Общая характеристика познавательных процессов 1 страница

К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение. Благодаря им человек, отражает окружающий мир, отбирает информацию, перерабатывает и анализирует ее, используя в своей деятельности.

Согласно известному в отечественной психологии принципу развития (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов) психика носит процессуальный характер. Одной из важных ее особенностей является непрерывность отражения человеком окружающего мира. Поэтому динамичность и непрерывность являются основными характеристиками познавательных процессов (Б.Ф.Ломов, 2000). Это характеризует познавательные процессы как «живые». Недооценка этого факта приводит к упрощенному механистическому пониманию познавательных процессов. (А.В.Брушлинский, 1996).

Важное значение имеют такие общие свойства психического, проявляющиеся в познавательных процессах, как активность, субъективность, предметность. Предметность понимается как соответствие физических свойств психическому образу: восприятие описывается в характеристиках формы, величины, твердости отражаемого объекта; мысль - в характеристиках описываемых объектов, отношения между которыми она раскрывает. Субъективность заключается в недоступности для человека физиологических механизмов возникновения психического образа. Чувственная недоступность предполагает невозможность субъекта наблюдать за собственными психическими процессами. Активность проявляется в отсутствии жесткой связи между характеристиками стимула и психического образа, что обусловливает индивидуальные особенности любого психического процесса (Л.М.Веккер, 1998).

Всем познавательным процессам свойственны неаддитивность и мультипликативность. Неаддитивность отражает их сложность, несводимость к сумме определенных элементов. В частности, восприятие не является суммой ощущений. Оно имеет сложную структуру, обладает свойствами, которые не присущи ощущениям. Мультипликативность характеризуется включенностью свойств, результатов одного процесса в другой. Так, мышление человека невозможно без восприятия и памяти, без опоры на чувственные образы и на прошлый опыт. Память также базируется на перцептивных образах и связана со смысловой переработкой информации. Следовательно, мультипликативность отражает взаимосвязь всех познавательных процессов.

Необходимо выделить такую особенность познавательных процессов, как их антиципирующий характер. Антиципация позволяет отражать реальность с некоторым опережением, предвосхищая ее. Антиципация – это процесс пространственно-временного упреждения будущих событий. Она выступает неотъемлемой характеристикой психики, реализуя когнитивную и регулятивную функции. Можно выделить несколько уровней антиципации: перцептивный, уровень представлений, речемыслительный. Переход от уровня к уровню характеризует усложнение когнитивного и регулятивного аспектов антиципации.

Перцептивный уровень характеризуется определенным усложнением интеграции психических процессов, следствием которой является готовность человека воспринимать информацию на основе синтеза прошлого опыта. Благодаря антиципации в процессе восприятия человек отражает не только те или иные объекты, но и возможные связи между ними, их динамику.

Антиципация на уровне представлений предполагает активное использование «структурных» схем, хранящихся в оперативной и долговременной памяти, что приводит к эффекту панорамного предвосхищения, т.е. видению пространственно-временной перспективы. Это является необходимым условием осуществления деятельности человека. Антиципация в процессах памяти и воображения позволяет целесообразно использовать прошлый опыт, планировать и создавать новые программы поведения.

Речемыслительный уровень антиципации характеризуется большим усложнением интеграции психических процессов и появлением качественно новых форм предвосхищения. Ее специфика заключается в свободе оперирования человеком временем и пространством. Этот уровень позволяет делать более глубокие и широкие обобщения, классифицировать ситуации, что позволяет человеку предвосхищать ожидаемые события, строить гипотезы на основании которых создаются мысленные модели будущей деятельности. (Ломов Б.Ф., 2000).

Психические познавательные процессы различаются по степени обобщенности, форме отражения и условиям их функционирования. Это выступает основанием для выделения уровней организации познавательных процессов (Б.Ф.Ломов, 2000; Л.М.Веккер, 1998).

С точки зрения Л.В.Веккера, целесообразно рассматривать отражение предметного мира на двух уровнях: образном и мыслительном. Образный уровень позволяет познавать окружающий мир через первичные образы (ощущения и восприятие) и вторичные образы (память и воображение). Мыслительный уровень также включает два подуровня: допонятийный и понятийный. Первичные образы возникают при непосредственном взаимодействии субъекта с объектом. Благодаря им отражаются либо отдельные свойства, либо совокупность свойств, т.е. целостные предметы.

