Законодательная основа государственного регулирования цен

10.2.1. Нормативно-правовые акты по общим вопросам ценообразования

Несмотря на то, что рыночная экономика предполагает свободу хозяйствующих субъектов в области ценообразования, государство регламентирует отдельные аспекты формирования, применения и контроля цен в различных нормативно-правовых актах.

В Гражданском кодексе Российской Федерации вопросам ценообразования уделяется существенное внимание. Раскрывая сущность, условия заключения и исполнения договора (гл. 27 ГК РФ), в ГК РФ представлены правила определения цены в договоре (ст. 424). Суть этих правил заключается в следующем.

Во-первых, цены устанавливаются соглашением сторон. Это означает, что цены формируются по рыночным законам. Однако ГК РФ допускает в отдельных случаях, на конкретные группы товаров применение цен, устанавливаемых или регулируемых государством в лице уполномоченных на то государственных органов. Так, в Постановлении Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» определен перечень товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, и порядок их регулирования. В Федеральном законе от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях» изложен порядок установления конкретных цен (тарифов) или их предельного уровня на продукцию естественных монополий. Принцип свободы установления цены при заключении договора ограничивается также Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В соответствии с этим законом хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, не должны использовать монопольно высокие и монопольно низкие цены, дискриминационные для конкретных потребителей цены. Данным законом запрещены также соглашения о ценах между хозяйствующими субъектами, если их совокупная доля на товарном рынке превышает 35%. В отношении определенных видов договоров ГК РФ (ст.ст. 485, 709 ГК РФ) также предусматривает определенные ограничения по использованию договорной, рыночной цены.

Во-вторых, изменение (увеличение или уменьшение) цены, установленной в договоре, возможно только в двух случаях:

1) если в договоре присутствует оговорка о возможности изменения цены;

2) если законом предусмотрена возможность изменения цены либо порядка ее установления в процессе исполнения договора.

В-третьих, в большинстве видов договоров цена не относится к существенным условиям сделки. Поэтому она может быть не предусмотрена в договоре. Если в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, услуги, работы. Наличие сравнимых обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться при исполнении договора, доказывается заинтересованной стороной.

В-четвертых, цена должна быть выражена в рублях (ст. 317 ГК РФ).

Налоговый кодекс Российской Федерации содержит отдельные положения, касающиеся ценообразования. Условно их можно подразделить на две группы. Первая — определение состава расходов, учитываемых в цене товара. Вторая — обоснование и контроль уровня цены для целей налогообложения.

Первая группа. Расходы, включаемые в состав себестоимости и цены, классифицируются в зависимости от их функционального назначения на следующие расходы:

- связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров, услуг, работ;

- содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;

- освоение природных ресурсов;

- научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

- обязательное и добровольное страхование;

- прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Вторая группа. Налоговый кодекс РФ предусматривает порядок определения уровня цен и их контроля для целей налогообложения. В соответствии со ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки. Предполагается, что такая цена соответствует уровню рыночных цен, пока не будет доказано обратное. Налоговые органы вправе провести проверку правильности применения цен по сделкам только в следующих случаях:

1) если сделка совершена между взаимозависимыми лицами, что может повлиять на уровень цены. Взаимозависимыми лицами признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. В ст. 20 НК РФ перечислены случаи возникновения взаимозависимости между участниками сделки;

2) если сделка относится к товарообменным (бартерным) операциям;

3) если сделка является внешнеторговой;

4) при отклонении цены более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

При проведении проверки правильности применения цен выявляются факты отклонения цен, применяемых сторонами сделки, более чем на 20% (в сторону повышения или понижения) от рыночной цены идентичных (однородных) товаров. Если выявляются такие отклонения, то налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налога и пени, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги).

Наибольшие трудности для налоговой службы представляет контроль цен на предмет их отклонения на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени. Это вызвано следующими причинами.

Во-первых, в нормативных документах не определено от какого уровня рассчитывать отклонения цен: от наибольшей цены, от наименьшей цены, от средней цены или каким-либо еще способом.

Во-вторых, какой период времени считать непродолжительным.

Приведем условный пример. Фирма «А» реализовала в течение полугода идентичные товары трем потребителям. Информация о реализации продукции приведена в табл. 10.1.

