М 19 пд «производство объектов дизайна»

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

М 19 ПД «ПРОИЗВОДСТВО ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА»

/наименование дисциплины/

3 кредита

«ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОМОБОРУДОВАНИЯ»

/наименование дисциплины/

2 кредита

по специальности 5В042100 – Дизайн

/код и название специальности/

Тараз, 2017

1. РАЗРАБОТАНА И ВНЕСЕНА:

кафедра «ТКИЛП и дизайн», Никитюк Е.А. - старший преподаватель , магистр

РЕЦЕНЗЕНТЫ

Рахманова Ж.С. – к.т.н., доцент Таразского гуманитарно-инновационного университета;

Шардарбек М. – к.т.н., доцент Таразского государственного университета им. М.Х.Дулати

УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ

от «__» __________201__ года № ___

Учебная программа рассмотрена на заседании кафедры «ТКИЛП и дизайн» и рекомендована к использованию в учебном процессе для студентов специальности 5В042100 – Дизайн

Пр. №____ «____»______________201__ г.

Учебная программа рассмотрена и рекомендована научно-методическим бюро технологического факультета к утверждению.

Пр. №_____ «____» _____________201__ г.

Учебная программа рассмотрена и рекомендована научно-методическим советом Таразского государственного университета им. М.Х. Дулати к утверждению.

Пр. №_____ «____» _____________201__ г.

Предисловие

Изучение дисциплины «Производство объектов дизайна» напрвлено на ознакомление студентов с методами работы на различных этапах производства объектов дизайна, на ознакомление с основами технологии их изготовления, на разработку последовательности производственных процессов, изучению их видов.

Создание нового образца объекта дизайна происходит в ходе ее проектирования. Проектирование (любого изделия) - последовательность действий от постановки проблемы до разработки решения, удовлетворяющего личным (индивидуальным) и общественным потребностям и производственным возможностям. Проектирование промышленного объекта заключается в преобразовании исходного описания объекта в окончательное описание на основе выполненного комплекса работ исследовательского, расчетного и конструкторского характера.

Задачей дизайнеров в настоящее время чаще всего является разработка образцов моделей для тиражирования в промышленности. Промышленному производству невыгодно изготовление единичных изделий, так как это требует частой переналадки потоков и разработки технической документации.

Экономически более оправданным является создание серии объектов дизайна на одной базовой основе. Кроме того, новые модные стили и направления требуют от промышленности регулярного обновления ассортимента выпускаемых изделий.

Разнообразие ассортимента современных объектов дизайна требует от дизайнера принципиаль­ных различий в подходах к их проектированию в за­висимости от ее назначения, условий производства и тенден­ций развития дизайна.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать – терминологию, классификацию шрифтов по начертанию, элементы шрифтов и шрифтовой надписи, необходимых для разработки шрифтовых и рекламных плакатов.Знать основы наколки или муляжирования, как средств поиска новых форм одежды в моделировании.Знать пи́ломатериа́лы и их классификацию с целью выполнения имитации ценных пород деревьев.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь- самостоятельно выдвигать идею, композиционно грамотно представить графическую экспозицию; разрабатывать эскизы проектируемых объектов дизайна; выполнять муляжи моделей одежды различного назначения.

владеть активной профессиональной культурой художественного проектного мышления; владеть средствами графического изображения объектов дизайна; умение использовать научную и техническую информацию, с целью обоснования, разъяснения и защиты новых идей, собственных проектов.

Общая трудоемкость курса – 3 кредита.

Пререквизиты: основы дизайна, история материальной культуры и дизайна.

Постреквизиты: курсовое и дипломное проектирование.

Изучение данного курса способствует эффективному изучению профилирующих дисциплин.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Производство объектов дизайна различно­го назначения осуществляется в основном в условиях промыш­ленного или мелкосерийного производства. Весь курс дисциплины условно разделен на три раздела: полиграфия, муляжирование и работа с древесиной.

К промышленному производству относится полиграфи́я(от др.-греч. πολύς — «многочисленный» и γράφω — «пишу») - это отрасль промышленности, занимающаяся размножением печатной продукции, а именно книжно-журнальной, деловой, газетной, этикеточной и упаковочной продукции.

Основные типы печати: высокая печать, глубокая печать, плоская печать, трафаретная печать.

Все способы печати являются разновидностями этих основных типов.

Различные способы печати: офсетная печать, цифровая печать, цифровая офсетная печать, флексографическая печать, сублимация, шелкография, тиснение, способы плоской печати, литография, тампонная печать, ирисовая печать.

Муляжирование или метод наколки - весьма интересное и творческое занятие, целью которого является получение сложных и нестандартных форм одежды. Этим методом можно создавать самые изысканные решения в крое, получать неповторимые архитектурные конструкции и сложную геометрию. Результат создания моделей по этой методике удивляет своей красотой и неординарностью.

