широкая (также от 0 до 40 баллов), – горизонтальной осью. Область пересечения осей характеризует средний уровень развития волевого свойства по обоим параметрам. Каждое свойство в данной системе координат обозначается точкой. При присоединении точек (в случае использования всех опросников в комплексе) получается многоугольник (рис. 3.3). Анализируется: а) расположение многоугольника в координатных осях, указывающее на преобладающее направление в развитии волевых качеств; б) расстояния (в единицах шкалы) между крайними верхней и нижней, правой и левой точками многоугольника, свидетельствующие об относительной синхронности или гетерохронности в развитии волевых качеств с учетом обоих параметров.

Целесообразно сравнить самооценки каждого студента со среднегрупповыми (желательно у мужчин и женщин отдельно). Завершить работу необходимо письменным заключением об уровне развития волевых качеств с учетом параметров выраженности и генерализованности.

VIII. Опросник «Волевые качества личности» (М.В. Чумаков).

Опросник «Волевые качества личности» (ВКЛ) предназначен для диагностики выраженности волевых качеств личности в возрасте от 18 до 35 лет. Его можно применять как в исследовательских целях, так и для решения практических задач, он не предназначен для ситуаций экспертизы.

Методика направлена на общую оценку степени развития эмоционально–волевой регуляции, обеспечивающей сознательное, намеренное, осуществляемое на основе собственного решения поведение. Эта регуляция имеет сложную системную природу, включает в себя различные уровни, фазы, стадии Сложность измеряемой психологической реальности отражается в опроснике выделением различных шкал. Шкалы опросника образованы эмпирическим путем при помощи факторного анализа прилагательных, выделенных методом семантического сходства.

Инструкция: «Читайте внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько это суждение характерно для вас. Исходя из этого, выберите соответствующий ответ из четырех предлагаемых вариантов и его номер поставьте в ответном листе (табл. 3.4) напротив номера соответствующего суждения.

Варианты для ответов: 1. Верно; 2. Скорее, верно; 3. Скорее, неверно; 4. Неверно

Помните, что в опроснике нет «плохих» и «хороших» ответов, так как речь идет не о Ваших способностях, а об индивидуальных особенностях Вашей личности. Не задумывайтесь над ответом слишком долго, важнее Ваша первая реакция, а не результат длительных рассуждений».

Протокол исследования:

Вариант ответа Вариант ответа Вариант ответа Вариант ответа Вариант ответа Вариант ответа
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               

Текст опросника:

79. Если я присутствую на каком–либо собрании, то, как правило, выступаю.

80. Я немного завидую тем, кто «не лезет за словом в карман».

81. Я редко обращаюсь к кому-либо за помощью.

82. Я плохо переношу боль.

83. Я скорее пессимист, чем оптимист.

84. Я могу быстро сосредоточится, если нужно.

85. У меня нет четкой цели в жизни.

86. Я не могу про себя сказать, что я человек, легкий на подъем.

87. Мне стоило бы быть более решительным.

88. Даже короткое время мне трудно обходиться без близких мне людей.

89. Обычно у меня получается закончить дело несмотря на трудности.

90. Я веду активный образ жизни.

91. Музыка, шум легко отвлекают меня.

92. Когда я приступаю к делу, я обдумываю все до мелочей.

93. Часто как-то само собой получается, что я оказываюсь в роли лидера.

94. Когда мне отказывают, мне трудно вновь повторить мою просьбу.

95. Я совершенно не могу сидеть без дела.

96. Я не очень собранный человек.

97. Я хорошо знаю, чего хочу.

98. Мне бывает трудно сделать первый шаг.

99. Я не люблю рисковать.

100. Я бы чувствовал (чувствовала) себя очень неуютно, если бы мне пришлось ехать одному (одной) в дальнюю поездку.

101. Если что-то не получается с первого раза, я вновь и вновь повторяю попытки.

102. У меня часто бывает упадок сил.

103. Мне не трудно концентрировать внимание.

104. Меня не пугают отдаленные цели.

105. Я очень редко опаздываю на работу, учебу, встречи.

106. Когда я учился (училась) в школе, я часто вызывался (вызывалась) отвечать на уроке.