Допустим, для расчета отклонения цен примем среднюю цену реализации товара. Она составляет 315 руб. Законодательная основа государственного регулирования цен - student2.ru .

Таблица 10.1 - Объем и цены реализованной продукции

Показатели Ед. изм. Потребители Всего
I II III
Объем реализации товаров шт.
Цена ед. товара руб.
Выручка от реализации тыс. руб.

Отклонение цены товара, реализованного I-му потребителю, от средней цены составляет 27% Законодательная основа государственного регулирования цен - student2.ru , то есть превышает 20%. Поэтому данная сделка может быть проверена налоговым органом.

Отклонение цены товара, реализованного II-му потребителю от средней цены, составляет 37% Законодательная основа государственного регулирования цен - student2.ru . Данная сделка также может быть проверена налоговой службой.

Отклонение цены товара, реализованного III-му потребителю, от средней цены составляет 5% Законодательная основа государственного регулирования цен - student2.ru . При реализации товара III-му потребителю отклонение цены сделки от базовой составляет менее 20 процентов. Поэтому налоговая служба не вправе проводить проверку этой сделки по основанию отклонения цены.

Еще более сложен контроль цен по основанию их отклонения в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг). Самым сложным этапом в этом контроле является нахождение рыночной цены как базы для расчета отклонений. При этом рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Для приведения в сопоставимый вид экономических условий может применяться система поправочных коэффициентов, которые учитывают следующие условия сделок:

- количество (объем) поставляемых товаров;

- сроки исполнения обязательств;

- условия платежа, обычно применяемые в сделках данного вида;

- иные условия, которые могут оказать влияние на цены.

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках. Допустим, что фирма реализовала товар по цене 300 руб. за штуку. Биржевая котировка аналогичного товара, которая принимается в качестве рыночной цены, составляет 400 руб. В этом случае цена сделки отличается от рыночной на 25% Законодательная основа государственного регулирования цен - student2.ru . Так как отличие цены сделки от рыночной цены составляет более 20%, то у налоговой службы имеются основания для контроля данной сделки и доначисления налога и пени. Фирма имеет возможность обосновать возможность применения этой цены в качестве рыночной цены, только если данная сделка включала особые условия. К примеру, была произведена предоплата, основной платеж был осуществлен в более ранние сроки, было реализовано значительно большее количество товара, чем при обычной сделке.

Налоговый кодекс РФ предусматривает для определения рыночной цены использование «метода цены последующей реализации». Данный метод применяется при следующих условиях:

- когда на соответствующем рынке товаров отсутствуют сделки по идентичным (однородным) товарам;

- когда отсутствуют предложения на этом рынке таких товаров;

- когда отсутствуют либо недоступны информационные источники для определения рыночной цены.

При использовании «метода цены последующей реализации» рыночная цена товара (РЦ) определяется по формуле:

РЦ = ЦР пок – З пок – П пок ,

где ЦР пок — цена, по которой покупатель Вашего товара реализовал (перепродал) его; З пок — обычные в подобных случаях затраты, понесенные этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров; П пок —обычная для данной сферы деятельности прибыль покупателя.

Пример.Фирма продала покупателю товар за 10 тыс. руб. Данная цена по какой-то причине (допустим, продавец и покупатель оказались взаимозависимыми лицами) не признана налоговым органом рыночной. Имеются все условия для применения «метода цены последующей реализации». Получена информация, что покупатель перепродал купленный товар за 20 тыс. руб. Обычные затраты, понесенные покупателем при перепродаже, составили 2 тыс. руб. Для этой сферы деятельности рентабельность составляет 40% от затрат, а прибыль — 0,8 тыс. руб. Законодательная основа государственного регулирования цен - student2.ru . В таком случае рыночная цена товара первого продавца составляет 17,2 тыс. руб. (20 тыс. руб. – 2 тыс. руб. – 0,8 тыс. руб.).

Однако «метод цены последующей реализации» не всегда применим. Его нельзя использовать, если отсутствует надежная информация о цене товаров, в последующем реализованных покупателем. В таком случае для определения рыночной цены используется «затратный метод». Расчет рыночной цены осуществляется по следующей формуле:

РЦ = ПЗ + П,

где ПЗ — сумма произведенных затрат (прямых и косвенных) на производство и реализацию товара; П — обычная для данной сферы деятельности прибыль.

