Виды цен, применяемых на железнодорожном транспорте

В основе ценообразования на транспорте, как впрочем, и в других отраслях экономики, лежит закон стоимости. Согласно этому закону цена производимой транспортной продукции (услуги), т. е. изменение местоположения грузов, устанавливается в соответствии с количеством и качеством затраченного на это перемещение общественно необходимого труда. Однако ценообразование на железнодорожном транспорте в силу особенностей транспортной продукции (услуги) имеет свою специфику.

Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство, нормальное функционирование которого возможно лишь при согласованном взаимодействии всех его звеньев. Помимо основного звена, осуществляющего транспортные перевозки, в работе железных дорог и их отделений, функционируют звенья, состоящие из предприятий и производственных подразделений подсобно-вспомогательной деятельности, осуществляющих большой объем работ:

– погрузочно-разгрузочных;

– транспортно-экспедиционных;

– по содержанию и обслуживанию хозяйств энерго-, водоснабжения и санитарно-технических устройств;

– изготовлению запасных частей, деталей и материалов для эксплуатационных, ремонтных и строительно-монтажных работ;

– содержанию складов топлива и материалов;

– капитальному ремонту верхнего строения пути;

– предоставлению пассажирам различных услуг и т. д.

Продукция подсобно-вспомогательных подразделений создается как для нужд железнодорожного транспорта, так и для реализации внешним потребителям.

Таким образом, исходя из специфики функционирования железнодорожной отрасли, при реализации транспортной продукции, в зависимости от выпустившего ее звена, ее вида и назначения, на железнодорожном транспорте применяют следующие виды цен (рис. 4.1).

 
  Виды цен, применяемых на железнодорожном транспорте - student2.ru

Рис. 4.1. Виды цен, применяемых на железнодорожном транспорте

Тарифы на железной дороге представляют собой цены плат и сборов, взимаемых за перевозки грузов, пассажиров, почты, грузобагажа и другие услуги транспорта. Укрупнено тарифы дифференцируются по видам перевозок: грузовые, пассажирские, почтовые, багажные.

В настоящее время на российском железнодорожном транспорте действуют единые государственные тарифы на перевозки грузов, пассажиров, багажа и т. д., определяемые на основе законодательно утвержденных прейскурантов. Но, в процессе протекания поэтапной реформы и развития системы рыночных отношений на железнодорожном транспорте, данные тарифы могут быть дифференцированы по степени свободы их использования на договорные или рыночные.

Для внутренних взаиморасчетов за перевозки, выполняемые каждой дорогой, в системе ОАО «РЖД» используются внутрипроизводствен-ные цены, также называемые расчетными или трансфертными. Данные цены учитывают затраты дорог на выполнение перевозок и минимальный размер прибыли, необходимой дорогам для решения социальных задач и выполнения делегированных Центральным аппаратом ОАО «РЖД» расчетов по налоговым обязательствам и инвестиционным проектам.

Экономический смысл внутрипроизводственных цен заключается в том, чтобы поставить в равные экономические условия отделения и предприятия железной дороги, выровнять их рентабельность, определить границы обоснованных отклонений индивидуальных затрат от среднеотраслевых. Использование внутрипроизводственных цен позволяет устранить колебания рентабельности отдельных видов услуг (продукции) внутри отрасли, определить эффективность продукции, работ, услуг и проанализировать перспективы их дальнейшего развития.

Внутрипроизводственные цены для расчетов за выполненные перевозки называют доходными ставками. Они дифференцируются по видам работ перевозочного процесса:

– передвижению грузов и пассажиров;

– выполнению начально-конечных операций по грузовым перевозкам;

– формированию поездов по пассажирским перевозкам и т. д.

Стоит отметить, что с развитием системы внутрипроизводственных отношений в ОАО «РЖД», для взаиморасчетов по перевозкам между железными дорогами и ОАО «РЖД», будет использоваться система не удельных (доходных ставок), а абсолютных трансфертных денежных потоков.

Для расчетов за продукцию вспомогательной деятельности предприятий железнодорожного транспорта используют два вида цен:

– внутрипроизводственные цены (тарифы), регулируемые департаментами Центрального аппарата ОАО «РЖД»;

– отпускные цены (тарифы) на продукцию предприятий подсобно-вспо­могательной деятельности, реализуемую сторонним (внешним) потребителям.

