Промышленный потенциал России

ББК 65.29я73

С32

Сергеев И.В.

С32 Экономика предприятия: Учеб. пособие.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Финансы и статистика, 2000.— 304 с.: ил.

ISBN 5-279-02205-5.

В учебном пособии рассмотрены основы рыночной экономики предприя­тия, методы рационального использования ресурсов и управления предприя­тием с целью получения максимальной прибыли, сущность самого предприя­тия как коммерческой организации. Приведены контрольные вопросы для са­мопроверки.

Для студентов технических и экономических вузов, изучающих экономи­ку предприятия; может быть полезен для руководителей и специалистов пред­приятий.

0605010205—028

С——————————— 132 — 2000

010(01) — 2000

УДК [338+658](075.8)

ББК 65.29я73

ã И.В. Сергеев, 1997

ã И.В. Сергеев, 1999

ВВЕДЕНИЕ

Переход нашей экономики от планово-централизованной к рыночной оказался очень сложным и трудным. Этот этап сопровождается падением производства, инфляцией, снижени­ем жизненного уровня населения и нарастанием социальной напряженности в обществе. Таких существенных негативных последствий никто не предполагал; прогнозировалось эконо­мическое ухудшение в стране, но не в таких масштабах. Поче­му же произошла такая ситуация?

Можно назвать множество объективных и субъективных причин, но ни одна из них до конца не раскроет суть проис­ходящего, настолько это многоплановое и неординарное явле­ние для нашей страны. Ясно и то, что на этом этапе отсут­ствовала хорошая и научно обоснованная программа эконо­мического и социального развития страны. Управленческий персонал не был должным образом подготовлен к выполне­нию своих функций в условиях рыночных отношений. Это относится не только к верхним эшелонам власти, но и в целом к директорскому корпусу.

Все это, вместе взятое, сыграло негативную роль при осу­ществлении экономической реформы в России. Отсюда можно сделать вывод, что подготовка экономистов новой формации, глубоко понимающих теорию рыночной экономики и .уме­ющих эффективно использовать полученные знания на практи­ке как на макро-, так и микроуровне, имеет исключительно важное значение для России.

Известно, что экономика подразделяется на две основные области: макроэкономику и микроэкономику.

Макроэкономика изучает экономическое состояние, «здо­ровье» страны в целом. В макроэкономике все величины рас­сматриваются в агрегированном, совокупном виде: нацио­нальный доход, валовой национальный продукт, совокупный спрос, совокупное предложение, занятость и норма безработи­цы, уровень инфляции и т.д.

Микроэкономика связана с деятельностью отдельных эко­номических субъектов. Она изучает деятельность предприятий, фирм и отраслей народного хозяйства.

Деление экономики на макро- и микроэкономику чисто условное, так как довольно часто эти два понятия трудно разграничить. Кроме того, между ними существует довольно тесная связь. Во-первых, макроэкономика является теоретичес­ким фундаментом для познания микроэкономики; во-вторых, состояние экономики зависит в первую очередь от эффектив­ности работы отдельных предприятий, фирм, т.е. коммерчес­ких организаций.

Именно на предприятиях создаются продукция и услуги, необходимые для производственных целей и нужд населения. Поэтому от того, как они используют свои ресурсы, какую выпускают продукцию по уровню качества и конкурентос­пособности, как внедряют результаты НТП, зависят экономи­ческое могущество страны и уровень жизни ее граждан.

Главной задачей данного курса является ознакомление сту­дентов с основами рыночной экономики предприятия, с мето­дами рационального использования ресурсов и управления предприятием с целью получения максимальной прибыли.

Предметом изучения курса «Экономика предприятия» яв­ляются сущность самого предприятия как коммерческой ор­ганизации, ресурсы предприятия (основные производственные фонды, оборотные средства, рабочая сила, инвестиции) и пути улучшения их использования.

Известно, что эффективность работы предприятия зависит от того, насколько глубоко и правильно используются про­грессивные общественные формы организации производства, такие, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства. Все эти вопросы нашли от­ражение в отдельных главах учебного пособия. При этом все прогрессивные общественные формы организации производст­ва излагаются во взаимосвязи и в тесной увязке. Учитывая важность сырьевых и топливно-энергетических ресурсов для любого предприятия, раскрываются их роль в экономике, обеспеченность ими и пути их более рационального исполь­зования.

Данный курс изучает и такие проблемы, как проблема ускорения НТП и улучшения качества продукции, проблема снижения издержек производства и реализации продукции и получения максимальной прибыли на предприятии.

Учебное пособие «Экономика предприятия» написано авто­ром на основе опыта преподавания и обобщения многочислен­ных литературных источников.

