Управление функциями организации

Задачи маркетинга. Анализ 4Р. Оценка конкурентоспособности товара. Особенности и выгоды продукта. Анализ поставщиков. Выбор поставщика. Анализ потребителей. Товаропроводящие сети. Брокер. Дилер. Дистрибьютер. Ценовая эластичность спроса. Средства продвижения различных групп товаров широкого потребления. Реклама и ее использование на различных этапах жизненного цикла продукта. Значимость средств продвижения товаров широкого потребления и производственного назначения. Основы управления закупками и очередями.

Основы управления производством. Типы производств (единичное, серийное, массовое). Культура производства. Роль технологии, систем и персонала в управлении производством. Принципы организации производства. Интегрированная производственная система. Система точно в срок. Цикловой график производства продукта. Процесс формирования производственного плана. Процесс организации выпуска новых видов продукции.

Основы правления финансами. Внешние и внутренние источники финансирования деятельности предприятия. Формы кредитования деятельности. Инвестиции. Амортизация и ее виды. Дебиторская и кредиторская задолженности. Оборачиваемость денежных средств. Платежеспособность. Ликвидность. Прогноз денежных потоков. Бюджетирование.

Основы управления персоналом. Управление процессом вхождения человека в организацию: обучение - влияние на процесс адаптации работника - усвоение норм и ценностей - развитие чувства ответственности - завершение процесса включения работника в организацию. Формирование расположения сотрудника к организации.

Задачи и функции кадровых служб. Кадровый потенциал. Кадровый цикл. Мониторинг персонала. Современные методы оценки персонала. Подбор, приобретение и развитие (индивидуальное, групповое и организационное) персонала. Лизинг персонала.

Основы управления сбором и анализом информации о деятельности организации и управление знаниями. Система информационного обеспечения управления и основы ее организации. Типичные базы данных современного предприятия. Сущность управления знаниями. Методы управления знаниями сотрудников. Процессы и проблемы формирования организационных знаний.

Основы управления инновациями. Роль инновационных процессов. Основные задачи инновационного менеджмента. Кадровое, финансовое, материально-техническое и информационное обеспечение инновационной деятельности. Мотивация творчества и нововведений. Программно-целевое управление инновационной деятельностью и проектами. Риски инновационных проектов.

Интеграция функций организации. Организация системы устойчивого взаимодействия функциональных подразделений. Система интегрированных оперативных совещаний.

Основы управления качеством

Концепция всеобщего управления качеством. Постулаты Э. Деминга. Качество и конкурентоспособность. Реакция потребителя на качество продукта. Стандартизация и сертификация продукции и производства. Международная система качества: стандарты ИСО. Инструменты повышения качества продукции. Партисипативная система управления качеством. Кружки качества.

Реинжиниринг бизнес-процессов

Понятие бизнес – процесса. Задачи реинжиниринга бизнес-процессов. Выделение бизнес-процессов. Интеграция и дифференциация участников бизнес-процесса. Требования к персоналу бизнес-процесса. Особенности формирования организационной структуры на основе бизнес-процессов. Методики реинжиниринга бизнес-процессов.

Эффективность управления

Критерии оценки эффективности управления. Общее понятие эффективности. Производственно-экономические и психологические критерии оценки эффективности управления.

Эффективность руководства в теориях лидерства. Традиционные теории лидерства. Теория лидерских качеств. Концепции лидерского поведения и ситуационного лидерства. Концепции атрибутивного, харизматического и преобразующего лидерства. Качества эффективного менеджера.

Управление затратами. Методы управления затратами: экономия на масштабах; точка безубыточности; анализ прибылей и убытков; метод учета АВС; бюджетирование. Логистика в управлении затратами: интегрированный материальный поток, правила логистики, принцип полной стоимости.

Методы оценки эффективности управления организацией. Базовые модели оценки эффективности управления организацией. Влияние экономической политики на оценки эффективности. Политика собственников и менеджеров. Национальные приоритеты.

Финансово-экономические показатели эффективности организации. Методы и модели оценки эффективности организации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Менеджмент как наука и практика управления. Роль менеджмента в организации.

2. Понятие организации. Формальные и неформальные организации. Предпринимательская (коммерческая) организация.

3. Основные элементы организации. Связь организации с внешней средой. Организация как открытая и закрытая система.

4. Менеджмент и внешняя среда организации. Менеджмент и внутренняя среда организации.

5. Менеджер. Роли менеджера. Разделение труда менеджеров по вертикали и горизонтали. Аппарат управления.

6. Методы менеджмента. Организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические методы менеджмента.

7. Научная и административная школы. Основные теории и концепции. Вклад научной и административной школы в современную теорию управления.

8. Школы человеческих отношений и поведенческих наук. Основные теории и концепции. Содержательные и процессуальные теории мотивации.

9. Содержание и этапы развития процессного подхода. Сущность системного подхода. Концепция ситуационного управления.

10. Прагматическая школа. Направление социальной ответственности. Разработки прагматической школы. Концепция социальной ответственности бизнеса.

11. Функции организации. Общие функции управления и управленческий цикл. Основное содержание процессов управления: производством, маркетингом, финансами, персоналом, учетом и анализом.

