Управление установкой, исполнением и удалением приложений.

Установка приложений

Для правильной работы приложений на компьютере они должны пройти операцию, называемую установкой. Необходимость в установке связана с тем, что разработчики программного обеспечения не могут заранее предвидеть особенности аппаратной и программной конфигурации вычислительной системы, на которой предстоит работать их программам. Таким образом, дистрибутивный комплект (установочный пакет) программного обеспечения, как правило, представляет собой не законченный программный продукт, а полуфабрикат, из которого в процессе установки на компьютере формируется полноценное рабочее приложение. При этом осуществляется привязка приложения к существующей аппаратно-программной среде и его настройка на работу именно в этой среде.

Удаление приложений

В операционных системах, реализующих принцип совместного использования ресурсов (например, в Windows 95/98), процесс удаления приложений имеет особенности. Нельзя допустить, чтобы при удалении одного приложения были удалены ресурсы, на которые опираются другие приложения, даже если эти ресурсы были когда-то установлены вместе с удаляемым приложениям. В связи с этим удаление приложений происходит под строгим контролем операционной системы. Полнота удаления и надежность последующего функционирования операционной системы и оставшихся приложений во многом зависят от корректности установки и регистрации приложений в реестре операционной системы.

31. Программные средства обслуживания компъютера.

Программное обеспечение — это совокупность программ, позволяющих осуществить на компьютере автоматизированную обработку информации. Программное обеспечение делится на системное (общее) и прикладное (специальное).

Системное программное обеспечение обеспечивает функционирование и обслуживание компьютера, а также автоматизацию процесса создания новых программ. К системному программному обеспечению относятся: операционные системы и их пользовательский интерфейс; инструментальные программные средства; системы технического обслуживания.

Операционная система — обязательная часть специального программного обеспечения, обеспечивающая эффективное функционирование персонального компьютерра в различных режимах, организующая выполнение программ и взаимодействие пользователя и внешних устройств с ЭВМ.

Пользовательский интерфейс (сервисные программы) — это программные надстройки операционной системы (оболочки и среды), предназначенные для упрощения общения пользователя с операционной системой.

Программы, обеспечивающие интерфейс, сохраняют форму общения (диалог) пользователя с операционной системой, но изменяют язык общения (обычно язык команд преобразуется в язык меню). Сервисные системы условно можно разделить на интерфейсные системы, оболочки операционных систем и утилиты.

Интерфейсные системы — это мощные сервисные системы, чаще всего графического типа, совершенствующие не только пользовательский, но и программный интерфейс операционных систем, в частности, реализующие некоторые дополнительные процедуры разделения дополнительных ресурсов.

Оболочки операционных систем предоставляют пользователю качественно новый по сравнению с реализуемым операционной системой интерфейс и делают необязательным знание последнего.

Утилиты автоматизируют выполнение отдельных типовых, часто используемых процедур, реализация которых потребовала бы от пользователя разработки специальных программ. Многие утилиты имеют развитый диалоговый интерфейс с пользователем и приближаются по уровню общения к оболочкам.

Инструментальные программные средства (системы программирования) — обязательная часть программного обеспечения, с использованием которой создаются программы. Инструментальные программные средства включают в свой состав средства написания программ (текстовые редакторы); средства преобразования программ в вид, пригодный для выполнения на компьютере (ассемблеры, компиляторы, интерпретаторы, загрузчики и редакторы связей), средства контроля и отладки программ.

Текстовые редакторы позволяют удобно редактировать, формировать и объединять тексты программ, а некоторые — и контролировать синтаксис создаваемых программ.

33. Приемы и методы работы со зжатыми данными.

