Ценовая политика предприятий АПК
В управлении ценообразованием принято выделять три взаимосвязанных понятия:
- политика цен;
- стратегия ценообразования;
- тактика ценообразования.
Политика цен– это провозглашенные намерения фирмы в области ценообразования, это наиболее общие принципы, которых фирма собирается придерживаться при установлении цен на товары и услуги. С помощью установления цен на свою продукцию фирмы могут стремиться к достижению различных целей:
- максимизация рентабельности продаж, капитала, активов фирмы;
- максимизация прибыли;
- стабилизация рыночной позиции;
- вытеснение конкурентов и расширение присутствия на рынке. Политика цен является основой для разработки стратегии ценообразования.
Эффективно работающие предприятия АПК, как правило, обладают четкой политикой цен и определенной стратегией ценообразования.
Под политикой цен понимают общие принципы, которых предприятие придерживается при установлении цен на свои товары и услуги. Стратегия ценообразования предполагает набор методов, с помощью которых эти принципы реализуются на практике.
Ценообразование в условиях рынка – весьма сложный процесс, подверженный воздействию разнообразных факторов. От цен во многом зависят финансовые результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на деятельность предприятия. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы установить на товары такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей и обеспечить получение намеченного объема прибыли.
Ценовая политика предприятия зависит от типа рынка, на котором оно работает. Обычно выделяют четыре типа рынка: свободной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции и чистой монополии.
Рынок свободной (совершенной) конкуренции характеризуется наличием множества продавцов и покупателей, каждый из которых не в состоянии влиять на уровень текущих цен, однородностью и взаимозаменяемостью конкурентных товаров, отсутствием ценовых ограничений. В этих условиях цены складываются под воздействием спроса и предложения.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки в широком диапазоне цен. Ему присущи острая конкурентная борьба между предприятиями и легкость проникновения на рынок. Товары конкурентов отличаются друг от друга качеством, оформлением и сопутствующими (дополнительными) услугами. Предприятие формирует цену на свою продукцию с учетом структуры потребительского спроса, установленных конкурентами цен, собственных издержек производства.
Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, которые реагируют на политику ценообразования конкурентов и осторожно относятся к изменению цен на свою продукцию. Предлагаемые товары могут быть как однородными и взаимозаменяемыми, так и отличными друг от друга. Новым предприятиям трудно проникнуть на этот рынок.
На рынке чистой монополии господствует только один продавец. Предприятие-монополист само определяет цены на производимую продукцию, не ориентируясь на ценовую политику остальных. Оптимальная цена зависит от характера спроса на продукцию и преследуемых монополистом целей; она может быть как очень высокой, так и упасть ниже себестоимости.
В реальной экономике указанные типы рынка обычно не существуют в чистом виде. Предприятие может с одним товаром выступать на рынке чистой монополии, с другим – на рынке совершенной конкуренции. В недрах олигополистического рынка возможны проявления как монополии, так и свободной конкуренции. Следует отметить также, что анализ рынков сам по себе не может дать готовых рецептов установления цен. Такой анализ необходим, прежде всего, для выявления закономерностей ценообразования и принятия осмысленных решений.
Ценообразование на предприятии представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов – постановки целей, определения спроса, оценки издержек, анализа цен и товаров конкурентов; выработки ценовой стратегии и выбора метода ценообразования; установления окончательных цен.
В текущей деятельности в зависимости от того, насколько интенсивно будет использоваться цена как стратегический маркетинговый инструмент, выделяется активная или пассивная ценовая политика, и применяются те или иные оперативно-тактические инструменты ценообразования.
В долгосрочной перспективе ценовая политика фирмы включает также систему рыночных стратегий.