Номенклатура показателей качества продукции?

Номенклатура показателей качества продукции (НПКП) - это совокупность (перечень) характеристик свойств продукции, выражающих ее качественную определенность как продукта производства и средства удовлетворения потребности.

1)показатели назначения — характеризуют свойства продукции, основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения, например, точность часов или чувствительность приемника;

2) показатели надежности — характеризуют свойства безотказ­ности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости;

3)эргономические показатели — характеризуют систему «чело­век— изделие» и учитывают комплекс свойств человека, проявляю­щихся в производственных и бытовых процессах;

4) эстетические показатели — характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения продукции;

5) показатели технологичности — характеризуют свойства про­дукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготов­ке производства, изготовления и эксплуатации продукции;

6)показатели транспортабельности — характеризуют приспособленность продукции к перемещению в пространстве (транспортированию), не сопровождающемуся ее использованием или потреблением;

7) показатели стандартизации и унификации — характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и ори­гинальными частями, а также уровень унификации с другими изде­лиями;

8)патентно-правовыепоказатели — характеризуют степень об­новления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реали­зации продукции в стране и за рубежом;

9) показателиэкологические — характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуата­ции или потреблении продукции;

10)показателибезопасности — характеризуют особенности персонала;

11) Показатели стойкости к внешним воздействиям

Эти показатели характеризуют стойкость изделия к воздействиям факторов окружающей среды, выражаемую следующими свойствами: пылезащищенность; влагозащищенность; водонепроницаемость; ударопрочность; вибропрочность; устойчивость к воздействию внешнего магнитного поля и др.

12) Экономические показатели

-Экономические показатели характеризуют затраты на разработку,

-изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, а также экономическую эффективность ее производства и применения.

13)Безотказность - свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.

Для изделий неремонтируемых или заменяемых после первого нарушения работоспособности показателями безотказности являются:

-средняя наработка до первого отказа;

-вероятность безотказной работы в течение определенного срока;

-интенсивность отказов.

69)Международные стандарты ИСО серии 9000. Краткая характеристика: назначение, область применения, содержание основных разделов?

-это серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества (СМК). Разработана Техническим комитетом Международной Организации по Стандартизации. В состав входят стандарты непосредственно представляющие требования, стандарты, представляющие справочную информацию и руководящие указания, а также стандарты разъясняющие частные вопросы СМК.

Семейство стандартов ISO 9000, перечисленных ниже, было разработано с целью оказания помощи организациям всех видов и размеров при внедрении и обеспечении функционирования эффективных систем менеджмента качества:

- ISO 9000 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;

- ISO 9001 устанавливает требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организация должна продемонстрировать возможность изготавливать продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;

- ISO 9004 содержит рекомендации по повышению результативности и эффективности системы менеджмента качества и предназначен для улучшения деятельности организации и повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;

ISO 19011 содержит методические указания по проведению аудита (проверки) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные положения систем менеджмента качества, являющихся объектом стандартов семейства ISO 9000, и определяет соответствующие термины. Настоящий стандарт может использоваться:

a) организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;

b) организациями, которые хотят быть уверенными в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;

c) пользователями продукции;

d) теми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например, поставщики, потребители, регламентирующие органы); e) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям ISO 9001 (например, аудиторы, регламентирующие органы, органы по сертификации/регистрации);

f) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые консультируют или проводят обучение по системе менеджмента качества для данной организации;

g) разработчиками соответствующих стандартов.

Cодержание основных разделов:

1)Системы менеджмента качества могут содействовать организациям в повышении удовлетворенности потребителей.

Потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Эти потребности и ожидания, как правило, отражаются в технических условиях на продукцию и обычно считаются требованиями потребителей. Требования могут быть установлены потребителем в контракте или определены самой организацией.

2) Требования к системам менеджмента качества и требования к продукции

Семейство стандартов ИСО 9000 проводит различие между требованиями к системам менеджмента качества и требованиями к продукции

3) Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих:

а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;

б) разработку политики и целей организации в области качества;

в) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;

г) установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;

д) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;

е) применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;

ж) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;

и) разработку и применение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента качества.

4) Политика и цели в области качества устанавливаются, чтобы служить ориентиром для организации. Они определяют желаемые результаты и способствуют использованию организацией ресурсов для достижения этих результатов. Политика в области качества обеспечивает основу для разработки и анализа целей в области качества.

5) С помощью лидерства и реальных действий высшее руководство может создавать обстановку, способствующую полному вовлечению работников и эффективной работе системы менеджмента качества.

6) Документация дает возможность передать смысл и последовательность действий

7) Оценивание процессов системы менеджмента качества

8) Целью постоянного улучшения системы менеджмента качества является увеличение возможности повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

2 ВАРИАНТ

Ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспеченная организационно, методически и технически жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.

Запросы потребителей связаны т не только с техническим, но и с функциональным качеством, режимом и условиями поставки, условиями обслуживания при использовании продукта по назначению, условиями утилизации и т.п.

Удовлетворенность потребителей качеством продукции следует измерять и оценивать, а в СМК в необходимых случаях создавать механизм корректирующих действий.

Роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

Руководители высшего звена должны личным примером демонстрировать приверженность качеству. Должны стремиться создавать такую обстановку в организации, в который люди могут быть полностью вовлеченными в достижение целей организации. Руководство должно постоянно заботиться об обучении персонала и «выращивании» специалистов, обеспечивать решение задач качества необходимыми ресурсами.

Вовлечение работников. Это одно из ключевых положений «Всеобщего менеджмента качества», в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.

Необходимо побуждать работников проявлять инициативу в постоянном улучшении качеств, брать на себя ответственность в решении проблем качества, активно повышать свои знания, передавать знания и опыт коллегам.

Наши рекомендации