Подготовка к семинарскому занятию

Успех семинарского занятия зависит от качества подготовки к нему как со стороны преподавателя, так со стороны студентов. Хорошую подготовку студента к практике продемонстрирует начало выступления с плана доклада (реферата), который подготовлен им самостоятельно или под руководством преподавателя. Практика свидетельствует о том, что нередки случаи, когда студент, содержательно выступая по вопросу в целом, не может сформулировать мысли, которые он только что высказал пространно. Иначе говоря, он недостаточно ясно представляет себе структуру собственного выступления, что говорит о его поверхностной подготовке, о механическом переписывании материала в свой конспект.

Тщательное предварительное продумывание студентом плана доклада, реферата, выступления по основному вопросу облегчит ему понимание внутренней логики проблемы, поможет лучше ориентироваться при изучении рекомендованной литературы. Этот подход позволит усвоить ведущие положения, сформировать четкие суждения, продемонстрировать умение соразмерно компоновать материал в соответствии с его важностью в данном контексте, содействовать выработке навыков подготовки к докладам, лекциям.

В определенной ситуации студенту рекомендуется остановиться лишь на одном или двух пунктах его плана, что способствует развитию гибкости мышления, умению ориентироваться в изложении подготовленного материала. Руководителю же семинара это позволяет предотвратить повторения, выделить главное, сэкономить время. Следует иметь в виду, что отдельные студенты, готовясь к практике, сначала пишут текст выступлений, а затем, помня требования преподавателя, приступают к составлению его плана. От такой практики студентам надо отказаться с первых же занятий.

Немалое значение имеет и такое требование, как соблюдение регламента выступления. Это приучает студента к лаконизму, экономичности мышления, умению отбирать наиболее существенное, дисциплине мысли.

В создании творческой атмосферы на семинаре значительную роль играет содержание и форма выступлений. Чем интереснее, оригинальнее доклад, тем больше он привлекает студентов, вызывает с их стороны желание принять участие в обсуждении, высказать свою точку зрения, свое мнение. Дословное воспроизведение в докладе (выступлении) содержания учебного пособия, прослушанной лекции, монотонное чтение конспекта неизбежно вызовет скуку, убьёт интерес к предстоящему обсуждению вопроса.

Важно студенту во время выступления поддерживать постоянную связь с аудиторией, реагировать на реплики, вопросы, замечания, не теряясь при этом. Это требует значительных усилий воли и привычки. Выступающий должен обращаться к аудитории, а не к руководителю семинара, поддерживать зрительную связь со студентами, а не смотреть в потолок или по сторонам, что свидетельствует о неуверенности оратора и боязни аудитории. Поэтому важен анализ не только содержания выступления, но и его формы, дикции, поведения докладчика на кафедре, навыков общения с аудиторией.

На семинарском занятии важно, чтобы не только выступающий искал контакты с аудиторией, но и студенты стремились к такому контакту, выражали внимание и заинтересованность к выступлению. Необходимо слушая, смотреть на того, кого слушаешь. Данному правилу будет следовать и сам преподаватель, по возможности ни словом, ни мимикой не раскрывая до поры до времени своего отношения к слабым местам выступления, чтобы не вызвать замешательства студента. Удачные же моменты выступления он будет поощрять взглядом, кивком.

Вопросы к студенту, выступающему с докладом на практике, должны задавать, прежде всего, сами студенты, а не преподаватель. Вопросы должны быть существенными, связанными с содержанием обсуждаемой темы, точно сформулированными. Вопросы к докладчику, их содержательность и количество в значительной мере характеризуют качество выступления, степень интереса к нему, подготовленность остальных участников семинара, уровень их активности.

Ответы докладчика в полной мере отражают, во-первых, насколько хорошо осмыслен дополнительный материал, свободно ли он владеет им, как глубоко осознано методологическое значение обсуждаемой проблемы в познании и семинарской деятельности. Во-вторых, в реакции студента на вопросы проявляются определенные психологические качества его личности: быстрота мыслительной ориентировки, самообладание, волевая собранность, выдержка, самостоятельность, решительность и т. д.