Главы 12, 14, 16 написаны совместно с канд. экон. наук И. И. Веретенниковой.

ГЛАВА 1 ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

1.1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ДО И ПОСЛЕ ПЕРЕХОДА НА РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ

Сердцевину любой экономики составляет производство, созда­ние экономического продукта. Без производства не может быть потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют ра­боты и услуги, т.е. создают основу для потребления и приум­ножения национального богатства.

Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством.

От того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей эконо­мики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием являются предприятия. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, проис­ходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления.

Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.

Предприятие — самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказыва­ющий услуги в целях удовлетворения общественных потреб­ностей и получения прибыли.

Предприятие как юридическое лицо — это предприятие (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. К чис­лу признаков юридического лица относятся: наличие своего имущества; самостоятельная имущественная ответственность; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собствен­ностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволен­ные законом действия; право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь самостоятельный бух­галтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.

При любой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в экономике государства. С макроэкономи­ческих позиций предприятия являются основой для:

• увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта;

• возможности существования всего государства и выпол­нения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий;

• обеспечения обороноспособности государства;

• простого и расширенного воспроизводства;

• развития национальной науки и ускорения НТП;

• повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны;

• развития медицины, образования и культуры;

• решения проблемы занятости;

• решения многих других социальных проблем. Эту роль предприятия будут выполнять только в том случае, если они эффективно функционируют.

Вся история развития общественного производства свиде­тельствует и доказывает, что наиболее эффективно предпри­ятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свобод­ное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраст­руктуры, преимущество потребителя по сравнению с произ­водителем и другие необходимые атрибуты.

Плановая или административно-командная экономика, как показывает исторический опыт СССР и других стран СЭВ (в настоящее время опыт Северной Кореи и Кубы), не создает необходимых условий для эффективного функционирования предприятий прежде всего из-за отсутствия конкуренции, сво­боды действий в предпринимательской деятельности, нераз­витости малого бизнеса и кредитно-финансовых отношений, чрезмерного вмешательства государства в деятельность пред­приятия и других причин.

В условиях плановой экономики основная цель предпри­ятия заключалась в выпуске продукции определенной номен­клатуры и ассортимента исходя из годового плана, который, в свою очередь, вытекал из пятилетнего плана.

Под этот план предприятию доводились необходимые ре­сурсы и конкретные поставщики, а также указывались и потре­бители продукции, т.е. предприятия заранее знали, какими ресурсами они располагали на год, от каких предприятий их получат и в какой срок. Заранее они знали, куда сбывать свою продукцию и по каким ценам.

Если рассматривать условия работы предприятий с этой позиции, то вроде бы они являлись идеальными, так как предприятиям не нужно было беспокоиться, где взять ресурсы и куда сбыть продукцию, — все решалось государством в лице Госплана и Госснаба.

Предприятия в условиях плановой экономики работали по схеме:

Промышленный потенциал России - student2.ru

При этой схеме основой являются ресурсы; именно они являлись ограничителем объема выпуска продукции. Таким образом, объем выпуска продукции на предприятиях в усло­виях плановой экономики в основном зависел от возмож­ностей государства обеспечить предприятие необходимыми ресурсами.

Но в связи с тем, что пятилетние планы систематически не выполнялись, предприятия всегда испытывали острую нужду в ресурсах. Поэтому основной заботой первых руководителей предприятия при плановой экономике было любой ценой вы­бить (получить) ресурсы у государства.

В условиях плановой экономики предприятия не были осо­бо заинтересованы в выпуске высококачественной продукции, так как практически отсутствовала конкуренция, и предпри­ятия знали, что сбыт продукции всегда гарантирован.

У предприятий отсутствовала свобода выбора предприятий-поставщиков — все планировалось Госпланом и Госснабом.

Предприятия не стремились снижать издержки на произ­водство и реализацию продукции за счет внедрения новой техники и технологии, лучшей организации производства, так как цены устанавливались на основе фактических издержек и нормативной прибыли. Кроме того, над предприятием никог­да не висел «дамоклов меч» стать банкротом.

Кроме того, предприятия в материальном аспекте не были заинтересованы в повышении эффективности производства и всегда оставляли существенный резерв для выполнения плана, чтобы его всегда можно было выполнить без особых усилий.

Выполнение плана при административно-командной систе­ме являлось самым важным критерием при оценке рабо­ты предприятия. По этому критерию оценивалась и деятель­ность руководителя предприятия. Система премирования работников предприятия также была тесно увязана с выполнением плана. При плановой экономике всегда имел место дефи­цит, особенно товаров народного потребления, а также пре­имущество производителя над потребителем. В этих условиях предприятия, естественно, не стремились улуч­шать качество продукции и насыщать рынок товарами и услугами.