Пример.Фирма реализовала товар. Цена реализации не признана налоговым органом. Метод цены последующей реализации для определения рыночной цены нельзя применить. Тогда рыночная цена конструируется по «методу затрат». Полная себестоимость производства и реализации товара составляет 10 тыс. руб. Обычный для данной сферы деятельности показатель рентабельности (по отношению к себестоимости) равен 30%, а прибыль — 3 тыс. руб. Законодательная основа государственного регулирования цен - student2.ru . В этом случае рыночная цена будет составлять 13 тыс. руб. (10 тыс. руб. + 3 тыс. руб.).

Вопросы реализации ценовой политики в отраслях естественных монополий отражены в Федеральном законе от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях», в котором предусмотрены сферы деятельности субъектов естественных монополий, органы, регулирующие их деятельность, методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, включая ценовое регулирование, и ряд других вопросов. Так, Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 121 утверждены Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации и Порядок утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. Основная цель данных документов — обеспечить правовую базу для ограничения роста цен (тарифов) в отраслях естественных монополий и создания условий для стабилизации работы промышленности.

Досконально знать нормативно-правовую базу, касающуюся общих вопросов ценообразования, необходимо не только налоговым органам, но и организациям-производителям; посредникам; органам, обеспечивающим государственные закупки, и контролирующим формирование и применение цен на продукцию государственных закупок.

10.2.2. Правовая база ценообразования на продукцию государственного заказа

Вопросы ценообразования на продукцию государственных закупок освещаются как в кодексах РФ, федеральных законах РФ, так и в постановлениях Правительства РФ и нормативно-правовой базе соответствующих ведомств. Положения, освещенные в этих материалах, служат основой формирования, исполнения и контроля цен на продукцию государственных закупок. Поэтому данные положения необходимо досконально знать не только хозяйствующим субъектам, обеспечивающим выполнение государственных закупок, но и государственным структурам, осуществляющим государственные закупки и контролирующим эффективность из реализации.

Рассмотрим основные положения, касающиеся ценообразования на продукцию государственных закупок, изложенные в Гражданском кодексе РФ.

В главе 28 «Заключение договора» ст. 448 ГК РФ речь идет об организации и проведении торгов. Торги являются способом торговли (в форме аукционов и конкурсов), при котором заключаются между продавцом и покупателем сделки с заранее обусловленными технико-экономическими параметрами и«сведениями о начальной цене». Торги как способ размещения заказов предусмотрены и для проведения государственных закупок Законодательная основа государственного регулирования цен - student2.ru . Следует отметить, что победитель аукциона в ГК РФ (ст. 447 ГК РФ) понимается как лицо, предложившее наиболее высокую цену. В то же время ФЗ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ст. 37 ФЗ) трактует победителя аукциона как лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Несмотря на различия в трактовке аукциона, общим для них является то, что критерием оценки и выбора покупателя является цена.

В главе 30 «Купля-продажа» § 4. «Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд» ГК РФ раскрыты наиболее общие правила формирования, исполнения и контроля цен. Так, в ст. 527 ГК РФ речь идет о том, что государственным и муниципальным заказчиком должны быть «возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта». Однако положение о возмещении убытков не применяется в отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары при их уклонении от заключения контракта «в случае заведомого занижения предлагаемой цены государственного или муниципального контракта».

Ст. 532. ГК РФ «Оплата товара по договору поставки товаров для государственных и муниципальных нужд» устанавливает наиболее общий порядок определения и исполнения цен при оплате товаров по договору. Оплата товаров производится государственными или муниципальными заказчиками «по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом».