Архивация - это сжатие, уплотнение, упаковка информации с целью ее более рационального размещения на внешнем носителе (диске или дискете). Архиваторы - это программы, реализующие процесс архивации, позволяющие создавать и распаковывать архивы.Необходимость архивации связана с резервным копированием информации на диски и дискеты с целью сохранения программного обеспечения компьютера и защиты его от порчи и уничтожения (умышленного, случайного или под действием компьютерного вируса). Чтобы уменьшить потери информации, следует иметь резервные копии всех программ и файлов. Программы-упаковщики (архиваторы) позволяют за счет специальных методов сжатия информации создавать копии файлов меньшего размера и объединять копии нескольких файлов в один архивный файл. Это даёт возможность на дисках или дискетах разместить больше информации, то есть повысить плотность хранения информации на единицу объёма носителя (дискеты или диска).WinRAR — это 32-разрядная версия архиватора RAR для Windows, мощного средства создания архивов и управления ими. Существует несколько версий RAR для разных операционных систем, в частности, RAR для Windows, Linux, FreeBSD, DOS, OS/2, Mac OS X.

RAR для Windows поставляется в двух вариантах:· полная поддержка архивов RAR и ZIP;

· использование оригинального высокоэффективного алгоритма сжатия данных;

· наличие графической оболочки с поддержкой технологии перетаскивания (drag & drop);

· возможность использования интерфейса командной строки;

· работа с архивами других форматов (7Z, ACE, ARJ, BZ2, CAB, GZ, ISO, JAR, LZH, TAR, UUE, Z);

Чтобы извлечь из архива файлы, используя графическую оболочку WinRAR, сначала нужно открыть архив в WinRAR.

34. Основы компъютерной безопасности.

В зависимости от возможных видов нарушений работы сети (под нарушением работы я также понимаю и несанкционированный доступ) многочисленные виды защиты информации объединяются в три основных класса :

- средства физической защиты, включающие средства защиты кабельной системы, систем электропитания, средства архивации, дисковые массивы и т.д.

- программные средства защиты, в том числе: антивирусные программы, системы разграничения полномочий, программные средства контроля доступа. Шифрование данных

- административные меры защиты, включающие контроль доступа в помещения, разработку стратегии безопасности фирмы, планов действий в чрезвычайных ситуациях и т.д.

35. Программа создания текстовых данных.

MS WORD Основные элементы окна: строка заголовка  
строка основного меню программы  
панели инструментов  
кнопки управления окном, документом  
:линейки, окно документа  
строка состояний  
полосы прокрутки  

36. Программы обработки данных в элекронных таблицах.

Microsoft Excel - это программный продукт, который относится к категории электронных таблиц. Но это не единственная программа электронных таблиц для персональных компьютеров. Среди других можно назвать также Lotus 1-2-3 и Quattro Pro.

Электронная таблица (в том числе и Excel) — это интерактивная компьютерная программа, основное рабочее поле которой состоит из набора строк и столбцов. Они отображаются на экране в специальном окне, которое можно прокручивать вверх и вниз, вправо и влево. Область, находящаяся на пересечении строки и столбца, называется ячейкой. В ячейке может находиться число, текст или формула.

С помощью формул можно выполнять вычисления, в которых используются значения, содержащиеся в других ячейках. Вы можете копировать и перемещать ячейки, а также изменять содержащиеся в них формулы.

Электронную таблицу можно сохранить в файле для дальнейшего использования или удалить, если она больше не нужна. Ячейки электронной таблицы можно форматировать самыми разными способами и распечатывать для ведения документации. Кроме того, отдельные группы ячеек с числами можно использовать для создания диаграмм или карт.

Наиболее важным преимуществом электронной таблицы является то, что при изменении содержимого какой-либо ячейки, используемой в формуле, результат будет автоматически пересчитываться. Это означает, что, если вы создадите электронную таблицу с определенными формулами, то, внеся в нее небольшие изменения, сможете использовать ее и в других случаях.

37. Системы управления базами данных.

Система управления базами данных Mіcrosoft Access 2003 и ее основные возможности

Приложение Microsoft Access – это настольная система управления реляционными базами данных (СУБД), предназначенная для работы на автономном персональном компьютере (ПК) или локальной вычислительной сети под управлением семейства операционных систем Microsoft Windows (Windows 2000, Windows XP и Windows Server 2003).

СУБД Microsoft Access обладает мощными, удобными и гибкими средствами визуального проектирования объектов с помощью Мастеров, что позволяет пользователю при минимальной предварительной подготовке довольно быстро создать полноценную информационную систему на уровне таблиц, запросов, форм и отчетов.

