Вопрос 4. Процесс формирования и развития личности

Процесс формирования и развития личности наиболее понятен при рассмотрении трех его компонентов: детерминант, стадий и черт личности.

Детерминанты личности — это группы факторов, предопределяющие формирование и развитие личности. Наиболее исследованные детерминанты — это биологические, социальные и культурные. Биологические (наследственные, генетические, физиологические) факторы влияют как прямым, так и косвенным образом (например, теория существования прямой зависимости между типом личности и формами человеческого тела). Социальные факторы (родители, семья, сверстники, соседи, друзья, Я-концепция, архетипы) также определяют личность человека. Влияние социальных факторов не прекращается и тогда, когда человек достигает взрослого возраста, а процессы социализации на рабочем месте и социальные роли воздействуют на человеческую личность, ее восприятие и поведение. Культурные факторы представляют собой характеристики обширной социокультурной среды, существенно влияющей на личность и формирующей ее иерархию ценностей, социальную динамику. На личность также воздействуют ситуационные факторы, причем часто непредсказуемо. Они могут решающим образом повлиять на формирование личности или выявить какие-либо скрытые ее черты, которые проявляются только в особых ситуациях (например, спонтанные героические поступки, преступления).

Стадии развития личности. Этот подход рассматривает каждую человеческую личность как развивающуюся по определенным стадиям во взаимодействии со средой. Основные сторонники концепции развития личности по этапам (стадиям) — 3. Фрейд, Э. Эриксон — определяют ее как смену кризисов психосоциальной идентичности; А. Маслоу и К. Роджерс — как реализацию потребности в самоактуализации; Ж. Пиаже — как периодизацию умственного развития; Ш. Бюлер — как развитие интенций (намерений, целей) и способности самостоятельно делать осознанный выбор; А.В. Петровский — как процесс вхождения и интеграции с социальной средой; В.И. Слободчиков — как становление человеческой субъективности через рефлексию.

Социализация — это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность.

Модель «от незрелости к зрелости» Криса Арджириса. Он предложил модель работающего человека, которая сочетает в себе как стадии развития личности, так и ее черты (латентные характеристики личности, которые могут не совпадать с наблюдаемым поведением) (табл. 2).




Таблица 2

Модель «от незрелости к зрелости» К. Арджириса

Характеристики «незрелого» возраста Характеристики «зрелого» возраста
Пассивность Активность
Зависимость Независимость
Ограниченное число моделей поведения Разнообразные поведенческие модели
Примитивные интересы Глубокие интересы
Краткосрочные перспективы Долгосрочные перспективы
Подчиненное положение Главенствующее положение
Низкое самосознание Более высокое самосознание и самоконтроль

Согласно Арджирису, человеческая личность в любом возрасте развивается (сознательно и бессознательно) не столько от стадии к стадии, сколько в разной степени и по разным аспектам преобразуется от незрелого до зрелого состояния.

Арджирис утверждает, что по мере приобретения людьми опыта и самоуверенности в своей работе они могут быть описаны, параметрами, соответствующими зрелому возрасту (разной степени активности, независимости, разнообразием поведенческих моделей и т. д.). Эта модель дает метод описания и измерения роста отдельной личности в условиях определенной организационной культуры и важные рекомендации для менеджеров, которые должны стараться стимулировать активность, независимость, карьерный рост личности и способствовать раскрытию ее способностей.

Подход с позиций черт личности. Подход к формированию личности, основанный на выделении ее черт, определяет такое их сочетание, которое лучше всего отражает личность. Принято считать, что черты личности организованы в иерархию, начиная с конкретных реакций и кончая общими стилями психологического функционирования. Наиболее известны из теоретиков в этой области Г. Оллпорт, Г. К. Айзенк, Р. Кэттелл, М. Голдберг и П. Коста с Р. МакКрэем.

Черта личности является базовой единицей личности и представляет широкую обобщенную диспозицию (склонность) вести себя определенным образом, которая проявляется в поведении человека в широком спектре ситуаций в разнос время. Черты можно охарактеризовать тремя свойствами — частотой, интенсивностью и диапазоном ситуаций.

Теоретиками предложена модель факторного анализа слов, обозначающих черты личности - параметры «Большой пятерки» (O-C-E-A-N: Открытость опыту — О, сознательность -- С, экстраверсия — Е, доброжелательность — А, невротизм — N, или эмоциональная стабильность), образующие пятифакторную модель. В каждом из факторов «Большой пятерки» выделили шесть специфических граней (более конкретные компоненты, из которых складывается обобщенный фактор «Большой пятерки»), которые оценивают по соответствующей шкале (табл. 3).