Важным условием для обоснованного формирования, исполнения и контроля цен являются положения, отраженные в главе 37 ГК РФ. «Подряд». Она освещает вопросы договора подряда на выполнение работ. Государственные органы зачастую выступают заказчиками на выполнение конкретных видов работ. При этом важным параметром договора подряда является цена. В ст. 709 ГК РФ приводится порядок определения цены в договоре подряда. В договоре может указываться либо твердая цена, либо способы ее определения. При определении цены в договоре подряда должны отражаться обоснованные издержки (затраты) подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (для коммерческих организаций — прибыль). Разновидностью ценыподряда может выступать смета, составленная подрядчиком и подтвержденная заказчиком. Если в договоре подряда не указана цена либо способы ее определения, то при расчете с подрядчиком применяется цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы (п. 3 ст. 424 ГК РФ). При фиксации в договоре подряда твердой цены заказчики и подрядчики, как правило, не вправе требовать ее изменения. Изменение цены возможно только в следующих случаях, оговоренных в ГК РФ:

- если существенно возросла стоимость оборудования и материалов, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора (п. 6 ст. 709 ГК РФ). При этом подрядчик вправе требовать увеличения цены;

- при возникновении у подрядчика экономии, если заказчик докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ (ст. 710 ГК РФ);

- если у заказчика остались неиспользованные материалы (ст. 713 ГК РФ). В этом случае цена может быть снижена с учетом стоимости этих материалов;

- при ненадлежащем качестве выполненных работ (ст. 723 ГК РФ).

Формированию, исполнению и контролю цен на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ в ГК РФ также уделяется особое внимание (ст. 778 ГК РФ). В соответствии с данной статьей цены на продукцию НИОКР и технологические работы формируются аналогично ценам, устанавливаемым в договорах подряда на выполнение работ.

Отдельные вопросы, связанные с ценами на продукцию государственных закупок, представлены также в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 71 Кодекса «Закупки товаров, работ и услуг бюджетными организациями» все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда должны осуществляться исключительно на основе государственных и муниципальных контрактов. Естественно, что цены на продукцию, отраженную в таких контрактах, должны формироваться на основе положений ГК РФ. Если бюджетные организации, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики осуществляют закупки без заключения контрактов, то они обязаны вести реестры закупок. Одним из основных условий реестров закупок является цена.

Государственные и муниципальные органы могут осуществлять закупки у организаций, занимающих монопольное положение на рынке. При этом они могут сталкиваться с «навязыванием» им либо монопольно высоких, либо монопольно низких цен. В Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с последующими дополнениями и изменениями) дано определение этих цен (ст. 4 Закона).

Монопольно высокая цена — цена товара, которая устанавливается занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом и при которой данный хозяйствующий субъект компенсирует либо может компенсировать необоснованные затраты и(или) получает либо может получить прибыль существенно более высокую, чем это может быть в сопоставимых условиях или условиях конкуренции.

Монопольно низкая цена — цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.

Государственным и муниципальным органам, осуществляющим закупки товаров для государственных и муниципальных нужд, следует иметь ввиду, что:

- в соответствии со ст. 5 Закона монополистам (хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке) запрещается: «нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования»; «установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен»;

- в соответствии со ст. 6 Закона запрещается «заключение договора, иной сделки, соглашения или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), которые приводят или могут привести к: установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах и др.

Важным этапом формирования правовой базы для ценообразования на продукцию государственных закупок является принятие Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и изменений к нему, внесенных Федеральным законом от 25 апреля 2007 г. № 53-ФЗ.

Размещение заказа может осуществляться путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги и на товарных биржах. Все эти формы размещения заказа имеют свои особенности в части обоснования, установления и применения цен.

Как правило, размещение заказа осуществляется путем проведения конкурса, который может быть открытым и закрытым. В извещении о проведении открытого конкурса указывается начальная (максимальная) цена контракта. В соответствии с этим Законом определение начальной (максимальной) цены государственного и муниципального контракта осуществляется заказчиком (ст. 6 ФЗ). Следует отметить, что значение начальной (максимальной) цены не ограничивается ее использованием как базы для отсчета при формировании цены контракта. Кроме этого, посредством начальной (максимальной) цены осуществляется:

- расчет размера обеспечения заявки на участие в торгах и размера обеспечения исполнения контракта;

- расчет размера преференций организациям инвалидов и учреждениям уголовно-исполнительной системы;

- расчет размера «шага аукциона» при проведении открытого аукциона;

- заключение контракта с единственным участником торгов по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта.

В разрабатываемую заказчиком конкурсную документацию обязательно должен быть включен порядок формирования цены контракта (цены лота), в том числе с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин и других обязательных платежей (ст. 22 ФЗ).

Если конкурс признан несостоявшимся и только один участник, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса, то с ним заключается контракт. Но «цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса» (ст. 27, 31 ФЗ).

