Задания для самостоятельной работы студентов

РАЗДЕЛI. Этика как наука и история этических учений

Тема 1. Этика, ее предмет, задачи, структура

Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.

При изучении данной темы студенты должны рассмотреть понятие этики, рассмотреть место этики в системе философского и гуманитарного знания.

В конспекте должны быть выделены описательные, объяснительно-теоретические и нормативно-мировоззренческие задачи этики. Далее следует дать характеристику видам этики.

Более подробно следует рассмотреть структуру структурные уровни этики.

Задание для самостоятельной работы:

1. Изучить категориальный аппарат.

2. Доработать материалы лекции.

3. Подготовиться к семинарскому занятию.

4. Ознакомьтесь с моделями смысла жизни, сформулированными в основных исторических концепциях и определите, какой из них соответствуют ваши представления, изложенные в мини-эссе.

Тема 2. Этические идеиДревнегомира.

Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.

При изучении данной темы студенты должны рассмотреть становление этических воззрений как отражение развития общества и самосознания человека. Особое внимание кратко рассмотреть этические трактовки мира в странах Древнего Востока: Древний Китай, Древняя Индия, Античной Греции, Древнего Рима.

Затем рассмотреть этический рационализм Сократа,этику Аристотеля,этику Цицерона, Сенеки.

Задание для самостоятельной работы:

1. Изучить категориальный аппарат.

2. Доработать материалы лекции.

3. Подготовиться к семинарскому занятию.

4. Расставьте правильно слова в утверждении Сенеки: «Честный судья осуждает

___________, а не ___________» (преступника, преступление).

Обоснуйте свое решение.

Тема 3. Этическая мысль Средневековья и Возрождения.

Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.

При изучении данной темы студенты должны рассмотреть христианская этику Средневековья, гуманистическую этику Возрождения, этику утопического коммунизма.

Задание для самостоятельной работы:

1. Изучить категориальный аппарат.

2. Доработать материалы лекции.

3. Подготовиться к семинарскому занятию.

4. Ознакомьтесь с концепциями справедливости. К каким из них наиболее близко ваше представление о справедливости и почему?

Тема 4. Этические учения Нового времени и Западная этическая мысль ХХ века.

Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.

При изучении данной темы студенты должны рассмотреть: социальную этику Т.Гоббса; проблема свободы и необходимости в этике Б.Спинозы; этику либерализма и общественный договор Дж. Локка.

Затем следует изучить учения французских материалистов (Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций.), социально-этические взгляды Ж.-Ж. Руссо, моральную философию И. Канта, учение Гегеля о природе морали и нравственности. Также уделить внимание проблемам морали в работах К. Маркса и Ф. Энгельса, эволюционной этике Г. Спенсера.

В конспекте должны быть выделены проблемы нравственных ценностей в философии неокантианцев и в социологии М.Вебера, проблемы морали в «философии жизни»; этические взгляды А.Шопенгауэра, «имморализм» Ф.Ницше.

Затемизучить сущность этической мысли ХХ века. , особенности развития этики в России (ХIХ-ХХ вв).

1. Задание для самостоятельной работы:

2. Изучить категориальный аппарат.

3. Доработать материалы лекции.

4. Подготовиться к семинарскому занятию.

5. Напишите мини-эссе на тему «чтобы не было мучительно больно…», предполагающее презентацию ваших представлений и рассуждений о смысле жизни.

6. Определите и сформулируйте собственные заповеди (некий стандарт профессионального поведения) как личные приоритетные ценности в выбранном направлении профессиональной деятельности, определите их иерархию.

Разработайте Этический кодекс юриста (безотносительно к конкретным сферам юридической деятельности).

РАЗДЕЛ II. Социальная природа, сущность, структура и функции морали.

Тема 5. Мораль: проблема происхождения и сущности

Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.

При изучении данной темы студенты должны рассмотреть сущность и происхождение морали. Затем следует рассмотреть мораль, право, политику как род социальных регуляторов. Следует уделить внимание основным противоречиям морали как источнику её развития.

Задание для самостоятельной работы:

1. Изучить категориальный аппарат.

2. Доработать материалы лекции.

3. Подготовиться к семинарскому занятию.

4. Напишите мини-эссе на тему «Справедливость в нашем обществе».

Тема 6. Структура морали

Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.

При изучении данной темы студенты должны рассмотреть мораль как систему нравственных принципов, норм и идеалов. Затем изучить структуру морали. Следует уяснить взаимосвязь морального сознания, нравственных отношений и нравственного поведения. Особое внимание рекомендуется уделить моральному поведению и структуре морального поступка.

Задание для самостоятельной работы:

1. Изучить категориальный аппарат.

2. Доработать материалы лекции.

3. Подготовиться к семинарскому занятию.

Тема 7. Специфика и функции морали

Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.

При изучении данной темы студенты должны рассмотреть специфику морали – особенные, отличительные, уникальные признаки. Затем изучить основные функции морали и их роль в жизни общества. Следует уяснить проблемы выделения функций морали, определения ведущей функции морали.

Задание для самостоятельной работы:

1. Изучить категориальный аппарат.

2. Доработать материалы лекции.

3. Подготовиться к семинарскому занятию.


РАЗДЕЛIII. Моральные ценности человека в основных категориях этики

Тема 8. Основные категории этики и их классификация

Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.

При изучении данной темы студенты должны рассмотреть категории этики как ступени познания общих закономерностей и процессов морали. Затем рассмотреть классификации этических категорий. Следует изучить функции этических категорий.

Задание для самостоятельной работы:

1. Изучить категориальный аппарат.

2. Доработать материалы лекции.

3. Подготовиться к семинарскому занятию.

Наши рекомендации