Тест на умение реализовать товар фирмы.

Задание.

Прочитайте каждое утверждение и оцените свое согласие с ним в баллах, после чего подсчитайте общее количество баллов и ответьте на вопрос «Готов ли персонал торгового предприятия к преодолению неопределенности в работе с покупателями?».

Утверждения Полно-стью согла-сен Согла-сен в основ-ном В основ-ном не согла-сен Совер-шенно не со-гласен
Оценка в баллах
1. Прежде чем продавец выйдет на контакт с покупателем, он должен изучить характеристики продаваемых товаров и преимущества, которые получит покупатель.        
2. Продавец должен демонстрировать товар в действии и отвечать на все вопросы покупателя.        
3. Необходимо иметь на готове проспекты и рекламные листки для посетителей, которым нужна информация.        
4. В случае продажи дорогостоящих товаров неоходимо навести сравки о потенциальных покупателях и их потребностях.        
5. Необходимо тщательно подготовиться к встрече с покупателем (быть готовым ответить на все его вопрсы иметь систему регистрации заказов и т.д.).        
6. Для покупателя важно первое впечатление о продавце.        
7. Если товары (услуги) дорогостоящие и сложные, то покупатель, прежде чем заплатить большую сумму, должен убедиться, что он поступает правильно и потому не будет торопиться.        
8. Поскольку продавец знает больше покупателя о товаре или услуге, он может продемонстрировать свою эрудицию, дать рекомендации и помочь покпателю сделать выбор.        
9. Необходимо дать пояснения по отдельным характеристикам товара, рассказать о порядке его работы и отдельных функциях.        
10. Продавец должен дать понять покупателю, что его товары лучше, чем у конкурентов.        
11. Обсуждая потребности покупателя, продавец должен помочь ему ясно сформулировать требования к товару.        
12. Можно предложить товар (услугу) в качестве варианта решения его проблемы лишь после того, как продавец установил, чего хочет потенциальный покупатель.        
13. Сам факт того, что покупатель обратился к продавцу для приобретения товара означает, что у него имеется какая-то неудовлетворенная потребность.        
14. Когда продавец продает товар, ему следует наряду с характеристиками товара выделить и те преимущества, которые покупатель получит приобретя его.        
15. В случае. Если покупатель не принимает предложение продавца, последний может: а) ненавязчиво поспорить с ним;   б) предложить другой вариант покупки        
16. Продавек должен заострять внимание покупателя на сильных сторонах его предприятия для укрепления его доверия.        
17. Можно обсуждать с клиентом квалификацию пресонала, качество обслуживания и многолетний опыт владельца фирмы.        
18. Если предложенный вариант покупки удовлетворяет покупателя, но он не спешит с решением, то следует: а). Покпателя поторопить;   б). Повторить ему преимущества товара;   в). Обсудить с ним конкрктные возражения;   г). Дать ему возможность ему понять косвенными вовпросами, что он уже принял решение (“какой цвет вы хотели бы?”, “когда вам доставить?”, “как вы будите плптить?”).        
19. Покупатели не любят, когда их торопят или уговаривают.        
20. Если дать покупателю возможность подумать, можно добиться большего.        
21. Если с помощью психологического давления и различных уловок продавцу удалось уговорить покупателя сделать покупку, это это может отрицательно сказаться на бизнесе фирмы.        
22. При продаже товара важно соблюдать принцип “продавать только новые товары только старым покупателям”.        
23. Многие покупатели чувствуют себя увереннее, если продавец продавец сохраняет к ним интерес после покупки.        
24. Обслуживание может входить составной частью в контракт на покпку товара.        
25. Следует направлять запрос покупателю по прошествии некоторого времени после покупки с просьбой сообщить, удовлетворен ли он приобретением.        
26. Предложение продавца о бесплпатной наладке или техническом осмотре проданного товара, консультации покупателя по правилам эксплуатации и содержания приоретенных товаров: а). Нецелесообразны и такой подход может вызвать негативную реакцию покупателя;   б). Необходимы, так как покупатели увидят, что вы искренне хотите чтобы они были довольны товаром.        




Обработка теста.

30 – 60 баллов – покупатель уходит к вашему конкуренту;

61 – 90 баллов – покупатель колеблется, от вас требуется принятие решительных действий;

91 – 120 баллов – покупатель ваш постоянный клиент.

Приложение 5. Методика оценки гармоничности организационных стратегий, структуры и культуры организации.

Задание. С помощью теста определите гармоничность организационного развития фирмы во взаимосвязи трех составных элементов: организационных стратегий, структуры и культуры организации. Ответьте на вопрос: «Будет ли иметь такая организация конкурентное преимущество на рынке?».

Тест конкурентоспособности компании.

