Годовой экономический эффект (Э) от улучшения качества про-

дукции определяется так:

где Е -—нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

К —дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию

Для улучшения качества продукции.

Для экономического обоснования капитальных вложений (К),

Необходимых для улучшения качества продукции, следует опреде-

Лить абсолютный коэффициент эффективности капитальных вло-

Жений (Е) и сравнить его с приемлемой для инвестора величиной

(£*п) или рентабельностью активов предприятия (Да):

Если то в этом случае вложение инвестиций

В предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и

Наоборот.

На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетруд-

Но определить основные пути повышения качества продукции и ее

конкурентоспособности. Они следующие:

•повышение технического уровня производства;

•повышение уровня квалификации персонала;

•совершенствование организации производства и труда, в том

числе углубление специализации производства;

•внедрение выборочного и сплошного входного контроля за

Качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комп-

лектующих деталей и узлов;

•повышение эффективности работы ОТК. Основной упор дол-

Жен быть сделан не на разбраковку изготовленной продукции, а на

Профилактику производства с целью недопущения выпуска не-

доброкачественной продукции;

•повышение технического уровня метрологической службы

на предприятии;

•воспитание коллектива в духе гордости за качество выпус-

каемой продукции и марку своего предприятия;

•материальное и моральное стимулирование персонала за вы-

сококачественное выполнение своих обязанностей;

•создание службы маркетинга;

•внедрение новых, более качественных материалов при изго-

товлении продукции;

•снижение издержек на производство и реализацию продукции;

•изучение требований покупателей к качеству продукции и

конъюнктуры рынка;

•проведение действенной рекламы;

•установление оптимальной продажной цены и др.

Этот перечень можно было бы продолжать, но беда в том, что

Это все разрозненные мероприятия, реализация каждого из них мо-

Жет привести к улучшению качества продукции, но не решает проб-

Лему качества в целом. Для этого требуется комплексный подход

К решению этой проблемы, т. е. на каждом предприятии (особенно

На крупном и среднем) должна быть разработана и внедрена систе-

Ма управления качеством продукции в соответствии со стандартом

ИСО 9000.

Данная система позволит не только учесть все факторы, кото-

Рые влияют на качество продукции, но и обеспечить стабильный

Выпуск качественной продукции на предприятии. Но этого мало.

Главное во всем этом —позиция директора предприятия. Если ди-

Ректор понимает значимость проблемы и лично является инициатором

Разработки и внедрения системы управления качеством, значит, на

Предприятии может выпускаться конкурентоспособная продукция.

Выводы

В современных условиях проблема повышения качества про-

Дукции и обеспечения ее конкурентоспособности для России явля-

Ется наиболее актуальной.

Переход на рыночные отношения существенно не отразился на

Качестве выпускаемой продукции, что связано со следующими при-

чинами:

•в стране не созданы условия для конкуренции;

•отсутствует национальная программа по достижению высо-

кого уровня качества;

•многие руководители предприятий работают по старинке и

не адаптировались к рыночным условиям;

•слаба роль государства, ее законодательных и исполнитель-

Ных органов в создании условий и предпосылок для предприятий

С целью повышения качества продукции и др.

Устранение этих причин является важным условием для проры-

Ва российских предприятий в области повышения качества продук-

Ции и обеспечения ее конкурентоспособности, но недостаточным.

Как показывает мировой опыт, данную проблему можно решить

Только в том случае, если важность ее решения осознают первые

Руководители страны и руководители предприятий и сделают все

Возможное для ее решения.

Таким образом, проблему качества продукции вряд ли можно ре-

Шить без глубокого осознания и понимания гражданами страны и ру-

Ководителями всех рангов важности и значения решения проблемы

Повышения качества продукции для престижа и экономики страны.

Качество продукции, как экономическая категория, тесно связа-

Но с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость — это полезность товара вообще, то качество продукции — это сте-

Пень проявления потребительной стоимости в конкретных услови-

Ях ее использования.

Значение повышения качества продукции необходимо рассмат-

Ривать как на макро-, так и на микроуровне, т. е. на уровне пред-

Приятия.

Повышение качества продукции (услуг, работ) на макроуровне

Дает возможность.

•повысить эффективность общественного производства;

•осуществить на практике ускорение НТП;

•повысить благосостояние народа, так как с улучшением ка-

чества продукции увеличивается реальная заработная плата;

•повысить престиж государства.

Наши рекомендации