Показатели эластичности

Термин «эластичность»- это показатель чувствительности потребителей или производителей к изменениям цен на рынках. Используется для измерения соотношения взаимозависимых переменных: цен и количества, или объема, проданных товаров.

Измерение ценовой эластичности спроса осуществляют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменяется объем продаж товаров вследствие 1 % - ого изменения цены за единицу данных товаров.

Ценовая эластичность спроса определяется как соотношение процентного изменения спроса и процентного изменения цены, вызвавшего изменение спроса:

% uQ
Ed =-------------------

% uP

гдe Ed - ценовая эластичность спроса.

Более точная формула расчета коэффициента эластичности выглядит следующим образом:

(Q1-Qo) / Qo
Ed=-----------------------

(P1- Po) / Po

где Q1- спрос на товар в момент времени 1, а Qo- в момент времени 0.

Ценовая эластичность спроса – важная характеристика экономического поведения. Ее знание позволяет предвидеть как потребители будут расходовать свой доход и какова будет ценовая стратегия производителей на данном рынке.

Выделяют следующие факторы эластичности спроса:

1. Наличие заменителей (субститутов).Чем больше у товара заменителей, тем выше ценовая эластичность спроса.

2. Степень информированности потребителей. Доступность информации о заменителях, возможность быстро навести справки о ценах, реклама.

3. Широта определения товара. Чем более узко определен продукт, тем выше ценовая эластичность спроса на него.

4. Жизненная необходимость товара. Относится ли данный товар к предметам первой необходимости или к предметам роскоши (не являются жизненно важными).

5. Относительное значение товар в расходах потребителей. Чем выше доля дохода, затрачиваемого на данный товар, тем выше эластичность спроса на него.

6. Время, необходимое для приспособления к ценовым изменениям. В долгосрочном периоде степень эластичности выше, чем в краткосрочном.

В практике могут встречаться по меньшей мере пять различных вариантов ценовой эластичности спроса:

1. эластичный спрос, когда при незначительных повышениях цены объем продаж существенно возрастает;

2. спрос с единичной эластичностью, когда 1% - ное изменение цены вызывает 1% - ное изменение продаж товаров;

3. неэластичный спрос, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно;

4. совершенно эластичный спрос, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар;

5. совершенно неэластичный спрос, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров, независимо от его цены.

Основные варианты эластичности спроса могут быть показаны на графике (рис. 6.).


Показатели эластичности - student2.ru

G? n о

H

OS

к

неэластичный спрос: 1% снижения цены даст менее 1 % количества продаж товара

эластичный спрос: 1% снижения цены увеличивает продажи более чем на 1%

единичная эластичность: 1% снижения цены дает 1% ув еличения продаж



О

Объем продаж товара

Рис. 6. Эластичность спроса

Каждый вариант, представленный на рис. 6, имеет свой коэффициент эластичности:

- коэффициент неэластичного спроса меньше единицы;

- при эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более, чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы;

- наконец, при единичной эластичности коэффициент равен единице.

В строго математическом смысле этот коэффициент со знаком «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении (обратная зависимость переменных). Но для простоты анализа коэффициент эластичности рассматривается как положительная величина, тем более что реальную значимость эта величина приобретает в показателе объема выручки от продаж товаров, т.е. денежной выручки.

Следовательно, когда процент снижения цены вызывает такое увеличение процента продаж, что общая торговая выручка (произведение цены на количество проданного товара) возрастает, то эластичность спроса приобретает практический смысл положительного коэффициента.

При единичной эластичности, когда коэффициент равен единице, снижение цены в точности компенсируется таким объемом продаж,

который не меняет торговую выручку.

В случае неэластичного спроса снижение цены вызывает настолько незначительное увеличение продаж товара, что общая выручка снижается.

Если коэффициент эластичности спроса по доходу имеет отрицательный знак, то мы имеем дело с товарами низшего порядка (картофель), если коэффициент эластичности изменяется в пределах от 0 до 1, мы имеем дело с нормальными товарами неэластичного спроса, если коэффициент эластичности больше 1, то мы имеем дело с товарами эластичными по доходу.

Кроме ценовой эластичности спроса существует ценовая эластичность предложения.

Ценовая эластичность предложенияизмеряет реакцию величины предложения наизменение цены товара и показывает, на сколько процентов изменится предложение товара при увеличении его цены на 1 процент. Интенсивность этих изменений также различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации:

- эластичного предложения;

- предложения единичной эластичности;

- неэластичного предложения.

Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цены и вызываемое то или иное процентное изменение объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на рис. 7.

OS

N о н

&

единичная эластичность

эластичное предложение

неэластичное предложение

О Объем продаж товара

Рис. 7. Эластичность предложения

При единичной эластичности предложения 1 % увеличения цены товаров вызывает 1 % увеличения их предложения для продажи на рынке.

В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

В случае эластичного предложения, 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара, значительно превышающее 1 %. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

Бесконечно эластичное предложение (на графике рис. 7. горизонтальная линия) - это увеличение поставок товаров на рынок при крайне незначительном увеличении цен на эти товары.

Показатели эластичности предложения подтверждают весьма важную закономерность: в течение длительного периода времени, когда спрос уже приспособился к возросшей цене, эластичность предложения способствует установлению так называемой нормальной цены равновесия (в отличие от цен мгновенного и краткосрочного равновесия).

Выделяют следующие детерминанты эластичности предложения товара:

1. Время приспособления к ценовым изменениям. Чем больше времени проходит с момента роста цен, тем значительнее рост предложения.

2. Возможность хранения товара. Чем меньше издержки хранения товара, тем более эластичным будет их предложение в условиях временного изменения цен.

3. Затраты, связанные с увеличением предложения товара. Чем меньше единовременные затраты, а так же чем слабее рост переменных затрат, тем более эластичным будет предложение товара.

Наши рекомендации