107. Я быстро принимаю решения.

108. Мне нравится научиться чему-либо без посторонней помощи.

109. Я не боюсь надоедать людям повторяющимися просьбами.

110. Отдых - это просто смена деятельности.

111. Я не часто выступаю «зачинщиком» новых начинаний.

112. Я склонен (склонна) к сомнениям.

113. Мне трудно идти против мнения группы.

114. Я легко поддаюсь панике.

115. В случае неудачи у меня «опускаются руки».

116. Я быстро восстанавливаю силы.

117. Я могу долго работать, не отвлекаясь.

118. Нельзя сказать, что я целеустремленный человек.

119. Я все время выдумываю что-то новое.

120. Я часто советуюсь с другими людьми.

121. Я не могу долго переносить напряженные физические нагрузки.

122. Я – мягкий человек.

123. Я бы не сказал (не сказала), что я энергичный человек.

124. Действительно, я нередко бываю рассеянным (рассеянной).

125. Я знаю, кем я хочу быть в жизни и стремлюсь к этому.

126. Нередко мне самому (самой) приходится показывать пример окружающим.

127. Мне хорошо знакомы мучительные колебания, когда нужно сделать выбор.

128. Я могу быть очень настырным (настырной).

129. Я часто чувствую сонливость днем.

130. Я умею ставить себе ясные и четкие цели.

131. Я старательно выполняю обязанности по работе, учебе.

132. Мне не хватает уверенности в себе.

133. Я терпеливо дозваниваюсь, если номер занят.

134. Неблагоприятные обстоятельства часто мешают мне закончить начатое.

135. Обычно я жизнерадостен (жизнерадостна) и полон (полна) сил.

136. Не могу долго удерживать внимание, если мне не интересно.

137. Как правило, я составляю план на неделю.

138. Я сам (сама) проявляю инициативу при знакомстве.

139. Я могу иногда прогулять работу (учебу), если знаю, что мне это «сойдет с рук».

140. Меня нельзя назвать инициативным человеком.

141. Я люблю все делать быстро.

142. Я могу долго «стиснув зубы» преодолевать неприятности.

143. Я могу долго работать не уставая.

144. Если я берусь за дело, то погружаюсь в него целиком и полностью.

145. Я стараюсь расположить дела по степени важности и начинаю с тех, которые наиболее важны.

146. Я вспыльчивый человек.

147. Про меня можно сказать, что я немного «ветреный» («ветреная»).

148. Я – внушаемый человек.

149. Я умею сдерживать гнев.

150. Я обязательный человек.

151. В целом меня можно назвать терпеливым человеком.

152. Я серьезно отношусь к домашним обязанностям.

153. Люблю решать все сам (сама).

154. Я могу долго выполнять не интересное, но нужное дело.

155. У меня плохо получается скрывать от окружающих, что я расстроен (расстроена).

156. Я упорно достигаю своих целей.

Обработка и анализ результатов:

При обработке за ответ «верно» присваивается 3 балла, за ответ «скорее верно» – 2 балла, за ответ «скорее неверно» – 1 балл и за ответ «неверно» – 0 баллов, если вопросы прямые. Если вопросы обратные, то за ответ «верно» присваивается 0 баллов, за ответ «скорее верно» – 1 балл, за ответ «скорее неверно» – 2 балла и за ответ «неверно» – 3 балла. Баллы по шкалам подсчитываются на основе ключа к опроснику. Итоговый балл получается суммированием баллов по 9-ти шкалам. Для перевода сырых баллов в стены используются данные табл. 3.6 и табл. 3.7.

