Предпосылки и факторы развития сферы услуг

Факторы, способствующие развитию отраслей сферы услуг:

- структурно-технологическая перестройка в сфере материального производства ,определившая потребности в широком спектре деловых услуг в хозяйственной деятельности

- ин­дивидуализацией потребностей населения и производства

- сравнительно незначительный стартовый капитал, необходимый на этапе формирования относящихся к ней организаций;

- короткие сроки окупаемо­сти инвестиций во многих отраслях сферы услуг;

- широкие возможности привлечения рабочей силы.

- научно-технический прогресс, в рамках которого образовался широкий спектр новых услуг, развивающих­ся на основе информационных технологий и компьютеризации

- возможности информационного взаимо­действия способствуют развитию отношений между производителями и потребителями услуг и формированию глобального рынка услуг

-активное инвестирование в инфраструктурные отрасли

-активное использование аутсорсинга в деятельности предприятий и организаций.

Традиционной фактор развития сферы услуг – конечный потребительский спрос (воздействие в объемных показателях и в изменении структуры производства услуг).

Наиболее эффек­тивными являются инвестиции в потенциал самих работников..

Сервизация экономики выражается:

- в растущих пропорциях сектора услуг в хозяйственной деятельности, в частности, его доли в ВВП и занятости населения, в мировом торговом обмене,

- в возрастании роли сферы услуг в повышении эффективности производства и социального воспроизводства общества.

Характеристики современной экономики – информационная, инновационная, глобальная, сетевая, знаниевая, креативная экономики

Современные тенденции в сфере услуг, прежде всего, выражаются в росте и разнообразия характеристик услуг социального блока- образования, здравоохранения, социального обслуживания, уровня их технологий и качества.

Значительная динамика характерна для группы производственных отраслей сектора услуг, прежде всего деловых( профессиональных) услуг.В целом, на долю этой группы услуг в ведущих странах приходится 40-50 % ВВП.

Факторы роста этой группы отраслей услуг:

-диверсификации услуг за счет включения функционально сложных услуг, отличительными особенностями которых является их знание- и- наукоемкость,

- высокие требования к используемым ресурсам как человеческим, так и инновационным технологическим( использование деловых услуг оказывает существенное влияние на производительность труда).

Главные инвестиционные отрасли в настоящее время- секторы информационных технологий и деловых услуг.

В наибольшей степени процессы сервизации концентрируются в развитых эффективных экономиках.,

Основные индикаторы сервизации экономики

1.Важнейшим индикатором сервизации современной экономики является концентрация занятости в секторе услуг( в США-82% от общего числа занятых, в России-50%).

По данным Всемирной организации труда в странах с высоким доходом доля женщин в занятых в сфере услуг составляла в период 2011-2016 гг. 84 %, а в таких странах как Великобритания, Швеция и Норвегия – 91 %.

2. Диверсификация услуг, которые оказываются крупными корпорациями-

предложение пакетов(комплексов услуг- банки предлагают страховые, финансовые, посреднические и биржевые услуги).

3. Увеличение разнообразия услуг.

4. Либерализация сферы услуг( в частности, информационных услуг)

5. Мощное развитие сферы информационных услуг 6.. Географическое распределения торговли услугами по отдельным странам отличается крайней неравномерностью в пользу развитых стран- на мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и >50% импорта. На 4 страны; США, Великобритания, ФРГ и Франция приходится 44%

всего рынка услуг

Мировой рынок услуг

Торговля услугами имеет ряд особенностей, обусловленных природой услуг.

1.Услуги производятся и потребляются в одном месте и одновременно, не разорваны во времени, не подлежат хранению. Значительная часть торговых услуг основана на прямых контактах между производителями и потребителями услуг.

2.Международная торговля услугами возможна только в том случае, если производители услуг работают за рубежом или иностранцы присутствуют в стране-производителе.

3.Часть торговли услугами связана с торговлей товарами, отсюда – маркетинговые исследования проводятся совместно для товаров и услуг.

4.Характерное до последнего времени активное международное перемещение капитала и рабочей силы требует развития банковских, информационных медицинских и других видов услуг.

5. Часть сферы услуг находится в полной или частичной собственности государства.

6. В международную торговлю вовлечены не все услуг, а лишь их часть. (бытовые ,коммунальные услуги и т.д.)

7.Географическое распределения торговли услугами по отдельным странам отличается крайней неравномерностью в пользу развитых стран(на мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и >50% импорта. На 4 страны; США, Великобритания, ФРГ и Франция приходится 44%

всего рынка услуг

Место и роль услуг в социально-экономическом развитии общества и разнообразие характеристик их классификационных признаков определяет необходимость:

- анализа сферы услуг в контексте производства и управления;

-обоснования управленческих подходов к ее регулированию на различных уровнях, ведущих как к реализации «внутренних» целей сферы услуг, так и повышению качества взаимодействия с производственными секторами экономики и за счет этого обеспечению эффективного ее развития.


Наши рекомендации