Освоение текстового программирования в среде RobotC.

Исследовательский подход к решению задач. Использование памяти робота для повторения комплексов действий. Элементы технического зрения. Расширения контроллера для получения дополнительных возможностей робота. Работа над творческими проектами. Участие в учебных состязаниях.

Формы организации занятий

Основными формами учебного процесса являются:

· групповые учебно-практические и теоретические занятия;

· работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);

· участие в соревнованиях между группами;

· комбинированные занятия.

Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы, основываются на педагогических технологиях:

  1. Сотрудничество.
  2. Проектный метод обучения.
  3. Технологии использования в обучении игровых методов.
  4. Информационно-коммуникационные технологии.
  5. Частично-поисковый.
  6. Исследовательский.
  7. Создание ситуаций творческого поиска.
  8. Стимулирование (поощрение).

Формы подведения итога реализации программы

· защита итоговых проектов;

· участие в конкурсах на лучший сценарий и презентацию к созданному проекту;

· участие в школьных конференциях (конкурсах исследовательских работ).

Ожидаемые результаты изучения курса

Осуществление целей и задач программы предполагает получение конкретных результатов:

В области воспитания:

Воспитательный результат занятий робототехникой можно считать достигнутым, если учащиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию известных моделей и алгоритмов, созданию творческих проектов. Самостоятельная подготовка к состязаниям, стремление к получению высокого результата.

В области конструирования, моделирования и программирования:

Знакомство с языком Си. Расширенные возможности текстового программирования. Умение составить программу для решения многоуровневой задачи. Процедурное программирование. Использование нестандартных датчиков и расширений контроллера. Умение пользоваться справочной системой и примерами.

Способность к постановке задачи и оценке необходимых ресурсов для ее решения. Планирование проектной деятельности, оценка результата. Исследовательский подход к решению задач, поиск аналогов, анализ существующих решений.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

По окончанию курса обучения учащиеся должны

Знать:

- теоретические основы создания робототехнических устройств;

- элементную базу при помощи которой собирается устройство;

- порядок взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими устройствами;

- порядок создания алгоритма программы действия робототехнических средств;

- правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами.

Уметь:

- проводить сборку робототехнических средств с применением LEGO конструкторов;

- создавать программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

· использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;

· соблюдения безопасности приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Учебно - тематический план

№ п\п Наименование разделов Количество часов
всего теория практика
Раздел 1. Введение: информатика, кибернетика, робототехника. Инструктаж по ТБ
Раздел 2. Основы конструированияИзучение механизмов
Раздел 3. Программирование
Раздел 4. Разработка, сборка и программирование моделей.
Раздел 5. Творческие проекты. Разработка, сборка и программирование своих моделей.
Итого    

