Тема 5. Оптимизационные модели

В последнее время использованию оптимизационных моделей для решения экономико-управленческих задач уделяется достаточно много внимания. В первую очередь это связано с развитием средств вычислительной техники, которая позволяет произвести вычисления параметров достаточно быстро.

Оптимизационная модель представляет собой модель математического программирования, состоящую из целевой функции и системы ограничений в форме уравнений или неравенств. Достоинством оптимизационных моделей является то, что они направлены на поиск наиболее эффективного (оптимального) управленческого решения при соблюдении установленных ограничений.

Целевая функция описывает цель оптимизации и представляет собой зависимость показателя, по которому ведётся оптимизация, от искомых переменных. На макроуровне критерием оптимальности может являться максимум валового национального дохода, максимум среднедушевого денежного дохода. На микроуровне: максимум прибыли предприятия, минимум затрат и др.

Например, общий вид модели для расчёта оптимального варианта производства продукции на предприятии:

Целевая функция: Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

Система ограничений:

ограничения по сбыту Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

ограничения по мощности Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

ограничения по снабжению Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

условие неотрицательности Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

где Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru - цена реализации единицы товара Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru -го вида;

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru - затраты на изготовление единицы товара Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru -го вида;

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru - количество товара Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru -го вида, подлежащее изготовлению;

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru - обязательный минимальный объём производства товара Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru -го вида, обусловленный необходимостью выполнения уже заключённых договоров или необходимостью сохранения своего присутствия с минимальным предложением на рынках, привлекательных в долгосрочном периоде;

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru - максимально возможный объём реализации товара Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru -го вида;

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru - норма затрат времени по изготовлению единицы товара Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru -го вида на оборудовании Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru -го вида;

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru - фонд рабочего времени на оборудовании Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru -го вида;

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru - норма затрат материала Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru -го вида на изготовление единицы товара Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru -го вида;

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru - имеющийся фонд Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru -го вида сырья.

Область практического применения оптимизационных моделей ограничена «жёсткой» схемой их построения. Например, на практике фонд рабочего времени Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru , при необходимости можно увеличить за счет выхода на работу в выходные дни. Таким образом, ограничение по мощности изменится, и оптимальное решение уже будет иным.

Пример. Предприятие выпускает продукцию двух видов: А и Б. Исходные данные о выпускаемой продукции представлены в таблице 5.1.

Таблица 5.1

Данные о продукции предприятия

Характеристика Продукция
А Б
Маржинальная прибыль, руб./шт.
Штучно-калькуляционное время, мин.
Максимально возможный объём продаж, шт.
Фонд рабочего времени, час.

Определить объёмы выпуска продукции вида А и вида Б, максимизирующие прибыль предприятия.

Решение:

Обозначим искомые объёмы выпуска продукции Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru и Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru .

Тогда целевая функция, направленная на поиск решения, максимизирующего маржинальную прибыль предприятия, будет иметь следующий вид: Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru .

На искомые объемы выпуска продукции накладываются ограничения по максимальным объёмам продаж: Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru ; Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru , а также ограничение по фонду рабочего времени, который составляет Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru мин.: Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru . Таким образом, оптимизационная модель запишется следующим образом:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

Данную задачу можно решить графическим и аналитическим методами. Кроме того, в некоторых программных продуктах, например в EXCEL, встроены алгоритмы, позволяющие строить оптимизационные модели в диалоговом режиме.

Решение оптимизационных задач графическим методом рассмотрено в достаточно большом количестве учебных пособий. Графический метод позволяет наглядно определить оптимальные значения искомых параметров, если их количество не более двух.

При аналитическом подходе к решению задачи можно отметить, что объёмы выпускаемой продукции лимитирует фонд рабочего времени. Прибыль на единицу рабочего времени при изготовлении изделий вида А и вида Б составляет: Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru руб./мин., и Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru руб./мин., соответственно. Так как изготовление изделия Б приносит больше прибыли на единицу рабочего времени, то необходимо изготовить 3000 изделий вида Б (трудоёмкость данной работы составляет Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru мин.). А оставшееся рабочее время (117600-60000=57600 мин.) затратить на изготовление изделий вида А: Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru .

Ответ: Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru , Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru .

При решении данной задачи мы исходили из «жёсткого» ограничения по фонду рабочего времени, чего на практике, как правило, не бывает. Работодатель имеет возможность увеличения фонда рабочего времени за счёт работы в две смены и в выходные дни. Поэтому, несмотря на то, что примерам поиска оптимальных объёмов производства при помощи линейных оптимизационных моделей в литературе уделено достаточно много внимания, практика решения подобных задач весьма ограничена.

Гораздо большее применение нашли на практике оптимизационные задачи на определение оптимальной структуры (примеры которых приведены ниже в заданиях) и стохастические (вероятностные) модели.

Пример. Предприятие выпускает продукцию пяти видов. Статистические данные об объёмах реализации продукции приведены в таблице 5.2.

Таблица 5.2

Объёмы реализации продукции, шт.

Вид продукции Месяц
январь февраль март апрель май
А
Б
В
Г
Д

Цена продукции и переменные затраты на её изготовление приведены в таблице 5.3. Определить сколько продукции каждого вида следует изготовить в июне месяце, если производственный бюджет предприятия – 300000 рублей.

Таблица 5.3

Цена и затраты на изготовление продукции, руб./шт.

Показатель Продукция
А Б В Г Д
Цена
Переменные затраты

Решение:

Используя данные, приведенные в таблице 5.2, определим параметры, описывающие вероятностный характер продаж продукции: среднее арифметическое значение - Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru и среднеквадратическое отклонение - Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru .

Для изделия А среднее арифметическое значение составит:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru ,

Среднеквадратическое отклонение:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru .

Аналогично рассчитаем значения данных параметров по остальным видам продукции. Результаты расчётов сведём в таблицу 5.4.

С вероятностью 99,9% (согласно правилу 3 Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru ) можно говорить о том, что значение объема продаж попадает в интервал: Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru .

Определим для изделия А предельное минимальное значение объёма продаж. Вероятность реализации объёма продукции, находящегося в интервале Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru , составляет - 1 (100%). А также предельное максимальное значение. Вероятность реализации объёма продукции, находящегося в интервале Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru , равна нулю:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru ;

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru .

Аналогично рассчитаем предельные значения для остальных видов продукции. Результаты расчётов сведём в таблицу 5.4.

Таблица 5.4

Результаты расчёта статистических характеристик

Показатель Продукция
А Б В Г Д
Среднее арифметическое значение, шт.
Среднеквадратическое отклонение, шт. 47,5 30,6 44,5 57,4 7,1
Предельное минимальное значение, шт.
Предельное максимальное значение, шт.

Будем считать, что вероятность реализации продукции описывается равновероятным законом распределения (рис.5.1).

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

Рис. 5.1. Зависимость вероятности реализации продукции от объёмов

изготовления.

Тогда вероятность реализации продукта можно описать в следующем виде:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

Учитывая, что производство продукции минимизируется бюджетом, определим затраты на производство продукции при минимальном и максимальном объёмах производства:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru руб.;

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru руб.

Так как производственный бюджет находится в пределе Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru ( Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru ), значения объёмов производства, максимизирующих прибыль, находятся в интервале Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru . Вероятность реализации объёма продукции в данном интервале описывается зависимостью Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru .

Параметры Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru и Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru определим из условий:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru .

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru Для изделия А имеем:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

Аналогично рассчитаем коэффициенты линейной зависимости для остальных видов продукции. Результаты расчётов сведём в табл. 5.5. Маржинальную прибыль от реализации единицы продукции определим по формуле:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru ,

где Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru и Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru - цена реализации и переменные затраты, соответственно;

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru - вероятность реализации продукции.

Таблица 5.5

Результаты расчета коэффициентов

Параметр Продукция
А Б В Г Д
Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru 2,262 1,6 3,342 4,152 2,386
Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru 0,0035 0,0054 0,0037 0,0029 0,0236

В диапазоне Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru вероятность продаж каждого изделия Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru , следовательно, ожидаемая маржинальная прибыль от реализации объёма соответствующего Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru составит: Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru .

В диапазоне Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru вероятность продаж изделия описывается линейной зависимостью Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru , следовательно, ожидаемая прибыль от реализации одного изделия составит: Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru , а прибыль от реализации Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru изделий: Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru .

Таким образом, целевая функция, максимизирующая маржинальную прибыль от реализации товаров будет иметь следующий вид:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

Последовательно преобразуем целевую функцию:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

После преобразований оптимизационная модель будет иметь следующий вид:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

Для решения полученной оптимизационной модели воспользуемся программным продуктом EXCEL. Для искомых значений объёмов продаж Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru определим адреса ячеек А1…А5 в которых будут находиться их текущие значения. Целевая функция будет считаться в ячейке С1 (рис.5.2). Затраты на производство продукции в ячейке Е1 (рис.5.3).

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

Рисунок 5.2. Запись целевой функции в программе EXCEL.

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

Рисунок 5.3. Запись ограничения в программе EXCEL.

Далее выберем в диалоговом меню «сервис» и функцию «поиск решения». Если функция «поиск решения» не установлена, то выберем «надстройки» и установим данную функцию. В диалоговом окне функции «поиск решения» установим целевую ячейку С1 равной максимальному значению, изменяя ячейки А1…А5 (рис.5.4).

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

Рисунок 5.4. Вызов функции «поиск решения».

В окне меню ограничения выберем функцию «добавить». Сошлемся на ячейку Е1 и установим для её значения соответствующее ограничение (рис.5.5).

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

Рисунок 5.5. Диалоговое окно опции «добавить ограничение».

Далее нажмём кнопку «ОК» и вернёмся в меню функции «поиск решения» (рис.5.4). Нажмём кнопку «Выполнить». В ячейках А1…А5 появляются значения оптимальных объёмов продаж (рис.5.6).

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

Рисунок 5.6. Результаты поиска оптимального решения.

Ответ: Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru ; Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru ; Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru ; Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru ; Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru .

Тема 6. Нормативный метод планирования

Нормативный метод используется для определения потребности в ресурсах путём умножения норм на соответствующие объёмные показатели. Норма – это мера (количество) затрат ресурса на изготовление единицы продукции в конкретных производственно-технических условиях.

Нормативный метод самый простой в применении метод планирования. Например, если норма затрат времени на изготовление изделия – 2 часа, а объём производства – 1000 шт., то трудоёмкость изготовления 1000 изделий составит: Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru часов.

Основная сложность при использовании нормативного метода состоит в определении величины нормы. В данном пособии рассматриваются примеры расчёта норм аналитически-расчётным и отчётно-статистическим методами.

Аналитически-расчётный метод основан на разделении выполняемых работ на составные элементы с последующим их анализом и проектированием рациональных вариантов использования ресурсов.

Пример. Из стального прутка длиной 3 метра отрезным резцом с шириной 3 мм нарезаются заготовки длиной 70 мм. Масса одного погонного метра прутка – 2,4 кг. Процент выхода из заготовок готовых деталей составляет - 95%. Определить норму затрат материала на изготовление детали.

Решение.Определим количество заготовок, изготавливаемых из одного прутка длиной 3 м (3000 мм), с учётом ширины распила - 3 мм. Будем считать, что длина прутка, закреплённого в шпинделе станка, составляет 100 мм. Тогда количество заготовок, нарезаемых из прутка, будет равно:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru , т.е. 39 заготовок.

Учитывая потери материала по причине брака при изготовлении деталей из заготовок, определим ожидаемое количество годных деталей, получаемых из одного прутка:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru дет.

Норма затрат материала составит:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru кг/дет.

Данная норма используется в том случае, когда цена на материал установлена в рублях за 1 кг. Если цена на материал установлена в рублях за метр погонный, то соответственно, норма составит:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru м.пог/дет.

Более сложной является задача определения нормы, если из одного и того же материала изготавливаются две (и более) детали, входящие в одно изделие.

