Рынок совершенной и несовершенной конкуренции

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.Совершенная (чистая) конкуренция— это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:

1) на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров; 2) тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов; 3) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен; 4) наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.

Позитивные явления конкуренции: 1) снижение издержек; 2) быстрое внедрение НТП; 3) гибкое приспособление к спросу; 4) высокое качество продукции; 5) препятствие к завышению цен.

Негативные явления конкуренции: 1) разорение многих субъектов рыночной экономики; 2) анархия и кризис производства; 3) чрезмерная эксплуатация ресурсов; 4) экологические нарушения.

В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции продавцами используются различные методы конкурентной борьбы: 1) ценовая конкуренция. 2) неценовая конкуренция.

Несовершенная конкуренция – это такое положение на рынке, при котором возможны осложнения при вступлении при вступлении в него и выходе, ограничен доступ к информации; товары, продаваемые на нем, могут быть дифференцированными или уникальными, поэтому отдельные рыночные агенты могут оказывать влияние на масштабы производства и уровень цен.

Монополистическая конкуренция–на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление – дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи и т.п.

Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но т.к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой - в этом отличительная черта монополистической конкуренции.

Олигополистическая конкуренцияпредставлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм, для которых характерно производство либо однородной, либо дифференцированной продукции.

Олигополиисклонны к негласным («тайному сговору»)экономическим соглашениям в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде «жесткости цен» или «лидерства в ценообразовании», так и через особые организации типа «патентных пулов» (или консорциумов).

Патентные пулы- это соглашение о специализации и кооперации производства, а консорциум- объединение фирм с целью проведения общих научных исследований, совместного строительства крупных инвестиционных объектов. Обе эти организации выполняют картельные функции и являются базой для организации сговора о дележе рынка.

Стремление олигополий к «тайному сговору», (который, как правило, является картельным соглашением, носит устный характер и трудно доказуем) объясняется тем, что в случае его достижения олигополия, оставаясь формально олигополией с конкурирующими внутри фирмами, в реальности превращается в чистую монополию со всеми ее отрицательными чертами (см. ниже).

Монополиявозникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Цель монополии- получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке.

Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные формы:

Картель- соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции, ценах и разделе рынков сбыта.

Синдикат - объединение с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест - монополия, в которой объединяются и производство, и сбыт продукции фирм, входящих в нее, т.е. объединяется собственность.

Концерн - монополия с единым финансовым центром ( через владение контрольными пакетами акций) всех входящих в нее фирм разных отраслей и с общей технологией.

Конгломерат- объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

Чистая монополиясуществует на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов.

Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль за ценами и контроль за слиянием компаний.

Наши рекомендации