(Источник: Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении. – М., «Бизнес-школа», 1997).

Инструкция. Вам предстоит оценить 30 параметров, которые в своей совокупности помогут сделать заключение о конкурентоспособности, выбранной вами фирмы. Около каждого пункта обведите кружком балл, который, по вашему мнению, имеет отношение к оцениваемой фирме.

Факторы, способствующие повышению конкурентоспособности фирмы Шкала оценок Факторы, препятствующие повышению конкурентоспособности фирмы
1. Стремление к организационным изменениям. 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие стремления к организационным изменениям
2. Использование новых методов управления. 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие стремления использовать новые методы управления.
3. Целенаправленное изучение рынка. 7 6 5 4 3 2 1 Проявление недостаточного внимания к изучению рынка.
4. Всесторонне изучение конкурентов 7 6 5 4 3 2 1 Недостаточное внимание к конкурентам.
5. Высокое внимание к новейшей информации в области производства товаров, услуг, идей. 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие должного внимания к новейшей информации в области производства товаров, услуг, идей.
6. Стремление внедрять инновации. 7 6 5 4 3 2 1 Боязнь инноваций.
7. Применение эффективных стратегий в решении управленческих задач. 7 6 5 4 3 2 1 Выход на неэффективные стратегии в решении управленческих задач.
8. Учет внутренних и внешних факторов деятельности организации. 7 6 5 4 3 2 1 Неполный учет внутренних и внешних факторов деятельности организации.
9. Высокий уровень компетентности руководителей всех уровней управления. 7 6 5 4 3 2 1 Недостаточно высокий уровень компетентности руководителей всех уровней управления.
10. Высокий уровень профессионализма специалистов и персонала. 7 6 5 4 3 2 1 Недостаточно высокий уровень профессионализма специалистов и персонала.
11. Способность руководителей идти на риск. 7 6 5 4 3 2 1 Боязнь рискованных действий.
12. Проявление высокой организационной культуры руководителей. 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие высокой организационной культуры руководителей.
13. Выдача руководителем надежной информации своим подчиненным. 7 6 5 4 3 2 1 Субъективизм руководителя в выдаче надежной информации подчиненным («Хочу – дам, хочу – не дам!»).
14. Учет и активизация человеческого фактора. 7 6 5 4 3 2 1 Недостаточное внимание к человеческому фактору.
15. Участие руководителей низового звена управления и персонала в принятии решений 7 6 5 4 3 2 1 Единоличное принятие решений руководителями высшего звена управления.
16. Предоставление творчества всем работникам организации. 7 6 5 4 3 2 1 Подавление творческих возможностей работников.
17. Возможность самореализации и проявление интеллектуального потенциала для всех сотрудников организации. 7 6 5 4 3 2 1 Строгое требование к работникам безукоснительного выполнения приказов, инструкций, указаний менеджеров. Отсутствие у исполнителей возможностей исследовать свой интеллектуальный потенциал.
18. Учет индивидуально-психологических и личностных особенностей исполнителей. 7 6 5 4 3 2 1 Нивелировка индивидуально-психологических и личностных особенностей исполнителей.
19. Принятие руководителем социальной ответственности за принятие и реализацию управленческих решений. 7 6 5 4 3 2 1 Непринятие руководителем социальной ответственности за принятие и реализацию управленческих решений.
20. Наличие положительной мотивации в деятельности руководителя. 7 6 5 4 3 2 1 Преобладание мотивации избежания неуспеха у руководителя.
21. Положительное мотивирование руководителями персонала. 7 6 5 4 3 2 1 Неумение руководителей положительно мотивировать персонал.
22. Проведение правильной кадровой политики в организации (необходимость своевременного обновления персонала). 7 6 5 4 3 2 1 Стремление руководителей поддерживать работоспособность организации с помощью старого персонала.
23. Умение руководителей общаться с подчиненными 7 6 5 4 3 2 1 Неумение и нежелание руководителей правильно общаться с подчиненными.
24. Наличие нормального психологического климата в отдельных группах и в организации в целом. 7 6 5 4 3 2 1 Наличие конфликтных отношений в группах.
25. Наличие атмосферы доверия менеджеров с подчиненными. 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие доверительных отношений менеджеров с подчиненными.
26. Применение демократичных методов управления руководителями всех рангов. 7 6 5 4 3 2 1 Применение авторитарных методов управления руководителями всех рангов.
27. Положительное влияние формального лидера на рабочие группы с учетом групповой динамики. 7 6 5 4 3 2 1 Наличие конфликтных отношений менеджера с рабочими группами и неучет явлений групповой динамики.
28. Наличие авторитета формального лидера в рабочих группах. 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие авторитета формального лидера в рабочих группах.
29. Наличие и использование группового единства руководителями подразделений. 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие явления группового единства в подразделениях организации.
30. Наличие групповой сплоченности в рабочих группах. 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие групповой сплоченности в рабочих группах.