Содержание программы

№ раздела № занятия Тема занятия Теоретическая часть Практическая часть
1 - 2 Робототехника для начинающих, базовый уровень Основы робототехники. Понятия: датчик, интерфейс, алгоритм и т.п.   Понятие «робот», «робототехника». Применение роботов в различных сферах жизни человека, значение робототехники. Просмотр видеофильма о роботизированных системах. Показ действующей модели робота и его программ: на основе датчика освещения, ультразвукового датчика, датчика касания Ознакомление с комплектом деталей для изучения робототехники: контроллер, сервоприводы, соединительные кабели, датчики-касания, ультразвуковой, освещения. Порты подключения. Создание колесной базы на гусеницах
3 - 5 Твой конструктор (состав, возможности) Основные детали (название и назначение) Датчики (назначение, единицы измерения) Двигатели Микрокомпьютер NXT Аккумулятор (зарядка, использование) Как правильно разложить детали в наборе Компьютерная база ФМЛ, Конструктор 9797 ”Lego Mindstorms NXT” ПО ”Lego Mindstorms NXT Edu”, дополнительные датчики. Соединительные элементы. Конструкционные элементы. Специальные детали. Электронные компоненты Микропроцессорный модуль NXT с батарейным блоком. Три мотора со встроенными датчиками. Ультразвуковой датчик (датчик расстояния). Датчик касания. Датчик звука – микрофон. Датчик освещенности.
6 - 7 Моя первая программа Программное обеспечение NXT Требования к системе. Установка программного обеспечения. Интерфейс программного обеспечения. Понятие «программа», «алгоритм». Алгоритм движения робота по кругу, вперед-назад, «восьмеркой» и пр. Написание программы для движения по кругу через меню контроллера. Запуск и отладка программы. Написание других простых программ на выбор учащихся и их самостоятельная отладка.
8 - 9 Ознакомление с визуальной средой программирования Палитра программирования. Панель настроек.   Понятие «среда программирования», «логические блоки». Программирование и робототехника. Показ написания простейшей программы для робота. Интерфейс программы LEGOMINDSTORMSEducationNXT и работа с ним. Написание программы для воспроизведения звуков и изображения по образцу
Робот в движении. Сборка модели по технологическим картам. Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности NXT (программа из ТК + задания на понимание принципов создания программ) Написание линейной программы. Понятие «мощность мотора», «калибровка». Применение блока «движение» в программе. Создание и отладка программы для движения с ускорением, вперед-назад. «Робот-волчок». Плавный поворот, движение по кривой.
11 -12 Программа с циклом Написание программы с циклом. Понятие «цикл». Использование блока «цикл» в программе. Создание и отладка программы для движения робота по «восьмерке»
13 - 14 Робот движется по окружности, в произвольном направлении Понятие «генератор случайных чисел». Использование блока «случайное число» для управления движением робота Создание программы для движения робота по случайной траектории
  Робот движется по заданной линии Теория движения робота по сложной траектории Написание программы для движения по контуру треугольника, квадрата
16 - 17 Робот, повторяющий воспроизведенные действия Промышленные манипуляторы и их отладка. Блок «записи/воспроизведения» Робот, записывающий траекторию движения и потом точно её воспроизводящий
18 - 19 Робот, определяющий расстояние до препятствия Ультразвуковой датчик Робот, останавливающийся на определенном расстоянии до препятствия. Робот-охранник
Ультразвуковой датчик управляет роботом Робот, реагирующий на звук. Цикл и прерывания. Применение регуляторов. Создание и отладка программы для движения робота внутри помещения и самостоятельно огибающего препятствия.
21 - 22 Робот-прилипала Программа с вложенным циклом. Подпрограмма. Поиск объектов. Слежение за объектом. Основы технического зрения. Команды управления движением. Робот, следящий за протянутой рукой и выдерживающий требуемое расстояние. Настройка иных действий в зависимости от показаний ультразвукового датчика
23 - 24 Использование нижнего датчика освещенности Яркость объекта, отраженный свет, освещенность, распознавание цветов роботом.   Робот, останавливающийся на черной линии. Робот, начинающий двигаться по комнате, когда включается свет.
Движение вдоль линии Калибровка датчика освещенности Робот, движущийся вдоль черной линии.
Соревнования роботов Робототехнические соревнования Соревнования роботов. Зачет времени и количества ошибок
Робот с несколькими датчиками Датчик касания, освещения, звука. Создание робота и его программы с задним датчиком касания и передним ультразвуковым.
  28 - 29 Футбол роботов Программирование коллективного поведения и удаленного управления. Простейший искусственный интеллект. Командные игры с использованием инфракрасного мяча и других вспомогательных устройств.
30 - 34 Защита проекта «Мой собственный уникальный робот» Трехмерное моделирование. Удаленное управление по bluetooth.   Создание собственных роботов учащимися и их презентация.


Список литературы

Для педагога

1. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».

2. Бабич А.В., Баранов А.Г., Калабин И.В. и др. Промышленная робототехника: Под редакцией Шифрина Я.А. – М.: Машиностроение, 2002.

3. Юревич Ю.Е. Основы робототехники. Учебное пособие. Санкт-Петербург: БВХ-Петербург, 2005.

4. http://www.legoeducation.info/nxt/resources/building-guides/

5. http://www.legoengineering.com/

Для детей и родителей

1. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».

2. Я, робот. Айзек Азимов. Серия: Библиотека приключений. М: Эксмо, 2002.

Наши рекомендации