Ключи к опроснику ВКЛ

Шкалы опросника Прямые вопросы Обратные вопросы
Ответственность 11, 14, 27, 53, 72, 74 61, 69
Инициативность 1, 15, 28, 41, 48, 60 8, 20, 33, 62
Решительность 29, 63 2, 9, 21, 34, 49, 54
Самостоятельность 3, 30, 75 10, 22, 35, 42, 70
Выдержка 55, 64, 71, 73, 76 4, 36, 43, 68, 77
Настойчивость 23, 31, 50 16, 37, 44, 56
Энергичность 12, 17, 32, 38, 57, 65 5, 24, 45, 51
Внимательность 6, 25, 39, 66 13, 18, 46, 58
Целеустремленность 19, 26, 47, 52, 59, 67, 78 7, 40

Нормативная таблица для шкал опросника ВКЛ

    Шкалы Стены
Баллы
0. 1–6 7–8 9–10 11–12 13–15 16–17 18–19 20–21 22–23
И. 1–4 5–7 8–9 10–12 13–15 16–17 18–20 21–23 24–25 26–30
Р. 1-3 3–4 5–7 8–9 10–11 12–14 15–16 17–18 19–21 22–24
С. 1–4 5–6 7–8 9–10 11–13 14–15 16–17 18–19 20–21 22–24
Вк. 1–5 6–8 9–11 12–14 15–17 18–20 21–23 24–26 27–28 29–30
Н. 1–4 5–6 7–8 9–10 12–13 14–15 16–17 19–21
Э. 1–9 10–11 12–14 15–16 17–19 20–22 23–24 25–27 28–29
Вн. 1–5 6–7 8–9 10–12 13–14 15–16 17–18 19–21 22–23
Ц. 1–7 8–9 10–12 13–14 15–17 18–19 20–22 23–24 25–26

Нормативная таблица для итогового балла опросника ВКЛ

Стены
Баллы
61-78 79–92 93–107 108–121 122–136 137–150 151–165 166–179 180–194 195–210

Итоговый высокий балл по опроснику ВКЛ получают ответственные, обязательные, инициативные, деятельные, уверенные, решительные, настойчивые, энергичные, хорошо контролирующие свои эмоции, независимые, самостоятельные, целеустремленные, собранные испытуемые. Таких людей можно назвать волевыми в том смысле, в каком это понимается большинством людей. Получившие высокий балл старательно выполняют свои обязанности, обладают хорошим лидерским потенциалом, быстро и независимо принимают решения, высоко активны. У них есть ясные жизненные цели и стремление настойчиво их достигать. От этих особенностей в основном зависит успешность деятельности тогда, когда эта деятельность не предъявляет очень высоких требований к способностям человека. При наличии высоких способностей диагностируемые качества являются дополнительным существенным условием успешности и стабильности деятельности. Вероятно, испытуемые с очень высоким общим баллом по тесту могут быть более фрустрированными и напряженными.

Низкий балл по опроснику ВКЛ характерен для склонных к колебаниям, неуверенных, безынициативных, несамостоятельных испытуемых Они могут пренебречь своими обязанностями в ситуациях, когда внешний контроль за их действиями ослаблен. Как правило, они проявляют низкую активность, энергичность. У этой категории испытуемых могут быть проблемы с произвольной концентрацией внимания. Жизненные цели недостаточно осознанны, лидерские тенденции не выражены. Этих людей можно назвать безвольными в том смысле, как это понимают большинство людей. При условии равных способностей такие люди как правило достигают меньших или менее стабильных результатов в деятельности Возможно, испытуемые с низким баллом по тесту менее внутренне напряжены и фрустрированы. Имея в виду это обстоятельство, мы предлагаем с осторожностью применять оценочный подход к результатам тестирования.

Интерпретация шкал опросника:

Интерпретация проводится путем анализа девяти шкал, которые в совокупности дают целостную картину развития волевой регуляции поведения.

1. Ответственность.

Высокий балл по этой шкале получают ответственные, обязательные испытуемые. Они, как правило, дисциплинированы и старательно выполняют свои обязанности. Есть сведения о положительной корреляции этой шкалы с фактором G методики 16 PF Кэттелла. У некоторых испытуемых с высоким баллом может быть повышенная тревожность.

Низкий балл по шкале получают испытуемые, которых можно назвать ненадежными и несколько «безалаберными». Они не перегружают себя чрезмерными обязательствами, проще смотрят на жизнь и могут обладать более низкой тревожностью.

2. Инициативность.