Метод наколки - способ моделирования, в основе которого лежит работа непосредственно на фигуре человека или работа с манекеном. Ткань приобретает форму, задуманную изначально или найденную уже в процессе творчества. Эта методика удивительна, с ее помощью можно разнообразить формы вечерних нарядов, можно создать креативные повседневные решения и т.д. Этот инструмент умело используют дизайнеры.

Наколка и муляжирование - практически родственные понятия в моделировании, поэтому иногда их сложно отличить. Муляжный метод - методика обработки формы с дальнейшей коррекцией и уточнением ее натурального размера.

Метод наколки позволяет учитывать индивидуальные особенности человеческой фигуры, если наколка выполняется на индивидуальном манекене или фигуре. Эта методика редко применяется для массового изготовления одежды в промышленных условиях.

Пи́ломатериа́лы — продукция из древесины установленных размеров и качества, имеющая, как минимум, две плоско-параллельные пластины.

Пиломатериалы получают в результате продольного деления круглых лесоматериалов (брёвен), а также продольного и поперечного деления полученных частей.

Пиломатериалы обычно производят на лесопильных предприятиях, где для этого применяются специальные станки и оборудование: ленточнопильные, круглопильные или лесопильные рамы и др.

Виды пиломатериалов

В зависимости от ориентации в бревне:

- пиломатериал радиальной распиловки — пиломатериал, полученный ориентированной распиловкой круглых лесоматериалов или брусьев с преимущественным направлением пропилов, близкий к радиусам годичных слоев древесины.

- пиломатериал тангентальной распиловки — пиломатериал, полученный ориентированной распиловкой круглых лесоматериалов с преимущественным направлением пропилов по касательной к годичным слоям древесины. Отделка - конечная, завершающая операция в процессе изготовления деревянных изделий, которые при всех своих положительных свойствах — красоте, гигиеничности, долговечности и т. д. — имеют большой недостаток: все они подвержены воздействию внешних физических условий — температуры, влажности воздуха, солнечных лучей. Для предохранения изделий из дерева от влияния этих факторов и служит отделка. Кроме того, она должна уберечь материал от вредителей и придать предмету красивый внешний вид.

Основной раздел

Полиграфия и типографика. Высо́кая печа́ть. Глубокая печать. Пло́ская печа́ть. Трафаретная печать

Понятия полиграфии и типографики. Основные типы печати: высокая печать, глубокая печать, плоская печать, трафаретная печать. Способы печати. Отличительные особенности высокой печати. Понятия глубокой печати или интальо. Трафаретная печать - метод воспроизведения текстов и надписей и изображений.

Шелкография, как разновидность трафаретной печати. Шелкография в искусстве. Офсе́тная печа́ть. Цифровая печать

История зарождения шелкографии. Материалы,для изготовления трафаретных форм для шелкографии. Основные особенности шелкографии.

Ведущее место шелкографии в ряду других методов создания визуального искусства. Офсе́тная печа́ть. Принципиальная схема действия офсетной машины. Особенности цифровой печати и ее подвиды.

Перечень практических работ

1. Изготовление шрифтового плаката

2. Выполнение рекламного плаката в графических компьютерных программах

3. Выполнение макета для упаковки сувенирной продукции с использованием картона и бумаги.

4. Выполнение наколок лифа различных моделей

5. Выполнение наколок юбок различных силуэтов

6. Выполнение имитации ценных пород деревьев

СРО – самостоятельная работа студентов

Описание заданий на СРО

СРО по данной дисциплине имеет творческий характер и представляет собой анализ и зарисовки различных составляющих костюма, ансамблей и коллекций (в виде реферата или презентации МРР).

Перечень тем для самостоятельной работы студентов

Тема№1. Выполнение графической композиции в технике трафаретной печати.

Тема№2. Выполнение иллюстрации в технике монотипии.

Тема№3.Выполнение макета упаковки для сыпучих продуктов.

Тема№4.Выполнение макета осветительного прибора.

Тема№5. Наколка воротника-стойка различных конфигураций.

Тема№6.Наколка цельнокроеного рукава.

Тема№7.Наколка рукава покроя реглан.

Тема№8.Выполнение декоратив-ного панно в технике «интарсия».

Список литературы

Основная литература

1. Журов А. П., Третьякова К. М. Гравюра на дереве. — М.: Искусство, 1977. — 248 с.

2. 2. Звонцов В., Шистко В. Офорт. Техника. История. СПб: Аврора, 2004 ISBN 5-7300-0712-5

3. 3. Корнилов П. Е. Офорт в России XVII — XX веков. — М.: Академии художеств СССР, 1953. — 144 с.