Отвечая на вопросы, докладчик внимательно прослушивает вопрос, отвечает, обосновывая истинность сказанного не ссылкой на авторитет мыслителя, сформулировавшего истину, а прежде всего по существу самой проблемы. Вопросы, возникающие в процессе семинара, по возможности должны разрешаться самими студентами. Только в крайнем случае эту задачу берет на себя преподаватель.

После того как вопросы студентов и преподавателя к докладчику исчерпаны, можно переходить к обсуждению теоретических и методических достоинств и недостатков доклада, а также и ответов докладчика на заданные вопросы.

Дискуссия на семинарском занятии предполагает столкновение мнений в процессе исследования, обсуждения проблемы, и только в этом качестве она может быть приемлема на семинаре. Иногда дискуссия возникает непроизвольно, стихийно, в результате того, что выступающий неточно, ошибочно сформулировал ту или иную мысль, или же у кого-то из присутствующих сложилась иная точка зрения по данному вопросу. Чаще всего дискуссии продумываются преподавателем заранее, для чего в рабочем плане намечаются соответствующие вопросы, примеры, высказывания. Преподаватель может побудить студентов к дискуссии и непосредственно, если ошибка в выступлении студента не была замечена или была недостаточной, неубедительной, уязвимой аргументация того или иного вопроса.

Исключительно важную роль в организации дискуссии играют правильно и вовремя поставленные вопросы (заранее продуманные или сформулированные по ходу занятия), которые преподаватель в соответствующие моменты без нажима будет предлагать аудитории, чтобы вызвать столкновение мнений или, на- против несколько приглушить страсти в ходе развернувшейся дискуссии. По своему характеру вопросы могут быть уточняющими, встречными, наводящими; другая категория вопросов может быть определена как казусная, она содержит обычно кажущееся или действительное противоречие.

Заключительное слово преподавателя подводит итог обсуждению проблем, вынесенных на семинарское занятие. Содержание заключительного слова, будет обусловлено содержанием семинара, уровнем обсуждения проблем, активностью студентов. Оно может быть произнесено как после обсуждения отдельного вопроса, так и по итогам семинара в целом. Если вопрос обсужден обстоятельно, ошибок не было допущено, то не всегда есть необходимость сразу же подводить итоги, это можно сделать и в конце семинара.

В завершении занятия, подводя итоги, преподаватель оценивает уровень обсуждения вопросов в целом, лаконично подчеркивает существо обсуждаемых проблем, их теоретическое и методологическое значение, углубляет то, что, по его мнению, освещено недостаточно глубоко, характеризует и оценивает сильные и слабые стороны выступлений, не забывая отметить яркую и самостоятельную мысль кого-либо из студентов, советует ознакомиться с дополнительной литературой. Исходя из воспитательных задач семинара, выступая с частным или общим заключением, оценивая мысли, высказанные студентами, преподаватель проявляет необходимый такт, тонко сообразуется с индивидуальными особенностями студентов, принимавших участие в работе семинара, используя, таким образом, заключение как средство воспитания.

Мы изложили лишь некоторые методические приемы и средства подготовки и проведения семинарских занятий, которые могут быть наиболее интересны студентам.

Основные положения учебных тем, изучаемых на лекционных занятиях, изложены в соответствии с планом проведения семинарских занятий. Для облегчения усвоения учебной дисциплины преподаватель даёт комментарий по основополагающим понятиям и терминам. Основные положения изучаемых тем в конспективном виде содержат тезисы для выступления студентов на семинарском занятии.

Составленные к каждой теме вопросы и задания для индивидуальной работы ориентируют студентов на самостоятельную работу с первоисточниками, исключают формализм в обучении. При таком подходе на семинарских занятиях используется участие в ней студентов учебной группы.

Подготовку к каждой теме рассматриваемой дисциплины необходимо начинать с ознакомления с ней в Рабочей учебной программе и Общих методических рекомендациях, где обозначены направления и объем познаний, требуемые для участия в семинарском занятии, приведен ориентировочный перечень учебной литературы.

Зная круг дискуссионных вопросов к каждой теме, все студенты группы должны быть готовы к их обсуждению (после ответов на основные вопросы семинарского занятия).

