Задачи закупочной логистики.

1. Переоценка потребностей.

1. Определение и оценка требований потребителей.

2. Решение делать или покупать.

3. Определение типов закупок (установившиеся, модифицированные и новые закупки).

4. Анализ поведения рынка.

5. Определение всех возможных поставщиков.

6. Предварительная оценка всех возможных источников закупаемых ресурсов.

7. Окончательный выбор поставщика.

8. Доставка материальных ресурсов и сопутствующий сервис.

Основными задачами, решаемыми закупочной логистикой, являются:

1. Определение предмета. Задача определения закупок решается совместно с производственным отделом и инженерной службы компании.

2. Объем закупок определяется по согласованию с другими отделами (производ, склад, фин, бухгалтерия) Совместно с производственным отделом определяется количество материальных ресурсов.

3. Выбор поставщикатребует глубокого анализа рынка, интересующей фирму продукции, существующих и потенциальных поставщиков, данный вопрос находиться полностью в компетенции работников отдела снабжения.

4. Условия закупоксогласуется с поставщиками, уже предложившими свои варианты, и отделом снабжения.

При выполнении этих задач необходимо каждый раз принимать решение, покупать ли данное комплектующее изделие в готовом виде у другого производителя или же делать его самим на собственном производстве.

2 билет Основные понятия и сущность производственной логистики

ПЛ – решает вопросы организации движения материальных ресурсов и управления ими непосредственно между стадиями производственного процесса, включая подачу сырья и материалов на рабочие места, т.е. в узком смысле занимается планированием и организацией внутрипроизводственной транспортировки, складированием и поддержанием запасов и незавершённого производства, а в широком смысле, представляет собой – регулирование производственного процесса в пространстве и во времени.

Цель ПЛ заключается в обеспечении своевременного, ритмичного и экономичного движения МР между стадиями и рабочими местами основного производства в соответствии с планами производства и реализацией готовой продукции или заказами потребителей.

ПЛзанимается оперативным планированием и управлением МП в производстве.

В современном понимании логистики ПЛ, предполагает постепенное развитие и формирование интегрированных систем управления построенных на принципах синхронизации, оптимизации и интеграции всех процессов происходящих в организации.

Сущность применения ПЛ, в интегрированном управлении предприятия заключается в создании условий для оптимального, эффективного и результативного протекания производственного процесса в пространстве производственной системы и во времени.

При производственном планировании акцент делается на удовлетворение современных потребностей в организации производства. Процесс производства каждого отдельного вида продукции предприятия называют частным производственным процессом.

При частном ПП выделяют частичные производственные процессы.

В качестве первичного элемента ПП следует рассматривать технологическую операцию – технологически однородную часть ПП выполняемую на одном рабочем месте.

Обособленные в техническом отношении частичные процессы представляют собой стадии производственного процесса.

Частичные ПП могут классифицироваться по нескольким признакам:

1. По целевому назначению (основные, вспомогательные)

2. По характеру протекания во времени (непрерывные)

3. По способу воздействия на предмет труда (механические, автоматизированные)

4. По характеру применяемого труда (ручные, механизированные)

Билет Выбор метода закупок

Оптовые закупки – данный метод предполагает поставку товара большой партией за один раз.

Преимущества:

- простата заполнения документов;

- гарантия поставки всей партии;

- повышенные торговые скидки.

Недостатки:

- большая потребность в складских помещениях;

- замедление оборачиваемости капитала.

1. Регулярные закупки мелкими партиями – в этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определённого периода времени.

Преимущества:

- ускорение оборачиваемости капитала;

- экономия складских помещений;

2. Закупки по мере необходимости этот метод похож на регулярную закупку, но количество товаров определяется приблизительно, выполнение каждого заказа согласовывается поставщиком с покупателем, оплачивается только поставленное количество товара

Преимущества:

- ускорение оборота капитала, отсутствие обязательств по покупке определённого количества.

Помимо названных методов возможны различные их комбинации:

- Регулярные (ежедневные, ежемесячные);

- закупки по котировочным ведомостям,

- закупка товара с немедленной сдачей;

- прямые закупки – закупки у поставщиков (непосредственных производителей);

- встречные закупки, одновременно являющиеся потребителем;

- новая закупка – впервые совершается;

- обычная повторная закупка;

- комплексная закупка – осуществляется на основе комплексного решения и не требует принятия отдельных решений.

Наиболее распространённые методы управления закупками могут быть сгруппированы следующим образом:

1. Метод увеличения объемов закупок

2. Метод уменьшения объемов закупок

3. Метод прямого расчета объемов закупок.

4. Закупка товаров с немедленной сдачей – сфера применения этого метода - покупка не часто используемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости.

Преимущества:

- товар заказывается тогда, когда он требуется и вывозиться со склада поставщиков.

Недостатки:

- увеличение издержек связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе;

- изменчивость заказов и множество поставщиков.

Выбор формы снабжения.

Различают транзитную и складскую форму снабжения.

При транзитной форме снабжения материальные ресурсы перемещаются от поставщика к потребителю прямо, минуя промежуточные базы и склады посреднических организаций.

(+): Предприятие, получая материал непосредственно от поставщика, ускоряет поставку и сокращает транспортно-заготовительные расходы.

(-): Однако ее использование ограничено транзитными нормами отпуска меньше, которых поставщик не принимает к исполнению.

Использование этой формы снабжения для материалов с небольшой потребностью приводит к увеличению запасов и связанных с этим расходов.

Под транзитной нормой понимается – минимально допустимое общее количество продукции, отгружаемое предприятием изготовителем в адрес потребителя по одному заказу.

Транзитная форма снабжения подразделяется на два вида:

1. Первый вид: (поставщик – потребитель) материальные ресурсы поступают от поставщика на заводские снабженческие склады предприятия, минуя внешний распределительный склад или таможенный терминал, а затем доставляется до производственных подразделений предприятия.

