ОС Windows, ее общая характеристика
Основные характерные черты программных продуктов серии Windows:
1. Ключевой идеей Windows является обеспечение полной независимости программ от аппаратной части компьютера – программная совместимость.
2. Единый графический пользовательский интерфейс.
3. Многозадачность.
4. Возможность работать в сетевой среде.
5. Наиболее универсальная система обмена данными между приложениями.
Графика Windows является универсальной, т.е. снимается проблема обеспечения совместимости с конкретным типом дисплея или принтера.
Основу пользовательского интерфейса Windows составляет иерархически организованная система "ОКНО" и другие графические объекты.
Пользовательский интерфейс Windows, например в отличие от интерфейса командной строки DOS, реализует оперативное управление на основе выбора того или иного графически визуализированного элемента (кнопки, пиктограммы и др.) с помощью манипулятора "мышь" (команды клавиатуры, как правило, имеют вспомогательное или резервное значение).
Набор используемых элементов интерфейса − стандартный, что позволяет легко осваивать интерфейс прикладных программ, работу с Windows.
Windows – это объектно-ориентированная система. Суть объектно-ориентированного подхода состоит в том, что не программы управляют данными, а данные управляют программой. Интерфейс представляет собой подобие реального мира, а работа с ЭВМ сводится к действиям с обычными предметами. Так, папки можно открывать, перемещать, убирать в портфель. Документы можно просматривать, исправлять, перекладывать с одного места на другое, уничтожать или выбрасывать в корзину, а после извлекать из нее и снова использовать.
Важной характеристикой Windows, как многозадачной среды является реализация в ней технологий обмена данными между различными приложениями (сразу на нескольких уровнях). К ним относятся:
1.Передача данных через буфер обмена (clipboard).
2.DDE (Dynamic Data Exchange) – динамический обмен данными (оперативная передача и синхронизация данных в приложениях.)
3.OLE (Object Linking and Embedding) – технология связывания и внедрения объектов
Буфер обмена – это специальным образом организованное динамическое пространство оперативной памяти для временного размещения данных. Область ОЗУ, предназначенная для временного размещения данных при переносе из одного места в другое, например, между областью данных приложения и устройством ввода/вывода. При этом в нем запоминаются как сами данные (до 24), так и то, к какому программному приложению они относятся. Обмен данными как внутри программ Windows, так и между ними, построен на базе универсальных системных процедур.
OLE (англ. Object Linking and Embedding) — технология связывания и внедрения объектов и протокол, разработанные компанией Майкрософт (объектно-ориентированная технология).
Она подразумевает внедрение данных одного типа, обрабатываемые одной программой, в данные, относящиеся к другой программе. При этом при обращении к внедренным данным происходит автоматический вызов того приложения, к которому они относятся. Примером применения OLE является внедрение рисунка или электронной таблицы в текстовый документ.
Связывание отличается от внедрения тем, что в создаваемый комплексный документ вставляется не сам объект, а только указатель на местоположение объекта. При использовании связывания объектов, а не внедрения, размер результирующего комплексного документа практически не увеличивается, так как указатель занимает очень мало места.
Связанный объект – это данные (объект), созданные в одном файле и вставленные в другой файл с поддержкой связи между файлами. Связанный объект может обновляться одновременно с обновлением исходного файла. Связанный объект не является частью файла, в который он вставлен.
Внедренный объект – это данные (объект), вставленные в файл. Внедренный объект становится частью файла. При двойном щелчке внедренный объект открывается с помощью программы, в которой был создан.
Работа Windows в сетевой среде обеспечивает пользователям сети ряд преимуществ, типичных при объединении компьютеров в сеть:
а) совместное использование ресурсов файлового сервера, принтеров, факсов, модемов;
b) использование электронной почты и других средств коммуникации.
В ОС Windows заложен принцип – WYSIWYG (What You See Is What You Get – что видите, то и получаете), за счет которого формируется на принтере то же изображение. что и на экране (в DOS возможны отличия из-за выбранного на принтере шрифта).
Другой удачный принцип – Plug and Play – (подключи и используй) –позволяет без ручной настойки подключать новые устройства ПК, например, принтер, проигрыватель, поскольку ОС автоматически подберет необходимый драйвер.
Технология Drag and Drop (перетащи и положи) дает возможность легко менять размеры окон, удалять и перемещать объекты, запускать программы и т.п.
Задача интерфейса − сделать компьютер доступнее, понятнее для пользователей. Из этих соображений для наименования всего пространства экрана в среде Windows используется понятие рабочий стол (DeskTop).
Стартовый экран Windows представляет собой системный объект, называемый рабочим столом.
На рабочем столе могут быть расположены: папки, специальные папки, отдельные документы, ярлыки и панель задач. Рабочий стол– это графическая среда, на которой отображаются объекты Windows и элементы управления Windows. Все, с чем мы имеем дело, работая в данной системе, можно отнести либо к объектам, либо к элементамуправления.
Значки– это графическое представление объектов Windows, а Панель задач– один из основных элементов управления, на котором располагаются ярлыки некоторых программ, кнопки открытых программ.Панель задач – служит для запуска задач и переключения между ними.
В составе операционной системы Windows имеется специальный набор как служебных, так и персональных папок пользователя. Служебные папки открывают пользователю доступ к различным ресурсам и настройкам операционной системы, к таким папкам, в частности, относятся папки Мой компьютер и Панель управления. Персональные папки предназначены для хранения строго индивидуальной информации.
Специальные (системные, служебные) папки: Мой компьютер, Сетевое окружение, Корзина и Мои документы. Они отличаются от обычных папок тем, что их нельзя удалить. Можно только удалить значок с рабочего стола
Значок является графическим представлением объекта. То, что мы делаем со значком, мы на самом деле делаем с объектом. Например, удаление значка приводит к удалению объекта; копирование значка приводит к копированию объекта и т. д.
Ярлык – это файл с расширением .lnk, содержащий информацию о расположении объекта, для которого он создан. Ярлык отличается от папки наличием стрелки в нижнем левом угле.
Окно – это структурный и управляющий элемент пользовательского интерфейса, который представляет собой обрамленную прямоугольную часть экрана, в которой может отображаться приложение, документ или сообщение. Окна– один из самых важных объектов Windows. Абсолютно все операции, которые мы выполняем, работая с компьютером, происходят либо на рабочем столе, либо в каком-нибудь окне.
Можно выделить следующие 4 типа окон:
Окно папки– графически отображает содержимое папки.
Окно приложения – содержит структурные элементы (панели инструментов, ленты, полосы прокрутки, строку состояния, линейки и т.п.) и рабочую область, внутри которой отображается обрабатываемый программой объект (документ, таблица, файл базы данных и т.п.)
Диалоговое окно – это специальное окно, которое вызывается в приложении и используется, как правило, для установки различных параметров. Такие окна не могут менять свой размер, не могут быть свернуты или увеличены на весь экран. Объекты диалоговых окон: вкладки, флажки, переключатели, поля, поля со списком, бегунки, счетчики, кнопки и т.д.
Окна справочной системы. Содержат вспомогательную справочную информацию по работе с системой и приложениями, а также элементы управления справочной системой.
Меню– набор объединенных по функциональному признаку пунктов, обозначающих команды программного продукта.
ü Главное (меню ЛКМ кнопки Пуск, меню ОС)
ü Системное (оконное, управляющее)
ü Строка меню
ü Контекстное (динамическое, меню объекта, меню правой кнопки)
Некоторые способы вызова меню: