SWOT – анализ Республики Марий Эл

Проведенный ранее анализ социально-экономического положения республики позволил выделить ряд существенных позитивных факторов (сильные стороны), которые можно эффективно использовать для поступательного социального и экономического развития республики:

промышленный комплекс, обладающий высокими технологиями, высокий интеллектуальный и кадровый потенциал;

наличие вузовской науки,

развитая инфраструктура переработки лесной и сельскохозяйственной продукции, обеспеченная экологически чистым сырьем и трудовыми ресурсами;

наличие свободных производственных площадей;

благоприятное географическое положение республики, наличие транзитной трубопроводной и транспортной сети, судоходных путей по рекам Волге и Ветлуге;

стабильная общественно-политическая ситуация в республике.

Наиболее полное использование этих преимуществ во многом зависит от реализации следующих важнейших условий:

стабильность экономического роста России, повышение ее кредитного рейтинга;

политическая стабильность в государстве;

формирование эффективной государственной правовой базы в части налогового, таможенного, внешнеэкономического, имущественного, земельного и муниципального и природоохранного законодательства;

развитие процессов сотрудничества в рамках Приволжского федерального округа.

Негативно влияют на процесс развития республики следующие основные факторы:

высокая доля оборонно-промышленного комплекса в структуре промышленного производства;

высокая стоимость энергоресурсов;

ограниченная собственная сырьевая база республики.

Анализ показывает, что сильные стороны характеризуются в первую очередь тем, что в республике имеется развитый промышленный комплекс, высокие технологии и условия для расширения существующих и открытия новых производств. Вторая группа факторов, определяющая сильные стороны республики, человеческий потенциал, обусловленный высоким образовательным уровнем, культурным и научным наследием.

Результаты стратегического анализа сильных и слабых сторон республики, возможностей и угроз, классифицированных по группам основных факторов внутренней и внешней среды республики, интегрированы в таблицеSWOT-анализа.

Таблица SWOT - анализа

Факторы внутренней среды   Преимущества Недостатки

Географическое положение, транспортная инфраструктура 1. Благоприятное географическое положение республики (в центре Волго-Вятского района) 2. Наличие транзитной трубопроводной и транспортной сети судоходных путей по рекам Волге и Ветлуге 3. Экологически чистая территория 4. Значительный объем лесных ресурсов 1. Столица республики находится в стороне от основных транспортных магистралей 2. Невысокая плотность железнодорожных путей общего пользования 3. Негативные последствия от строительства Чебоксарской гидроэлектростанции
Население, рынок труда, социальная сфера 5. Социальная стабильность 6. Стабильные темпы роста доходов населения; 7. Наличие свободной рабочей силы 8. Высокий образовательный уровень 9. Развитая образовательная инфраструктура 10. Развитая сеть учреждений социальной сферы 4. Неблагоприятная демографическая ситуация  
Экономический потенциал 11. Наличие крупных промышленных предприятий 12. Многоотраслевой характер промышленного комплекса, обладающего рядом высоких технологий 13. Наличие вузовской науки 14. Наличие свободных производственных площадей 15. Развитая инфраструктура переработки лесных ресурсов и сельскохозяйственной продукции 16. Наличие республиканской информационной сети 17. Наличие инфраструктуры поддержки предпринимательства 18. Заинтересованность правительства республики в росте инвестиционной привлекательности республики 19. Высокие темпы прироста численности малых предприятий 5. Ограниченная собственная сырьевая база 6. Недостаточность и высокая стоимость энергоресурсов 7. Высокая доля оборонно-промышленного комплекса в промышленности 8. Низкая доля малого бизнеса в валовом региональном продукте  
Инженерная инфраструктура 20. Наличие развитой сети автомобильных дорог 21. Высокие темпы телефонизации и газификации республики 9. Высокий износ инженерных систем 10.Недостаточная обеспеченность населенных пунктов республики дорогами с твердым покрытием
Жилищная сфера 22. Наличие строительного потенциала 23. Развитие индивидуального жилищного строительства и газификации реализация республиканской программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2002-2010 годы» 11.Наличие ветхого жилья  
Факторы внешней среды Возможности Угрозы
Социальные процессы 1. Политическая стабильность 2. Наличие государственных программ социально-экономического развития регионов 3. Рост мобильности трудовых ресурсов 1. Развитие иммиграционных процессов
Экономика 4. Развитие рыночной инфраструктуры 5. Восстановление госзаказа на продукцию военно-промышленного комплекса 6. Активизация процессов перелива капитала 7. Повышение кредитного рейтинга России. 2. Снижение конкурентоспособности местных производителей в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию 3. Повышение тарифов естественных монополий 4. Отток капитала в сырьевые регионы






2.2. Сценарии и направления долгосрочного

социально-экономического развития

На основе проведенного стратегического анализа факторов внутренней и внешней среды, во многом определяющих приоритеты социально-экономического развития, наиболее вероятными представляются следующие сценарии перспективного развития Республики Марий Эл.

 
  SWOT – анализ Республики Марий Эл - student2.ru

Реализация сценариев может происходить одновременно, но
в зависимости от условий внешней и внутренней среды сценарии будут обладать разным удельным весом в разные периоды.

В основу Стратегии развития республики заложены сценарные условия, которые являются характеристикой инновационно-активного сценария развития республики.

Учитывая стратегические задачи предстоящего периода, целевыми ориентирами социально-экономического развития республики будут:

создание инфраструктуры;

развитие региональной инвестиционной и инновационной системы;

реализация национальных проектов.

В целом эффективность использования имеющихся у республики ресурсов и открывающихся перед ней возможностей во многом будет зависеть от возникающих на уровне республики, округа и федерального центра мотиваций к сотрудничеству, что, безусловно, потребует как можно большей согласованности приоритетов и целей социально-экономического развития.

SWOT – анализ Республики Марий Эл - student2.ru

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Развитие инфраструктуры

Сегодня, несмотря на наличие позитивных тенденций
в региональном социально-экономическом развитии Российской Федерации, сохраняются и проблемы, связанные, в основном с:

высоким уровнем межрегиональных различий по бюджетной обеспеченности;

высоким уровнем межрегиональных различий по показателям валового регионального продукта на душу населения, доходам населения, объемам инвестиций в основной капитал;

усилением концентрации капитала в экономически развитых регионах, что создает предпосылки для последующего увеличения дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития.

К этому перечню, безусловно, важных проблем необходимо добавить и проблему создания в стране «инфраструктуры будущего», важными элементами которой, согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2007 году, являются электроэнергетика и эффективная транспортная система.

В целом решение проблем развития региональной инфраструктуры во многом будет зависеть от организации совместной работы федеральных и региональных органов государственной власти по разработке и реализации комплексных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

В рамках данной работы принимаемые на федеральном уровне стратегии развития базовых отраслевых комплексов экономики страны (транспортная стратегия России, энергетическая стратегия России и др.) должны разрабатываться с учетом региональной структуры экономики
и содержать обязательные разделы, характеризующие территориальный разрез планируемого развития той или иной отрасли.

Развитие республики в долгосрочной перспективе обуславливает необходимость четкого определения приоритетов развития, совершенствования механизмов государственного управления и ускоренного развития инфраструктуры.

3.1.1. Состояние и перспективы развития дорожной сети

Протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории Республики Марий Эл составляет 4,7 тыс.км, в том числе федеральных – 0,2 тыс.км и территориальных – 4,5 тыс.км.

Из общей протяженности автомобильных дорог 3,3 тыс.км имеют твердое покрытие.

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием равна 143 км на 1 тыс.кв.м территории республики. Коэффициент плотности автодорог общего пользования с твердым покрытием (коэффициент Энгеля) составляет 26.

Годовая потребность финансовых средств для обеспечения поступательного функционирования дорожной отрасли составляет более
3,0млрд. рублей. Лимиты финансирования в 2007 году составляют
723,8 млн. рублей, что в 4,2 раза ниже потребности.

В связи с отменой Федерального закона «О дорожных фондах
в Российской Федерации» объем финансирования дорожного хозяйства
за период с 2000 по 2004 год по стране и Республике Марий Эл сократился в 2 раза.