Основными характеристиками сенсорно-перцептивных процессов (ощущений и восприятия) являются пространственно-временная структура, модальность и интенсивность, а также константность, предметность, целостность и обобщенность.

Пространственно – временная организация ощущений проявляется в наличии сенсорного поля, пространственно – временная организация восприятия - в соотношении фигуры и фона.

Модальность и интенсивность представляют собой качественные и количественные особенности первичных образов. Качественные различия проявляются в отличии зрительных образов от слуховых, вкусовых, обонятельных и др. Количественные признаки находят отражение в порогах ощущений, т.е. зависимости интенсивности ощущений от силы раздражителя.

Константность является показателем постоянства отражаемых предметов. Предметность характеризуется восприятием объектов как обособленных, отдельных от субъекта физических тел. Целостность предполагает объединение частей и элементов предметов в единый образ. Обобщенность проявляется в вычленении существенных признаков предметов. Константность, предметность, целостность и обобщенность проявляют себя в пространственно – временных и модальностно-интенсивностных характеристиках сенсорно-перцептивных образов.

Вторичные образы или образы представлений связаны с процессами памяти и воображения. Вторичные образы имеют те же характеристики, что и первичные: пространственно – временную структуру, модальность, интенсивность. Однако их проявление отражается рядом особенностей. К ним относятся выход за пределы сенсорно-перцептивного поля, отделение фигуры от фона, симультанная целостность, т.е. мгновенность их возникновения, а также возможность «растягиваться во времени».

Модальность и интенсивность вторичных образов обусловлены сдвигами в их воспроизведении. Вторичные образы (представления) - менее яркие и четкие. Качественные характеристики размываются, смещаются. Как пишет Л.М.Веккер, чем более длительным является срок хранения образа, тем в большей мере конкретные оттенки выпадают из образа.

Образы представлений обладают неустойчивостью, фрагментарностью и обобщенностью. Неустойчивость проявляется в текучести образа, фрагментарность – в его неполной целостности. Обобщенность вторичных образов состоит в вычленении существенных признаков не единичного предмета, а целого класса или категории единых предметов. Перечисленные характеристики находят отражение в пространственно – временных и модальностно-интенсивностных структурах.

Мыслительный уровень не исключает таких особенностей, образного уровня, как пространственно - временные и модальностно-интенсивностные характеристики. Однако их проявление на данном уровне настолько специфично, что может возникнуть впечатление, что названные характеристики полностью исчезают, но это не так. Границы пространственно- временной структуры расширяются до бесконечности. Это проявляется в том, что снимаются пороги: абсолютный и разностный. В мышлении человек может отразить как сколь угодно малую величину, не доступную нашим органам чувств, так и сколь угодно большую величину, что находит отражение в понятиях микрочастицы, атома, молекулы, вселенной, бесконечности, космоса.

Модальностно – интенсивностные характеристики также сохраняются, но приобретают специфичность. Мысль не привязана к какой – то одной модальности (акустической, оптической), а включает все модальности и может переходить из одного качества в другое, т.е. мыслительный уровень характеризуется полимодальностью и интермодальностью.

Интенсивностные параметры в мыслительных процессах отражаются не в субъективной форме, а в объективной. Можем измерить и описать те величины (малые или большие), которые недоступны непосредственно нашему восприятию. Кроме вышеназванных признаков, мыслительный уровень характеризуется обобщенностью и опосредованностью. Их специфика заключается в том, что на этом уровне обобщаются и опосредуются существенные связи и отношения в отображаемой действительности.

Обобщенность выступает одной из основных характеристик познавательных процессов. В зависимости от уровней отражения меняется её содержание. В восприятии обобщенность проявляется на уровне единичного предмета, в представлении - на уровне групп или классов предметов, в мышлении – на уровне отношений между классами и категориями предметов.

В отличии от А.М.Веккера, Ломов Б.Ф. представляет структуру познавательных процессов как трехуровневую систему. Она включает сенсорно-перцептивный уровень (ощущения, восприятие); уровень представлений (память, воображение); речемыслительный (речевое мышление).

Сенсорно- перцептивный уровень характеризуется тем, что познание осуществляется в масштабе реального времени и в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с объектом. Антиципация на этом уровне позволяет человеку выполнять адекватные актуальные действия. Отражение окружающей среды на сенсорно-перцептивном уровне осуществляется в форме первичных образов. Этот уровень является генетически исходным в развитии познавательных процессов человека.