К основным возможностям СУБД Microsoft Access можно отнести следующие:

Проектирование базовых объектов – двумерные таблицы с полями разных типов данных.

Создание связей между таблицами, с поддержкой целостности данных, каскадного обновления полей и каскадного удаления записей. Ввод, хранение, просмотр, сортировка, изменение и выборка данных из таблиц с использованием различных средств контроля информации, индексирования таблиц и аппарата алгебры логики.

Создание, модификация и использование производных объектов (запросов, форм и отчетов).

38. Создание призентации в Microsoft Offise.

Среди существующих программ фирмы Microsoft особую важность представляет пакет офисных пользовательских программ Microsoft Office, без которого большинство пользователей просто не могут представить работу на компьютере. Последняя версия этого пакета была одобрена почти каждым человеком, который столкнулся с работой в нем. Благодаря внедрению новых дополнительных функций и возможностей, а также удачно переработанному интерфейсу, Microsoft Office PowerPoint 2007 стал намного функциональнее и удобнее предыдущей версии. Но не буду так его расхваливать, судите сами. Запускайте и работайте, я думаю вы не разочаруетесь. С помощью этой программы можно создавать довольно красочные презентации, которые пригодятся для большей наглядности и понятности при представлении своего доклада или реферата, при защите дипломной работы (когда сам использовал, получил на защите большой плюс) или диссертации, при постановке задачи подчиненным или предоставления результатов работы начальству, а также при показе своего проекта или фирмы через Интернет. В этой программе кроме обычного текста и рисунков (фотографий), на слайдах можно также поместить видео и звуковые файлы. Для представления этой информации используются различные эффекты, которые помогают сделать презентацию красивой.

39. Программа Outlook.

Microsoft Outlook— персональный информационный менеджер с функциями почтового клиента и Groupware компании Майкрософт, входящий в пакет офисных программ Microsoft Office.

Помимо функций почтового клиента для работы с электронной почтой, Microsoft Outlook является полноценным органайзером, предоставляющим функции календаря, планировщика задач, записной книжки и менеджера контактов. Кроме того, Outlook позволяет отслеживать работу с документами пакета Microsoft Office для автоматического составления дневника работы.

Outlook может использоваться как отдельное приложение, так и выступать в роли клиента для почтового сервера Microsoft Exchange Server, что предоставляет дополнительные функции для совместной работы пользователей одной организации: общие почтовые ящики, папки задач, календари, конференции, планирование и резервирование времени общих встреч, согласование документов. Microsoft Outlook и Microsoft Exchange Server являются платформой для организации документооборота, так как они обеспечены системой разработки пользовательских плагинов и скриптов, с помощью которых возможно программирование дополнительных функций документооборота (и не только документооборота), не предусмотренных в стандартной поставке.

40. Компьютерные сети и сетевые службы.

Сети бывают локальными и глобальными. Локальная сеть - это сеть, объединяющая компьютеры, географически расположенные на небольшом расстоянии друг от друга - например, в одном здании. Глобальные сети служат для соединения сетей и компьютеров, которых разделяют большие расстояния - в сотни и тысячи километров. Интернет относится к классу глобальных сетей. Сетевые службы – это системные распределенные программы, реализующие сетевые сервисы. Они часто представляют собой пару «клиент-сервер» и являются неотъемлемыми компонентами ОС.

41. Протоколы и службы интрернета.

Протокол - это совокупность правил, в соответствии с которыми происходит передача информации через сеть.

Основные протоколы используемые в работе Интернет:

TCP/IP На самом деле TCP/IP является не одним протоколом, а целым набором протоколов, работающих совместно. Он состоит из двух уровней. Протокол верхнего уровня, TCP, отвечает за правильность преобразования сообщений в пакеты информации, из которых на приемной стороне собирается исходное послание. Протокол нижнего уровня, IP, отвечает за правильность доставки сообщений по указанному адресу. Иногда пакеты одного сообщения могут доставляться разными путями.

POP3

SMTP

FTP Протокол FTP (File Transfer Protocol - Протокол передачи файлов) специально разработан для передачи файлов по Интернету.