С переходом российских предприятий на рыночные отно­шения ситуация в корне изменилась. Предприятия были выну­ждены работать по совершенно иной схеме:

Промышленный потенциал России - student2.ru

В этой схеме основой является спрос покупателей, т.е. возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходи­мо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциального кон­курента и другие вопросы, характерные для рыночных отноше­ний. Многие отечественные предприятия не были готовы рабо­тать по этой схеме по различным причинам, основные из них:

• многие руководители предприятий не были способны работать по этой схеме, а некоторые из них не верили в серьезность происходящих преобразований, надеялись и жда­ли возвращения к плановой экономике — там они чувствовали себя, как рыба в воде;

• распад СССР привел к нарушению производственных и кооперированных связей;

• неконкурентоспособность продукции многих отечествен­ных предприятий;

• переход на рыночные отношения сопровождался инф­ляцией и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для работы предприятий, особенно обеспечения пред­приятия оборотными средствами;

• многие предприятия так и не сумели адаптироваться к рыночным отношениям;

• насыщение российского рынка импортными товарами;

• государство на переходном этапе не создало необходи­мые условия для функционирования цивилизованного рынка в России. Не были созданы условия для конкуренции, экономика должным образом не демонополизирована, не работает систе­ма банкротства, не создана и надлежащая рыночная инфраст­руктура.

Все эти и другие причины в конечном итоге привели к ухудшению финансового положения многих предприятий и к затяжному экономическому кризису в стране. Переходный пе­риод в России от плановой экономики к рыночной затянулся.

Этот затяжной переходный период обусловлен также поли­тической и социальной напряженностью в стране. Многие граждане страны, особенно среднего и пожилого возраста, в психологическом плане не были готовы к переходу на рыноч­ные отношения, за этот период они многое потеряли как в материальном (обесценение вкладов населения), так и в социа­льном плане. Естественно, многие из них против перехода на рыночные отношения. Имеются в России и довольно сущест­венные политические силы, которые против рынка и за воз­вращение к социализму.

Переходный период в России характеризовался не только негативными последствиями, но и некоторыми положитель­ными моментами.

К положительным моментам следует прежде всего отнести:

• все больше предприятий адаптируются к рынку и начи­нают выпускать ту продукцию, которая действительно устра­ивает покупателя. Адаптация хозяйственной деятельности предприятий к рыночным условиям становится ключевой про­блемой российской экономики, от ее решения зависят как ближайшие, так и отдаленные перспективы социально-эконо­мического развития страны;

• многие предприятия поняли, что снижение издержек про­изводства и реализации продукции, улучшение ее качества в условиях спада инфляции — единственно верное решение для обеспечения финансового благополучия;

• рынки насыщаются товарами, появляется в некоторых сферах экономики здоровая конкуренция;

• увеличение числа специалистов самого различного на­правления, которые способны эффективно управлять предпри­ятием в условиях рынка, и др.

Из всего этого можно сделать вывод, что в нашей стране созданы определенные условия для перехода к действительно рыночной экономике. Чем быстрее это осуществится, тем луч­ше для экономики страны и каждого отдельно взятого пред­приятия.

1.2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Во многих учебниках и учебных пособиях указывается, что основной целью предприятия в условиях рынка является полу­чение прибыли. На наш взгляд, это утверждение верно, но вряд ли достаточно полно. Не менее важной целью любого пред­приятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получе­ние прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто.

Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определен­ных принципов и выполнять необходимые функции,

Видный немецкий экономист Г. Шмален* выделяет следу­ющие «краеугольные камни» управления предприятием: эко­номичность, финансовая устойчивость, прибыль.

* См.: Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем. — М.: Финансы и статистика, 1996.

Принцип экономичности требует, чтобы достигался:

• определенный результат при наименьших затратах — принцип минимизации;

• при заданном объеме затрат наибольший результат — принцип максимизации.

Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой ра­зумеющееся требование — не тратить даром производствен­ные факторы (ресурсы), т.е. работать «экономично».

Принцип финансовой устойчивости означает такую дея­тельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собствен­ными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшее целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение воз­можно большей прибыли или возможно высокой рентабель­ности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рен­табельность.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

1) выпускать высококачественную продукцию, системати­чески ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предпри­ятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

4) систематически внедрять все новое и передовое в произ­водство, в организацию труда и управление;

5) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненно­го уровня, создании благоприятного социально-психологичес­кого климата в трудовом коллективе;

6) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;

7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.