По окончании каждой лекции лектор дает персональные задания студентам для индивидуальной работы на семинарском занятии, что не исключает, а наоборот, предполагает, активное участие других студентов в обсуждении круга этих вопросов.

Дополнительную информацию методического характера студенты могут почерпнуть из «Методических рекомендаций по самостоятельной работе студентов», «Методических рекомендаций по организации и руководству самостоятельной работой студентов» и «Методических рекомендаций по организации семинарских занятий», подготовленных на кафедре «Финансы и кредит».

1. Занятие по теме «Цена в системе хозяйственного механизма»

При изучении темы целесообразно рассмотреть хозяйственный механизм, его сущность, структуру, функции и модели, место и роль цен и ценообразования в его механизме.

Хозяйственный механизм – это способ организации общественного производства со свойственными ему отношениями, формами и методами воздействия на производство организационной структурой управления и условиями привлечения людей к труду; совокупность устанавливаемых рынком правил (условий, критериев, показателей, связей между производителями) и организационных структур, в рамках которых осуществляется расширенное воспроизводство. Хозяйственный механизм регулирует деятельность всех субъектов хозяйствования, отношения между ними по поводу производства, распределения, обмена и потребления.

Хозяйственный механизм представляет собой целостную систему, состоящую из отдельных, относительно самостоятельных, но в это же время тесно между собой взаимодействующих структурных звеньев и элементов. Так, маркетинг, планирование, хозрасчет, стимулирования, ценообразование действуют относительно самостоятельно, и процесс их развития частично подчиняется собственным закономерностям. Но одновременно они взаимосвязаны. К примеру, реализация продукции во многом зависит от того, как она подкрепляется стимулами, ценами, хозрасчетом. Хозяйственный механизм функционирует как единое целое, и эффективность его действия определяется как степенью совершенствования каждой из структурных составляющих, так и отладкой связей между ними.

Следует отметить, что цена и ценообразование в хозяйственном механизме занимают особое место и играют важную роль в обслуживании оборота по реализации или приобретению товаров, соответственно в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы и производителя, и потребителя продукции, что, в свою очередь, зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка (покупка-реализация). Далее следует отметить взаимосвязь ценообразования с управлением финансовыми и кредитными системами и другими экономическими инструментами хозяйственного механизма и сказать, что все функциональные подразделения предприятия (организации) в той или иной степени участвуют в этом процессе хозяйственного механизма. Следует отметить, что ценообразование – это сложный и противоречивый процесс, в ходе которого приходится учитывать большое количество факторов. Важнейшими из которых являются:

- функция учета и распределения затрат;

- распределительная функция цены;

- функция сбалансирования спроса и предложения;

- функция контроля за соотношением затрат и результатов труда.

Следует раскрыть эти факторы. Так же следует сказать, что переход к рыночной экономики потребовал разграничения всех видов цен в зависимости от порядка их установления, на свободные и регулируемые.

2. Занятие по теме «Система цен»

Во второй теме следует отметить, что цена – важнейшая экономическая категория, оказывающая значительное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны, что приобрело особое значение в условиях нынешней экономики нашего государства. При раскрытии темы следует отметить, что любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться. Соотношения отдельных элементов цены, выраженное в процентах или в долях единицы, представляет собой долю цены. Нужно отметить, что к элементам цены относятся: себестоимость, прибыль, НДС, Акциз (по под акцизным товаром), снабженческо-бытовая надбавка и, торговая надбавка. Каждый элемент цены нужно раскрыть, зная структуру цены, производимой предприятием продукции, можно выявить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги. На основе этого определяются резервы снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, а так же выбирается метод ценообразования, соответствующий данному моменту и цели предприятия.

Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как эти изменения обнаруживаются в уровнях других цен. Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма.

Нужно иметь ввиду, что в зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на следующие группы:

1. по характеру обслуживаемого оборота;

2. в зависимости от государственного воздействия, регулирования степени конкуренции на рынке;

3. по способу установления, фиксации;

4. по способу получения информации об уровне цены различают публичные и расчетные цены;

5. в зависимости от вида рынка;

6. с учетом фактора времени;

7. внутрифирменные цены;

8. по условиям поставки и продажи;

9. мировые цены.

Каждую группу следует раскрыть, показать их границы относительно самостоятельности, различий в формах экономического оборота и назначения товаров. Система цен взаимосвязана со всеми экономическими рычагами хозяйственного механизма в рыночных условиях. Эту связь необходимо показать, раскрыть.

Семинарские занятия по составу, структуре и уровню цен, а так же соотношению отдельных видов цен следует провести начиная с опроса студентов по основам, сущности цен, их формированию, разбору элементов цен, соотношению отдельных видов цен, и в заключение закрепления материала решить задачи по формированию цен.

3. Занятие по теме «Ценообразующие факторы»

В третьей теме рассматриваются ценообразующие факторы. К ним относится: управляемые (регулируемые), условно нерегулируемые и неуправляемые (нерегулируемые).

Управляемые (регулируемые) факторы характеризуют качество работы коллектива, уровень организации производства и труда, качество управленческой работы, степень использования ресурсов, эффективность выполнения совокупных затрат.

Неуправляемые (нерегулируемые) факторы – не могут быть изменены предприятием (климатические, геологические и политические условия, изменения налогового и другого законодательства, уровень цен и др.).

Отнесение факторов к той или иной группе зависит от рассматриваемого уровня управления (магазин, объединение предприятий торговли, отрасль) и от длительного периода реализации принятого решения.

Известно, что рыночным процессом управляют законы спроса и предложения.

Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего и возникает равновесная рыночная цена, т.е. это цена, при которой по каждому конкретному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Следует рассмотреть сущность равновесной цены и представить ее на рисунке, показав товарный дефицит и товарный излишек, а так же влияние перемещения точки пересечения спроса и предложения вправо или влево на равновесную цену.

Переход к рынку сопровождается расширением системы сводного ценообразования, ориентированного на спрос и предложение. Основным фактором ценообразования в этом методе – это восприятие покупателем установленной рыночной цены, где особую значимость приобретают понятия эластичности спроса по цене (или доходу). Эластичность спроса по цене называется способность количества товара, пользующегося спросом, реагировать на изменения цены, происходящее на данном рынке за конкретный период времени, при прочих равных условиях. Нужно раскрыть сущность коэффициента эластичности, и показать группировку товаров по параметрам коэффициентов эластичности.

Раскрыть сущность коэффициентов перекрестной эластичности, и показать ее влияние на использование в определении возможностей изменения цен на производимую и реализуемую продукцию товара производителем, определение стратегии выживания и развития с учетом изменения спроса на свою продукцию в будущем.

В этой теме необходимо раскрыть вмешательство государства в рыночное равновесие, показать влияние инфляции на спрос, предложение и рыночные цены.

На семинарских занятиях нужно раскрыть сущность кривой спроса и предложения. Показать влияние переноса точки равновесия в ту или иную сторону на рост товарного дефицита или товарного излишка. Решить задачи с использованием коэффициентов эластичности.

4. Занятие по теме «Издержки производства»

В четвертой теме следует раскрыть сущность издержек производства, как совокупных затрат на производстве продукции, включающих затраты живого труда и труда, осуществленного в средствах производства, используемых при изготовлении товаров. Выражаются в стоимостной форме.

В условиях существования рыночных отношений затраты – это представленная в денежной форме величина ресурсов, использованных для получения некоторых полезных результатов. При этом полезные результаты и понесенные ради их достижения затраты могут распределяться между субъектами экономических отношений по-разному. Так, полезный результат может достаться одним, а затраты, связанные с его получением или их часть понесут другие.

В настоящее время различают частные и общественные затраты рассматриваемые с точки зрения отдельного производителя, либо с точки зрения общества в целом.

Затраты могут быть явными и неявными. Явные затраты определяются суммой расходов предприятия на оплату покупаемых ресурсов (сырья, материалов, топлива, рабочей силы и т.д.). Явные затраты тождественны бухгалтерским.

