Порядок инспектирования организаций

Порядок проведения проверок должностными лицами и организациями федеральной инспекции труда (ст.360 ТК РФ) определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительство РФ

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

· в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

· запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

· изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

· расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

· предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

· направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

· выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

· запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

· составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

· выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектируют на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

Следует заметить, что порядок проведения мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда государственными инспекторами труда определен в статье 357 Трудового кодекса РФ.

В п.3 ст.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» сказано, что «Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются… к действиям государственных органов при проведении… расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве». А в п.4 этой же статьи 1 прямо сказано, что «Особенности организации и проведения проверок при осуществлении… контроля и надзора в сфере труда… государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью… в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами».

Предметом контроля государственных инспекторов труда является соблюдение работодателями трудового законодательства, а не исполнение обязательных требований при осуществлении предпринимательской деятельности.

Государственные инспекторы труда имеют право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, определенных приказом Роструда от 10 апреля 2006 г. № 60 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственной инспекции труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

По административным правонарушениям, предусмотренным частью 1 статьи 5.27 (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), частью 2 статьи 5.27, статьей 5.31, частью 1 статьи 19.5 и статьей 19.6 Кодекса:

· руководитель Роструда - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда - заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;

· начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, его заместители;

· начальники отделов надзора и контроля Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, их заместители;

· руководители государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;

· начальники отделов надзора и контроля государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;

· главные государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации;

· государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

По административным правонарушениям, предусмотренным частью 1 статьи 5.27 (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц), частью 1 статьи 19.4 и статьей 19.7 Кодекса:

· руководитель Роструда - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда - заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;

· начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, его заместители;

· начальники отделов надзора и контроля Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, их заместители;

· руководители государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;

· начальники отделов надзора и контроля государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;

· главные государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

По административным правонарушениям, предусмотренным частью 1 статьи 5.27 (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности) и статьей 5.44 Кодекса:

· руководитель Роструда - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда - заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;

· начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, его заместитель по вопросам охраны труда;

· начальники отделов надзора и контроля по вопросам охраны труда Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, их заместители;

· руководители государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители по вопросам охраны труда;

· начальники отделов надзора и контроля по вопросам охраны труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;

· главные государственные инспекторы труда (по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации;

· государственные инспекторы труда (по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

По административным правонарушениям, предусмотренным статьями 5.28 - 5.30, 5.32 - 5.34 и 5.42 Кодекса:

· руководитель Роструда - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда - заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;

· начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, его заместитель по правовым вопросам;

· начальники отделов надзора и контроля по правовым вопросам Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, их заместители;

· руководители государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители по правовым вопросам;

· начальники отделов надзора и контроля по правовым вопросам государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;

· главные государственные инспекторы труда (по правовым вопросам) государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации;

· государственные инспекторы труда (по правовым вопросам) государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности. Они должны считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если того хочет заявитель.

Наши рекомендации