Специалисты в области черт личности полагают, что индивидуальные оценки человека по параметрам «Большой Пятерки» остаются стабильными примерно после 30 лет. До этого возраста возможны значительные изменения и рост оценок, что позволяет некоторым психологам утверждать, что, «подобно интеллекту и физическому росту, черты личности имеют свою точку полной зрелости. Развитие личности не завершено до окончания третьего десятилетия жизни» (Costa & МсСгае, 1994). Эта модель (российский вариант ее разработан в 2000 г. Бурлачуком) может успешно применяться в таких областях, как профессиональная ориентация, диагностика личности, ОП, поскольку пять основных характеристик тесно связаны с совместной деятельностью в условиях организации и вместе с физическими характеристиками и способностями влияют на успех выполнения служебных функций и обязанностей.

Таблица 3

Факторы черт личности, образующие Большую пятерку (О-С-Е-А-N)

Характеристики тех, кто получил высокие оценки по данному фактору Описание черт, входящих в характер Характеристики тех, кто получил низкие оценки по данному фактору
Нейротизм (N)
Беспокойный, нервозный, эмоциональный, неуверенный, неадекватный, ипохондрический Измеряет приспособленность либо эмоциональную нестабильность. Идентифицирует индивидов, подверженных неприятным переживаниям (дистрессам), склонных к чрезмерным страстям и порывам, к идеям, далеким от реальности и к неадекватным реакциям на действительность Спокойный, расслабленный, неэмоциональный, выносливый, уверенный, довольный собой
Экстраверсия (Е)
Общительный, активный, разговорчивый, ориентированный на людей, оптимистичный, любящий повеселиться, ласковый Измеряет: широту и интенсивность межличностных взаимодействий; уровень активности; потребность во внешней стимуляции; способность радоваться жизни Сдержанный, трезвомыслящий, жизнерадостный, отчужденный, ориентированный надело, тихий, незаметный в компании
Открытость к освоению нового опыта (О)
Любопытный, с широкими интересами, творческий, оригинальный, нетрадиционный, богатый воображением Измеряет активный поиск нового опыта и признание его самостоятельной ценности; терпимость к чужому, непривычному и исследовательский интерес к нему Связанный условностями, приземленный, с ограниченными интересами, не обладающий ни художественными, ни аналитическим складом ума
Доброжелательность (А)
Мягкосердечный, доброжелательный, доверчивый, услужливый, великодушный, легковерный, прямой Измеряет качество отношения человека к другим людям на всем многообразии от сочувствия до враждебности в мыслях, чувствах и действиях Циничный, грубый, подозрительный, мстительный, безжалостный, раздражительный, манипулирующий другими
Сознательность (С)
Организованный, дисциплинированный, надежный, усердный, пунктуальный, педантичный, аккуратный, честолюбивый, настойчивый Измеряет степень организованности и мотивированности индивида в целенаправленном поведении. Противопоставляет людей надежных и требовательных тем, кто апатичен и не тщателен в работе Нецелеустремленный, ненадежный, ленивый, беспечный, небрежный, нерадивый, слабовольный, любящий наслаждения

Исследователи ОП уделяют значительное внимание рассмотрению личностных качеств людей, важных для совершения той или иной работы. Поэтому полезным для менеджеров будет знакомство с рядом личностных особенностей, которые можно использовать для прогнозирования поведения в организациях. К важным личностным характеристикам можно отнести психологические особенности (самооценку, локус контроля, самомониторинг, систему ценностей, установки, отношение к работе, характер).

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте взаимодействие личности и организации на основе психологического и экономического контрактов.

2. Дайте определение степени конгруэнтности как показателю соответствия индивида и организации друг другу.

3. Охарактеризуйте теории поведения личности.

4. Рассмотрите процесс формирования и развития личности.

Литература:

1. Глумаков В.Н. Организационное поведение [Текст] : учебное пособие/ В.Н. Глумаков.- 2-е изд.- М.:Вузовский учебник, 2011.

2. Громова О.Н., Латфуллин Г.Р. Организационное поведение [Текст] : учебник/ О.Н. Громова, Г.Р. Латфуллин.- 2-е изд., перераб. и доп.-СПб.: Питер, 2010.- ("Учебник для вузов").

3. Згонник Л.В. Организационное поведение [Текст] : учебник/ Л.В. Згонник.- М.: Дашков и К, 2010.- 232 c.

4. Красовский Ю.Д. Организационное поведение [Текст] : учебник/ Ю.Д. Красовский.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 527 c.

5. Оксинойд К.Э. Организационное поведение [Текст] : учебник/ К.Э. Оксинойд.- М.: Кнорус, 2009.

6. Резник С.Д. Организационное поведение. [Текст] : учебник/ С.Д. Резник.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011.- (Высшее образование).

7. Ярушева С.А. Организационное поведение [Текст] : учебное пособие/ С.А. Ярушева.- Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2007.- 118 c.

Наши рекомендации