Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Критерии рыночного предпочтения.

В отрасли конкурентная фирма может занимать различное положение. Это зависит от того, каковы ее издержки по отноше­нию к рыночной цене товара, который данная фирма произво­дит. В экономической теории рассматриваются три общих слу­чая соотношения средних издержек (AC) фирмы и рыночной це­ны (Р),которое определяет положение фирмы в отрасли в краткосрочном периоде — наличие убытков, получение нормальной прибыли или сверхприбыли.

В первом случае мы наблюдаем неудачную, мало­эффективную фирму, несущую убытки: ее издержки AС слиш­ком высоки по сравнению с ценой товара Р на рынке и не окупа­ются. Такой фирме следует либо модернизировать производство и снизить издержки, либо покинуть отрасль.

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Критерии рыночного предпочтения. - student2.ru

Рис. 6.8. Фирма несущая убытки

Во втором случае фирма достигает равенства ме­жду средними издержками и ценой (АС=Р)при объеме произ­водства Qe,чем и характеризуется равновесие фирмы в отрасли. Ведь функцию средних издержек фирмы можно рассматривать как функцию предложения, а спрос, как мы помним, — это функция цены (Р).Вот и достигается равенство между спросом и предложением, т. е. равновесие. Объем производства Qeв дан­ном случае является равновесным. Находясь в состоянии равно­весия, фирма получает только нормальную прибыль, включая бухгалтерскую, а экономическая прибыль равна нулю. Наличие нормальной прибыли обеспечивает фирме благоприятное положение в отрасли.

Отсутствие же экономической прибыли создаёт стимул для поиска конкурентных преимуществ – например, внедрения новвоведений, более прогрессивных технологий, что может дополнительно снизить издержки фирмы на единицу продукции и временно обеспечить сверхприбыль.

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Критерии рыночного предпочтения. - student2.ru

Рис. 7.8. Фирма получающая нормальную прибыль

В третьем случае показано положение фирмы, получающей сверхприбыль в отрасли. При производстве в объеме от Q1 до Q2 фирма имеет сверхприбыль: доход, полученный от продажи про­дукции по цене Р,превышает издержки фирмы (АС< Р).Следует обратить внимание на то, что наибольшая прибыль достигается при производстве продукции в объеме Q2. Размер максимальной прибыли отмечен на рисункезаштрихованным участком.


Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Критерии рыночного предпочтения. - student2.ru

Рис. 8.8. Фирма, получающая сверхприбыль

Однако есть возможность более точно определить момент, когда следует прекратить наращивание производства, дабы при­быль не переросла в убытки, как, например, при объеме выпуска на уровне Q3. Для этого необходимо сопоставлять предельные издержки (МС) фирмы с рыночной ценой, которая для конку­рентной фирмы является одновременно и предельным доходом (MR). Вспомним, что предельные издержки отражают индивиду­альную стоимость производства каждой следующей единицы то­вара и изменяются быстрее, чем средние издержки. Поэтому фирма достигает максимума прибыли (при МС=MR) гораздо раньше, чем средние издержки сравняются с ценой товара.

Условие равенства предельных издержек предельному доходу (МС = MR) есть правило оптимизации производства.

Соблюдение этого правила помогает фирме не только макси­мизировать прибыль, но и минимизировать убытки.

Итак, рационально действующая фирма независимо от поло­жения в отрасли (терпит ли она убытки, получает ли нормаль­ную прибыль или сверхприбыль) должна производить только оп­тимальный объемпродукции. Это значит, что предприниматель всегда остановится на таком объеме выпуска, при котором за­траты на производство последней единицы товара (т. е. МС)сов­падут с величиной дохода от продажи этой последней единицы (т. е. с MR). Подчеркнем, что данная ситуация характеризует поведение фирмы в краткосрочном периоде.

В долгосрочном периоде отраслевое предложение изменя­ется. Это происходит за счет роста или уменьшения числа участ­ников рынка. Если равновесная цена, сложившаяся на отраслевом рынке, выше средних издержек и фирмы получают сверхприбыль, то это стимулирует появление новых фирм в прибыльной отрасли. Приток новых фирм расширяет отраслевое предложение. Увели­чение предложения товара на рынке ведет к снижению цены. Понижающиеся цены автоматически снижают сверхприбыли фирм.

Цены движутся то вверх, то вниз, каждый раз про­ходя через такой уровень, при котором Р=АС. В этой ситуации фирмы не несут убытков, но и не получают сверхприбыли. Такая долгосрочная ситуация называется равновесной.

В условиях равновесия, когда цена спроса совпадает со сред­ними издержками, фирма производит по правилу оптимизации на уровне MR = МС, т. е. выпускает оптимальный объем продук­ции.

Таким образом, равновесие характеризуется тем, что величи­ны всех параметров фирмы совпадают друг с другом:

AC=P=MR=MC.

Так как MR совершенного конкурента всегда равен рыноч­ной цене Р = MR, то условием равновесия конкурентной фирмы в отрасли является равенство

АС=Р=МС.

Положение совершенного конкурента при достижении рав­новесия в отрасли показано на следующем рисунке.

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Критерии рыночного предпочтения. - student2.ru

М R

Рис. 9.8. Фирма в условиях равновесия

Функция цены (рыночного спроса) Р на продук­цию фирмы проходит через точку пересечения функций АС и МС. Так как при совершенной конкуренции функция предель­ного дохода MR фирмы совпадает с функцией спроса (или це­ны), то оптимальному объему производства Qopt соответствует равенство АС=Р=MR=МС, которое и характеризует положе­ние фирмы в условиях равновесия (в точке Е). Мы видим, что ни экономической прибыли, ни убытков фирма не получает в условиях равновесия, складывающегося при долгосрочных измене­ниях в отрасли.

Наши рекомендации