Организация и методика допрофессионального обучения школьников основам профессии в межшкольных учебно-производственных комбинатах (УПК).
Организационно-педагогические основы деятельности межшкольных учебно-производственных комбинатов. Цели и задачи, организация и структура, взаимоотношение с предприятиями и организациями, учебно-производственная и воспитательная работа, руководство и персонал комбината.
Помощь в выборе профессии как одна из важнейших задач межшкольных учебно-производственных комбинатов. Уровни теоретического и практического ознакомления учащихся школ с рабочими профессиями. Реализация идей профориентации в содержании и в процессе трудового обучения школьников.
Уроки трудового обучения - основная форма организации учебной работы в УПК. Уроки по формированию теоретических знаний. Урок по формированию практических навыков и умений. Урок производственного труда. Урок. Технико-технологические и профориентационные экскурсии.
Методика формирования технологических навыков, общетрудовых общепроизводственных умений. Комплексное формирование умений.
Специфика перспективного и тематического планирования в условиях учебно-производственного комбината.
4.2. Организация и методика подготовки новых рабочих, обучение вторым профессиям и повышение квалификации рабочих на производстве.
Формы подготовки рабочих. Курсовая, групповая и индивидуальная подготовка новых рабочих на производстве. Формы повышения квалификации. Производственно-технические курсы. Курсы целевого назначения. Школы по изучению передовых приемов и методов труда. Курсы бригадиров.
Ступенчатая система подготовки и повышения квалификации. Экономическая эффективность ступенчатой системы подготовки.
Отделы (бюро) технического обучения предприятий, их основные функции. Материально техническое оснащение учебного процесса. Кадровое обеспечение учебного процесса, требования к преподавателям и инструкторам производственного обучения. Специфика учебно-программной документации.
Индивидуальное производственное обучение, производственное обучение в бригадах и на курсах на первой степени обучения. Работа преподавателя при обучении по очно-заочной форме. Деятельность учебно-консультационных пунктов. Организация и методика установочных лекций. Групповые и индивидуальные консультации. Методика проведения квалификационных пробных работ и технического экзамена. Особенности метода контроля обучения.
Проектирование учебного процесса. Подготовка преподавателя и инструктора производственного обучения к занятиям. Анализ учебных планов и программ, корректировка типовых учебных программ. Подбор учебно-производственных работ и их нормирование. Рабочий план производственного обучения. Поурочный план, план и конспект урока теоретического обучения.
Индивидуальная и коллективная методическая работа педагога профессионального обучения при подготовке рабочих на производстве.
Контроль процесса и качества подготовки рабочих на производстве.
4.3. Подготовка рабочих высшей квалификации со средним специальным образованием в технических лицеях (высших профессиональных училищах - ВПУ).
Профессионально-квалификационные требования современного производства к рабочим по профессиям точной механики, автоматики, электроники и к совмещённым профессиям. Требования к образовательному и культурному уровню руководителей младшего звена. Переход к подготовке рабочих со средним специальным образованием. Профессиональная мобильность современных рабочих как новое квалификационное требование.
Высшее профессиональное училище (технический лицей) - учебное заведение нового типа в системе народного образования. Концепция ступенчатой подготовки, её преимущества и слабые стороны. Широта профиля и уровень квалификации по профессии на каждой ступени обучения. Особенности содержания образования в высшем профессиональном училище.
Методическое обеспечения высших профессиональных училищ.
Прогнозирование материально-технического оснащения и педагогических средств осуществления учебного процесса в ВПУ.
Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса в техническом лицее. Базовое образование, педагогический опыт персонала училища. Восприимчивость к педагогическим новациям. Уровень педагогических умений.
Раздел 5. Пробные уроки. Наблюдение и анализ пробных уроков
5.1. Разработка планов-конспектов пробных уроков.
Проведение пробных уроков.