Уровень представлений отличается тем, что отражение характеризуются опосредованностью. Человек получает возможность выйти за рамки реального масштаба времени. Представление о том или ином предмете складывается в результате многократного восприятия объектов в прошлом. Это влияет на избирательность отражения, интеграцию и преобразование полученной информации. Образы на уровне представлений являются вторичными, актуализированными из прошлого опыта человека. Они отличаются от первичных обобщенностью, фрагментарностью, динамичностью. Теряя в яркости и наглядности, вторичные образы приобретают большую степень обобщенности и пластичности. На этом уровне благодаря антиципации регулируются не только актуальные, но и потенциальные действия.

Речемыслительный уровень связанс использованием человеком знаков или средств, благодаря которым он овладевает знаниями, сложившимися в ходе общественно-исторического развития. Процесс отражения может развертываться в направлении от настоящего к будущему и от настоящего к прошлому. Как отмечает Б.М.Ломов, в этом и состоит разрешающая способность антиципации речемыслительного уровня. Отмеченные особенности обусловливают и более сложную форму отражения - понятийную. Понятие утрачивает чувственный характер, приобретая максимальную обобщенность и опосредованность.

Таким образом, познавательные процессы имеют уровневую организацию, позволяющую человеку отражать окружающий мир в образной и понятийной формах. Они связаны друг с другом, имеют общие и специфические особенности. Сквозными характеристиками выступают обобщенность и антиципация, которые имеют различные возможности в зависимости от уровня познавательных процессов.

Целостно функционирующая совокупность познавательных процессов, включающая все уровни от сенсорно-перцептивного до понятийного, представляет собой систему интеллекта человека. Высший ее уровень не оторван от закономерностей всех других. Речемыслительные процессы выполняют функцию интеграции всей системы в целом. Развитие интеллекта предполагает движение в двух направлениях: снизу вверх и сверху вниз. Движение снизу представляет собой восхождение от сенсорно-перцептивных процессов к понятийному мышлению. Другими словами происходит постепенное усложнение познавательных процессов: развитие мышления базируется на развитии восприятия, памяти, воображения.

Движение сверху вниз предполагает влияние понятийного мышления на характеристики процессов нижележащих уровней. Восприятие приобретает категориальность, память становится осмысленной, воображение - активным. Все процессы приобретают произвольный характер, в том числе и само мышление. Таким образом, регуляция сверху выступает как саморегуляция познавательной деятельности человека.

Тест для самоконтроля

1. Соотнесите уровни и формы психического отражения:

а) образная форма 1) речемыслительный уровень

б) обощенно-образная форма 2) сенсерно-перцептивный уровень

в) понятийная форма 3) уровень представлений

2. Идея отражения предметного мира на образном и мыслительном уровнях принадлежит:

а) Ломову

б) Веккеру

в) Леонтьеву

г) Рубинштейну

3. «Реальный процесс предвосхищения, ориентированный на предвидимое будущее», называется:

а) преобразующей деятельностью

б) антиципацией

в) опережающим отражением

4. Сдвиги модальности и интенсивности - это свойства:

а) первичного образа

б) вторичного

5.Включенность свойств, результатов одного познавательного процесса в другой, это:

а) неаддитивность

б) субъективность

в)мильтипликативность

6. Сквозная характеристика познавательных процессов:

а) фрагментарность

б) константность

в) обобщенность

г) интенсивность

д) симультанность

е) панорамность

7. Особенности уровня представлений:

а) обобщенность

б) схематичность

в) опосредованность

г) непосредственность

д) выделение фигуры из фона

8. Использование знаковых средств является специфической характеристикой для:

а) сенсорно-перцептивного уровня

б) речемыслительного уровня

в) уровня представлений

9. Особенность антиципации на речемыслительном уровне:

а) свобода в обращении со временем и пространством

б) планирование и создание новых образов

в) отражение возможных связей между предметами

10. К какому уровню относится воображение:

а) сенорно-перцептивному

б) представлений

в) речемыслительному уровню

11. Процесс пространственно-временного предвосхищения будущих событий называется:

а) антиципация

б) преперцепция

в) перцепция

г) апперцепция

12. Какой из познавательных процессов выполняет интегративную функцию в структуру интеллекта:

а) восприятие

б) воображение

в) мышление

г) память

д) внимание

13. Несводимость познавательных процессов к сумме входящих в него элементов называется:

а) обобщенностью

б) мультипликативностью

в) неаддитивностью

г) предметностью

14. Модальность – это характеристика познавательных процессов:

а) качественная

б) количественная

в) пространственно-временная

15. Интермодальность и полимодальность это свойства:

а) ощущения

б) восприятия

в) мышления

г) памяти

д) воображения

16. Отделение фигуры от фона, симультанная целостность являются характеристиками:

а) первичных образов

б) вторичных образов.

