Показатели деятельности транспортного комплекса

Показатели 2010 отчет 2011 оценка прогноз 2014 к 2010, %
Транспортоемкость ВВП, % к пред. году 93,1 88,7 95,8 94,2 93,9 75,2
Транспортная подвижность населения, % к пред. году 104,5 103,2 102,7 102,8 103,4 112,3
Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей 994,0 1 154,8 1 295,4 1 449,5 1 741,0 129,9
                 

Итоги первого полугодия 2011 г. демонстрируют восстановление показателей транспортной деятельности. Так, объем коммерческих перевозок грузов составил 105,9% к уровню аналогичного периода 2010 года, коммерческий грузооборот – 105,8% и пассажирооборот – 103,5% соответственно.

Динамика основных прогнозных показателей развития

транспортного комплекса,% к предыдущему году

Показатели 2010 отчет 2011 оценка прогноз 2014 к 2010, %
Объем коммерческих перевозок 101,1 105,4 103,5 104,0 104,4 118,5
Коммерческий грузооборот Пассажирооборот общего пользования 107,9 104,8 103,4 103,9 104,3 117,6
104,5 102,6 102,9 102,8 103,7 112,5

С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП, в целом по транспортному комплексу объем коммерческих перевозок в 2011 году оценивается на уровне 3,75 млрд. тонн (105,4 % к уровню 2010 года), а грузооборот – 2,38 трлн. т-км (104,8 % к уровню 2010 года). Пассажирооборот транспорта общего пользования оценивается на уровне 494,8 млрд. пасс-км (102,6% к уровню 2010 года).

Резкое ухудшение показателей транспортной деятельности в 2009 году существенно повлияло на финансовый результат деятельности транспортных предприятий и на их возможности по инвестированию; ограниченность инвестиционных ресурсов сохранилась и в 2010 году. В связи с этим в 2011 году ожидается рост инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям транспортного комплекса (без трубопроводного) в 107,4% к предыдущему году до уровня в 1154,8 млрд. рублей в текущих ценах. Следует отметить, что оценка объема инвестиций в 2011 году составляет 89,1% к уровню 2008 года в сопоставимых ценах.

В среднесрочной перспективе рост производства в основных грузообразующих секторах промышленности стимулирует рост объемов погрузки основной номенклатуры перевозимых грузов на 6,3 процента.

В условиях макроэкономических параметров базового варианта прогноза объемы коммерческих перевозок грузов и коммерческого грузооборота в 2012 году увеличатся на 3,4-3,5% против уровня 2011 года, в том числе выполняемый железнодорожным транспортом общего пользования – на 3,4%, автомобильным – на 3,8-3,9 процента. Объем перевозок морским транспортом, с учетом прогнозируемого роста тоннажа морского флота, увеличится на 3,6% против уровня 2011года.

В таких условиях к 2014 году объем коммерческих перевозок всеми видами транспорта (без трубопроводного) достигнет уровня 4,2 млрд. тонн (118,5% к уровню 2010 г.), коммерческий грузооборот – 2,67 трлн. т-км (117,6%), в том числе железнодорожным транспортом общего пользования – 1,4 млрд. тонн (116,4%) и 2,38 трлн. т-км (118,5%) соответственно.

Коммерческий грузооборот по видам транспорта, % к предыдущему году

Показатели 2010 отчет 2011 оценка прогноз 2014 к 2010, %
Коммерческий грузооборот - всего 107,9 104,8 103,4 103,9 104,3 117,6
в том числе:            
магистральный железнодорожный транспорт 107,8 105,7 103,4 103,9 104,3 118,5
промышленный железнодорожный транспорт 83,3 103,3 102,8 103,2 103,4 113,4
автомобильный транспорт 120,2 108,1 103,9 104,5 105,0 123,1
внутренний водный транспорт 103,1 112,2 103,0 103,4 103,6 123,7
морской транспорт 102,6 80,0 104,2 104,9 105,4 92,2
воздушный транспорт 132,4 102,0 101,7 102,3 102,8 109,0

Грузовые перевозки

Автомобильный транспорт

Перевозки грузов автомобильным транспортом занимают наибольшую долю в общем объеме коммерческих перевозок грузов – на уровне 44%, и только 4% в общем объеме коммерческого грузооборота. В среднесрочный период значительные сдвиги в структуре перевозок грузов не прогнозируются (доля автомобильного транспорта в общем объеме коммерческих перевозок грузов достигнет 45%).

Тем не менее, продолжающийся интенсивный процесс автомобилизации населения (4,1% в 2010 году) при низких темпах ввода в эксплуатацию автомобильных дорог (77% в 2009 году) сдерживает развитие автомобильных перевозок. Так, в настоящее время около 50% от общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению транспортных издержек в конечной стоимости продукции, а также снижению безопасности дорожного движения. Таким образом, развитие автомобильных дорог является ключевой задачей снятия инфраструктурных ограничений экономического роста.

В связи с этим важнейшим событием для дорожной отрасли в 2010 году стало создание системы дорожных фондов. Таким образом, предполагается реализовать принцип «пользователь платит», установив четкую связь между источниками финансирования дорожного хозяйства (законодательно зафиксированы) и результатами их использования. Ожидается, что система дорожных фондов обеспечит дорожное хозяйство надежным источником финансирования и стимулирует рост темпов обновления и развития, автомобильных дорог.

Кроме того, в 2010 году предприятия автомобильного транспорта вели агрессивную политику по привлечению грузовой базы, привлекая грузы, которые ранее перевозились железнодорожным транспортом. В связи с этим увеличилась средняя дальность перевозки грузов на 28 процента. Следует отметить, что по коммерческому грузообороту автомобильный транспорт в 2010 году превзошел уровень 2008 года (105,3 процента). Обостряется конкуренция на рынке контейнерных отправок, транспортировки скоропортящихся, продовольственных, тарно-штучных и других номенклатур на расстояниях до 2000 километров. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе данная тенденция сохранится.

Ключевыми факторами конкурентоспособности автомобильного транспорта станут гибкость ценообразования и географии перевозок, новая техника и технологии перевозочного процесса, а также интеграция разных видов транспорта при перевозке (интермодальность).

Наши рекомендации