2. Второй вид: (поставщик – производственное подразделение предприятия). Материальные ресурсы поступают от поставщика непосредственно в производственное подразделение, минуя заводской снабженческий склад.

Транзитную форму целесообразно применять в тех случаях, когда потребителям требуются материальные ресурсы в больших количествах, что даёт возможность отгружать их полногрузными вагонами или другими средствами транспорта.

При транзитной форме завоза:

- значительно снижаются издержки,

- повышается скорость обращения,

- улучшается использование транспортных средств.

При складской форме снабжения поставка МР от предприятия изготовителя до предприятия потребителя осуществляется через распределительный склад или таможенный терминал, где комплектуются соответствующие заказы и транспортные партии.

Основной задачей складской формы снабжения является обеспечение потребителей необходимыми МР в не транзитных количествах, наиболее важную роль эта форма играет в обеспечении мелких потребителей.

Складская форма снабжения позволяет предприятию заказывать необходимые МР в требуемом количестве исходя из его действительной потребности. Доставка МР с распределительных складов или терминалов производится с большей частотой, так как объем разовой партии не регламентируется.

7 билет Выбор поставщика

Выбор поставщиков является важным этапом при осуществлении функций закупочной логистики. Оценка и выбор источников поставок проводиться на основании анализа многих факторов, при этом в каждой конкретной ситуации значимость этих факторов меняется.

Основные факторы при выборе поставщиков.

1. Цена.

2. Качество товара.

3. Сервис.

4. Расположение поставщика.

5. Сроки поставок и риски при поставках.

6. Политика в области запасов (наличие резервов у поставщика).

7. Гибкость (готовность на изменение условий заказов).

8. Организация и наличие системы управления качеством у поставщика.

9. Кредитоспособность.

10. Репутация и опыт работы.

Методы выбора поставщика.

1. Бальный метод, относится к экспертным методам оценки, на первом этапе определяются наиболее значимые факторы оценки поставщиков, а затем выбирается система баллов и критерия оценки. Наиболее значимым, принимается поставщик, набравший максимальное количество баллов.

2. Метод сравнительной оценки с идеалом, в этом случаи определяется показатель идеального поставщика и каждый из поставщиков сравнивается с идеалом.

3. Расстановка приоритетов, здесь, по результатам предыдущей работы поставщиков, производиться их фактическая оценка. Для этого выбираются наиболее важные факторы и критерии их оценки, затем определяется относительная важность каждого фактора и подводиться общий итог работы поставщика.

Каждый вариант имеет свои преимущества.

Этапы выбора поставщика.

1. Составление общего списка возможных поставщиков.

2. Сокращение списка после предварительного анализа.

3. Рассылка по короткому списку запросов по расценкам и возможным дополнительным условиям поставок.

4. Проведение промежуточного анализа с учетом полученных расценок и дополнительных условий поставок.

5. Проведение переговоров с возможными поставщиками для уточнения условий поставки.

6. Проведение окончательного анализа поставщиков.

7. Заключение договора и размещение заказов.

Размещение заказа.

Анализ и выбор поставщика приводят к размещению заказа на закупку. Заказ на закупку – это часть юр.контракта между потребителем и поставщиком, размещение заказа на закупку предусматривает заполнение формы заказа. Общими требованиями являются наличия:

1. Серийного номера.

2. Даты заполнения.

3. Названия и адреса поставщика.

4. Описание заказанных товаров.

5. Указание количества.

6. Требуемой даты поставки.

7. Условия отгрузки.

8. Условия оплаты.

Наиболее распространенные типы заказов на закупку:

1. Заказ на закупку стандартизированный – выполняется в форме письма одной организации к другой где в деталях указываются общие требования(см выше).

2. Общий заказ – представляет собой единый заказ на материалы, которые понадобятся организации в течении определенного периода. В данном случаи отправляет определенные партии по требованию заказчика.

3. Электронное снабжение – размещение заказа происходит через электронные средства связи.

4. Контракт – подробно описывает условия соглашение между поставщиком и покупателем.

5. Субконтракт – заключается в случае передачи части обязательств поставщика субподрядчику.

6. Соглашение о лизинге и аренде, данный вид заказа касается зданий, сооружений, дорогостоящего оборудования.

Правовые основы закупок

Основной формой оформления закупок является договор поставки товара (контракт) имеющий юридическую силу включает описание сторон, предмета или цели договора, предложение и его принятие, условий (вознаграждений).

В закупочной логистике существует четыре типа гарантий:

1. Подтверждённая гарантия – означает наличие обещаний, спецификаций, образцов и описаний, относящихся к товарам, которые являются предметом договора.

2. Подразумеваемая гарантия пригодности – имеет отношение к качеству товара и основывается на принятых торговых стандартах качества, пригодности для использования по назначению и соответствие информации на маркировки товаров.

3. Подразумеваемая гарантия соответствия товара конкретной цели– обычно гарантирует покупателю, что сырьё и оборудование соответствуют конкретной потребности или выполнению специфической цели.

4. Гарантия права собственности на товар – означает, что товар не находиться в залоге и не нарушает патентные или авторские права.

Билет Управление запасами

Материальные запасы – это находящаяся на разных стадиях производства и обращения продукция, ожидающая вступления в процесс производственного или личного потребления.

Основными причинами создания материальных запасов могут являться:

1. Экономия на закупках;

2. Сокращение затрат на транспортировку;

3. Обеспечение гарантии снабжения и производства;

4. Защита от возможного повышения цен на материальные ресурсы;

5. Сезонные колебания потребления товаров;

6. Сезонное колебание производства и потребления.

Классификация запасов

Наши рекомендации