HTTP Протокол HTTP (Hypertext Transfer Protocol - Протокол передачи гипертекста) является протоколом более высокого уровня по отношению к протоколу TCP/IP - протоколом уровня приложения. HTTP был разработан для эффективной передачи по Интернету Web-страниц

IMAP4

WAIS

Gorpher

WAP для того, чтобы предоставить доступ к службам Интернета пользователям беспроводных устройств - таких, как мобильные телефоны, пейджеры, электронные органайзеры и др.

Интернет-службыInternet Explorer или Outlook. И т.д.

42. Язык HTML

Язык HTML (Hyper Text Markup Language) – универсальный язык разметки гипертекста, используемый для подготовки Web документов для Internet. Язык позволяет форматировать текст, добавлять графические образы, работать с таблицами и организовывать связь одного документа с другим с помощью механизма гиперссылок. Для создания HTML документов используют текстовые редакторы (например Блокнот), текстовые процессоры (Word), редакторы тегов HTML и визуальные HTML-редакторы. Вы можете создать HTML документ в простом Блокноте. Придерживаясь определённого стандарта и записав в текстовом файле HTML код, сохранив на жёстком диске и изменив расширение на .html или .htm вы получите полноценную web страничку.

43. Работа в редакторе FrontPage Express.

Один из самых простых и доступных редакторов гипертекста — MS FrontPage Express. Он входит в состав Windows, и любой пользователь может быстро уста новить его на своем компьютере.

ачало работы с гипертекстовым редактором заключается в создании пустой страницы. Эта программа похожа на обычный редактор, и вы можете создавать в нем документы так же, как и обычные текстовые. Я рекомендую ввести на новой странице какойнибудь русский текст, сохранить файл, закрыть программу, а за тем открыть файл снова. И тут сразу возникнет проблема: русские буквы отобра зятся неправильно

FrontPage Express работает по такому же принципу, как и другие редакторы ги пертекста: для создания большинства элементов HTML предусмотрена специ альная кнопка или команда меню. Создадим для примера фон документа. Выби раем команду Формат > Фон и устанавливаем флажок Фоновое изображение. Затем в поле ввода указываем имя графического файла типа GIF или JPG. Если путь к файлу не указан, то подразумевается, что файл находится в той же папке, что и страница. После закрытия окна диалога фон появляется в документе. Для вставки рисунка надо установить курсор в нужной строке и щелкнуть на кнопке Вставить изображение. В поле ввода печатаем имя графического файла.

44. Редактор математических функций Matcad.

MathCAD — это программное обеспечение для персонального компьютера, которое позволяет создавать документацию и выполнять расчеты в технологической и научной областях Программное обеспечение Mathcad в настоящее время поддерживает работу с алгебраическими системами. Однако Mathcad ориентирован, в первую очередь, на инженерную разработку. Mathcad позволяет строить графические изображения, соответствующие математическим выражениям.

CreateMesh – построение графиков.

45. Понятие языка программирования . Алгоритма и программы. Компиляторы и интерпретаторы.

Алгоритм и программа

Алгоритм – это точно определенное описание способа решения задачи в виде конечной последовательности действий. Иначе, это описание называется формальным

Программа – это логически упорядоченная последовательность команд необходимая для управления компьютером.

Программа, с которой работает процессор, представляет собой последовательность чисел, называемую машинным кодом. Написать программу в машинном коде достаточно сложно и поэтому для представления алгоритма в виде, понятном компьютеру, служат языки программирования.

Языки программирования

Языки программирования - этоискусственные языки. Они отличаются от естественных ограниченным, достаточно малым числом слов, значение которых понятно компьютеру (транслятору), и очень строгими правилами записи команд (операторов). Совокупность требований для записи команд образуют синтаксис языка, а смысл каждой команды – семантику языка.

Нарушение формы записи программы приводят к синтаксической ошибке, а правильно написанная программа, но не отвечающая алгоритму, приводит к семантической ошибке (по другому – логической, или ошибке времени выполнения программы).

Процесс поиска ошибок в программе называют тестированием, процесс устранения ошибок – отладкой программы.