Критериями оценки заявок на участие в конкурсе, помимо цены контракта, могут быть:

1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;

2) расходы на эксплуатацию товара;

3) расходы на техническое обслуживание товара;

4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

При размещении заказа путем проведения аукциона, он проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона. Снижение осуществляется на «шаг аукциона». «Шаг аукциона» устанавливается в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Если ни один из участников аукциона не предложил более низкую цену (по сравнению с начальной ценой), заказчик обязан снизить «шаг аукциона» на 0,5% начальной цены (ст. 37 ФЗ). Если аукцион (в том числе в электронной форме) признан несостоявшимся и начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, уполномоченный орган вправе объявить о размещении заказа путем запроса котировок(ст. 41 ФЗ).

Размещение заказов возможно путем запроса котировок, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 тысяч рублей. Запрос котировок должен содержать сведения о цене товара, работ, услуг, определяемой заказчиком в результате изучения рынка необходимых товаров, работ, услуг (ст. 43 ФЗ). Причем в котировочной заявке должна быть указана цена товаров, работ, услуг со сведениями о включенных (не включенных) в нее расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей (ст. 44 ФЗ).

В ст. 42 и гл. 5 ФЗ определено, что при размещении заказа путем запроса котировок цен для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства, на которой он находится, у иностранных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также в случае размещения заказа в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий природного или техногенного характера чрезвычайных ситуаций, цена государственного или муниципального контракта не имеет значения.

Процессы государственного регулирования цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному заказу, дополнительно регламентированы следующими документами:

1) Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;

2) Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»;

3) Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;

4) Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 656 «Об утверждении Правил определения начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов, а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)»;

5) Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1997 г. № 660 «О ценах на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу»;

6) Постановлением Правительства РФ от 25 января 2008 г. № 29 «Об утверждении Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем»;

7) Письмом Минэкономики РФ от 17 июля 1995 г. № ИМ-663/02-93 «Основные виды контрактных цен, применяемых при заключении государственных контрактов»;

8) Рекомендациями по формированию контрактных (договорных) оптовых цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу (утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1997 г. № 660);

9) Инструкцией по формированию контрактных (договорных) оптовых цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу (утверждена приказом Министра экономики Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 179, зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 16 января 1998 г., регистрационный номер 1455).

Вопросы для самопроверки

1. Необходимость и целесообразность государственного регулирования цен в рыночной экономике.

2. Функции федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере ценообразования.

3. Методы государственного регулирования цен.

4. Основные формы прямого и косвенного регулирования цен.

5. Нормативно-правовая база государственного регулирования цен.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Герасименко В.В. Управление ценовой политикой компании. М.: Эксмо, 2007

2. Есипов В.Е. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. С-Пб.: Питер, 2008

3. Липсиц И.А. Ценообразование: управление ценообразованием в организации. Учебник. М.: Экономистъ, 2006

4. Салимжанов И.К. Ценообразование. Учебник. М.: Кнорус, 2008.

5. Слепов В.В. Ценообразование Учебник. М.: Экономистъ, 2007

6. Шевчук Д.А. Ценообразование. Учебник. М.: Гросс-Медиа, 2008.

Дополнительная литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Закон РФ в редакции Федерального закона от 07.03.2005 №13-ФЗ г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

3. О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий. Постановление Правительства РФ № 140 от 12.02.1996 г (ред. от 08.08.2003).

4. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов). Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. №221 (ред. от 08.04.2003).

5. Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике. М: Дело и сервис, 2006.

6. Барановская Н.И., Котов А.А. Основы сметного дела в строительстве. Учебное пособие для образовательных учреждений.

7. Беседина В.Н, Волкова Е.Е. Ценообразование. М.: Экономистъ, 2006.

8. Беляева И.Ю. Цены и ценообразование. М.: Эксмо, 2004.

9. Беляева И.Ю. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие - М.: КНОРУС, 2004.

10. С. Брю, К. Макконелл. Экономикс: принципы, проблема и политика. В 2-х томах. Учебник. 2007.

11. Воронцова Е. В., Кушнаренко Т.А, Павлов В.А. Ценообразование и бухучет в ЖКХ., М.: Феникс, 2007.

12. Герасименко В.В. «Ценообразование» - М., 2005.

13. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Эксмо, 2007.

14. Горфинкель В. Я., Швандар В. А. // «Экономика предприятия»,– М.: ЮНИТИ, 2006.

15. Горячкина П.В. Нормы и расценки на новые технологии в строительстве. Справочник инженера-сметчика. М.: Кнорус, 2006.

16. Гужавина, Л.М. Ценообразование в отдельных отраслевых комплексах: учеб. пособие. М.: НИБ, 2005.

17. Данченок Л.А. Маркетинг: Учебно-практическое пособие/МЭСИ,- М., 2005.

18. Деева А. И Цены и ценообразование. Учебное пособие. М.: Эксмо, 2005.

19. Дерябин, А.А. Система ценообразования и финансов, пути совершенствования. М., Политиздат, 2005.

20. Дидковская О.В. Пособие по обоснованию стоимости контракта и корректировке договорной цены при выполнении строительных работ. Самара: ИТС, 2005.

21. Долан Р. Эффективное ценообразование. М.: Экзамен, 2005.

22. Желтякова И.А. Цены и ценообразование. Краткий курс/ Учебное пособие. - СПб: Изд-во «Питер», 2006.

23. Коваленко Н. Я. Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков. М.: РДЛ, 2005.

24. Кнышова, Е.Н., Панфилова, Е.Е. Экономика организации: Учебник – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2006.

25. Курс экономики: Учебник. – 4-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА – М, 2004.

26. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник для вузов. М.: РДЛ, 2005.

27. Липсиц, И.В. Ценообразование: учебник. М.: Экономистъ, 2004.

28. Липсиц, И.В. Экономика: Учебник для вузов / И.В. Липсиц. – М.: Омега Л, 2004.

29. Маховикова Г.А., Желтякова И.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование.- СПб.: Питер, 2008.

30. Нэгл Т., Холден Р. Стратегия и тактика ценообразования - СПб.: Питер, 2001.

31. Просветов Г.И. Цены и ценообразование: задачи и решения: Учебно-методическое пособие - М.: РДЛ, 2005.

32. Салимжанов И.К. Ценообразование. Учебник. М.: Кнорус, 2007.

33. Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование, Учебное пособие, М.: РДЛ, 2005.

34. Слепов, В.А. Финансы и цены: учеб. пособие / В.А. Слепов, В.А. Галанов, Е.В. Быкова и др. М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2005.

35. Статистика цен. Учебное пособие для вузов. Долженкова В.Г., М.: Филинъ/Рилант, 2005.

36. Тарасов В.И. Ценообразоваине – Изд.: Интерпрессервис, 2006.

37. Тактарова Г.А. Ценообразование: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2004.

38. Томас Т.Стратегия и тактика ценообразования. СПб: Питер,2006.

39. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2004.

40. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. - М.: Издательство «Зерцало».

41. Финансовый менеджмент. Под ред. Поляка Г.Б., М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

42. Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. Учебное пособие. Изд. 2-е.-М.:«Филинъ», 2005.

43. Цены и ценообразование: Учебник / Под ред. И.К. Салимжанова. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

44. Цены и ценообразование. Под. ред. Салимжанова И.К., М.: Проспект, 2006.

45. Цены и ценообразование./Под ред. В.Е. Есипова. - СПб: Питер, 2006.

46. Цены и ценообразование: Учебное пособие/Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Изд-во Инфра- М, 2005.

47. Ценообразование и налогообложение. Учебник. Под. Ред. Салимжанова И.К., М.: КноРус, 2006.

48. Ценообразование: Учеб.-практич. пособие / Шуляк П.Н. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2004.

49. Ценообразование: Учебное пособие./Под ред. Г.А. Тактарова. - М.:

50. Финансы и статистика, 2006.

51. Ценовая политика предприятия. Учебник для вузов. 2-е изд. Тарасевич В.М., СПб: Питер, 2005.

52. Ценообразование. Учебное пособие./под редакцией Тактарова Г.А., М.,2005.

53. Чубаков, Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. - М.: Инфа – М, 2004.

54. Чудаков А.Д. Цены и ценообразование: Учебник - М.: РДЛ, 2003.

55. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. - 2-е изд. - М.: «Маркетинг», 2005.

56. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование. Учебное пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2004.

Наши рекомендации