4. Парыгин А. Б. Искусство шелкографии. ХХ век (история, феноменология. техники, имена). — СПб.: СПб ГУТД, 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-7937-0490-8

5. Парыгин А. Б. Шелкография как искусство. Техника, история, феноменология, художники. — СПб.: СПб ГУТД, 2009. — 261 с. — ISBN 978-5-7937-0397-0

6. Аверьянов В. В. Шелкография: Практическое пособие по трафаретной печати. — М.: Гамма, 1998—109 с., ил.

Дополнительная литература

1. Аверьянов В. В. Шелкография: Практическое пособие по трафаретной печати. — М.: Гамма, 1998—109 с., ил.

Предисловие

Рассмотрение закономерностей образования промышленных форм любого объекта обусловлена прежде всего значением формообразующих факторов: влиянием на форму изделия, его назначения и эргономических требований, которые оказывают на форму решающее значение; влиянием материалов и конструкций на форму промышленных изделий, которое неодинаково и зависит от характера предмета, его функций, его связей с человеком, со средой.

Для формообразования приборов, устройств и механизмов важно точно установить в каких условиях они будут работать, каковы характерные типовые составляющие связанного с ним функционального процесса, меняются ли функции, возникают ли новые, соединяются ли некоторые из них в одном предмете и т.д. – все это приводит к изменению содержания и формы изделий и их комплексов.

Задача дизайнера состоит не только в техническом совершенствовании изделия, но и в улучшении его потребительских свойств, связанных с той непосредственной пользой, которую должно принести изделие человеку. И, конечно, в создании удобства и обеспечении безопасности эксплуатации этих изделий, реализация которых обеспечивается при соответствующем формальном решении.

Целью дисциплины «Дизайн-проектирование промоборудования» является освоение методики проектирования промышленного оборудования, умение связать практическую деятельность с основными теоретическими принципами их формообразования, и решение проектных ситуаций.

Задачи курса: ознакомить студентов с основными типами проектных задач; изучить факторы, определяющие морфологию простейших предметов, несложных механических устройств и механизмов со сложной пластической формой и объемно-пространственной структурой; изучить факторы, определяющие эргономические требования к проектированию промышленного оборудования и рекомендации по эргономическому обеспечению; освоить технические приемы и закономерности художественного и технического проектирования промышленного оборудования.

Общая трудоемкость курса – 2 кредита .

Пререквизиты: основы дизайна, история материальной культуры и дизайна .

Постреквизиты: КП и ДП.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Основы формообразования промышленных изделий рассматривают с учетом всех факторов, которые определяют их потребительские свойства, в тоже время определяют и «морфологию» этих изделий. Форма изделия зависит от его функции, требований эргономики и условий производства (используемых материалов, конструкций и технологии).

На формообразование промышленного оборудования существенно влияет соотношение функциональных, эстетических и технико-экономических требований. Удобство и красота формы – важнейшие критерии оптимальной композиции различного оборудования и предметов быта, предназначенных для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.

Основной раздел

Перечень практических работ

1. Разработка форм несложных приборов и механизмов, а также со сложной

пластической формой и объемно-пространственной структурой.

2. Разработка новых форм промышленного оборудования в соответствии с

эргономическими требованиями.

3. Проектирование рабочего места на основе рекомендаций по

эргономическому обеспечению.

4. Проектирование производственного интерьера.

СРС – самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа студентов (СРС) – представляет собой реферат на заданную тему с обязательным обзором литературы или изложение содержания какой-либо работы. Реферат готовится индивидуально.

Цель курса

Целью данной дисциплины является освоение методики проектирования промышленного оборудования, умение связать практическую деятельность с основными теоретическими принципами их формообразования, и решение проектных ситуаций.

Список литературы

Основная литература

1. З.Н. Быков, Г.В. Крюков, Г.Б. Минервин и др. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий.- М.: Высшая школа, 1996г.

2. Сомов Ю.С. Композиция в технике.- М.:Машиностроение, 1987г.

3. Е.Н. Лазарев Дизайн машин.- Л.: Машиностроение, 1998г.

Дополнительная литература

1. Ермилова В.В. Моделирование и художественное оформление одежды.- М.:

АСАДЕМА, 2004г.

2. Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера.- Ростов-на-Дону, 2005г.

3. Михайлов С.М. История дизайна.- М.: Союз дизайнеров России, 2003г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

М 19 ПД «ПРОИЗВОДСТВО ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА»

/наименование дисциплины/

3 кредита

«ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОМОБОРУДОВАНИЯ»

/наименование дисциплины/

2 кредита

по специальности 5В042100 – Дизайн

/код и название специальности/

Тараз, 2017

1. РАЗРАБОТАНА И ВНЕСЕНА:

кафедра «ТКИЛП и дизайн», Никитюк Е.А. - старший преподаватель , магистр

РЕЦЕНЗЕНТЫ

Рахманова Ж.С. – к.т.н., доцент Таразского гуманитарно-инновационного университета;

Шардарбек М. – к.т.н., доцент Таразского государственного университета им. М.Х.Дулати

Наши рекомендации