Выработка успешной стратегии начинается с определения «миссии» фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль.

В современных условиях перед многими отечественными предприятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачей на этом этапе являются реализация продук­ции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике, обратят больше внимания на использование таких прогрессивных об­щественных форм организации производства, как концент­рация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.

1.3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

В литературе* слово «фактор» (лат. factor — делающий, производящий) трактуется как движущая сила совершающего­ся процесса или одно из его необходимых условий.

* См.: Словарь иностранных слов. — 6-е изд., перераб. и доп.— М.: Советская энциклопедия, 1964.

В данном тексте под словом «фактор» понимается движу­щая сила, влияющая на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка.

Не следует путать с часто встречающимся в учебной литературе таким понятием, как «факторы производства». К ним, как известно, относятся средства труда.

В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют самые разнообразные факторы. Их мож­но классифицировать по самым различным признакам.

В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные. Позитивные — это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные — на­оборот.

В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние фак­торы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает.

Например, на предприятии разработана и внедрена хоро­шая система материального стимулирования, которая зна­чительно повысила мотивацию труда работников, что спо­собствовало повышению эффективности производства. Дру­гой пример. На предприятии с вредными условиями труда ничего не предпринималось для их улучшения, в результате резко повысились утомляемость и заболеваемость рабочих, что в конечном итоге привело к значительному браку продук­ции и снижению объема ее реализации. В первом случае внутренний фактор сыграл позитивную роль, во втором — негативную.

Внутренние факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их также целесообразно объединить в следу­ющие группы:

1) связанные с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка;

2) связанные с ускорением НТП, с инновационной полити­кой предприятия;

3) связанные с совершенствованием организации производ­ства и труда, управлением предприятием;

4) связанные с организационно-правовой формой хозяй­ствования;

5) связанные с созданием благоприятного социально-пси­хологического климата в коллективе;

6) связанные со спецификой производства и отрасли;

7) связанные с качеством и конкурентоспособностью про­дукции, с управлением издержками и ценовой политикой;

8) связанные с амортизационной и инвестиционной поли­тикой.

Эта классификация чисто условная, и она не отражает все многообразие факторов, но позволяет более детально пред­ставить внутренние факторы и их влияние на эффективность производства.

Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективные — это такие фак­торы, возникновение которых не зависит от субъекта управле­ния, например ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии или стихийные бедствия.

Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа.

Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит и от внешних факторов, кото­рые можно классифицировать в следующие группы:

1) связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен;

2) связанные с изменениями политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;

3) связанные с инфляционными процессами;

4) связанные с деятельностью государства.

В современных условиях именно от государства в значи­тельной мере зависит эффективность деятельности российских предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, т. е. создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее наци­ональной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкурен­ции, разработка, принятие и организация выполнения хозяй­ственного законодательства. Более подробно этот вопрос рассматривается в следующей главе.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под предприятием?

2. Какую роль играют предприятия в экономике страны?

3. Почему при плановой экономике предприятия не могли работать эффективно?

4. Почему рынок создает более благоприятные условия для работы предприятия?

5. Каковы характерные черты переходного периода для российских предприятий?

6. Каковы цели и задачи предприятий, работающих в услови­ях плановой экономики и рынка?

7. Какие факторы влияют на эффективность работы пред­приятий в условиях рынка?

ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ

2.1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затор­мозить или ускорить эти процессы.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положитель­ные черты, не способна автоматически регулировать все эко­номические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справе­дливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддержива­ет незащищенные слои населения.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточ­но высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

Прерогативой государства является и обеспечение надле­жащего правопорядка в стране и ее национальной безопас­ности, что, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.

Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соот­ветствующие условия для этого.

Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, харак­теризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавший по времени с пере­ходом на рыночную экономику, во многом обусловлен сла­бым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы, тем самым государ­ство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.

На государство возлагаются следующие основные функции:

1. Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпри­нимательскую деятельность, обеспечивающие качество продук­ции и т.д. При помощи правовой основы государство обес­печивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на пред­принимательскую деятельность и экономику в целом.

3. Стабилизация экономики. Под стабилизацией понимает­ся устойчивое развитие экономики, т.е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макро­экономические показатели: объем ВНП и национальный до­ход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обяза­но использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной, фи­нансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной по­литики. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негатив­ном плане может повлиять на предпринимательскую деятель­ность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

Так, например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны. Инфляция вызывает такие негативные последствия:

• снижение конкурентоспособности национальных товаров, что приводит к дефициту платежного баланса, упадку промы­шленного производства, росту безработицы;

• отток денег из страны, особенно иностранной валюты, что может положить начало валютной спекуляции;

• девальвация валюты, что, в свою очередь, приводит к повышению цен на импортные товары и усиливает тем самым общий рост цен;

• обесценение сбережений граждан;

• снижение инвестиционной активности и др.

