Подверженность несчастным случаям

Несчастный случай в процессе работы — это незапланированное происшествие, которое происходит в ходе запланированной работы и фактически или потенциально вредоносно для работника. Во время Первой мировой войны исследования, проведенные на фаб­риках по изготовлению боеприпасов, привели к появлению понятия подверженности несчастным случаям. Оно означает, что некоторые работники в большей степени подвержены несчастным случаям, чем прочие, независимо от характера работы и окружающей трудо­вой среды. Начальные исследования показали, что большая часть несчастных случаев происходила с очень малой группой работни­ков, члены этого меньшинства затем были названы группой риска.

Более поздние исследования не полностью подтвердили эти вы­воды. Например, часто оказывалось, что работники, которых можно отнести к группе риска в один период времени, могут вполне безо-



Факторы влияния на поведение работника



пасно работать в другие периоды, а их место занимают работники, которые до этого работали практически совсем без несчастных слу­чаев. Для иллюстрации этого предположения было проведено обсле­дование около 30 тыс. американских водителей автобусов, показав­шее, что аварийные водители в течение трех лет становились безава­рийными. И наоборот, те водители, которые отличались безопасной ездой в первый период, т. е. те, на счету у кого было одно дорожно-транспортное происшествие или вообще ни одного, во второй пери­од становились аварийными, на их долю приходилось не менее 96,4 % всех аварий, имевших место в обследуемой группе.

Эти результаты можно объяснить, с одной стороны тем, что ве­роятность стать подверженным несчастным случаям (авариям) в основном обусловливается случайными факторами и поведением других людей, нежели наследственной предрасположенностью ра­ботника. С другой стороны, статистика несчастных случаев иногда показывает, что даже в разные периоды одни и те же работники имеют подверженность несчастным случаям выше среднего, но только если их работа не поменялась. В настоящее время общепри­нятой точкой зрения является то, что подверженность несчастным случаям при переходе работника на новую работу чрезвычайно ред­ка, т.е. работник «не тащит» за собой на новое место свое невезе­ние скорее подверженность несчастным случаям — это результат неблагоприятного взаимодействия работника и его рабочей ситуа­ции. Таким образом, если вообще существует подверженность не­счастным случаям, она обусловлена следующим.

• Работник не подходит для данной работы или имеет недоста­точную подготовку для ее выполнения.

• Временные факторы, такие как разочарование, беспокойство, неважное самочувствие и состояние здоровья.

• Существует, хотя и очень небольшое, число работников, на­следственно подверженных несчастным случаям.

Другие теоретические подходы к объяснению различий в степе­ни подверженности несчастным случаям в разных организациях и среди разных работников гласят.

(а) Принцип домино, предполагающий, что несчастные случаи, как правило, происходят в результате следующей предсказуемой серии независимых стадий, включающих: (а) небезопасную трудовую сре­ду, (б) индивидуальную вину и (в) опасное действие.

(б) Ситуационная теория несчастных случаев, т.е. гипотеза о том, что несчастные случаи, как правило, являются результатом провала



8. Влияние психологических и физических факторов



(сбоя) рабочих систем, а не поведению работников или индивиду­альной подверженности риску.

ЭРГОНОМИКА

Определение

Эргономика занимается изучением взаимной приспособляемости между человеком и его деятельностью в условиях современного производства. Эта наука использует достижения как психологии, так и физиологии для выработки таких дизайна оборудования, тру­довой среды и рабочих процессов, которые обеспечат и будут про­двигать благосостояние работников и эффективность производст­венного процесса. Эргономика рассматривает работника не как при­даток к машине, а как часть производственного комплекса «чело­век—машина», действующего в следующей последовательности.

(а) Стимул, например инструменты, сигнал и сирена предупреждения, внешний вид, звук или запах неоконченной производством работы.

(б) Восприятие (через соответствующие органы чувств) и принятие решения.

(в) Ответная реакция, например осуществление операционного контроля, использование инструментов или рук, поддержание ком­муникаций с другими работниками.

(г) Результат, например изменения в работе, который продуцирует новые стимулы, тем самым многократно воспроизводя приведен­ную выше последовательность.