Рекомендуемая литература

Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. Фейгенберга И.М. – М., 1977.

Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование // Вопр.психол. – 1973. № 1. с.39-47.

Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. – М., 1980.

Ломов Б.Ф. Память и антиципация // Исследование памяти. – М., 1990.

2. Ощущения и восприятие

2.1. Общее представление об ощущениях

Ощущения и восприятие дают возможность получать первичную информацию об окружающем мире. Традиционно в психологии сложилось два подхода к изучению этих процессов. Согласно первому образы восприятия формируются на основе комплекса ощущений. Второй подход связан с представлениями об ощущениях как частного, специфического проявления процесса восприятия. Ощущение – это психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при непосредственном взаимодействии субъекта с объектом.

Ощущения выполняют сигнальную и отражательную функции. С одной стороны, они являются сигналом к выделению тех условий, которые важны для организма, с другой – создают субъективный образ объективного мира.

Первые представления об ощущениях связаны с именем древнегреческого ученого Аристотеля (324 – 322 г.г. до н.э.), который считал, что благодаря ощущениям человек приобретает знания об окружающем мире. Им была создана первая классификация ощущений, включающая пять чувств (зрение, вкус, слух, обоняние, осязание), существующая до настоящего времени. Достаточно долго ощущения рассматривались как пассивный процесс, представляющий собой реакцию организма на раздражители. В этом нашла отражение основная идея рецепторного подхода к ощущениям.

Развитие естественных наук в 19 - 20 в.в. способствовало изменению представлений об ощущениях, в частности, о разновидностях чувствительности. Наряду с традиционными, были выделены ощущения равновесия, кинестезии (мышечно-суставные), сенестизии (общеорганические, внутренние ощущения).

Ощущения стали рассматриваться как активный процесс, осуществляемый по принципу рефлекторной деятельности. И.М.Сеченов, И.П.Павлов отводили существенную роль в возникновении ощущений коре головного мозга, что нашло отражение в учении об анализаторах. Рецептор является одной из составляющих анализатора наряду с проводящими нервными путями и воспринимающими центрами больших полушарий головного мозга.

К двадцатому столетию был накоплен обширный материал о многообразии сенсорных систем. Возникла необходимость его систематизации. Известная классификация ощущений Ч.Шеррингтона отражает результат этой работы. Он объединил пространственный и разноуровневый принципы группирования ощущений с общей концепцией интегральной деятельности нервной системы. Пространственный принцип предполагает локализованность рецептора в определенном рецепторном поле. Исходя из этого принципа, Шеррингтон все рецепторы разделил на интерорецепторы, экстерорецепторы и проприорецепторы. Соответственно им ощущения делятся, на интерорецептивные (внутренние), экстерорецептивные (внешние) и проприорецептивные (промежуточные).

Согласно принципу разноуровневости, выделяют дистантные и контактные ощущения в зависимости от отнесенности сигнала к рецепторной поверхности в момент реакции. К контактным относят осязательные и вкусовые ощущения, к дистантным – зрительные, слуховые и обонятельные. Названные группы ощущений не могут рассматриваться изолированно. Их взаимосвязь обеспечивает формирование целостного перцептивного образа.

Интероцепторные или общеорганические ощущения человек получает от разнообразных состояний организма, отражающихся в понятии «самочувствие». Они разнородны, отличаются строением и функциями, расположены в различных частях внутренней среды организма. Интерорецепторы включают хеморецепторы, терморецепторы, механорецепторы или барорецепторы и болевые рецепторы. Хеморецепторы реагируют на различные химические раздражители: сдвиги в обмене веществ, избыток кислорода, изменение в тканях слизистой оболочки внутренних органов. Возбуждение терморецепторов обусловлено изменением температуры тела. Барорецепторы расположены в стенках внутренних органов, сердечно-сосудистой системе др. Эти рецепторы расположены преимущественно в тех частях внутренних органов, которые связаны со слизистой оболочкой (в полости рта, прямой кишке, желудке, верхних дыхательных путях).