Высокий балл по шкале характерен для инициативных, деятельных людей с высокими лидерскими тенденциями. Они выступают «зачинщиками» новых начинаний, стремятся что-то изменить. Хорошо проявляют себя в ситуациях, когда изменения необходимы и требуются новаторские подходы. В сочетании с высокой креативностью и интеллектуальными способностями могут быть очень продуктивны. При низкой креативности и способностях к анализу, особенно на руководящих постах, могут инициировать недостаточно продуманные и эффективные новации.

Низкий балл получают пассивные испытуемые. Их устраивает существующее положение дел, и они не склонны что-либо менять. К лидерству сами не стремятся. Эффективны в ситуациях, требующих не столько изменений, сколько сохранения стабильности

3. Решительность.

Высокий балл по шкале характерен для лиц, быстро и уверенно принимающих решения. Они не склонны к длительным сомнениям, колебаниям при осуществлении задуманного. Иногда быстрота принятия решения может быть вызвана импульсивностью.

Низкий балл получают нерешительные, неуверенные, склонные к постоянным сомнениям лица. Решение принимается после длительных колебаний и не обладает достаточной устойчивостью.

4. Самостоятельность.

Высокий балл демонстрируют люди, не нуждающиеся в постоянной психологической поддержке, стремящиеся самостоятельно принимать решения, обладающие способностью противостоять мнению группы, если оно отличается от их собственного.

Низкий балл свидетельствует о низкой самостоятельности, внушаемости, зависимости от мнения группы.

5. Выдержка.

Высокий балл характерен для людей, умеющих контролировать свои эмоции, терпеливо переносить нагрузки, справляться с монотонной деятельностью. Эти люди хорошо управляют собой, своими состояниями. В некоторых случаях выраженность этого качества может приводить к тому, что человек справляется с обстоятельствами, которые, возможно, целесообразнее было бы изменить.

Низкий балл характерен для людей, свободных в проявлении эмоций, испытывающих трудности при необходимости переносить нагрузки или выполнять неинтересную работу. Им не хватает самообладания и трудно быть сдержанными.

6. Настойчивость.

Высокий балл получают стойкие испытуемые, способные к преодолению препятствий на пути достижения цели. Неудачи не выбивают таких людей «из колеи». Они способны повторять снова и снова попытки для достижения задуманного. В определенных случаях эта черта может делать поведение недостаточно гибким.

Низкий балл характерен для мягких людей. Неудачи деморализуют их, а препятствия часто заставляют отказаться от намеченного.

7. Энергичность.

Высокий балл говорит об активности, энергичности. Такие люди деятельны, работоспособны, с оптимизмом смотрят на жизнь.

Низкий балл получают испытуемые с невысокой активностью. Они быстро устают. Их можно назвать скорее пессимистами, чем оптимистами.

8. Внимательность.

Высокий балл получают лица, способные к произвольной концентрации внимания. Они стабильно его удерживают в случае надобности, даже если деятельность не очень интересует их. Для них характерна собранность, глубокое погружение в работу.

Низкий балл характерен для лиц, испытывающих трудности с произвольной концентрацией внимания. Они легко отвлекаются, с трудом сосредотачиваются, если деятельность не очень их интересует.

9. Целеустремленность.

Высокий балл свидетельствует о наличии у испытуемого хорошо осознанных целей в жизни. Как правило, они стремятся планировать свое время и порядок выполнения дел. Таким людям бывает сложно в ситуациях, когда нет объективной возможности реализации целей.

Низкий балл говорит о недостаточной четкости целей и упорстве в их достижении. Такие люди не всегда хорошо понимают, чего хотят. Им бывает сложно в ситуациях, где необходимо самим планировать свои дела.

IX. Опросник «Стиль саморегуляции поведения-98» – ССП-98.

Опросник ССП-98 состоит из 46 утверждений, входящих в состав шести шкал, выделяемых в соответствии с основными регуляторными процессами (планирования, моделирования, программирования, оценки результатов) и регуляторно-личностными свойствами (гибкости и самостоятельности). В состав каждой шкалы входят по девять утверждений. Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал в связи с тем, что их можно отнести к характеристике как регуляторного процесса, так и свойства регуляции.

Цель работы:Определение количественных показателей основных процессов саморегуляции и регуляторно-личностных свойств.