12. Общая функция – планирование. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Принципы планирования. Основные этапы планирования. Система планов.

13. Общая функция – организация. Основные задачи и компоненты функции организации. Проектирование работы. Взаимозависимости работ. Этапы проектирования работы. Методы и модели проектирования работы.

14. Общая функция – мотивация. Понятия мотива и содержание функции мотивации. Стимулы, регуляторы и мотивы. Основные методы мотивации труда. Концепция партисипативного управления.

15. Общая функция – контроль. Упреждающий и результирующий контроль. Задачи стратегического, тактического и оперативного контроля. Сферы и объекты контроля. Этапы реализации контроля.

16. Понятие коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникации.

17. Влияние и власть. Источники власти. Авторитет. Доверие.

18. Лидерство. Отношения управления менеджера и лидера. Содержание и цикличность типов отношений управления. Стиль руководства.

19. Принятие решений. Проблемы и решения. Рациональность решения. Методы и методики, используемые в процессе принятия решений.

20. Элементы проектирования организации: разделение труда и специализация; департаментизация и кооперация; связи и координация; масштаб управляемости и контроля; иерархия и звенность; распределение прав и ответственности; централизация и децентрализация; дифференциация и интеграция.

21. Основные типы организационных структур. Линейно-функциональная (традиционная) структура. Дивизиональная структура. Матричные структуры (проектная и матричная).

22. Новые подходы в проектировании организаций. Эхдократическая организация. Многомерная организация. Предпринимательская организация. Организация, ориентированная на рынок.

23. Причины конфликтов организационного и личностного характера. Типы конфликтов. Процесс и фазы развития конфликта. Структурные и межличностные методы разрешения конфликтов.

24. Переговоры. Методы ведения переговоров. Когнитивная техника переговоров. Основы мастерства слушать и убеждать.

25. Содержание и значение деловой культуры. Понятие и значение деловой культуры. Деловая этика как основа деловой культуры.

26. Оценка состояния и эффективности организационной культуры. Поддержание организационной культуры. Изменение организационной культуры.

27. Сущность и система стратегического управления. SWOT-анализ. Эталонные группы стратегий. Стратегии: концентрированного роста, интегрированного роста, диверсифицированного роста, сокращения.

28. Задачи и функции кадровых служб. Кадровый потенциал. Кадровый цикл. Мониторинг персонала. Современные методы оценки персонала.

29. Критерии оценки эффективности управления. Общее понятие эффективности. Производственно-экономические и психологические критерии оценки эффективности управления.

30. Эффективность руководства в теориях лидерства. Традиционные теории лидерства. Теория лидерских качеств. Концепции лидерского поведения и ситуационного лидерства. Концепции атрибутивного, харизматического и преобразующего лидерства. Качества эффективного менеджера.

Рекомендуемая литература

Основная

Балдин И.В. Менеджмент: практикум / И. В. Балдин, Г. Е. Ясников. - Минск : БГЭУ, 2007. - 306 с.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2003. - 528 с.

Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник. – М., Гардарика, 1998.– 296 с.

Гончаров, В.И. Менеджмент: Учеб.пособие.-Мн.:Мисанта, 2003г. - 324 с.

Иванов А.П. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002. – 440 с.

Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп.-М.: ИНФРА-М,2000. - 480 с.

Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Управление организацией / Под общ. ред. А.Г. Поршнева. М.: ИНФРА-М, 2007.

Тележников В.И. Менеджмент: учеб. пособие / В.И. Тележников; под ред. Н.П. Беляцкого. – Минск: БГЭУ, 2008.

Управление качеством: учеб. По специальности «Менеджмент организации» / Т.А. Салимова. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательство «Омега-Л», 2008. - 414 с.

Дополнительная

Барановский С.И., Лагодич Л.В. Стратегический маркетинг: учеб.пособие для студентов по специальности «Маркетинг» учреждений, обеспечивающих получение высшего образования/ С.И.Барановский, Л.В.Лагодич. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 – 299 с., ил.

Беляцкий, Н.П. Основы лидерства: учеб. / Н.П. Беляцкий. - Мн.: БГЭУ, 2006. - 282 с.

Беляцкий, Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента. Мн. 2001. – 325 с.

Веллентройтер, Х. Функционально-стоимостной анализ в рационализации производства. М., 1984. - 134 с.

Гибсон Дж..Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ.- 8-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2000. – XXVI, 662 с.

Гончаров, В.И. Основы менеджмента / В.И. Гончаров. - Минск : Современная школа, 2006. - 281 с.

Ладанов, И.Д. Практический менеджмент. М., 1995. - 320 с.

Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учеб.пособие – М,: ИНФРА-М, 2007. – 236 с.

Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/Майкл Е.Портер; пер. с англ. – 2-е изд. – М,: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 454 с.

Хачатуров¸ А.Е. Современный интеграционный менеджмент : научное издание / А. Е. Хачатуров, А. Н. Белковский. - М. : Дело и Сервис, 2006. - 272 с.

Раздел 3. Программа дисциплины “Организация производства в отрасли”

Наши рекомендации