Обеспеченность населенных пунктов республики дорогами с твердым покрытием составляет 55 процентов. Не имеют подъездных дорог 625 населенных пунктов. Потребность в строительстве дорог с твердым покрытием составляет 1296 км. Тем не менее в последние годы значительно снизились темпы строительства автомобильных дорог: в 1990 году построено в Республике Марий Эл 241 км дорог,
а в 2006 году – 6,7 км.

Вследствие недостаточности финансирования в предшествующие годы накопленный «недоремонт» уже составляет более 2000 км, сметной стоимостью более 6 млрд. рублей.

Из 228 мостов 23 моста имеют недостаточные габариты, 12 мостов имеют срок службы, равный или превышающий 25 лет.

Уменьшение финансирования дорожного хозяйства без учета действующих нормативов на содержание и ремонт автомобильных дорог приведет к несоответствию к 2010 году свыше 80 процентов автомобильных дорог нормативным транспортно-эксплуатационным показателям, что неизбежно повлечет рост расходов на их ремонт и содержание.

В настоящее время автомобильные дороги Республики Марий Эл
и улично-дорожная сеть муниципальных образований практически
не строятся, так как республиканский бюджет Республики Марий Эл
и бюджеты муниципальных образований не имеют на это достаточных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от
11 апреля 2006 г. № 209 «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации» установлены новые принципы классификации российских автомобильных дорог. Межпоселковые дороги относятся к собственности муниципальных образований и предназначены для решения вопросов местного значения. Тротуары всегда относились к собственности поселений. Поэтому решение вопросов по строительству межпоселковых дорог и тротуаров напрямую связано с бюджетной обеспеченностью муниципальных образований и поселений.

Республиканской целевой программой «Модернизация и развитие сети автомобильных дорог общего пользования Республики Марий Эл на 2005-2010 годы», утвержденной Законом Республики Марий Эл
от 9 ноября 2005 года № 38-З, планируется оказание финансовой помощи бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Марий Эл в части приведения в нормативное состояние улично-дорожной сети городов и населенных пунктов.

Республикой заключено 2 соглашения по содержанию дорог
на границах с соседними регионами:

а) с Нижегородской областью – по строительству автомобильной дороги до пос. Васильсурск;

б) с Кировской областью - по строительству автомобильной дороги Татарэнер – Шаваржаково.

Необходимо отметить, что состояние дорожного хозяйства непосредственно влияет на безопасность дорожного движения.

С целью изменения сложившейся ситуации в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» в Республике Марий Эл в 2006 году разработана и принята республиканская целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Марий Эл в 2006 – 2012 годах». Общий объем финансирования данной программы составляет 1,399 млрд. рублей, в том числе 1,346 млрд. рублей из консолидированного бюджета Республики Марий Эл и 53 млн. рублей – средства федерального бюджета.

В рамках этой программы на мероприятия по приведению
в нормативное состояние улично-дорожной сети в период
2007-2012 годов планируется направить 502 млн. рублей.

Перспективы развития дорожной сети в Республике Марий Эл связаны с:

сохранением существующей сети автомобильных дорог;

повышением технического уровня существующей сети автомобильных дорог, где главным является ликвидация участков, лишенных покрытия, изменение плана и профиля и расширение проезжей части на особо опасных и загруженных участках автомобильных дорог с целью обеспечения безопасного пропуска автомобильного транспорта, строительство объездных автомобильных дорог населенных пунктов;

завершением формирования сети основных автомобильных дорог общего пользования, строительством дорог, дополняющих сложившуюся структуру дорожной сети, с целью ликвидации перепробега и обеспечения связи между районными центрами по кратчайшим маршрутам;

созданием сети автомобильных дорог с твердым покрытием
в сельской местности, обеспечивающей связь всех населенных пунктов
с центрами сельских администраций и хозяйств, а также опорной сетью дорог.

На этапе прогнозируемого экономического роста в регионе необходимо приведение основных федеральных и межрегиональных автомобильных дорог, входящих в состав российских и международных транспортных коридоров, в соответствие с расчетной интенсивностью движения и требованиями СНиПА.

Наши рекомендации