В целом внутрипроизводственные регулируемые цены (тарифы) на продукцию подсобно-вспомогательной деятельности рассчитываются по формуле

Виды цен, применяемых на железнодорожном транспорте - student2.ru (4.1)

где ЦВНТР – внутрипроизводственная регулируемая цена (тариф), руб.;
С – себестоимость производства единицы продукции на запланированном уровне, руб.; r – рентабельность, определяемая отношением прибыли к себестоимости (как правило, в размере не более 10 %), %; П – прибыль на единицу продукции, регулируемая уровнем рентабельности, руб.

Для утверждения внутрипроизводственных регулируемых цен и тарифов представляются следующие документы:

– проект цены или тарифа;

– калькуляция плановой себестоимости;

– пояснительная записка с необходимыми расчетными и справочными материалами.

Внутрипроизводственные регулируемые цены и тарифы на продукцию, работы и услуги, реализуемые предприятиям, входящим в состав своей дороги, утверждаются начальником отделения, а на продукцию, реализуемую предприятиям других железных дорог – начальником дороги.

В отличие от внутрипроизводственной регулируемой цены (тарифа), отпускная цена (тариф) на продукцию, работы, услуги, оказываемые предприятиями подсобно-вспомогательной деятельности железной дороги сторонним (внешним) потребителям, рассчитывается по формуле

Виды цен, применяемых на железнодорожном транспорте - student2.ru (4.2)

где ЦОТП – отпускная цена (тариф), руб.; С – себестоимость производства единицы продукции на фактическом уровне, руб.; r – рентабельность, определяемая отношением прибыли к себестоимости, %; П – прибыль на единицу продукции, регулируемая уровнем рентабельности, руб.; Н – налоги, включаемые в отпускную цену единицы продукции, руб.

Отпускные цены (тарифы) на продукцию, реализуемую сторонним (внешним) потребителям, предприятия подсобно-вспомогательной деятельности железной дороги устанавливают самостоятельно. При этом отпускные цены (тарифы) подразделяют:

– на договорные (тарифы);

– свободные (рыночные) (тарифы).

Договорными являются цены (тарифы), в которых уровень рентабельности в прибыли принимается по договорным соглашениям сторон.

Свободными (рыночными) цены (тарифы) являются тогда, когда размер прибыли в цене формируется по рыночным законам спроса и предложения.

Стоит отметить, что в процессе формирования как договорных, так и свободных (рыночных) цен и тарифов при расчете себестоимости единицы продукции применяют методику учета полных затрат на ее производство.

Примером продукции вспомогательной деятельности, реализуемой для внутрипроизводственного и внешнего потребления, могут быть:

– электроэнергия, перерабатываемая на подстанциях железнодоро­ж­но­го транспорта;

– услуги систем информатики и связи;

– различные виды строительных работ;

– услуги коммунальной системы железнодорожного транспорта;

– на­учно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие виды деятель­ности транспортных предприятий.

Стоит отметить, что в процессе выполнения основной деятельности железной дороги по перевозке грузов, грузовладельцы, как правило, нуждаются в оказании им ряда дополнительных услуг, тарифы, на осуществление которых также являются договорными. Это могут быть услуги по выполнению транспортно-экспедиционных операций, дополнительных (с особыми условиями выполнения) погрузочно-разгрузочных опе­раций, работ, связанных с дополнительным обслуживанием грузов в пути следования.

Значительную группу дополнительных услуг, оказываемых грузоотправителям, составляют транспортно-экспедиционные операции. Это услуги:

– по заполнению перевозочных документов, выдаче справок о продвижении гру­зов, выполнение расчетных операций со станциями и портами по доверенности гру­зовладельцев, выдаче уведомлений об отправлении, прибытии или подходе грузов, вагонов или контейнеров;

– розыску грузов, утерянных по вине грузовладельцев;

– доставке отправленного или прибывшего груза по системе «от двери до двери».

Особую группу дополнительных услуг транспорта составляют работы по обслу­живанию перевозочных средств грузовладельцев:

– пломбирование вагонов и контейнеров, загруженных грузовладель­ца­ми;

– подачи и уборки вагонов и контейнеров под погрузку или выгрузку по особому графику;

– выполнение погрузочно-разгрузочных работ в местах общего пользования с ис­пользованием дополнительных дорогостоящих механизмов;

– выполнение особых условий сопровождения грузов в пути следования – их ох­рана, использование сигнализации и связи.

Кроме того, железнодорожные предприятия основной деятельности также могут производить продукцию для внутреннего и внешнего потреб­ления на договорных условиях ее оплаты, в частности:

– ремонт подвижного состава, находящегося на балансе ОАО «РЖД», и собственного парка операторских компаний;

– обслуживание путе­вых устройств железнодорожного транспорта общего и не­общего пользования и т. д.

Наши рекомендации