Болевые рецепторы рассматривают как следствие сверхсильных (надпороговых) раздражителей хемо или барорецепторов. Наряду с ними, существуют и специальные болевые рецепторы, вызывающие непосредственные болевые ощущения. В целом интероцепторные ощущения обеспечивают устойчивое внутреннее равновесие, гомеостазис. В этом заключается их основная функция.

Проприоцепторные ощущения несут информацию об изменении тела в пространстве. Они выполняют функцию регуляции. Благодаря им обеспечивается контроль за движениями, их координация и коррекция. Проприорецепторы располагаются в мышцах, суставах, сухожилиях. Они разнообразны по строению: в мышцах находятся окончания Руффини, в сухожилиях – аппарат Гольджи и др. На основе совместной работы проприорецепторов формируется целостный психический образ, называемый «схемой тела». Этот образ характеризуется устойчивостью. Он может сохраняться длительное время несмотря на разрушение анализаторов. Примером могут служить так называемые «фантомные» боли: при ампутации конечностей человек длительное время может их ощущать.

Экстерорецепторные ощущения – самый сложный класс ощущений. К экстерорецепторам относят зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Наибольший объем информации об окружающем мире человек получает при помощи зрительных и слуховых ощущений.

Зрительные ощущения возникают в результате действия световых, волновых, квантовых, корпускулярных раздражителей на зрительные рецепторы. Они характеризуются определенными качествами: светлотой; цветовым тоном (качественным своеобразием цвета); насыщенностью (степенью выраженности цвета), пространственной локализацией.

Определенный интерес в этой области представляет изучение цветового зрения. Существует два подхода к его изучению, которые нашли отражение в трехцветовой теории и теории оппонентного цвета. Согласно первой теории имеется три различных типа рецепторов, отвечающих за цветовое зрение, каждый из которых чувствителен к отражению определенных цветов. Соотношение возбуждения в этих рецепторах вызывает ощущения различных цветов и оттенков. С точки зрения второго подхода, зрительная система состоит из двух типов чувствительных к цвету элементов, один из которых реагирует на красную или зеленую часть спектра, другой - на синюю или желтую. Если одна из пар находится в равновесии, а другая нет, человек видит один из чистых цветов. Если обе пары цветов сбалансированы между собой, то человек не ощущает цвета.

Слуховые ощущения представляют собой анализ звуковых волн различной частоты колебаний (высота звука), их амплитуды (силы звука), формы звуковой волны (тембр звука). Чем больше амплитуда звуковой волны, тем громче ощущается звук, чем больше его частота, тем он кажется выше. Ощущения громкости и высоты звука связаны между собой. Кроме громкости и высоты, основными качествами слуховых ощущений являются тембр, длительность, пространственная локализация.

Обонятельные ощущения дают информацию о химическом составе воздуха. Обоняние играет в жизни человека меньшую роль, чем зрение и слух. Сильнее обоняние развито у животных, например чувствительность к запахам у собак примерно в 1000 раз выше, чем у человека.

Большую роль в отражении реальности играет осязание. Его называют «чувством, параллельным зрению» (И.М.Сеченов). Структура осязания разнородна, она включает тактильные (прикосновение), температурные, болевые и кинестетические (суставно-мышечные) ощущения. Кинестетические ощущения являются источником сенсорной информации поступающей из мышц, сухожилий и связок. Тактильная чувствительность обеспечивает человека информацией о том, что соприкасается с его телом. Те части тела, которые в большей степени открыты внешней среде, обладают наибольшей чувствительностью (ладони, кончики пальцев, губы и язык).

Различают несколько разновидностей тактильной чувствительности: ощущение давления, тепла, холода и боли. Предполагается, что для них существуют специализированные рецепторы. Имеются различные взгляды на болевую чувствительность. Одни исследователи полагают, что существуют специализированные болевые рецепторы, другие считают, что боль возникает как результат чрезмерной стимуляции любого кожного рецептора.