46. Уровни и поколения языков программирования.Уровни языков программированияЕсли язык программирования ориентирован на конкретный тип процессора и учитывает его особенности, то он называется языком программирования низкого уровня. “Низкий уровень” –это значит, что операторы близки к машинному коду и ориентированы на конкретный тип процессора. Языком самого низкого уровня является язык Ассемблера, который представляет каждую машинную команду в виде символьных условных обозначений, называемых символьными мнемониками. Перевод программы на языке Ассемблера в машинный язык называется транслитерацией. Программа, написанная на языке низкого уровня, может быть использована только в такой среде, в которой она была создана. С помощью языков низкого уровня создаются очень эффективные и компактные программы, так как разработчик получает доступ ко всем возможностям процессора.

Языкипрограммирования высокого уровня ближе и понятнее человеку, чем компьютеру. В программах, созданных на языках высокого уровня, особенности компьютерных систем не учитываются, перенос программ на уровне исходных текстов на другие платформы не создает трудностей, если в них создан транслятор этого языка. Программы разрабатывать на языках высокого уровня проще, а ошибок допускается меньше.

47. Понятия визуального программирования. Окна и компоненты в Делфи. Delphi относится к системам визуального программирования, которые называются также системами RAD (Rapid Application Development) – быстрая разработка приложений.

В главном окне Delphi отображаются: главное меню, панели инструментов, палитра компонентов. Визуализируемой моделью в Visual Basic и Delphi является окно (форма, диалог) Windows, а не код программы.

Принято визуализировать только работу с элементами интерфейса, когда в качестве объектов визуализации рассматриваются визуальные компоненты, из которых состоят формы (окна и диалоги) интерфейса программы. Мало кому не приходит в голову мысль, что и операторы программы можно рассматривать как объекты визуализации.

В качестве возможного варианта реализации такой визуальной разработки кода программы можно рассматривать табличную форму записи макросов в Access. В этом случае визуализируемая модель - макрос - программа управления данными в базе или процессом их отображения. Команды макроса находятся в разных строчках записи макроса. Окно свойств находится непосредственно под списком команд. Окна инструментов в привычном виде нет, но оно реализовано в виде комбобокса с командами, т.е. в каждой строке записи макроса в отдельности имеется возможность выбора или смены текущей команды макроса. Это и есть визуализированная форма записи программы. В одном из диалогов с Митасовым Андреем (ООО "Интелпарт") мы коснулись вопросов реализации алгоритмической мультиязычности (КВ №45 за 1999). Интересен факт, что этот вопрос и визуальное программирование связаны между собой.

48. Организация работы в Делфи. Структура проекта. Программа Delphi-это несколько связанных между собой файлов.

Главный файл проекта, изначально называется PROJECT1.DPR. Если необходимо переименовать название проекта, нужно перезаписать этот файл, выбрав в меню File команду Save Project As: При задании имени следует придерживаться правил задания имен в Object Pascal. Имя не должно содержать пробелов (используйте в таком случае знак подчеркивания), должно начинаться с буквы (цифры допустимы, но со второй позиции), не должно содержать других символов, кроме букв и цифр. Под каким именем вы сохраняете проект, под таким именем и будет создаваться исполняемый EXE файл, который вы всегда сможете самостоятельно переименовать.

49. Понятие классов. Объекта, свойства метода, и события в Делфи.

Классы служат основным инструментом реализации мощных возможностей Delphi. Класс является образцом, по которому создаются объекты, и наоборот, объект - это экземпляр реализации класса. Образцы для создания элементов программы в Object Pascal называются типами, таким образом, класс TfmExamplel -это тип. Перед его объявлением стоит зарезервированное слово type (тип), извещающее компилятор о начале раздела описания типов.

Стандартный класс TForm реализует все нужное для создания и функционирования пустого Windows-окна.

Каждый компонент имеет впечатляющий набор событий, на которые он может реагировать. Программист сам определяет, какие события в программе требуется обрабатывать.