Неявные затраты определяются стоимостью ресурсов, находящихся в собственности данного предприятия (заработная плана предпринимателя – собственного, которую он себе не выплачивает, получая доход; возможная арендная плата за собственное здание фирмы и т.д.).

Затраты могут быть долгосрочные, или затраты в длительном периоде и затраты краткосрочные, или затраты в коротком периоде. В длительном периоде все ресурсы являются переменными. В коротком периоде, в отличие от длительного, предприятие не может изменить объем выпуска за счет изменения количества всех производственных ресурсов.

Следует отметить, что в коротком периоде наиболее важным является деление затрат на постоянные и переменные.

Постоянные затраты, не зависящие от объема выпуска, включают затраты на содержание зданий, сооружений, оборудования, административно-управленческие расходы, арендную плату, проценты по кредитам, а также «неявные» затраты.

Переменные затраты, изменяющиеся при увеличении или уменьшении размеров выпуска, включают затраты на сырье и материалы, энергию, трудовые затраты.

В коротком периоде можно представить в виде суммы постоянных и переменных затрат.

STC (Q) = FC + VC (Q)

где STC (Q) – общие затраты в коротком периоде на выпуск Q единиц продукции;

FC – постоянные затраты;

VC (Q) – переменные затраты на Q единиц продукции.

Соотношение кривых, долгосрочных и краткосрочных затрат следует раскрыть разобрав кривые затрат в коротком и длинном периодах.

На семинарском занятии следует разобрать постоянные, переменные, средние и предельные издержки. Решить задачи по определению оптовой цены изделия, прейскурантной и розничной цены.

Построить и разобрать график соотношения постоянных и переменных затрат, с определением критической цены (график безубыточности).

5. Занятие по теме «Государственное управление ценообразованием и регулирование цен в рыночной экономике»

В пятой теме нужно раскрыть цели и задачи государственного регулирования цен.

Известно, что ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в тоже время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

Нужно отметить, что в структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне – это правительство российской федерации и федеральные органы исполнительной власти, в части Министерства экономики РФ и входящий в его составе Департамент цен.

Департамент цен осуществляет не только государственное регулирование, но и межотраслевую координацию цен. Его основные действия: разработка предложений по проведению единой в стране государственной политике цен; совершенствование механизма ценообразования с целью повышения действенности цен в развитии рыночных отношений, структурной перестройке в народном хозяйстве, решении социальных проблем; систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народного хозяйства и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики цен; совершенствование порядка установления и применения регулируемых рыночных цен, разработка прогнозов динамики цен в народном хозяйстве и в отдельных отраслях и т.д.

На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов федерации, имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики, которые ведут большую работу по ценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке; осуществляют контроль за ценами.

Нужно отметить, что основные направления государственной ценовой политики России на ближайшую перспективу определены указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 по данному вопросу.

В настоящее время разграничена компетенция в регулирование цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации. Показать регулирование цен и тарифов на продукцию на уровне федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации.

К органам контроля цен, нужно отметить, относятся: на федеральном уровне – Министерство экономики РФ, на уровне субъектов РФ – орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне – орган местного самоуправления.

6. Занятие по теме «Методы прогнозирования и определения цен»

В шестой теме следует отметить, что ценовая политика является не только одной из главных составляющих системы управления предприятием, но и важнейшим механизмом укрепления его финансового состояния.

Под формированием ценовой политики предприятия понимают обоснования системы дифференцированых цен на реализованную продукцию и разработка мероприятий по обеспечению оперативной их корректировки в зависимости от изменения ситуации на товарном рынке и условий осуществления хозяйственной деятельности.

В процессе формулирования ценовой политики предприятия должны соблюдаться следующие основные принципы:

1. Увязка ценовой политики предприятия с общей политикой управления прибылью и приоритетными целями деятельности предприятия.

2. Обеспечение увязки ценовой политики предприятия с конъюнктурой товарного рынка и особенностями избранной рыночной стратегии развития, что позволяет учесть условия формирования уровня цен на товар и характер требования к этой цене отдельных категорий показателей.

3. Гарантия комплексного подхода к установлению уровня цен на товар в сочетании с уровнем послепродажного обслуживания покупателей.