Особое место занимают вибрационные ощущения. Известно, что звуковые волны оказывают двойное воздействие на головной мозг: через слуховой рецептор и вибрационную чувствительность. Слуховой анализатор подавляет механизм вибрационных ощущений, поэтому человек при нормальном слухе не ощущает изменений давления, вызываемых колебаниями движущихся тел. Однако вибрационная чувствительность является самостоятельным видом ощущений. В условиях темноты и тишины человек использует вибрационную сигнализацию. А для глухонемых и слепоглухонемых людей она выступает важнейшим источником информации об окружающем мире.

Ощущения обладают рядом общих свойств: модальностью, интенсивностью, пространственной локализацией, длительностью.

Модальность - главная характеристика ощущений, которая отражается в их качестве. Она определяется физическими признаками раздражителей, воздействующих на органы чувств. Зрительные ощущения характеризуются насыщенностью, цветовым тоном, светлотой, слуховые – тембром и громкостью и т.д.

Интенсивность - это количественные изменения ощущений, обусловленные силой раздражителя.

Под длительностью понимается временная характеристика ощущений от их возникновения до исчезновения.

Пространственная локализация ощущений определяется зависимостью их возникновения от места расположения раздражителя в пространстве.

С интенсивностью ощущений связано понятие «порога ощущений». Порогом ощущений называется едва заметная (минимальная) или предельно возможная (максимальная) величина раздражителя, вызывающая ощущение определенной модальности. Первое составляет нижний порог ощущений, второе – верхний порог. Нижние и верхние пороги ощущений относятся к абсолютным.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различение ощущений, называют разностным или дифференциальным порогом.

Порог определяется как силой раздражителя, так и функциональным состоянием анализатора. Пороги у разных людей неодинаковы, они могут меняться в зависимости от условий жизни и деятельности. Например, опытный летчик различает на слух 1300 оборотов мотора от 1340, а неопытный - не может отличить 1300 от 1400 оборотов.

Связь между силой раздражителя и интенсивностью возникающих ощущений нашла отражение в основном психофизическом законе Вебера – Фехнера: интенсивность ощущений пропорциональна логарифму силы раздражителя.

E = K log J + C, где

E – интенсивность ощущений,

K и C константы,

J – сила раздражителя.

Согласно этому закону, ощущения возрастают в арифметической прогрессии, а сила раздражителя – в геометрической. В основе данной зависимости лежит два допущения. Первое состояло в том, что усиление ощущения при увеличении величины раздражителя на одно едва заметное различие всегда одно и то же (константно). Второе – в том, что отношение едва заметного различия к величине исходного стимула равно постоянной для каждого вида ощущений величине.

Чем больше сила исходного стимула, тем больше потребуется его увеличения, чтобы заметить разницу.

Позднее С.Стивенс пришел к выводу, о том, что зависимость между ощущением и физическим стимулом имеет степенной, а не логарифмический характер. Отношение минимального приращения ощущения к исходному равно постоянной величине. В этом соотношении, имеют место психические, а не физические величины.

Способность к распознаванию величин и качества раздражителя называется чувствительностью. Между ними обратная зависимая. Чем ниже пороги, тем больше чувствительность и, наоборот:

E = 1/J, где

E – чувствительность

J – пороговая величина раздражителя.

Основными факторами развития чувствительности являются профессиональная деятельность, развитие технических средств и влияние речемыслительных процессов. (Б.Г.Ананьев, 1996).

Психологами сформулированы ряд закономерностей ощущений: сенсибилизация, адаптация, синестезия.

Сенсибилизация – это повышение чувствительности, имеющее постоянный прогрессирующий характер. Сенсибилизация зависит от объективных условий. К их числу относятся адаптация или приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов.

В процессе и результате адаптации отмечаются большие сдвиги чувствительности. Так, пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут в 2000 раз.

Кроме того, усиливать чувствительность может взаимодействие ощущений. Совместная работа анализаторов, при которой возникновение ощущений одной модальности приводит к возникновению ощущений, характерной для другой модальности, называется синестезией. Примерами синестезии являются ощущения цветовых оттенков как теплых или холодных, звуков - как светлых или темных.

Таким образом, благодаря ощущениям человек отражает окружающий мир во всем его чувственном многообразии и богатстве.

2.2. Общее представление о восприятии

Переход от сенсорных образов к перцептивным – это переход от анализа раздражителей к анализу и синтезу отраженных в ощущениях чувственных свойств объектов. Восприятие – это психический познавательный процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств при непосредственном взаимодействии субъекта с объектом.

Наши рекомендации