Пример. При изготовлении ученической парты (рис 6.1) из прутка длиной 3 м нарезаются 4 заготовки вида А, длиной 80 см и 4 заготовки вида Б, длиной 52 см.

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru

Рисунок 6.1. Конструкция ученической парты.

Масса одного метра погонного прутка составляет 1,4 кг. Определите норму затрат прутка на изготовление парты.

Решение.

Для изготовления ученической парты необходимо 4 заготовки вида А и 4 заготовки вида Б. Рассмотрим возможные варианты распила прутка. Первоначально попытаемся нарезать как можно больше заготовок вида А (так как они длиннее заготовок вида Б), а из оставшегося материала заготовки меньшей длины – Б. В последующих вариантах будем уменьшать количество нарезаемых заготовок вида А на одну единицу. Ширину распила примем равной 0,5 см.

Вариант 1. Нарезаем 3 заготовки вида А и из оставшегося материала 1 заготовку вида Б. Отходы материала:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru см.

Вариант 2. Нарезаем 2 заготовки вида А и из оставшегося материала 2 заготовки вида Б. Отходы материала:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru см.

Вариант 3. Нарезаем 1 заготовку вида А и 4 заготовки вида Б. Отходы материала:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru см.

Вариант 4. Из прутка нарезаем только заготовки вида Б, всего 5 заготовок. Отходы материала:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru см.

На первый взгляд самым подходящим является вариант №2. Из одного прутка данным способом можно вырезать 2 заготовки вида А и 2 вида Б, т.е., из двух прутков получить комплект заготовок на одно изделие. Следовательно, норма затрат материала – 6 метров погонных на изделие (два прутка), или Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru кг/парту.

Однако проанализируем возможность комбинации различных вариантов распила прутка.

а) Рассмотрим сочетание 1 и 3-го вариантов. Обозначим Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru - долю прутков, разрезаемых 1-м способом, тогда Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru - доля прутков, разрезаемых 3-м способом. Количество заготовок вида А и Б, а также долю Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru определим из выражений:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru ;

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru .

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru , Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru и Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru .

Значит, при сочетании 1 и 3 вариантов из 5-ти прутков - 3 следует разрезать 1-м способом, а 2 прутка 3-м способом. В этом случае мы получаем:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru , Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru .

Если из 5-ти прутков нарезается 11 заготовок вида А и 11 заготовок вида Б, то из 20-ти прутков получим 44 заготовки вида А и 44 заготовки вида Б, из которых можно собрать 11 парт.

Следовательно, норма: Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru кг/парту.

б) Рассмотрим сочетание 1 и 4-го вариантов. Обозначим Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru - долю прутков, разрезаемых 1-м способом, Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru - доля прутков, разрезаемых 4-м способом, тогда:

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru ;

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru .

Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru , Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru и Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru .

Это значит, что из 7 прутков 1-м вариантом разрезаем 5, а 2-м – 2 прутка. Количество заготовок: Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru , Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru .

Если из 7 прутков нарезается 15 заготовок вида А и 15 заготовок вида Б, то из 28 прутков получим 60 заготовок вида А и 60 заготовок вида Б, из которых можно собрать 15 парт.

Следовательно, норма Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru кг/парту.

Анализ возможных вариантов распила прутков показывает, что наиболее целесообразным является сочетание 1 и 3 вариантов, так как в этом случае норма расхода материалов будет наименьшей ( Тема 5. Оптимизационные модели - student2.ru кг/шт).

Таким образом, рассмотренный выше пример решает как задачу выбора варианта распила материала, так и задачу определения величины нормы.

Отчётно-статистический метод определения нормы заключается в том, что нормы затрат производственных ресурсов устанавливаются на основе отчётных или статистических данных за прошедшие периоды.

Пример.Имеются отчётные данные по энергопотреблению цехом, выпускающим продукцию двух наименований (таблица 6.1). Определить нормы затрат электроэнергии на изготовление продукции вида А и Б, а также, затраты на освещение цеха.

Таблица 6.1

Наши рекомендации