Задача эргономики — оптимально приспособить производствен­ный процесс для работника, а не ожидание того, что работник при­ложит все силы для использования оборудования, сконструированно­го только на основе инженерных соображений и без учета человече­ского фактора. В эргономике приняты следующие подходы.

(а) Устройства наблюдения — предоставляют ли устройства работ­нику визуальную и звуковую информацию быстро, просто и четко, не допускают ли путаницы или двойного значения? Следует ли из­менить с этой целью дизайн циферблатов, дисков набора, измери­тельных приборов, предупреждающих сигналов? Не затруднено ли восприятие информации, которую они дают?

(б) Устройство контроля — может ли работник изменить состояние машин и материалов быстро, просто и естественно? Является ли



Факторы влияния на поведение работника



размещение ручек управления, штурвалов, выключателей удобным для работника?

(в) Рабочая среда — хорошо ли освещено рабочее место, поддержи­вается ли там наиболее комфортная, температура, нет ли избыточ­ного шума или влажности?

РАБОЧАЯ СРЕДА

Освещение

Исследования позволили определить минимальный уровень освеще­ния, необходимый для выполнения многих производственных зада­ний. Подробную консультацию могут предоставить инженеры по освещению, но общие правила целесообразно привести.

(а) Освещение места выполнения задания должно быть сфокусиро­вано на самом предмете задания, если освещение направлено на рабочее пространство, окружающее предмет задания, у работника может развиться усталость и потеря внимания.

(б) Слишком контрастная освещенность предмета задания и окру­жающего рабочего пространства вызывает усталость глаз и может привести к несчастному случаю, поскольку для работника бывает трудно приспособиться к контрастному освещению при переходе из сильно освещенного в затемненное рабочее пространство.

(в) Блики могут создать дискомфорт или привести к снижению остроты зрения работника. Их следует свести к минимуму, обеспе­чив, чтобы потоки света не были направлены непосредственно в глаза работника; нужно также убедиться, что рабочие поверхности не отражают свет.

(г) Следует создать некоторое разнообразие визуальной обстановки, например, выкрасить стены в разные цвета или обеспечить вид на удаленные предметы, например вид из окна вдаль.

(д) Даже если производственные цеха и офисы кажутся хорошо ос­вещенными дневным светом через окна и стеклянные крыши, следу­ет дополнить это освещение искусственным электрическим светом, поскольку некоторые места могут оказаться в тени. Тогда искусст­венное освещение станет хорошим дополнением дневного света.

(е) Грязные стекла, стены или плафоны искусственного освещения значительно снижают освещенность рабочего помещения. Нужно следить, чтобы они поддерживались в чистоте.



8. Влияние психологических и физических факторов



Шум

Существует четыре негативных последствия избыточного шума на производстве.

(а) Глухота — продолжительное пребывание в помещении с гром­ким шумом вызывает у большинства людей глухоту, которая начи­нается с потери способности слышать высокие звуки. Глухота мо­жет наступать так медленно, что работник может и не заметить на­чала процесса. Заботящийся о коллективе работодатель непременно периодически будет организовывать медосмотры с целью проверки слуха для работников, находящихся в шумных цехах.

(б) Производительность труда — исследования показали, что про­стая механическая работа, не связанная с умственными усилиями, в условиях шума не становится менее производительной. Однако ра­бота, требующая точности, сосредоточения внимания и быстрой реакции, в условиях шума может стать менее производительной. Например, в условиях шума менее производительными становятся расчеты и наблюдения, увеличивается число попыток и учащаются ошибки. Вероятно также, хотя это и не доказано однозначно, шум повышает число несчастных случаев.

(в) Раздражение — практика показывает, что со временем работни­ки могут привыкнуть практически к любому уровню шума, но они станут жаловаться на шум в случаях, если он:

• носит случайный характер (особенно если он высокого тона);

• очевидно не нужен, лишний;

• неожиданный;

• необъяснимый.

Раздражение, вызванное шумом, можно снизить, если давать соот­ветствующие предупреждения перед тем, как он возникает, или объяснить его происхождение.

(г) Нарушение коммуникаций — устные распоряжение могут быть плохо услышаны тем, к кому они обращены, или неправильно по­няты из-за сильного шума.

Наши рекомендации