Объект — совокупность свойств, методов, событий. Что означает "совокупность"? Это значит, что объект как бы состоит из методов, свойств и событий, и они обеспечивают его полноценную работу. Представим себе кнопку. Она обладает:

свойствами (цвет, текст на кнопке, шрифт текста и т. д.);событиями (события пользовательского ввода, например, нажатие на кнопку);

методами (обеспечивающими работу кнопки, например, метод прорисовки текста, прорисовки фокуса и т. д.).Свойства — это переменные, которые влияют на состояние объекта. Например, ширина и высота объекта. Методы — это те же процедуры и функции, т. е. это то, что объект умеет делать. Например, объект может иметь процедуру для вывода какого-то текста на экран. Эта процедура и есть метод, который принадлежит объекту. События — это те же процедуры и функции, которые вызываются при наступлении определенного события. Например, если изменилось какое-то свойство объекта, может быть сгенерировано соответствующее событие и вызвана процедура, которая инициализирует реакцию приложения на это событие.

50. ООП . Основные принципы.

Объектно-ориентированное программирование (ООП) — это метод программирования, при использовании которого главными элементами программ являются объекты. В языках программирования понятие объекта реализовано как совокупность свойств (структур данных, характерных для данного объекта), методов их обработки (подпрограмм изменения их свойств) и событий, на которые данный объект может реагировать и, которые приводят, как правило, к изменению свойств объекта.Объектно-ориентированное рограммирование основано на «трех китах» - трех важнейших принципах, придающих объектам новые свойства. Этими принципами являются инкапсуляция, наследование и полиморфизм.

Инкапсуляция есть объединение в единое целое данных и алгоритмов обработки этих данных. В рамках ООП данные называются полями объекта, а алгоритмы - объектными методами.

Наследование есть свойство объектов порождать своих потомков. Объект-потомок автоматически наследует от родителя все поля и методы, может дополнять объекты новыми полями и заменять (перекрывать) методы родителя или дополнять их.

Полиморфизм - это свойство родственных объектов (т.е. объектов, имеющих одного общего родителя) решать схожие по смыслу проблемы разными способами. В рамках ООП поведенческие свойства объекта определяются набором входящих в него методов.

51. Структура модуля в Делфи.

Таким образом, модуль состоит из трёх частей:

1. Описание типов, констант, процедур, доступных другим программам, использующим этот модуль.

2. Описание типов, констант и т. д., используемых в данном модуле (это раздел глобальных переменных).

3. Описание самих процедур со своими типами и константами (раздел локальных переменных).

unit Модуль; {Имя модуля программы}

{************}

interface {Описание интерфейсной части}

{Разделы доступны другим модулям, использующим этот:}

uses {Раздел модулей – модули, используемые в программе}

Мод1, МодN; {Имена используемых модулей: «Мод1», «МодN»}

const {Раздел констант}

Конст1 = Знач1; {Присвоение значения «Знач1» константе «Конст1»}

type {Раздел типов - используемые типы}

Тип1 = Описание1;{Описание типа с именем «Тип1»}

var {Раздел переменных - используемые переменные}

Пер1 : Тип1; {Описание переменной «Пер1» типа «Тип1»}

{************}

implementation {Раздел описания модуля}

{Разделы доступны глобально внутри модуля:}

uses {Раздел модулей – модули, используемые в программе}

Мод2; {Внутри модуля используется модуль «Мод2»}

const {Раздел констант}

Конст2 = Знач2; {Присвоение значения «Знач2» константе «Конст2»}

label {Описание раздела меток}

Метка1; {Описание метки с именем «Метка1»}

type {Раздел типов - используемые типы}

Тип2 = Описание2; {Описание типа с именем «Тип2»}

var {Раздел переменных - используемые переменные}

Пер2 : Тип2; {Переменная «Пер2» типа «Тип2»}

{************}

procedure Проц1; {Описание процедуры с именем «Проц1»}

{Разделы доступны локально внутри процедуры:}

type {Раздел типов - используемые типы}

Тип3 = Описание3; {Описание типа с именем «Тип3»}

var {Раздел переменных - используемые переменные}

Пер3 : Тип3; {Переменная «Пер3» типа «Тип3»}

begin {Начало описания процедуры «Проц1»}

Операция1; {Тело процедуры «Проц1», выполняющей «Операцию1»}

end; {Конец описания процедуры «Проц1»}

52. Типы данных в Object Pascal. Функции приобразования типов.

