Продукция предприятия, ее конкурентоспособность.

Конкурентоспособность любого субъекта хозяйственной деятельности базируется на определении конкурентоспособности объекта деятельности. Субъектом здесь выступает авиакомпания, а объектом — услуги, которые она предоставляет. Поэтому конкурентоспособность субъекту исследования характеризуется в первую очередь, потребительскими свойствами объекта исследования, то есть потребительскими свойствами услуг авиакомпании.

Под конкурентоспособностью продукции авиакомпании, мы понимаем ее способность к потенциальному удовлетворения потребности в авиаперевозках по сравнению с конкурентами на конкретном рынке за данный период. Чем выше конкурентоспособность, тем успешнее является деятельность авиакомпании на рынке.

Для достижения конкурентоспособности авиакомпании применяют ряд методов, среди которых: ценовые и неценовые методы конкуренции авиакомпаний.

Ценовая конкуренция является соперничеством за получение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации продукции, снижения цен на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Она предполагает продажу продукции по более низким ценам, чем конкуренты. Ценовая конкуренция формируется на основе тарифной политики авиакомпаний. Снижая цену на предоставляемые услуги, авиакомпания приобретает возможность укрепить свои позиции по сравнению с конкурентами. Повышая цену, она снижает свои возможности в этом направлении. Ценовая конкуренция на рынках воздушных перевозок имеет свои особенности. Результат ее действия сложнее, чем на товарном рынке, и состоит из двух компонентов:

1. прямого результата, аналогичного условиям товарного рынка, то есть естественного улучшения конкурентных позиций вследствие снижения цены;

2. дополнительного результата, обусловленного, с одной стороны, укреплением социального престижа авиакомпании, а с другой — определенными гарантиями относительно предотвращения государственным ограничением ее деятельности.

Показатель ценовой конкуренции (Цп) определяет использование авиакомпанией методов ценовой конкуренции и характеризует уровень скидок, предоставляемых авиакомпанией, льгот, отложенных платежей при продаже в кредит и т.д.

ЦБ = Т (1-КП)

где Цп — продажная цена пассажиромест; Т — тариф на авиаперевозки; Кп — коэффициент льгот; (Величина Кп зависит от многих конъюнктурных факторов и может составлять от 0, 1 до 0, 5)

Неценовая конкуренцияориентируется, прежде всего, на соответствующую перестройку производства и реализацию продукции с качественно новыми свойствами, удовлетворение новых потребностей рынка, расширение ассортимента сопутствующих услуг. Уровень цен при этом, несмотря на более высокое качество товара, часто существенно не меняется.

Характеристики, используемые при оценке конкурентоспособности продукции авиакомпании могут быть условно разделены на качественные (безопасность, комфортабельность салонов, удобство расписания, внимательность бортпроводников и др..) И количественные (например, цена перевозки). Итак, критерий конкурентоспособности может быть охарактеризован как качественная и количественная характеристика продукции авиакомпании, ориентированной основанием для оценки ее конкурентоспособности.

Основными критериями неценовой конкуренции на воздушном транспорте являются: безопасность полетов, регулярность полетов, сохранность вещей, сдаваемых к перевозке багажа, грузов и почты, соблюдения сроков доставки багажа, грузов и почты, сокращение времени прохождения формальностей при вылете, время ожидания при высадке из самолета , время ожидания получения багажа и прохождения формальностей по прилету, соблюдение времени стыковки рейсов и качественное обслуживание транзитных и трансферных пассажиров и их багажа, точность и своевременность информации пассажиров и клиентуры, действия и поведение обслуживающего персонала и профессионализм в обслуживании.Перечисленные критерии создают «имидж», т.е. репутацию авиакомпании, и способствуют привлечению пассажиров.

2Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия.

Воздушный кодекс

Существует методические рекомендации по определению себестоимости рейса выпущенные департаментом ВТ:

1. Расчет себестоимости по статьям затрат

2. Приказ №110- аэропортовые ставки и сборы.

3. Конституция Российской Федерации (Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

4. КОНВЕНЦИЯ ДЛЯ УНИФИКАЦИИ НЕКОТОРЫХ ПРАВИЛ, КАСАЮЩИХСЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК 12 октября 1929 года(в редакции Протокола от 28.09.55, заключена в Варшаве) ; Настоящая Конвенция применяется при всякой международной перевозке людей, багажа или товаров, осуществляемой за плату посредством воздушного судна. Она применяется также к бесплатным перевозкам, осуществляемым посредством воздушного судна предприятием воздушных перевозок.

5. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Заключена в г. Монреале 28.05.1999) //Документ опубликован не был.

6. КОНВЕНЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (Чикагская конвенция 1944 года) Суверенитет. Договаривающиеся Государства признают, что каждое государство имеет полный и исключительный суверенитет на воздушное пространство над своей территорией. Территория. В целях настоящей Конвенции территорией Государства признаются сухопутные территории и прилегающие к ним территориальные воды, находящиеся над суверенитетом, сюзеренитетом, протекторатом или мандатом данного Государства.

8. "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОСТАВА ЗАТРАТ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) ПРЕДПРИЯТИЙ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Письмо Государственной налоговой службы РФ от 7 июля 1994 г. №НП-6-01/245. Подробно указывается как нужно рассчитывать себестоимость по различным методам.

9. "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ОТ АКТОВ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА" Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. №897 (с изменениями от 22 апреля 1997 г., 6 марта 1998 г.)

10. "О МОДЕРНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ" СОГЛАШЕНИЕ от 03 ноября 1995 года

11. Различные Санитарные правила и норма по сферам использования, например:

"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ СП 2.5.1.1107-02" Постановление Минздрава России от 21 февраля 2002г. №7

"ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДИСПЕТЧЕРОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ" Санитарные правила СП 2.5.1.1107-02 Утверждены 16.02.2002г.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.5.1.051-96 "УСЛОВИЯ ТРУДА И ОТДЫХА ДЛЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 19 марта 1996 г. №7)

13. "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года №904

14. "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНТРОЛЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ" Приказ ФАС России №14 от 22 июня 1996 г.

16. "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ" ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №10-ФЗ Принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года

17. "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ" Федеральный закон РФ №10-ФЗ от 08 января 1998 г.

18. Различные Федеральные авиационные правила, например:

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА "ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЧАСТИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЕС ОРВД РФ) НА 1998 - 2000 гг. от 3 декабря 1998 года

21. Информационные Письма Пенсионного фонда, Министерства труда, Министерства Финансов и т.п., регламентирующие законодательство в сферах их касающихся.

22. Приказы ФАС, непосредственно регулирующего органа по гражданской авиации.

23. Различные Постановления Правительства, Приказы Министерств, Соглашения, Решения.

24. Приказы Министерства транспорта, которые являются неотъемлемыми первоначальными источниками, регулирующими деятельность в сфере воздушного транспорта.

Наши рекомендации