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько оно характерно для вас. Исходя из этого, выберите соответствующий ответ из четырех предлагаемых вариантов: 1. Верно, 2. Пожалуй, верно, 3. Пожалуй, неверно, 4. Неверно.

Не пропускайте ни одного высказывания. Помните, что не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуальных особенностей Вашего поведения».

Текст опросника

47. Свои планы на будущее люблю разрабатывать в малейших деталях.

48. Люблю всякие приключения, могу идти на риск.

49. Стараюсь всегда приходить вовремя, но, тем не менее, часто опаздываю.

50. Придерживаюсь девиза: «Выслушай совет, но сделай по-своему».

51. Часто полагаюсь на свои способности ориентироваться по ходу дела и не стремлюсь заранее представить последовательность своих действий.

52. Окружающие отмечают, что я недостаточно критичен к себе и своим действиям, но сам я это не всегда замечаю.

53. Накануне контрольных или экзаменов у меня обычно появлялось чувство, что не хватило 1 – 2 дней для подготовки.

54. Чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо знать, что ждет тебя завтра.

55. Мне трудно себя заставить что-либо переделывать, даже если качество сделанного меня не устраивает.

56. Не всегда замечаю свои ошибки, чаще это делают окружающие меня люди.

57. Переход на новую систему работы не причиняет мне особых неудобств.

58. Мне трудно отказаться от принятого решения даже под влиянием близких мне людей.

59. Я не отношу себя к людям, жизненным принципом которых является: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

60. Не выношу, когда меня опекают и за меня что-то решают.

61. Не люблю много раздумывать о своем будущем.

62. В новой одежде часто ощущаю себя неловко.

63. Всегда заранее планирую свои расходы, не люблю делать незапланированных покупок.

64. Избегаю риска, плохо справляюсь с неожиданными ситуациями.

65. 19.мое отношение к будущему часто меняется: то строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.

66. Всегда стараюсь продумать способы достижения цели, прежде чем начну действовать.

67. Предпочитаю сохранять независимость даже от близких мне людей.

68. Мои планы на будущее обычно реалистичны, и я не люблю их менять.

69. В первые дни отпуска (каникул) при смене образа жизни всегда появляется чувство дискомфорта.

70. При большом объеме работы неминуемо страдает качество результатов.

71. Люблю перемены в жизни, смену обстановки и образа жизни.

72. Не всегда вовремя замечаю изменения обстоятельств и из-за этого терплю неудачи.

73. Бывает, что настаиваю на своем, даже когда не уверен в своей правоте.

74. Люблю придерживаться заранее намеченного на день плана.

75. Прежде чем выяснять отношения, стараюсь представить себе различные способы преодоления конфликта.

76. В случае неудачи всегда ищу, что же было сделано неправильно.

77. Не люблю посвящать кого-либо в свои планы, редко следую чужим советам.

78. Считаю разумным принцип: сначала надо ввязаться в бой, а затем искать средства для победы.

79. Люблю помечтать о будущем, но это скорее фантазии, чем реальность.

80. Стараюсь всегда учитывать мнение товарищей о себе и своей работе.

81. Если я занят чем-то важным для себя, то могу работать в любой обстановке.

82. В ожидании важных событий стремлюсь заранее представить последовательность своих действий при том или ином развитии ситуации.

83. Прежде чем взяться за дело, мне необходимо собрать подробную информацию об условиях его выполнения и сопутствующих обстоятельствах.

84. Редко отступаюсь от начатого дела.

85. Часто допускаю небрежное отношение к своим обязательствам в случае усталости и плохого самочувствия.

86. Если я считаю, что прав, то меня мало волнует мнение окружающих о моих действиях.

87. Про меня говорят, что я «разбрасываюсь», не умею отделить главное от второстепенного.

88. Не умею и не люблю заранее планировать свой бюджет.

89. Если в работе не удалось добиться устраивающего меня качества, стремлюсь переделать, даже если окружающим это не важно.

90. После разрешения конфликтной ситуации часто мысленно к ней возвращаюсь, перепроверяю предпринятые действия и результаты.

91. Непринужденно чувствую себя в незнакомой компании, новые люди мне обычно интересны.