Целый тип.

Язык программирования Object Pascal поддерживает семь типов данных: shortint , smallint, longint, byte, word, integer и cardinal. Типы данных shortint , smallint, longint, byte, word относятся к основной (fundamental) категории. Формат и диапазон значений указанных типов основной категории не зависят от разрядности микропроцессора и используемой операционной системы. Ниже в таблице Вы можете увидеть описание перечисленных целых типов, относящихся к основной категории.

Вещественный тип.

Язык программирования Object Pascal поддерживает четыре типа данных, позволяющих работать с дробными, вещественными числами. Это такие типы как: real, single, double, extended. Эти типы различаются между собой диапазоном допустимых значений и возможным количеством цифр, то бишь точностью записи числа в памяти компьютера. Ниже в таблице Вы имеете возможность ознакомиться с описанием вещественного типа данных.

Символьный тип.

Язык программирования Object Pascal поддерживает три символьных типа данных: ansichar, widechar и char. Они, как и целые типы, делятся на основную и общую категории. Основная категория включает типы: widechar и char.

Тип данных ansichar представляет собой Ansi - символы, то есть печатаемые (отображаемые) и служебные символы, которые кодируются от 0 до 255 (смотрите Приложение 1 к уроку 4: Таблица кодировки символов в Windows).

Тип widechar представляет собой Unicode - символы, которые кодируются числами от 0 до 65535. Первые 256 символов Unicode совпадают с символами Ansi.

Тип char относится к общей категории и представляет собой печатаемые и служебные символы в кодировке ANSI.

Строковый тип.

Язык программирования Object Pascal поддерживает три строковых типа: shortstring, longstring, widestring.

Тип shortstring представляет собой статически размещаемые в памяти компьютера строки длиной от 0 до 255 символов.

Тип longstring представляет собой динамически размещаемые в памяти компьютера строки, длина которых ограничена только объемом свободной памяти компьютера.

Тип widestring так же представляет собой динамически размещаемые в памяти компьютера строки, длина которых ограничена только объемом свободной памяти компьютера. Однако, в отличие от строки типа longstring, каждый символ является Unicode - символом, то есть кодируется 16 битами.

Замечание.

В языке Object Pascal для обозначения строкового типа допускается использовать идентификатор string, который применяется для обозначения строкового типа в языке Turbo Pascal. Тип string эквивалентен типу shortstring.

Логический тип.

В языке Object Pascal, как и в других языках программирования, для обозначения значений логического типа (Boolean) используются две логические величины: true (истина) и false (ложь).

53. Виды операндов. Логические операнды.

В Object Pascal определены следующие операции:

унарные not, @ ;

мультипликативные *, /, div, mod, and, shi, shr;

аддитивные +, -, or, xor;

отношения =, <>, <, >, <=, >=, in.

В Object Pascal определены следующие логические операции:

not - логическое НЕ;

and - логическое И;

or - логическое ИЛИ;

xor - исключительное ИЛИ. К логическим же в Object Pascal обычно относятся и две сдвиговые операции над целыми числами:

54. Условные операторы. Компоненты CheckBox, RadioButton, RadioGroup.

Условный оператор позволяет изменить порядок выполнения операторов в зависимости от выполнения некоторого условия. Вот как он записывается:

if условие then действие else альтернатива ;

Слова if (если), then (тогда), else (иначе) – зарезервированные. Действие и else альтернатива - это любые операторы Delphi, или несколько операторов, заключённых в логические скобки begin/end, или вызов подпрограммы. Если условие истинно, то выполняется действие, если ложно, то выполняется альтернатива.

Компонент Delphi CheckBox это флажок - независимый переключатель. Флажок Delphi CheckBox используется в программе для визуализации состояний включено-выключено. Каждый щелчок мышкой по компоненту Delphi CheckBox меняет его состояние на противоположное. Смена состояния переключателя также доступна и в программе.