4. Осуществления активной ценовой политики на рынке, которая определяется такими факторами, как самостоятельность в решении вопросов установления уровня цен, дифференцирования подходов к формированию уровней цен на отдельные качественные разновидности товаров и т.п.

Следует отметить, что формирование целей ценовой политики на предприятиях осуществляется исходя из трех целевых ориентиров:

а) ориентира на покупателя;

б) ориентира на текущие затраты;

в) ориентира на прибыль.

В процессе оценки уровня цен на продукцию анализируется:

а) средний уровень цен на отдельные виды продукции и ее динамика;

б) сложившаяся дифференциация уровня цен в разрезе конкретных наименований продукции в сопоставлении с ценообразующими факторами;

в) возможности снижения затрат.

Далее следует отметить, что основной целью оценки потенциала и особенностей товарного рынка является изучение возможностей дифференциации уровня цен с учетом покупательских предпочтений отдельных категорий обслуживаемых потребителем.

Результаты оценки потенциала и особенностей товарного рынка позволяет выявить: верхний предел формирования уровня цены на товар и возможности дифференциации уровня цен на конкретные ее разновидности.

Кроме того, результаты дифференциации позволяют сгруппировать все виды производимой и реализуемой продукции по различным целевым ориентирам осуществления ценовой политики.

Выбор модели расчета уровня цен на отдельные виды продукции определяется конкретным целевым ориентиром, избранным для осуществления ценовой политики по данному виду продукции.

При формировании конкретного уровня цен на отдельные виды товара особое внимание уделяется расчету калькуляционных затрат.

В ценообразовании широко используется механизм своевременной корректировки уровня цен запланированных и незапланированных.

Запланированное уменьшение уровня цены может регулироваться системной заранее обусловленных скидок с нее, предоставляемых: на покупку определенного количества продукции отдельных видов; на определенный суммарный объем покупки продукции и в других случаях.

Запланированное увеличение уровня цены может быть обусловлено специфическими условиями доставки продукции покупателю, необходимостью ее повышенного страхования при транспортировании, уровнем и продолжительностью периода после продажного обслуживания и др.

Незапланированные отклонения от расчетного уровня цены может вызываться изменением конъюнктуры товарного рынка; изменением ставок.

Следует отметить, что под методами ценообразования следует понимать сформировавшуюся систему различных способов установления цен. В общем виде их можно сгруппировать: на рыночные, затратные, договорно-контрактные, параметрические, административные методы ценообразования.

Переход к рынку сопровождается расширением системы свободного ценообразования, ориентированного на спрос и предложение.

Затратные методы ценообразования используются на основе калькулирования себестоимости готовой продукции, с определением необходимых издержек производства, а следовательно, формируют цену производства этот метод ориентирован на производство, и в меньшей степени на рыночный спрос.

Договорно-контрактные методы ценообразования находят применение при оптовых продажах и во внешнеэкономической деятельности.

На практике наибольшее распространение получил метод балловой оценки параметров товаров. Сущность этого метода состоит в том, что параметры изделия (основные технические и технико-экономические показатели) в зависимости от их значимости оцениваются определенным количеством баллов.

Административные методы ценообразования используются на основе политики регулирования цен и тарифов.

На семинарском занятии следует рассмотреть методы определения цен и решить задачи с использованием рыночных, затратных и параметрических методов ценообразования.

7. Занятие по теме «Отражение в ценах издержек производства и чистого дохода»

В седьмой теме следует раскрыть сущность себестоимости продукции (работ, услуг) представляющий собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных доходов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Нужно отметить, что структура себестоимости характеризуется группировкой производственных затрат не только по экономическим, но и по статьям калькуляционных расходов. Следует раскрыть каждую группировку производственных затрат.

Далее следует отметить, что учет и калькулирование себестоимости продукции призваны обеспечивать: полное и достоверное отражение фактических затрат, связанных с производством и реализацией продукции; контроль за использованием сырья, материалов, топлива, энергии, расходованием фондов заработной платы, за соблюдением расходов на обслуживание производства и управления.