Даже из одного этого перечня можно сделать вывод о важности вмешательства государства для стабилизации эконо­мики страны.

4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий.Государство обязано проводить активную социальную поли­тику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старо­сти и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минималь­ный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкурен­ция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издерж­ки на ее производство. Поэтому государство всей своей мо­щью должно стоять на защите конкуренции. При конкуренции покупатели — это хозяева; рынок — их агент, а предприя­тие — их слуга. В условиях монополии ситуация резко изменя­ется, и покупатель вместо хозяина превращается в слугу.

Для России проблема создания конкурентной среды и ее защиты является важной на современном этапе. Это связано с тем, что среда для настоящей конкуренции в нашей стране еще не создана, так как экономика в значительной степени является монополизированной. Выход из создавшегося положения оче­виден. Демонополизация экономики — создание конкурентной среды — защита конкуренции. И первую скрипку в решении этой триединой задачи должно сыграть государство.

6. Разработка, принятие и организация выполнения хозяй­ственного законодательства, т.е. правовой основы предприни­мательства, налогообложения, банковской системы и т.д. Для выполнения этих и других функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.

2.2. УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Государство должно вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть как позитивными, так и нега­тивными.

Под негативными условиями понимается появление вся­кого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и явления очень разнообразны как по сущности, так и по силе негативного их влияния на экономику.

Роль государства заключается в своевременном выявлении этих тенденций и явлений, причин их возникновения и приня­тия соответствующих мер по их устранению.

Условиями для вмешательства государства могут быть: требования национальной безопасности; социальная напря­женность в обществе; негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, стру­ктурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконку­рентоспособность отечественной продукции на мировом рын­ке, инвестиционный спад и т.п.); ухудшение окружающей среды и др.

Под предпосылками понимается еще не явное проявление негативных условий и тенденций в экономике и других сферах человеческой деятельности. В этом случае роль государства заключается в своевременном выявлении и устранении этих предпосылок. Это самый лучший вариант, так как государство еще в «зародыше» и с наименьшими усилиями и средствами устраняет возможность появления негативных явлений для развития предпринимательства и экономики страны.

Под позитивными понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию.

Знание условий и предпосылок еще не достаточно для государственного вмешательства, государство должно знать их критерии, т.е. признаки, на основании которых можно было бы произвести оценку их качественного состояния.

Безработица. Она является неотъемлемым элементом ры­ночной экономики. Определенный ее уровень — 4—6% числен­ности рабочей силы — считается нормальным, или оправдан­ным, и называется естественным уровнем безработицы. Есте­ственной считается фрикционная, или структурная, безработи­ца. Эта безработица связана с поиском более выгодной работы, с сезонными перерывами, а также с изменением спроса на те или иные профессии.

Поэтому государство должно вмешиваться в регулирова­ние безработицы только в том случае, если она начинает превышать ее естественный уровень (4—6%), т.е. когда начи­нается так называемая циклическая безработица, связанная со спадом производства. Таким образом, критерием для безрабо­тицы является ее уровень, скорректированный на уровень естественной безработицы.

Инфляция. Как известно, инфляция — это повышение общего уровня цен на товары и услуги, и как явление оно более сложное, чем безработица. Инфляция характерна для всех стран мира, так как цены на товары и услуги не являются постоянными величинами, а все время находятся в движении. Поэтому до определенного ее уровня она не представляет серьезной опасности. Выше этого уровня инфляция может принести много бед для экономики и общества в целом, ибо по силе своего влияния вряд ли можно еще найти подобное явление. Поэтому государство должно отслеживать этот про­цесс, чтобы инфляция не могла выйти из-под его контроля. Меры, принимаемые государством, зависят от уровня инф­ляции. Исходя из этого критерия различают умеренную, голопирующую и гиперинфляцию. Умеренной считается инф­ляция, когда цены растут менее 10% в год, голопирующая инфляция характеризуется ростом цен в интервале от 20 до 200% в год, а при гиперинфляции цены растут еще быстрее. Противоинфляционные меры государства зависят от уровня инфляции и причин, ее породивших.

Исходя из этого различают два типа инфляции: инфляция спроса; инфляция, вызванная ростом издержек производства или уменьшением совокупного предложения. Каждая из них имеет свои особенности, и поэтому лекарства для ее лечения тоже свои.

Наши рекомендации