RadioButton Зависимый переключатель. Используется для выбора только одного из нескольких вариантов. Для этого компонент объединяется как минимум с одним или несколькими такими же компонентами в группу. Щелчок по компоненту приводит к его выделению и снятию выделения ранее выбранного компонента. Также имеет свойство Checked.

RadioGroup Группа зависимых переключателей. Содержит специальные свойства для обслуживания нескольких связанных между собой зависимых переключателей.

55. Операции циклов. Компоненты Memo и Edit.

Операторы цикла позволяют организовать многократное повторение одной и той же последовательности действий. В Delphi имеются три оператора, позволяющих это сделать:

"простой" оператор цикла

условный оператор цикла

условный оператор повторения

Простой оператор цикла применяется, когда известно количество повторений цикла. Он записывается так:

for счётчик := выражение-1 to выражение-2

do действие ;

Условный оператор цикла удобно использовать в том случае, когда количество повторений заранее не известно:

while условие do

тело цикла ;

Memo Многострочный текстовый редактор. Используется для ввода пользователем и отображения многострочного текста без функций форматирования.\

Edit Строка ввода. Предназначена для ввода пользователем текстовой информации в виде одной строки. Имеет возможности по управлению вводимой информацией, например, переопределению символов до их появления в поле ввода, что используется в формах для ввода пароля.

56. Подпрограмы в Делфи. Параметры подпрограмм.

Подпрограммы

Подпрограмма представляет собой набор операторов, команд, оформленных специальным образом. Подпрограмму можно вызывать из основной программы, причём неограниченное число раз. Вынося какой-то код в подпрограмму, мы исключаем дублирование этого кода в различных местах программы и, естественно, уменьшаем общий объём кода программы. Использование подпрограмм придаёт приложению более структурированную форму. В какой-то степени подпрограммы и упрощают чтение кода для других пользователей. Более того, использование подпрограмм позволяет

По структуре подпрограмма практически идентична самой программе - она содержит заголовок, блок описаний, блок реализации. Конечно, форма записи подпрограмм (т.е. их описания) отличается от формы записи самой программы.

В общем случае работа с подпрограммой делится на два этапа. Перво-наперво нужно описать подпрограмму, иначе основная программа просто её не найдёт. После того, как подпрограмма описана, её можно вызывать из основной программы. При этом, конечно, никто не запрещает Вам редактировать подпрограмму и программу параллельно. Т.е. Вы можете сначала просто описать подпрограмму и "повесить" на неё простейшее действие вроде вывода окошка с сообщением, затем прописать вызов подпрограммы во всех нужных местах, протестировать работоспособность программы, и затем продолжить написание подпрограммы.

Вызов подпрограмм осуществляется по их именам

Типы подпрограмм

Все подпрограммы делятся на процедуры и функции. В предыдущих уроках эти термины уже использовались. Сейчас Вы узнаете, в чём разница. А различий на самом деле немного. Функция - это подпрограмма, результатом работы которой является какое-либо значение (одно единственное). Это позволяет использовать функции как обычные переменные, т.е. как операнды в выражениях. Просто значения будут вычисляться "на лету". Процедуры - это подпрограммы, которые не возвращают никакого значения в результате своей работы. Тем не менее, процедуры могут использоваться для передачи в основную программу каких-либо данных, причём передаваться может не одно значение, а несколько. Но в общем и целом процедуру следует понимать просто как ярлычок на выполнение указанных действий.

57. Функции работы с символами и строками.

Работа со строками

Основной операцией со строками является сложение. Подобно числам, строки можно складывать. И если в числах стулья с апельсинами складывать нельзя, то в строках - можно. Сложение строк - это просто их объединение

Длина строки Длину строки можно узнать с помощью функции Length(). Функция принимает единственный параметр - строку, а возвращает её длину

Нахождение подстроки в строке Неотъемлемой задачей является нахождение подстроки в строке. Т.е. задача формулируется так: есть строка S1. Определить, начиная с какой позиции в неё входит строка S2. Без выполнения этой операции ни одну обработку представить невозможно. Итак, для такого нахождения существует функция Pos().

Удаление части строки Удалить часть строки можно процедурой Delete().

В

Наши рекомендации