Обработка результатов тестирования.

После окончания заполнения теста нужно суммировать все отмеченные баллы. По всем пунктам теста может быть набрано от 30 до 210 баллов. В соответствии с этими результатами производится оценка результатов.

30 – 48 баллов – Очень плохо. Фирма находится в катастрофическом

положении. У неё нет шансов подняться и выйти из

кризиса.

49 – 60 баллов – Плохо. Шансов на выход из кризиса практически

нет.

61 – 90 баллов – Фирма неконкурентоспособна. Её нужно

полностью обновлять.

91 – 120 баллов – Результат ниже среднего. Фирма не может выйти из

кризиса, её нужно перестраивать.

120 – 150 баллов – Средний результат. Есть шансы при дополнительном

вложении капитала и отличном менеджменте

увеличить эффективность работы фирмы.

151 – 179 баллов – Хорошо. У фирмы есть шансы подняться на более

высокую ступень конкурентоспособности.

180 - 210 баллов – Отлично. Оцениваемая вами фирма относится к

разряду конкурентоспособной.

Приложение 6. Методики оценки социально-психологических процессов и явлений, связанных с групповой работой в организации.

1. Тест на изучение социально-психологического климата в группе.

(источник: Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. /Под ред. А.Ф. Кудряшова. – «Петраком», Петрозаводск, 1992).

Инструкция.

Просим вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в рабочей группе. Доя ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

1. Внимательно прочитать варианты ответов;

2. Выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению;

3. Поставить знак «+» в пустой графе против выбранного вами ответа.

1). Отметьте, пожалуйста, с какими из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны.

1. Большинство членов нашего коллектива – хорошие и симпатичные люди.  
2. В нашем коллективе есть всякие люди  
3. Большинство членов нашего коллектива – люди малоприятные  

2). Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?

Нет, конечно Скорее нет, чем да. Не знаю, не задумывался об этом Скорее да, чем нет Да, конечно
         

3). Как Вам кажется, могли Вы дать достаточно полную характеристику:

  да Пожалуй, да Не знаю, не задумывался над этим Пожалуй, нет Нет
1. Деловых качеств большинства членов коллектива.          
2.Личных качеств большинства членов коллектива.          

4). Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 – коллектив который Вам очень не нравится. В какую клетку Вы поместите ваш коллектив?

                 

5). Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то, как бы Вы к этому отнеслись?

Это меня бы вполне устроило Не знаю, не задумывался над этим Это меня бы совершенно не устроило
     

6). Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам:

Нет, не мог бы Не могу сказать, не задумывался над этим Да, мог бы
     

7). Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т.п. В какую из клеток вы поместили бы свой коллектив?

                 

8). Как вы думаете, если бы Вы вышли не пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?

Нет, конечно Скорее нет, чем да. Не знаю, не задумывался об этом Скорее да, чем нет Да, конечно
         

Обработка результатов.

Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента, полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

- положительная оценка (к этой категории относятся сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа – положительные, а третий либо отрицательный, либо нейтральный);

- отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа отрицательные, а третий может быть либо положительным, либо нейтральным);

- неопределенная противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный (нейтральный) ответ; ответы на два вопроса неопределенные, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Полученные по всей выборке данные, можно свести в таблицу следующего вида.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ ОТДЕЛЬНЫХ

КОММПОНЕНТОВ ОТНОШЕНИЯ

Участники опроса Эмоциональный компонент Когнитивный компонент Поведенческий компонент
… … n      

В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из трех знаков:

+; ─ ; 0.

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента

∑ (+) ─ ∑ (–)

Тест на умение реализовать товар фирмы. - student2.ru Э = ,

n

где ∑(+) – количество положительных ответов, содержащихся в столбце, ∑(–) – количество отрицательных ответов, n – число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от – 1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от –1 до +1) делится на три равные части: от –1 до – 0,33; от –0,33 до + 0,33; от + 0,33 до + 1.

Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй – противоречивыми (неопределенными), а третий – положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

1). Полностью положительное; 2). Положительное; 3). Полностью отрицательное; 4). Отрицательное; 5) Противоречивое (неопределенное).

В первом случае социально-психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором случае – как в целом благоприятный; в третьем – как совершенно неудовлетворительный; в четвертом – как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.

На опросном листе вопросы 1, 4, 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5, 8 – к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса.

Исследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования 5 – 10 минут. Простота обработки данных дает возможность быстрого получения общего результата.

Наши рекомендации