92. Обычно резко реагирую на возражения, стараюсь думать и делать все по-своему.

Обработка и интерпретация результатов:

Подсчет показателей опросника производится по ключам, представленным ниже, где «Да» означает положительные ответы, а «Нет» – отрицательные.

Шкала планирования (Пл). Да: 1, 8, 17, 22, 28, 31, 36. Нет: 15, 42,.

Шкала моделирования (М). Да:11, 37. Нет: 3, 7, 19, 23, 26, 33, 41.

Шкала программирования (Пр). Да: 12, 20, 25, 29, 38, 43. Нет: 5, 9, 32.

Шкала оценки результатов (ОР). Да: 30, 44. Нет: 6, 10, 13, 16, 24, 34, 39.

Шкала гибкости (Г). Да: 2, 11, 25, 35, 36, 45. Нет: 16, 18, 23.

Шкала самостоятельности (С). Да: 4, 12, 14, 21, 27, 31, 40, 46. Нет: 34.

Шкала общего уровня саморегуляции (ОУ). Да: 1, 2, 4, 8, 11, 12, 14, 17, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 35, 36, 37, 38, 40, 43, 44, 45, 46. Нет: 3, 5, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 19, 23, 24, 26, 32, 33, 34, 39, 41, 42.

Интерпретация шкал:

Шкала «Планирование» (Пл) характеризует индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей, уровень сформированности у человека осознанного планирования деятельности. При высоких показателях по этой шкале у субъекта сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, планы в этом-случае реалистичны, детализированы, иерархичны, действенны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно. У испытуемых с низкими показателями по шкале потребность в планировании развита слабо, планы подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование не действенно, мало реалистично. Такие, испытуемые предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно.

Шкала «Моделирование» (М) позволяет диагностировать индивидуальную развитость представлений о системе внешних и внутренних значимых условий, степень их осознанности, детализированности и адекватности. Испытуемые с высокими показателями по шкале способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. В условиях неожиданно меняющихся обстоятельств, при смене образа жизни, переходе на другую систему работы такие испытуемые способны гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. У испытуемых с низкими показателями по шкале слабая сформированность процессов моделирования приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.

Шкала «Программирование» (Пр) диагностирует индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий. Высокие показатели по этой шкале говорят о сформировавшейся у человека потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемой для субъекта успешности. Низкие показатели по шкале программирования говорят о неумении и нежелании субъекта продумывать последовательность своих действий. Такие испытуемые предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуя путем проб и ошибок.

Шкала «Оценивание результатов» (ОР) характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о развитости и адекватности самооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки успешности достижения результатов. Субъект адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий. При низких показателях по этой шкале испытуемый не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей.

Шкала «Гибкость» (Г) диагностирует уровень сформированности регуляторной гибкости, т.е. способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. Испытуемые с высокими показателями по шкале гибкости демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроит программу действий. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно оценивают сам факт рассогласования, вносят коррекцию в регуляцию. Гибкость регуляции позволяет адекватно реагировать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска. Испытуемые с низкими показателями по шкале гибкости, в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, смене обстановки и образа жизни. В таких условиях несмотря даже на сформированность процессов регуляции, они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разрабатывать программу действий, выделять значимые условия, оценивать рассогласование полученных результатов с целью деятельности и вносить коррекции. В результате у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности.

Шкала «Самостоятельность» (С) характеризует развитость регуляторной автономности. Наличие высоких показателей по шкале самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Испытуемые с низкими показателями по шкале самостоятельности зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, такие испытуемые часто и некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои.

Опросник в целом работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции» (ОУ), который характеризует общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Для испытуемых с высокими показателями общего уровня саморегуляции характерна осознанность и взаимосвязанность в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев. Такие испытуемые самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большой степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны, формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности. У испытуемых с низкими показателями по данной шкале потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. Возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей у таких испытуемых снижена по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции. Успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции требованиям осваиваемого вида активности.

Более высоким показателям по каждой шкале соответствует более яркое проявление измеряемого признака.

Наши рекомендации