Процесс калькулирования предполагает составления плановых, отчетных и нормативных калькуляций.

В состав себестоимости входят прямые и косвенные затраты. Дать им характеристику.

Прямые затраты непосредственно относятся на конкретные виды продукции.

Косвенные затраты непосредственно не относятся на производство продукции, а оказывают влияние на выпуск продукции.

Нужно отметить, что в современной практике наиболее широкое распространение получили следующие методы распределения косвенных затрат:

- метод прямого распределения, в соответствии с которым все косвенные затраты, прямо относятся на соответствующие виды продукции, минуя промежуточные формы их распределения;

- метод последовательного распределения, в соответствии с которым распределение косвенных затрат идет сверху вниз, т.е. начиная с общехозяйственных и заканчивая последним структурным подразделением;

- метод перекрестного распределения, когда в начале распределения косвенных затрат идет между различными равнозначными подразделениями, а лишь затем совокупные затраты основного структурного подразделения распределяются по видам продукции.

Далее следует раскрыть экономическую природу и назначение налога на добавленную стоимость и акцизного налога. Налоги на добавленную стоимость и акцизы были введены в российскую хозяйственную практику с 1 января 1992 года. По своей экономической сущности налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости, реализуемой в цене товара, услуги работы. На каждой стадии производства товаров, выполнения работ, оказания услуг создается новая добавленная стоимость. Прирост этой добавленной стоимости определяется как разница между стоимостью изготовленных и реализуемых товаров (работ, услуг) и стоимостью приобретенных сырья, материалов, использованных на их изготовление или выполнение работ, услуг.

Семинарские занятия следует провести частично в качестве семинара и вторую половину использовать для разбора методов расчета себестоимости, рентабельности, а следовательно, решение задач.

8. Занятие по теме «Ценовая политика предприятия»

В теме восьмой следует раскрыть сущность и роль ценовой политики предприятия, так как она является не только одной из главных составляющих системы управления предприятия, но и важнейшим механизмом укрепления его финансового состояния, она позволяет решить многие проблемы выживания, дальнейшего развития или может привести к банкротству предприятия.

Под формированием ценовой политики предприятия следует понимать, как обоснование системы дифференцированных цен на реализованную продукцию и разработка мероприятий по обеспечению оперативной их корректировки в зависимости от изменения ситуации на товарном рынке и условий осуществления хозяйственной деятельности.

При рассмотрении темы следует указать на принципы формирования ценовой политики, показать для какой цели данная политика используется, на что она ориентируется.

Рассмотреть механизмы корректировки уровня цен, который на предприятии разрабатывается заранее, в процессе формирования ценовой политики, с учетом меняющейся конъюнктуры инфляции и других объективных и субъективных причин.

На семинарском занятии следует разобрать выбор методов ценообразования с учетом рыночных условий. По каждому методу решить со студентами задачи, а студентам дать возможности проанализировать их, полученные результаты ценообразования и цен.

9. Занятие по теме «Производство и ценообразование в различных рыночных структурах»

В теме девять следует рассмотреть экономическую конъюнктуру и цены на рынках товаров и услуг:

- в топливно- энергетическом и минерально-сырьевом комплексе;

- ценообразование на рынке транспортных услуг;

- ценообразование на рынке научно-технической продукции;

- на рынке продовольственных товаров России;

- на социальные услуги;

- на рынке труда.

Далее следует отметить, что фирмы существуют не в безвоздушном пространстве, они постоянно сталкиваются с конкуренцией. Наличие большого количества фирм, множества покупателей и продавцов, отсутствие ценовой дискриминации, когда производители и потребители приспосабливаются к существующим ценам и выступают как ценополучатели. Это есть, совершенная конкуренция, когда доля каждой фирмы на рынке отрасли незначительна, так что ни одна из них не способна сколько-нибудь существенно влиять на цену товара.

Полной противоположностью совершенной конкуренции выступает монополия.

Монополия представляет собой рынок на котором единственная фирма осуществляет 100 % продаж некоего продукта, не имеющего субинститутов. Монополия возникает там тогда, когда барьеры для вступления в отрасль труднопреодолимы.

Наши рекомендации